Любой научно-исследовательский проект должен максимально полно раскрывать изучаемый вопрос, тему, иметь конкретные выводы и рекомендации автора. Притом у каждого элемента (будь то раскрытие определения, анализ проблемы, советы и пр.) должно быть свое место согласно плану работы, ГОСТам и методическим рекомендациям.
Одним из обязательных параметров научно-исследовательского проекта является наличие выводов. Но на защиту диссертации недостаточно представить лишь аргументы и их анализ. Создатель научной работы должен быть убедительным, четко и грамотно рассказать о сути исследования. Для этого ему необходимо подготовить защитную речь и определить ключевые положения, выносимые на защиту.
Сегодня мы расскажем, как формировать оба критерия, когда они уместны и необходимы.
Выводы в диссертации: что, где, когда?
Вывод представляет собой аргументированное и обоснованное мнение по конкретному вопросу, явлению или отдельному моменту. В диссертационном исследовании умозаключения автора должны учитывать изученный фрагмент, его суть, подчеркивать не только проблему, но и отношение исследователя к ней.
Пожалуй, единственной частью диссертации, где будут отсутствовать какие-либо выводы, является введение. Здесь необходимо отметить лишь то, что проделал автора: описать действия, цель, ограничения, методы и пр. Далее на протяжении всей работы автору предстоит формулировать «промежуточные выводы», которые подчеркнуть наиболее важные моменты по теме, главе или параграфу. Также целесообразно делать «итоговые» выводы в конце работы (в заключении), где будут отражены основные, наиболее важные моменты научной деятельности.
Выводы в диссертации должны соответствовать следующим критериям:
- Лаконичность и емкость: выводы должны подчеркивать суть рассмотренного, а также отмечать позицию исследователя. При формулировании достаточно опираться на ключевые слова, наиболее важные моменты главы/параграфа (теории, мнения, термины, методики и пр.);
- Логичность и последовательность: вывод должен подчеркивать не только отдельные моменты, но и быть читабельным, простым и понятным. Текст «умозаключения» пишется связным языком, без скачков с термина на термин и пр.
- Аргументированность, обоснованность: в выводе исследователь подчеркивает исключительно важные моменты, актуализирует проблему, отмечая ее важность и значимость. Здесь важно отметить конкретные факты, которые могут подтвердить это.
- Единомыслие. Данный принцип предполагает, что в «заключении» исследователь отметит конкретные положения, обоснует определенную позицию. Двусмысленность фраз должна быть исключена.
- Грамотность. Написание научной работы должно учитывать все правила русского языка. Выводы – не исключение. Профессионал должен быть квалифицирован во всем!
- Научный стиль. Все умозаключения и текст научной работы выполняется строго в рамках академического письма. Использование просторечных, эмоционально окрашенных, нецензурных и иных неприемлемых форм недопустимо.
Выводы по подпунктам формируют в конце смысловых блоков в идее «связок», переходов от одного момента к другому. В конце параграфа также целесообразно подвести краткий итог по изученным фрагментам.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В диссертации принято выделять отдельный раздел «Выводы по первой (второй, третьей и пр.) главе». Здесь автору предстоит кратко и емко подчеркнуть ключевые аспекты в рамках проделанной работы, по главе. Этот раздел позволяет очертить, какую работу проделал исследователь, что изучил, к каким выводам и результатам пришел, как доказал актуальность и важность проблемы, на какие источники информации и труды полагался и т.д.
Положения, выносимые на защиту
Чтобы диссертация была допущена к защите, необходимо представить Диссовету помимо текста научной работы и автореферата, основные положения, которые он намерен защищать.
Положения, выдвинутые исследователем, представляют собой его утверждения, предположения, которые он намерен раскрывать и доказывать на протяжении всей работы. Это те параметры, которые подчеркивают уникальность проекта в целом, так как выдвинутые им «умозаключения» не должны быть ранее кем-либо предложенными, рассмотренными и доказанными.
Положения, выносимые на защиту, следует очертить еще до проведения исследования. Для этого достаточно ответить на вопросы: что я намерен изучать, ради чего, как решать проблему для получения более эффективного результата? В дальнейшем исследователь лишь редактирует указанный параметр с учетом продвижения эксперимента и полученных результатов.
Положения, выносимые на защиту, должны учитывать:
- Актуальность и значимость проблемы исследования;
- Обоснование проблемы (результаты аналитической части);
- Краткое описание хода исследования (последовательность действий — результат);
- Акцент на полученные в ходе эксперимента итоги, результаты апробации и пр.
«Защищаемые положения» конкретизируют проделанную автором работу и полученный им результат. Они формулируются с учетом следующих правил:
- Объективность и достоверность:
- Логичность и связность: текст формулируется грамотно, должен быть понятным и простым, читабельным, без каких-либо противоречий. Все критерии должны быть очерчены в единой связке, без лирических отступлений и скачков с термина на термин;
- Оригинальность: оригинальность должна проявляться не только в самом тексте, но и мнении (позиции) автора, используемой им методологии и пр.
«Защищаемые положения» призваны раскрыть три ключевых аспекта:
Аспект №1. Суть рекомендаций, то есть что именно изучал автор и для чего (цель).
Аспект №2. Особенность авторской задумки, то есть чем отличается предложение исследователя от подобных проектов в рамках изучаемой темы. Здесь же проявляется уникальность диссертации в целом, позиции исследователя и его методов, предлагаемого им решения.
Аспект №3. Ценность и значимость проекта. Этот критерий проявляется в эффективности полученных результатов, возможности их дальнейшего применения на практике или в науке (рекомендациях), пользе и пр.
Для грамотной формулировки положений целесообразно использовать общепринятые клише: определено… (проблема, конкретный показатель, свидетельствующий о ней и пр.), на защиту выносятся…, установлено соответствие … и пр.
Данный параметр может включать в свою структуру следующие элементы: ключевые термины и понятия научной работы, аргументированное видение автора и его мнение по теме, результаты и рекомендации, описание предлагаемых реформ и пр.
Отличаются ли выводы научной работы от положений, выносимых на защиту?
Выводы диссертации – понятие более абстрактное. Они присутствуют на протяжении всего научно-исследовательского проекта, конкретизируя изученные моменты, выделяя суть и подчеркивая позицию автора.
Выводы могут быть абстрактными (например, в теоретической части диссертации) и объемными. Они могут описывать ход развития проблемы (основные ее вехи).
Положения на защиту носят более конкретизированный характер, отмечая лишь предположения автора (то, что он намерен доказывать), результаты исследования и рекомендации.
Важно отметить, что оба положения призваны подчеркнуть актуальную проблему, необходимость ее решения и разработать максимально эффективные рекомендации, пути решения. Притом и выводы, и положения, выносимые на защиту обязательны для получения допуска проекта к защите: без выводов научная работа будет неполной, не соответствующей ГОСТам.
Положения оформляются отдельным файлом и занимают буквально одну страницу (не более 2). Их целесообразно прилагать в качестве «сопутствующего» документа. Его миссия – облегчить знакомство членов Диссовета с диссертацией, конкретизировать гипотезу и ход научной работы, полученный результат и его ценность. Также они проявляются во вводной части проекта в виде гипотезы, актуальности проблемы, намеченной цели, предмета и пр.
Каждое положение выделяется в отдельный подпункт или абзац, что позволяет автору кратко и емко выделить суть научного эксперимента.
Формулировка выводов и положений, выносимых на защиту, предопределяет успех автора диссертации. Поэтому к написанию указанных постулатов необходимо подходить с особым вниманием и ответственностью. Грамотное отражение выводов и основных положений позволит понять суть проекта, ход мыслей автора, особенности научного изыскания.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
всегда считала, что это одно и то же. Эти два пункта очень похожи: главное отразить суть исследования, полученные результаты. Спасибо disshelp за хорошее разъяснение, яркие отличия. Статья точно поможет избежать ошибок при формировании этих постулатов.