10 грубых ошибок при написании дипломной работы по психологическим наукам

Выполнение ВКР по психологии независимо от уровня осваиваемого образования требует от выпускника тщетного соблюдения всех действующих правил и заявленных параметров качества. Любое отклонение от классических постулатов чревато доработками или проблемами с допуском к защите. В большинстве случаев все ошибки, допускаемые новоиспеченными психологами в аттестационных работах, можно поделить на две большие группы. Первая – «пишу не то», то есть отсутствие четкой связи темы и содержания проекта (наполнения). Вторая – «пишу не так», предполагающая явное нарушение заявленных технических параметров и правил по оформлению материалов. Сегодня мы расскажем о самых распространенных и грубых ошибках, которые выпускники допускают при выполнении дипломной работы по психологическим наукам.

10 грубых ошибок при написании дипломной работы по психологическим наукам
Выполнение ВКР по психологии независимо от уровня осваиваемого образования требует от выпускника тщетного соблюдения всех действующих правил и заявленных параметров качества. Любое отклонение от классических постулатов чревато доработками или проблемами с допуском к защите.

В большинстве случаев все ошибки, допускаемые новоиспеченными психологами в аттестационных работах, можно поделить на две большие группы. Первая – «пишу не то», то есть отсутствие четкой связи темы и содержания проекта (наполнения). Вторая – «пишу не так», предполагающая явное нарушение заявленных технических параметров и правил по оформлению материалов.

Сегодня мы расскажем о самых распространенных и грубых ошибках, которые выпускники допускают при выполнении дипломной работы по психологическим наукам.

Ошибка №1. Слишком общая (обширная) тема.

Психология – это лишь общее русло, специфическая наука о поведении и мотивах, развитии человека. Обучение по данному профилю предполагает изначально погружение в общие аспекты данной ниши, а затем на старших курсах происходит переход в более узкий сегмент и ориентация на конкретных парадигмах, объектах и пр.

На практике психологи, помогающие людям справиться с их проблемами и состоянием – это не один универсальный солдат на все случаи жизни. Каждый из квалифицированных экспертов в области психологии получает специальное образование на базе университета, психологического факультета и пр. При этом его специальность – это определённый вид психологии, где он будет тщетно изучать особенности конкретной группы объектов, явлений и пр.

Особенности выбора темы и ее раскрытия в дипломной работе по психологическим наукам

Широкая тема

Узкая тема

Ориентирована на общие принципы психологической науки: классические подходы, нормы, приемы Ориентирована на особенности конкретного сегмента в психологической науке, ее «отрасли»
Для раскрытия темы достаточно пользоваться общенаучными методами исследования Для раскрытия темы автору предстоит формировать комбинацию приемов с акцентом на специализированные психологические инструменты и подходы
Чаще всего отмечается избыток информации Нередко у авторов возникают сложности с поиском информации, дефицит информации
Нацелено на развитие общих компетенций психолога Содействует развитию и подтверждению специальных методов работы с акцентом на конкретную проблему, сферу, отраслевую и научную принадлежность
Преимущественно обзорный или аналитический характер Преимущественно аналитический и экспериментальный характер

На практике чаще всего встречаются следующие виды психологии:

  • Психология личности и отношений. Чаще всего квалификация выпускника – психоаналитик, психотерапевт;
  • Детский психолог. Здесь внутри специальности также могут быть дополнительные ограничения или особенности специальности. Например, выделение детского психолога с конкретной подопечной ему группой детей — обеденный возраст, дети с отклонениями в развитии и пр.
  • Военный психолог, в задачи которого входит анализ и помощь в формировании боевых и военных коллективов, подбор персонала, учет психотипа при поручении задач и пр.;
  • Психология труда, предполагающая подготовку специалиста для организаций, где он будет оценивать новый персонал, прорабатывать совместно с ОУП политику по мотивации и стимулированию персонала, формировать и координат психологический климат компании, помогать сотрудникам адаптироваться и преодолевать их рабочие и личные проблемы и пр.;
  • Медицинская психология – подготовка медиков для работы в соответствующих лечебных заведениях и пр.

Темы дипломных работ по психологии должны подчеркивать специфику и основную подготовку новоиспеченного специалиста. Даже если заглавие ВКР носит общий характер, важно адаптировать ее с учетом полученных знаний и компетенций, раскрыть ее с конкретного ракурса, фокуса, подчеркнув проблему, свойственную специализации.

Тема дипломной работы по психологии должна соответствовать пройденной образовательной программе, набору предметов и подчёркивать компетентность выпускника: наличие знаний, компетенций, умение решать проблемы осознанно и ответственно, обоснованно.

Как правило, тематика ВКР по психологическим наукам подлежит к изучению в частном порядке на примере конкретной группы лиц, организации, проблемы частного характера. Если такового выделения нет, то общее изучение заявленного направления может снизить итоговую отметку выпускника на защите.

Решение данной ошибки кроется в грамотном выборе направления исследования: важно выбрать узкий сегмент темы с акцентом на освоенную специальность.

Ошибка №2. Отсутствие исследования или эксперимента в составе дипломной работы по психологическим наукам.

Подготовка ВКР по психологии – это прежде всего исследовательская деятельность. Тема курсовой работы может быть, как сугубо теоретической, так и прикладной (в зависимости от специальности и интересов выпускника). Но в любом случае выполнение дипломной работы по психологическим наукам – это исследование, предполагающее не банальный обзор или описание действующих правил, но и оценку их действия в настоящее время. То есть исследовательская деятельность выпускника будет сведена к изучению и описанию определенных методов и канонов, сравнение концепций и их проверку в реалиях: частота применения, эффективность, достоинства и недостатки, возможности по совершенствованию и пр.

Виды психологических исследований
Виды психологических исследований

Если же направление исследования носит прикладной характер, то выпускнику предстоит провести психологический эксперимент и описать полученные результаты в проекте.

Отсутствие исследования или эксперимента автоматически превращает ВКР по психологии в банальный реферат, не имеющий ценности и значимости, который не в силах подчеркнуть уровень и качество подготовки автора.

Ошибка №3. Некорректные или низкосортные первоисточники информации.

В основе каждого исследования (независимо от принадлежности к конкретной науке, отрасли) лежат только надёжные, достоверные и тщательно проверенные ресурсы. В дипломной работе по психологии будет лежать как минимум два вида информации: теоретическая и прикладная.

Первая категория представлена в виде учебных и научных материалов, электронных ресурсах, которые не просто освещают и разъясняют традиции термины и каноны, но и отражают реальное положение дел в науке и отрасли. Выпускники бакалавриата, магистратуры обязаны подключать все доступные для них первоисточники, соответствующие критериям качества и находящиеся в тематической плоскости проекта. Притом предпочтение следует отдавать не учебникам, а научным работам (диссертациям, монографиям), научным статьям и пр. Ошибкой будет считаться привлечение данных из учебных пособий, которые фактически не обладают ценностью и подчеркивают лишь сложившиеся традиции и азы.

Вторая категория первоисточников психологического исследования – результаты эксперимента. Редкая дипломная работа по психологическим наукам обходится без практической части, где автору предстоит сравнить или оценить действие правил, разрешить частную проблему или ситуацию и пр. В данном случае ошибки могут быть связаны с некорректными действиями или некорректным описанием полученных результатов, неточностями (свойственными психологическим исследованиям).

Информационная база ВКР по психологическим наукам
Информационная база ВКР по психологическим наукам

В основу ВКР по психологии важно класть только проверенные материалы, не вызывающие сомнений и нестыковок, недопониманий, освещающих не только классические правила и термины, но и последние достижения ученых, реальные проблемы и их проявления, новейшие подходы к их решению. Только использование достоверной информации позволит получить соответствующие результаты, решить заявленную проблему эффективно.

В данном ракурсе ошибка автора состоит в следующем:

  • Пренебрежение проверкой материалов на соответствие критериями качества;
  • Использование первой попавшейся информации независимо от ее актуальности и значимости в исследовании;
  • Преобладание учебных материалов вместо научных, дефицит или избыток информации и некорректное разбавление темы смежными актами, тенденциями и ресурса ми;
  • Некорректная переработка задействованных первоисточников;
  • Сомнительная подача результатов экспериментов: отсутствие четко обозначенных тенденций и их увязки с научными фактами, слабое обоснование выводов.

Самой грубой ошибкой выпускника при написании дипломной работы по психологическим наукам является использование непроверенной или неточной информации по теме, отступления от намеченного плана из-за дефицита или переизбытка данных, некорректное соотношение первичных и вторичных ресурсов, полезных и второстепенных материалов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Ошибка №4. Слабая проработка научного аппарата и плана исследования.

Дипломная работа по психологическим наукам – это психологическое исследование, которое реализуется строго в рамках намеченного плана. То есть без проектирования и планирования в данном деле не обойтись. Автору ВКР предстоит не просто проанализировать тенденции по теме, но и продумать каждый шаг и этап погружения в нее. Поэтому важно сформировать план проекта и проработать научный аппарат.

Самой грубой огрехой в данном ракурсе выступает пренебрежение обязательными элементами научного аппарата. Нередко студенты отражают во введении дипломной работы по психологии не все составные части классического научного аппарата: отказываясь или забывая описать новизну, ценность, четко и грамотно выделить конкретную проблему и выдвинуть гипотезу.

Элемент научного аппарата дипломной работы по психологии

Описание элемента

Пример

Цель дипломной работы Определение основной траектории исследования: основные действия для раскрытия темы

Ключевой вопрос: что делать по теме исследования?

Призыв к действию: изучить и решить, исследовать и выявить, проанализировать тенденции и разработать рекомендации и пр.
Задачи дипломной работы Разделение намеченной цели на более простые задачи, этапы

Ключевой вопрос: как раскрыть тему?

Детализация последовательности действий по изучению темы и решению проблемы
Проблема исследования Определение сомнительного или противоречивого момента по теме. В рамках психологических исследований проблема кроется в конфликтных ситуациях, явлениях, поведении и отношениях людей Выделение конкретного противоречия или момента, которое не нашло своего окончательного решения
Гипотеза Предположение автора, потенциальное решение, требующее проверки Способ решения проблемы
Предмет исследования Ограничение с научной точки зрения, подчеркивающее принадлежность темы и проблемы к определенному виду психологии Научные ограничения исследования
Объект исследования Ключевое явление или лицо (группа лиц), на примере которых происходит изучение проблемы и ее решение Генеральная совокупность и/или выборка испытуемых
Новизна исследования Определение инноваций, новшеств, которые были выявлены и/или предложены автором Что нового сделал исследователь при изучении и разрешении проблемы, темы?
Ценность Теоретическая ценность оценивается с научной позиции практическая – эффективность предложения на практике

Ключевой вопрос: чем полезно предложение автора дипломной работы и как им пользоваться в перспективе?

Какую пользу, вклад сделал автор дипломной работы, чем полезно его предложение?
Методология Набор основных приемов и способов, которые помогли выпускнику изучить и раскрыть тему, решить проблему Комбинация приемов: общенаучные, специализированные, частные и пр.
Информационная база 3-5 основных первоисточников, которые легли в основу теоретического раздела и стали методологической основой для написания практического раздела Научная литература, программа эксперимента, результаты эксперимента

Запомните, что в дипломной работе по психологическим наукам важно не просто выделить тему, цель и задачи, но и конкретизировать все элементы научного аппарата, чтобы установить четкие и посильные границы.

Чаще всего ошибки возникают при разработке таких моментов, как:

  • Объект и предмет психологического исследования. Данные категории просто путают или не понимают;
  • Проблема и гипотеза: что решать и как решать;
  • Новизна исследования: что нового предлагает или делает автор в раскрытии темы;
  • Ценность, подчеркивающая качество и эффективность полученных результатов, перспективы дальнейших разработок и пр.;
  • Методологический аппарат, констатирующий основные методы исследования, использованные автором при написании ВКР по психологии с акцентом на общенаучные и специализированные подходы и приемы.

Обратите внимание, что план и научный аппарат взаимодополняют друг друга. В плане выпускник отмечает общую траекторию исследования: что и когда изучать, а научный аппарат фактически обосновывает каждый шаг, подчеркивая его роль в работе.

Каждый элемент научного аппарата должен пересекаться с намеченным планом действий. Научный аппарат подлежит тотальной проработке и полному освещению как во введении, так и по тексту ВКР. Сокрытие или пренебрежение любым компонентом недопустимо.

Обратите внимание, что отсутствие или отклонение от плана исследования порождает отсутствие логики, связи между этапами, результатами и заявленными начальными данными.

Ошибка №5. Отклонение от заявленной цели.

Студентам нередко приходится пересматривать ход исследования (особенно по психологии где внутренняя и внешняя среда может резко измениться). Притом не всегда корректировка действий в последствии совпадает описанной программой психологического изыскания.

Роль целеполагания при выполнении ВКР по психологическим наукам
Роль целеполагания при выполнении ВКР по психологическим наукам

Грубейшим нарушением при выполнении дипломной работы по психологии являются следующие аспекты:

  • Отклонение от заявленной во введении цели. Подобная ситуация наблюдается чаще всего при дефиците информации или в случае изменения программы эксперимента. Подобные махинации приводят к неполному раскрытию заявленной темы, отстранению от обозначенной проблемы (смещение акцента) и получению некорректных результатов или отклонение от цели;
  • Несовпадение обозначенных во введении ожиданий и полученных результатов;
  • Изменение хода эксперимента или исследования, отдельных действий приводит к искажению сути, необоснованным действиям в решении проблемы или получению некорректных, неточных результатов;
  • И пр.

При необходимости внести малейшие коррективы в ход исследования выполнения дипломной работы по психологии важно согласовать их с научным руководителем, тщательно продумать новый ход действий и корректно описать его в научном аппарате и основной части ВКР, отметить в программе психологического изыскания и пр. Каждый шаг подлежит тщетному обоснованию, в противном случае отклонение от цели, неполное раскрытие темы, получение результатов несоответствующих плану работы не избежать.

Констатация цели во введении и в заключении должна совпадать. Достижение данного ориентира – обязательный момент исследования, который подчеркнет его логическое завершение и результативность, эффективность и пр.

Ошибка №6. Отсутствие четкой авторской позиции.

Дипломная работа по психологии – это самостоятельное и оригинальное исследование, где выпускнику предстоит продемонстрировать умение принимать решение в конкретной ситуации. Брать на себя ответственность, сознательно подходить к оценке ситуации и выбору инструментов и пр. При написании ВКР по психологическим наукам не обойтись без гипотезы и авторской позиции, которые подчеркивают оригинальность и индивидуальность, интерес исследователя.

Четкая авторская позиция – это не просто мнение или отношение автора к исследуемой проблеме, но и обоснованный выбор действий, программы мероприятий, инструментов, проверка гипотезы и пр.

Проявление авторской позиции в дипломной работе по психологии

Гипотеза

План дипломной работы

Доказательная база

Что изучает выпускник: конкретный процесс, явление, поведение, отклонение и пр.? Определение ключевых тезисов, правил и методов психологического исследования Ко мнению каких ученых, исследователей и практиков склоняется выпускник? (совпадение с другими точками зрения по теме)
Что предлагает выпускник для решения проблемы? Определение способов воздействия на проблему? Особенности эксперимента и его результаты
Что ожидает выпускник от реализации выдвинутого предложения? Разработка программы мероприятий по решению проблемы с ее оценкой Выводы автора относительно проблемы и ее решения, состоятельности гипотезы, обоснованности и пр.

Также значительной огрехой данного «жанра» выступает не просто отсутствие авторской позиции. Ее наличие также может стать ошибочным, если на протяжении всего исследования автор не найдет обоснования или поддержки в виде научных фактов, результатов эксперимента (других исследователей или собственного). То есть авторская позиция подчеркивает не только мнение и выбор выпускника в решении проблемы, но и его состоятельность, эффективность, уместность. Поэтому новоиспеченным психологам, выполняющим дипломную работу по психологии, следует также стараться избегать такой ошибки, как бездоказательность и голословность, рассуждение без аргументов и отсутствие четких и обоснованных тенденций.

Ошибка №7. Необоснованные выводы или тенденции, отсутствие выводов.

По результатам каждого действия или отдельной части программы мероприятий в рамках психологического исследования/эксперимента, студенту предстоит подчеркнуть выявленные тенденции, изменения, плюсы и минусы. Притом их целесообразно преподнести не просто в описательной, а в аналитической форме с констатацией роли, значимости, эффективности. То есть каждый шаг при написании дипломной работы по психологии сопровождается формированием обоснованных и аргументированных выводов, где будут отмечены ключевые моменты и результаты. Их характер и перспективы применения, обоснование дальнейших действий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Самой грубой ошибкой при выполнении ВКР по психологическим наукам является отсутствие промежуточных выводов, когда между подпунктами одной главы студент не подводит итогов по проделанной работе и не выделяет тезисы. Наиболее важные моменты, которые помогут ему в раскрытии темы далее.

Также серьезным нарушением считается необоснованность логических итогов, когда автор предоставляет лишь обзорный итог без констатации фактов, тенденций, отклонений, симптомов проблемы и пр. каждый шаг в рамках психологического исследования приводит к конкретным результатам: диагностика – констатирует проблему и ее симптоматику, анализ – определяет провоцирующие факторы. причинно-следственные связи и позволяет подобрать оптимальное решение с учетом специфики сложившееся ситуации, рекомендации – носят прогнозный или апробационный характер и пр. Важно на каждом этапе формировать аргументированные итоги, подчеркивая суть мероприятий и полученные результаты, тенденции. Их отсутствие превращает дипломную работу в простейших обзор, реферат без авторской позиции, доказательной базы. Такие проекты попросту не доходят до защиты или гарантируют выпускнику «полный провал».

Ошибка №8. Плагиат.

Рассматриваемый нюанс – самый щепетильный и сложный. Возникновение данного вида ошибки напрямую связано с навыками авторами по работе с первоисточниками и их качеством.

Что показывает плагиат в ВКР по психологии?
Что показывает плагиат в ВКР по психологии?

Первопричинами нарушения авторских прав на труды других исследователей выступают следующие моменты:

  • Некорректное включение в текст исследования сторонних первоисточников: неправильное оформление заимствований, цитат;
  • Злоупотребление копированием материалов;
  • Сокрытие истинных данных об авторе использованного первоисточникам или присвоение чужих трудов;
  • Отсутствие использованного ресурса в списке литературы, ссылках и сносках, но с упоминанием в основной части (в прямом или косвенном виде);
  • Некачественная переработка первоисточников и пр.

Психологические исследования во многом схожи (особенно, если они посвящены одной и той же проблеме и пр.), но использование чужих трудов и результатов без упоминания истинного автора недопустимо и чревато уголовной, административной и гражданской ответственностью, которая распространяется на каждого гражданина РФ.

Ни одна дипломная работа, которая не прошла проверку на плагиат и не соответствует минимальным требованиям оригинальности, не будет допущена к защите.

Покупая готовые исследования, ВКР по психологии, ранее защищенные материалы отлынуть от их переработки и оформления, адаптации под собственные нужды невозможно.

Ошибка №10. Оформление.

Данная группа нарушений классифицируется на массу подвидов. Притом именно рассматриваемая ошибка встречается у каждого студента независимо от уровня и качества подготовки! Абсолютно идеальных и на 100% соответствующих выдвинутым требованиям исследований, проектов не существует в природе.

Оформление регулируется действующими ГОСТами, а также методическими рекомендациями учебного заведения. Оно затрагивает визуальную часть исследования, то есть то, как оно будет преподнесено на бумаге или в электронном виде.

Самые грубейшие и частые ошибки в оформлении дипломных работ по психологическим наукам выглядят следующим образом:

  • Нарушение структуры исследования, не соответствие общим требованиям ФГОС: несоразмерность глав и подпунктов, некорректное наименование или несоответствие названий разделов с их содержанием;
  • Нарушение объема исследования на фоне дефицита или переизбытка информации;
  • Отклонения от общепринятого научного стиля, академического письма в пользу публицистических или иных жанров;
  • Несоответствие техническим требованиям: неправильное оформление текста, списков, графических материалов, ссылок и сносок, цитат и пр.;
  • Некорректное оформление титульного листа, приложений;
  • Отклонения от общих технических параметров: шрифт и его размер, отступы, расположение текста или графических материалов и пр.

Ошибки в оформлении в 90% случаев возникают на фоне невнимательности или рассеянности студента. Лишь в 10% ситуаций огрехи в подаче информации возникают на фоне изменений действующих регламентов и внутривузовских правил, пренебрежением рекомендаций научного руководителя и пр.

Как мы уже отметили, идеальных проектов не существует. Поэтому на некоторые ошибки аттестационная комиссия, нормоконтроль и научный руководитель закрывает глаза. Главное, чтобы содеянные нарушения не искажали результат и общее качество исследования. Но грубейшие и очевидные нестыковки придется доработать и ликвидировать, иначе получить допуск к защите не удастся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как минимизировать ошибки при выполнении дипломной работы по психологическим наукам?

В целом, описанные огрехи автором исследований являются типичными. Их специфика кроется лишь в узости выбранной темы и ее принадлежности к конкретной научной плоскости (в нашем случае – психология).

Чтобы в дипломной работе по психологическим наукам не было серьезных нарушений, вызывающих у выпускника проблемы с допуском или защитой, важно следовать простым, но действенным советам:

  • Выбирая тему, ориентируйтесь на специфику освоенной специальности и интересы, последние тенденции. Не обязательно выбирать тему из утвержденного списка. Каждый студент и исследователь имеет право самостоятельно сформулировать и утвердить собственный вариант;
  • Внимательно изучите требования к дипломной работе по психологии. Данный нюанс особо важен при проектировании исследования;
  • Отдавайте предпочтение только надежным первоисточникам: научной литературе, научным статьям, ВАК-статьям, обзоры и книги под авторством опытных практиков с достойной репутацией и признанием;
  • Тщательно планируйте свое исследование, анализируя каждый шаг и определяя его составляющие: что изучать, как это делать, для чего и пр. Только глубокая проработка деталей позволит сформировать четкую логику исследования, построить оригинальную нить исследования и добиться нужных результатов;
  • Не отступайте от намеченного плана действий программы психологического исследования без четкого обоснования, перед внесением любых корректив и изменений обязательно посоветуйтесь с наставником;
  • Не пренебрегайте замечаниями или рекомендациями научного руководителя, рецензента и пр. лучше учесть все обозначенные нюансы и исправить их, уточнить и пр., чем впоследствии пожинать плоды неудачи и массы замечаний со стороны аттестационной комиссии, которая наверняка учтет мнение указанных лиц, изучив рецензии, отзывы и пр.;
  • При проведении эксперимента моментально фиксируйте полученные результаты. Учтите, что проведение повторного эксперимента не гарантирует получения точных и даже аналогичных результатов. Поэтому при проведении и описании результатов данного мероприятия важна внимательность и оперативность;
  • Оформление дипломной работы должно сводиться к учету всех заявленных требований качества: внутреннее и внешнее. Внутреннее будет определяться читабельностью, логичностью и информативностью текста, качеством наполнения, а внешнее – визуальное соответствие техническим параметрам и требованиям плагиата. Поэтому важно проводить самоанализ дипломной работы, своевременно преодолевать нормоконтроль и предзащиту, чтобы успеть внести соответствующие правки (при выявлении замечаний).

Только тщетное соблюдение всех требований и правил по выполнению дипломной работы по психологии и психологическому исследованию позволит добиться положительных результатов на защите. Поэтому выше нос, трубой хвост: концентрируемся на исследовании, написании ВКР тотально!

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!