Каждый студент как минимум раз в семестр сталкивается с промежуточной аттестацией и подготовкой промежуточных аттестационных работ. Обратите внимание, что указанные категории – не синонимы, но выполняют фактически одни и те же функции, но с разных сторон и подходов. Сегодня мы расскажем о подготовке к подготовке к каждому из заявленных вариантов аттестации.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции промежуточной аттестации студентов
Учебный процесс состоит из двух основных составляющих: непосредственное обучение и освоение образовательной программы (или ее части) и проверка качества подготовки и знаний студентов. Самой длительной стадией подготовки выступает учеба, но ключевым аспектом, от которого зависит возможности продолжать освоение профессии, является промежуточная аттестация. На ее отводится в среднем от 14 до 21 дня, на протяжении которых студентам предстоит показать степень усвоения пройденного материала, качество подготовки и пр.
Промежуточная аттестация студентов представляет собой период, когда учащимся предстоит преодолеть проверочные рубежи и продемонстрировать освоение всех пройденных за семестр или курс тем в рамках учебного плана, развитие соответствующих навыков и представлений и умение пользоваться ими. То есть иными словами, данный момент заявлен в виде основных письменных работ, зачетов и сессии.
Цель промежуточной аттестации – определить уровень подготовки учащихся и определить дальнейшую траекторию их развития: продолжение обучения, корректировка программы с акцентом на пробелы и недостатки в знаниях, устранение проблемных зон и пр.
Промежуточная аттестация называется так неспроста. Во-первых, она проводится на определенном этапе обучения. Чаще всего по мере освоения модуля или комплекса взаимосвязанных тем, на определенном этапе (при переходе к следующему уровню сложности и пр.). Во-вторых, она позволяет определить сложности и пробелы в подготовке студентов, оперативно скорректировать план обучения и пр. В-третьих, от результатов промежуточной аттестации может зависеть не просто возможность продолжения обучения в сузе или вузе, но и целесообразность обучения в целом: посильность программы, качество текущей подготовки, достаточность знаний и умений для продолжения обучения и пр.
Промежуточная аттестация проходит в учебном заведении на определенном этапе: по мере завершения части программы в рамках каждого предмета, по мере окончания учебного года.
Таким образом, промежуточная аттестация студентов выполняет ряд важнейших функций:
- Оценивающая. Она позволяет определить текущий уровень подготовки и степень усвоения пройденного материала, достаточность знаний и умений для продолжения обучения, перехода на следующий уровень;
- Коррекционная. По результатам промежуточной аттестации педагог принимает решение о корректировке учебной программы с акцентом на темы, нюансы, вызывающие у студентов (у большинства или сильнейших представителей группы и пр.) сложности, проблемы;
- Дисциплинирующая. Реализация промежуточной аттестации происходит по определенному плану, требуя от студентов тщательной подготовки к предстоящим испытаниям и мерам контроля, оценки их знаний и умений. В данном случае каждая из сторон должна к определенному сроку, времени подготовиться: педагог – предоставить список экзаменационных вопросов или «аналоговых» заданий, студент – получить «допуск» и подготовиться к испытанию.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод. Промежуточная аттестация – это обязательная мера по проверке степени усвоения пройденного материала и готовности учащегося к продолжению обучения. Обойти ее стороной не может ни один студент, так как ее преодоление является его обязанностью. Отказ от участия в рамках промежуточной аттестации в колледже или вузе грозит отчислением.
Обратите внимание, что письменные работы называют «промежуточными» не просто так. Их выполняют «в промежутке» между определенными этапами обучения, между основными аттестациями и пр.
Виды и формы промежуточной аттестации в учебных заведениях
Промежуточная аттестация – это лишь общее названием системы по проверке знаний и умений учащихся, которые они развили при изучении конкретного набора предметов. Как правило, она затрагивает все освоенные дисциплины в течение определенного периода времени.
Среди форм проведения промежуточной аттестации можно выделить две категории: устная и письменная. Устная представляет собой проведение зачетов или экзаменов на основе «билетного» опроса, простого опроса учащихся. Притом все задания и вопросы будут затрагивать конкретный предмет, набор тем, заявленный учебным планом и календарно-тематическим планированием занятий со стороны педагога.
Второй формой контроля над студентами выступает письменная. Она предполагает проведение соответствующих манипуляций и задания для проверки усвоения как отдельно взятых тем, так и программы за определенный период в целом. Эта парадигма представлена в виде всевозможных письменных работ, которые чаще всего носят индивидуальный характер (или имеют в составе дополнительное, индивидуальное задание): контрольные работы, отчеты о НИР, отчеты по практике, курсовые работы, лабораторные работы и пр. Все они выполняются до основной волны промежуточной аттестации и подлежат своевременной сдаче или защите. Притом в рамках каждого предмета может быть предусмотрен как 1, так и несколько видов письменных работ.
Более того, письменный формат также присущ и зачетно-экзаменационной поре. Зачеты и экзамены также могут реализовываться на билетной основе в письменном виде или посредством проведения тестирования (классического или дистанционного).
Важно отметить, что реализация любого формата промежуточной аттестации подлежит строго планированию. Во-первых, в рамках каждого предмета будет подготовлен список экзаменационных вопросов и заданий. Во-вторых, проведение данного этапа ограничен по времени, но при этом между экзаменами обязательно будут присутствовать свободные дни (для отдыха и подготовки). В-третьих, сдача письменных работ также регламентирована: список тем для проведения исследования доступен на кафедре, сроки сдачи материалов ограничены (до начала сессии) и пр.
Обратите внимание, что независимо от формата и вида промежуточной аттестации ее преодоление обязательно для каждого студента!
Понятие и особенности промежуточных аттестационных работ
Промежуточная аттестационная работа является средством контроля и оценки качества подготовки студента в рамках конкретной дисциплины. Она может носить частный и комбинированный характер. Первый вид предполагает выполнение исследования в рамках конкретной темы (основной, серьезной, входящей в календарно-тематический план по предмету). Второй предполагает выполнение комплекса заданий общего характера с целью определения развития основных и достаточных представлений, навыков по дисциплине.
Первой специфической чертой промежуточных аттестационных работ является письменный вид. Данные проекты предполагают предоставление письменного описания реализованных действий и констатацию, анализ полученных результатов. Притом подготовка каждого студенческого проекта предполагает соблюдение четких регламентов, инструкций и рекомендаций: структурирование текста, особенности первоисточников, оформление материалов и пр.
Вторым характерным моментом промежуточных аттестационных работ является их обязательный характер. Важно отметить, что далеко не каждая письменная работа, выполняемая учащимся, считается промежуточной аттестационной. К данной категории относят всего несколько видов исследований: отчет по практике и курсовая работа, отчет о НИР или отчет о лабораторной работе. Притом следует убедиться, что они отражены в составе учебного плана. Без сдачи или зашиты такого проекта исследования студент не сможет получить допуск к экзамену.
Третья особенность рассматриваемых видов письменных работ состоит в их тематическом направлении. Промежуточная аттестационная работа выполняется только по ведущему или профильному предмету, который играет немаловажную роль в становлении будущего специалиста. Тема такого исследования – глубокая, чаще всего носит исследовательский или практический характер, соответствует требованиям образовательной программы и целям ее освоения, учебному плану и пр.
Четвертая характерная черта промежуточных аттестационных работ – индивидуальный характер. Данный вид материалов готовится на основе изучения массы литературы, проведении экспериментов (по необходимости) каждым учащимся лично, самостоятельно. Только такой подход позволяет определить подход индивида к делу, владение предметом и материалами, умение проводить исследование, оценивать соответствующие навыки и качества и пр.
Еще одной особенностью промежуточных аттестационных работ выступает их предаттестационный характер. Данная специфическая черта предполагает, что письменное исследование автор должен предоставить на проверку или защиту заранее, до начала основной волны промежуточной аттестации. Именно по результатам оценки проекта и общего положения студента в рамках осваиваемой дисциплины (посещаемость, соблюдение требований педагога, выполнение иных работ и пр.) принимается решение о допуске к экзамену.
Промежуточная аттестационная работа должна быть сдана или защищена до сессии!
Классификация и предназначение промежуточных аттестационных работ
Итак, какие работы студентов относят к категории промежуточных аттестационных работ? Ведь среди наиболее популярных и распространенных студенческих проектов можно насчитать около 2 десятков исследований. Но, как показывает практика, не каждое из них отражается на общей репутации и успехах учащихся.
В зависимости от формы и сроков проведения промежуточной аттестации можно выделить два варианта письменных проектов.
Первый – текущий контроль. Он может носить как вспомогательный, так и обязательный характер. Данная разновидность по проверке качества подготовки студента проводится в рамках определенного предмета, по одной или конкретному набору пройденных тем (блок, модуль). Он предстает в виде самостоятельных работ, контрольных работ, лабораторных работ и отчетов. В этом случае посредством выполнения указанных проектов студенты демонстрируют понимание и усвоение материалов, основных категорий и правил, умение пользоваться специальными инструментами и оборудованием, применять знания на практике и анализировать полученные результаты.
Промежуточные аттестационные работы в ходе текущего контроля знаний студентов не несут существенной нагрузки на успеваемость студента, не оказывают влияния на получение допуска к экзаменам (при условии, если они не указаны в качестве обязательных проектов в учебном плане). Их миссия – проверить качество усвоения пройденных тем, наличие определенные умений и представлений, пробелы в знаниях учащихся для корректировки хода дальнейшего погружения и пр.
Контрольные, лабораторные и самостоятельные работы выполняются самостоятельно. Чаще всего задания студентов нося аналогичный характер или дублируются, имеют дополнительное индивидуальную часть. Все намеченные упражнения и вопросы затрагивают определенный предмет и набор тем (пройденных тем!). То есть данный вариант промежуточной аттестации имеет узкие масштабы действия и специфическую роль.
Второй вариант промежуточных аттестационных работ – обязательный, доэкзаменационный. В рамках этой градации принято выделять студенческие исследования и письменные работы, без которых индивид не сможет получить допуск к сессии. Таких трудов немного: отчет о НИР, отчет по практике, курсовая работа. Каждый из указанных проектов выполняется на определенном этапе обучения и по мере преодоления конкретной «метки».
Курсовая работа выполняется по базовому или профильному, но важному для профессионального становления предмету с целью закрепления пройденного материала и углубления знаний студентов. Она носит тематический характер и чаще всего основывается на проведении фундаментального, эмпирического или практического исследования. Без своевременной защиты курсовой работы студент не сможет получить допуск к экзаменам.
Отчет о НИР – серьезное научно-прикладное исследование, требующее тотального погружения в профильный предмет и определенную тему, подведения четких и обоснованных выводов по результатам работы. Данный вид письменных работ чаще всего выполняют студенты технических, естественнонаучных специальностей для подтверждения компетенций и знаний, освоения программы и выработки конкретный навыков, базы для дальнейшего развития. Чаще всего подобные работы готовятся на старших курсах по итогам проведения лабораторных работ или прикладных исследований.
Отчет по практике – обязательный документ, который формируется студентами после прохождения соответствующего этапа подготовки. Его защита в целом не оказывает существенного влияния на ход экзаменационной сессии, но без этого документа получить отметку об успешном завершении практической подготовки невозможно. Если его вовремя не сдать, то образуется академическая задолженность. Обратите внимание, что отчет по практике призван подтвердить не только факт прохождения стажировки, но и обретения определенных навыков и представлений в рамках постигаемой профессии. То есть он призван «оценить и аттестовать» факт практической подготовки студента.
Важным моментом в подготовке всех видов промежуточных аттестационных работ выступает принцип самостоятельности. Каждая студенческая работа выполняется автором лично, индивидуально! Притом индивидуальность исследованию придает наличие специального «индивидуального» задания.
Также следует отметить, что процесс выполнения каждой студенческой работы строго регламентирован и ограничен: по времени (срокам), структуре и содержанию, объему, оригинальности текста, теме и масштабам исследования и пр.
В любом случае промежуточные аттестационные работы призваны оценить качество подготовки студента на каждом уровне, этапе обучения.
Особенности подготовки и защиты промежуточных аттестационных работ
Как мы уже отмечали, к каждой студенческой работе предъявляют определенные требования. Все они отражаются в ГОСТах, но в самом простом и доступном для студента виде они отражены в методических рекомендациях. Отсюда можно сделать вывод: проектная деятельность учащихся сузов и вузов тщательно спланирована.
Подготовка промежуточных аттестационных работ – ответственная миссия, требующая тщательной подготовки и проработки. Для выполнения качественного исследования и его оформления в соответствующем виде необходимо учесть ряд формальных и неформальных параметров. К первой категории относят:
- Обязательные формальные правила по подготовке проекта. Они затрагивают тематическую приверженность (в рамках определенной дисциплины, с учетом пройденных разделов и пр.), структуру и содержание, количество первоисточников, объем, оригинальность текста, оформление и пр.;
- Неформальные каноны по подготовке промежуточных аттестационных работ затрагивают определение и способы отражения авторской позиции, логику исследования, фокус изучения проблемы, подбор посильных способов по воздействию на проблему (гипотеза) и пр.;
- Вид письменной работы и ее роль в учебном процессе: глубина научной мысли, ширина исследования, место в учебном процессе (обязательно к выполнению и защите, не играет существенной роли в получении допуска к экзаменам и т.д.).
В таблице ниже отметим специфику подготовки каждого вида промежуточных аттестационных работ.
Вид промежуточной аттестационной работы |
Структура исследования | Объем проекта |
Миссия работы |
Контрольная, самостоятельная работа | Развернутый ответ на вопрос, задание
Решение задач, анализ кейса, выполнение определенного упражнения |
До 15-25 страниц | Проверка качества усвоения определенной темы или модуля в рамках осваиваемого предмета, вариант текущего контроля знаний студентов
Может оказывать влияние на допуск к экзамену Подлежит простой сдаче или защите |
Лабораторная работа, отчет о лабораторной работе | Теоретический раздел – инструктивный характер, описание основных категорий и правил по теме
Практическая часть – писание эксперимента и полученных результатов с обоснованными выводами |
До 20-30 страниц | Метод текущего контроля по оценке практических навыков студентов, выработке умений по работе с конкретным оборудованием и пр.
Не всегда обязателен для получения допуска к экзамену Подлежит простой сдаче или защите |
Отчет о НИР | Теоретическая часть содержит емкое и полное описание основных моментов в рамках заявленной темы
Практическая часть посвящается проверке гипотезы на теоретическом или практическом уровне с описанием хода исследования и полученных результатов |
До 30-35 страниц | Призван оценить исследовательские и практические навыки студентов в рамках постигаемого предмета
Подлежит простой сдаче или защите |
Курсовая работа | Теоретическая часть раскрывает ключевые понятия, правила и методы работы
Практический раздел призван показать умение пользоваться теоретическим багажом: оценка теорий и их уместности в реалиях, проведение эксперимента, анализ полученных результатов исследования |
До 25-30 страниц | Обязательна к подготовке и защите
Оказывает первостепенное влияние на допуск к экзаменам |
Отчет по практике | Теоретическая часть емко описывает основные методы работы, правила, терминологию
Практическая часть предполагает описание объекта, выполнение индивидуального задания, анализ конкретной ситуации и подготовку обоснованных выводов согласно цели прохождения практики |
До 30 страниц | Важен для подтверждения базовых практических навыков по профилю с акцентом на этап обучения, уровень образования
Влияния на допуск к экзаменам не оказывает, но может провоцировать возникновение академической задолженности (если не сдать своевременно) Подлежит простой сдаче или защите |
Проанализировав таблицу, можно выделить следующие особенности каждого вида промежуточных аттестационных работ.
Во-первых, каждое из исследований проводится на определенном этапе обучения: контрольным и самостоятельные работы свойственны по мере окончания конкретного набора тем, отчет по практике – только после ее прохождения и сбора соответствующей информационной базы, курсовая работа – по мере изучения базовой части в рамках важного предмета.
Во-вторых, все указанные аттестационные работы носят срочный характер и должны быть сданы в определенный период времени – до начала сессии. Притом в зависимости от вида и роли исследования в учебном процессе порядок его зачета разнится: контрольные, лабораторные работы, отчеты о НИР могут быть предоставлены педагогу формально – просто в письменном виде без защиты. Курсовые работы, отчеты по практике подлежат защите.
В-третьих, все вышеописанные промежуточные аттестационные работы предполагают всестороннее описание заявленной темы: теоретическое или научное разъяснение, описание проблемы и предложения по ее решению. Практическая часть проекта предполагает реализацию описанной в первой главе методики.
В-четвертых, цели указанных студенческих работ разнятся. Одни призваны сугубо проверить степень усвоения пройденного материала, другие – призваны углубить познания и развить определенные исследовательские или прикладные качества, навыки.
В-пятых, в рамках каждого промежуточного аттестационного проекта предусмотрена специальная часть – индивидуальное задание, которое подчеркивает специфику исследования, конкретные и обязательные действия автора при раскрытии темы или выполнении отдельных моментов и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Услуги Дисхелп по подготовке промежуточных аттестационных работ
Выполнение промежуточных аттестационных работ – задача непростая. Чтобы справиться с ней студенту предстоит пройти немало преград: начиная от банального разбора темы и всестороннего изучения предмета и заканчивая оформлением качественного текста в определенном формате, объеме и качестве.
Притом подготовительная стадия в отношении промежуточных аттестационных работ будет реализовываться с двух сторон: педагогом и студентом.
Преподаватели фактически занимаются организацией данного этапа «предаттестацию» студентов. Им предстоит выделить определённую область для исследований, подготовить список заданий, примерных тем для изучения, вопросы и задания для проверки качества подготовки, экзаменационные вопросы и задания, проработать методические рекомендации по подготовке каждого вида промежуточной аттестационной работы и пр.
Специалисты Дисхелп готовы облегчить участь преподавателей в части подготовки материалов для проведения промежуточной аттестации студентов:
- Консультирование по вопросам разработки рабочих программ по дисциплинам, пакетов ФОС И КОС, а также непосредственная разработка образовательных программ, рабочих программ, календарно-тематическое планирование занятий и пр.;
- Помощь в разработке списка экзаменационных вопросов и заданий по дисциплине;
- Разработка списка примерных тем студенческих работ с учетом их роли, места в учебном процессе, вида и пр.;
- Разработка методических рекомендаций по подготовке промежуточных аттестационных работ с учетом действующих требований ГОСТ и особенностей образовательной программы, рабочей программы, объема пройденных материалов и тем и пр.
Миссия студентов по подготовке промежуточных аттестационных работ сводится к незыблемому соблюдению заявленных требований и условий, а также тщательная тематическая проработка в заданном формате: курсовая работа, отчет о НИР, отчет по практике, КСР, лабораторная работа и пр.
Команда Дисхелп готова предоставить широкий спектр услуг по подготовке промежуточных аттестационных работ всем учащимся вузов и сузов:
- Содействие в выборе или формулировке темы исследования, проектирование и планирование проекта с учетом установленных требований;
- Подбор информационной базы по теме исследования;
- Выполнение тестов, практических заданий и задач по всем предметам;
- Выполнение и оформление с учетом требований ГОСТ и методических рекомендаций контрольных, лабораторных работ, НИР, отчетов по практике, курсовых проектов и пр.;
- Корректура и редактура текста студенческих работ, структурирование материалов, проверка на ошибки;
- Подготовка ответов, шпаргалок к экзаменационным вопросам;
- Консультирование по вопросам выполнения практических задач, исследований, всех видов студенческих работ: разъяснение правил, определение направления или темы исследования, содействие в поиске информации и пр.;
- Повышение оригинальности текста промежуточных аттестационных работ с учетом действующих стандартов по системе Антиплагиат.вуз;
- Подготовка научного доклада или защитной речи для прохождения аттестации, сдачи студенческой работы;
- Подготовка сопутствующих материалов для успешной защиты исследования: презентация, макеты, чертежи, раздаточный материал, научные статьи и пр.;
- Аннотирование и рецензирование промежуточных аттестационных работ.
Специалисты образовательного центра Дисхелп готовы оказать помощь студентам всех сузов и вузов по всем направлениям подготовки, дисциплинам с учетом общих и частных требований, дедлайнов, гарантируя при этом высокое качество материалов (услуг) и конфиденциальность данных.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!