Одним из немаловажных этапов при поступлении в топовые вузы России и иностранные университеты является подготовка мотивационного письма. Этот документ играет весовую роль, придавая значимости не только кандидатуре абитуриента, но позволяя по достоинству оценить его искренность, осознанность выбора образовательного заведения и профессии, а также ораторские таланты и возможности.
О порядке и особенностях подготовки мотивационного письма, его роли в жизни абитуриента мы писали ранее. Сегодня мы расскажем о грубейших ошибках, допускаемых составителями документа, которые напрямую отражаются на конкурсной позиции поступающего.
Итак, вникаем и запоминаем, какие ошибки следует исключить при формировании мотивационного письма для поступления в вуз.
СОДЕРЖАНИЕ
Ошибка №1. Подготовка одного письма на несколько вузов и специальностей.
Мотивационное письмо – это уникальный документ, отражающий намерения и желания абитуриента, обоснование сделанного им выбора в отношении учебного заведения и специальности. Поэтому он должен быть подготовлен для конкретного учреждения с учетом специфики выбранной образовательной программы. То есть поступающий должен подготовить на каждый выбранный им вуз и специальность отдельное мотивационное письмо с четким обоснованием своего выбора.
Нередко конкурсантам лень готовить данный документ в нескольких экземплярах. Они предпочитают написать один оригинальный или стандартный вариант и просто адаптировать его под каждый вуз, изменив наименование учебного заведения и образовательной программы. Это самая грубейшая ошибка.
Во-первых, даже если сфера действия (характер) университетов, их рейтинг схож, а специальности носят смежный характер, в письме будут прослеживаться нестыковки: состав программ разнится, а значит акцент может быть сделан на развитии отличных профессиональных качеств, теориях, глубине и специфике подготовки (в одном случае акцент может стоять на практике, во втором – научно-исследовательской деятельности и пр.). Отсюда и противоречие: обоснование выбора будет несоответствующим, противоречивым.
Во-вторых, каждый вуз может предъявлять специфические требования к оформлению или структуре и составу мотивационного письма. Поэтому просто изменить наименование университета и выбранной профессии буде неуместно и недопустимо.
Ошибка №2. Чрезмерная фантазия и минимальное описание реальности.
Миссия мотивационного письма – раскрыть инициативу и желание абитуриента осваивать конкретную профессию на базе определенного вуза. Притом данное стремление должно быть предельно точным, четким, обоснованным, поэтому важно полагаться на реальные факты, личные потребности в новых знаниях и пр.
Обоснование выбора университета и специальности следует обосновываться на современны тенденциях, конкретных фактах (статистических данных о востребованности профессии, дефиците специалистов на рынке труда, описании имеющихся предрасположенностей и успехов) в определенном русле (связанном с профилем) и пр. То есть важно привести больше сведений о конкурсанте, а не полагаться на богатую фантазию и примеры из интернета.
Мотивационное письмо подчеркивает индивидуальность абитуриента, выделяя его среди «серой массы» подобных индивидов. Важно предоставить не общие моменты, а именно сведения о себе: собственное видение профессии, заинтересованность в вузе и образовательной программе, цели обучения и перспективы дальнейшего развития, трудоустройства и пр.
Чем больше фактов, реалистичных описаний – тем лучше. Ошибка авторов мотивационных писем состоит в том, что они стараются сформировать обезличенное обоснование, прилагая массу сил для красивого описания, которое не всегда соответствует реалиям.
Краткий обзор ошибок в мотивационном письме и способов их устранения |
|||
№п/п |
Ошибка | Проявление в документе |
Решение |
1 | Подготовка одного письма на несколько вузов и специальностей | Использование одного и того же текста в качестве шаблона для всех выбранных вузов и программ обучения, изменяется лишь наименование вуза и специальности (куда и на что поступает абитуриент) | Качественная подготовка мотивационного письма с учетом специфики каждого вуза и выбранной образовательной программы при нем |
2 | Чрезмерная фантазия и минимальное описание реальности | Доминирование рассуждений на основе абстрактных фактов, общих действий, анализ опыта других абитуриентов или экспертов вместо личной точки зрения | Подключение собственного опыта с акцентом на действия, результаты и их увязку с основной идеей и мыслью по обоснованию сделанного выбора |
3 | Отсутствие ответов на важные и конкретные вопросы | Отражение в документе лишь той информации, которую автор считает нужным показать приемной комиссии без учета обязательных требований к документу со стороны вуза | Внимательное изучение требований университета по структуре и содержанию мотивационного письма, подчеркивание обязательных вопросов, на которые важно предоставить аргументированный ответ |
4 | Некорректный выбор тона, стиля и субординации при написании мотивационного письма | Использование вместо делового стиля иных жанров и способов подачи информации | Важно придерживаться строго заявленного стиля (деловой) и исключать любые отклонения от него |
5 | Освещение одновременно и параллельно несколько тем вместо одной наиболее важной | При обосновании собственной позиции автор использует различные подходы и аргументы, которые затрагивают различные интересы и идеи, темы и не позволяют сформировать целостную «картину мира» | Необходимо выделить одну основную тему и идею, которую составитель будет развивать и использовать в качестве основной доказательной базы при отстаивании заявленных интересов |
6 | Отражение в разделе «Личный опыт» или «Рассказ о себе» слишком интимных деталей | Отражение фактов, которые ухудшают общее впечатление об индивиде или не имеющих никакой связи с поступлением и выбором учебного заведения, будущей профессии | Связи личной позиции с мнением авторитетных ученых, экспертов, связь мечты детства и выбранной профессии, выделение личностных и дополнительных качеств и проведение параллели с будущей профессией |
7 | Отсутствие четкой или обязательной структуры и логики повествования, несоответствие заявленным требованиям | Своеобразная подача информации без учета общих правил подготовки документа | Внимательное изучение требований к документу со стороны вуза, использование прилагаемых образцов и бланков и пр. |
8 | Слабая доказательная база | Использование общих научных фактов или ненадежной информации, тенденций без личного опыта, действий и собственной авторской позиции | Важно показать готовность к действиям или текущие успехи в рамках выбранной профессии, использовать только проверенную и достоверную информацию |
9 | Размытость формулировок, положений и низкий уровень читабельности | Отсутствие конкретики и аргументированных выводов, четкости и логики в рассуждениях автора, преобладание сложных предложений, вводных конструкций | Использование принципа краткости и емкости, точности и обоснованности, простых предложений |
10 | Ошибки в тексте и оформлении | Грамматические, лексические, орфографические, стилистические, оформительные ошибки | Проверка текста на корректность (вычитка или с помощью онлайн-сервисов), учет требований вуза п оформлению мотивационного письма или применение предоставленных образцов |
Ошибка №3. Отсутствие ответов на важные и конкретные вопросы.
Перед или непосредственно при формировании мотивационного письма целесообразно уточнить требования вуза к его содержанию. Нередко иностранные университеты предъявляют особые параметры к его наполнению, отмечая обязательные и потенциальные вопросы для освещения.
Если автор рассматриваемого нами документа пренебрегает данными моментами и старается отлынуть от предоставления ответа на ключевые вопросы, то такое мотивационное письмо утрачивает свою ценность в глазах приемной комиссии.
Мотивационное письмо должно предоставить общие представления о конкурсанте с четким и весомым обоснованием сделанного выбора. То есть автору предстоит как минимум ответить на два существенных и обязательных вопроса:
- Почему он выбранный данное образовательное заведение? Что его привлекло?
- Поему он выбрал указанное им направление подготовки?
Притом при ответе на эти вопросы важно представить четкий и емкий ответ: что привлекло, насколько соответствует текущему уровню подготовки, способностям и пр.
Если абитуриент не знает как на них ответить, то он старается избежать описания соответствующих ответов или предоставляет «классические клише», которые точно не смогут подчеркнуть его личные намерения, обосновать выбор и отметить индивидуальность конкурсанта. В этом и проявляется серьезное нарушение принципов подготовки мотивационных писем.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Ошибка №4. Некорректный выбор тона, стиля и субординации при написании мотивационного письма.
Мотивационное письмо – это официальный деловой документ, требующий соблюдения правил этики, культуры общения, грамотности и пр. Но нередко поступающие воспринимают его, как эссе, в котором достаточно признаться в простой форме: почему я выбрал это…?
Самой серьезной огрехой, которая портит не только «внешний вид» документа, но и общее впечатление о конкурсанте, является неправильный тон и стиль. Она проявляется прежде всего в чрезмерном употреблении личных местоимений, отсутствии уважения к целевой аудитории, употребление просторечных или неуместных сленгов и терминов, нецензурных выражений и пр.
Запомните, стиль мотивационного письма – сугубо деловой. При его выполнении важно помнить о том, кто его в дальнейшем будет изучать: взрослые люди, квалифицированные специалисты. Поэтому важно выбрать правильный тон: уважительное обращение к читателю, соблюдение авторской этики и культуры речи, четкое описание и обоснование позиции абитуриента и пр.
Ошибка №5. Освещение одновременно и параллельно несколько тем вместо одной наиболее важной.
Автору мотивационного письма при обосновании собственной позиции в выборе учебного заведения и профессии важно полагаться на личное мировоззрение, отношение к профессиональной области, привести истории из жизни, подчеркивающие предрасположенность к профилю и пр.
В данном случае ошибкой становится освещение общих тенденций или описание нескольких тем, которыми интересуется конкурсант. Важно выделить не отдельные моменты, заинтересовавшие его в профессии и вузе, а одну наиболее важную тенденцию, чету и обосновать ее всеми посильными способами, притом акцент рекомендуется сделать – на личной позиции, личном опыте, мнении.
Согласитесь, что один весомый и достоверный аргумент запросто перевесит целый десяток доводов. Поэтому при формировании мотивационного письма претенденту следует выделить самую важную и значимую для него линию повествования и максимально развить ее. Только тотальный подход и конкретика позволят убедить приемную комиссию в «достойности конкурсанта, его целеустремленности и осознанности.
Ошибка №6. Отражение в разделе «Личный опыт» или «рассказ о себе» слишком интимных деталей.
Одним из важнейших разделов мотивационного письма при поступлении в вуз является отражение дополнительных сведений о личности поступающего. В данном разделе целесообразно представить информацию, которая может подчеркнуть дополнительные черты и таланты, способности и особенности конкурсанта. Именно в этом разделе порой встречаются казусные моменты, так как абитуриенты не до конца понимают, о чем здесь следует веси речь.
Самой грубейшей ошибкой является перечисление банальных личностных качеств: стрессоустойчивость, готовность сверхурочно работать и саморазвиваться, многозадачность и высокая скорость усвоения информации. Поверьте, данные моменты давно приписывают к категории «клише» и они просто не способны подчеркнуть индивидуальность и особенности индивида.
Также серьезным нарушением при подготовке мотивационного письма в данном случае является отражение неуместных фактов, черт или моментов из жизни. Поверьте, никого не интересует, чем Вы любили заниматься в детстве, в какие походы ходили, кто из родственников повлиял на выбор профессии, отражение негативных черт характера и пагубных привычек (проблемы с алкоголем в прошлом и настоящем, проблемы с наркотическими веществами, мысли о суициде и пр.). Отражение личных данных призваны подчеркнуть совпадение интересов конкурсанта и образовательной программы, сделать обоснование сделанного выбора весомее, подчеркнуть навыки убеждения и обоснования. Поэтому не торопитесь описывать истории из детства, собственные страхи, проблемы. Продумайте данный раздел от и до, посоветуйтесь с родителями, взрослыми и пр.
Ошибка №7. Отсутствие четкой или обязательной структуры и логики повествования, несоответствие заявленным требованиям.
Мотивационное письмо – это не просто описание жизненного опыта и общая характеристика поступающего. Оно представляет собой официальный документ с конкретной структурой и содержанием, требованиями по его оформлению и пр. Все параметры и условия формирования важно уточнять непосредственно в том образовательном заведении, куда абитуриент намерен поступать.
Структура мотивационного письма в 90% случаев имеет классический вид: введение, основная часть, заключение. Но в некоторых университетах могут предъявлять конкретные требования к содержанию каждого из разделов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В данном случае нарушением будет считаться:
- Описание фактов, мнения, тенденций или предоставление ответов на вопросы, которые не соответствуют требованиям вуза или отражены не в тех разделах;
- Некорректное оформление или описание тенденций, позиции абитуриента. В данном случае огреха возникает на фоне различий в структуре мотивационного письма на русском и иностранном языке, а также в правилах и стилистике изложения данных на русском и иностранном языке;
- Отсутствие структуры, разбивки материала на смысловые блоки и пункты, которые облегчили бы восприятие поданной информации;
- Отсутствие логики в повествовании автора: сплетение фактов и рассуждения автора, трудности в разграничении реальности и фантазии, несвязный текст, который вносит больше недопониманий, чем ясности;
- И пр.
Несмотря на оригинальность повествования, текст мотивационного письма должен учитывать классические требования, а также требования конкретного учебного заведения. Без соблюдения заявленных параметров мотивационное письмо не имеет смысла и не выполняет в полной мере свое предназначение.
Ошибка №8. Слабая доказательная база.
Серьезнейшей ошибкой при подготовке мотивационного письма для поступления в университет является его восприятие в качестве банального эссе-рассуждения, из-за чего страдает доказательная база документа. На самом деле данный файл должен быть тщательно обоснованным, аргументированным.
Среди наиболее распространенных и весомых проступков при формировании аргументационной основы мотивационного письма можно выделить следующие моменты:
- Преобладание рассуждений, допущений и предположений вместо конкретики, научных или статистических, конкретных фактов из жизни, личного опыта и пр.;
- Использование в качестве доказательства или подтверждения собственной позиции неактуальной ил непроверенной информации;
- Преобладание теоретической базы над реальными материалами, аргументами, действиями и их результатами;
- Некорректное употребление подобранных фактов или их несоответствие заявленной проблеме, теме, интересам и пр.;
- Использование запрещенной или конфиденциальной информации в качестве доказательной базы без соответствующего разрешения допуска и пр.
Формирование мотивационного письма должна базироваться сугубо на проверенной информации, а доказательную базу лучше всего формировать по принципу научной аргументации, подкрепляя свой жизненный опыт, результаты, поступки научными фактами, разъяснениями и выводами.
Ошибка №9. Размытость формулировок, положений и низкий уровень читабельности.
Когда в мотивационном письме недостаточно конкретики, фактов, мыслей и идей, автор прибегает к наращиванию объема с помощью использования клише, общих формулировок. Подобные обороты лишь усложняют восприятие сути и выделение особенностей индивида, так как они:
- Излагаются в громоздкой форме: сложные предложения, витиеватые фразы, особая терминология, вводные конструкции и пр.;
- Использование косвенных конструкций, абстрактных выражений вносят больше неясностей, «разжижая» конкретные тенденции тему, доказательную базу. Подобные фрагменты лишь путают читателя;
- Применение сложных конструкций усложняет восприятие текста, а значит делает текст менее информативным и нечитабельным.
Мотивационное письмо должно быть емким, аргументированным и четким. Поэтому излишним фразам, «воде» и «спаму» в нем не место. Из-за отсутствия конкретики и обоснованных выводов документ утрачивает свою истинную силу и весомость, не позволяя по достоинству оценить кандидата.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Ошибка №10. Ошибки в тексте и оформлении.
Данная оплошность – самая очевидная, распространенная и грубейшая. Что первым попадает в руки приемной комиссии? Конечно же, сам документ. Визуально оценить его оформление, логику легко и просто. Притом на это достаточно пары минут (а опытному специалисту и того меньше!).
В числе наиболее ярких и популярных среди абитуриентов огрех при формировании мотивационного письма можно отметить:
- Орфографические и грамматические ошибки, описки в тексте;
- Стилистические нарушения: использование вместо делового стиля научного или научно-публицистического жанра;
- Логические и речевые ошибки: некорректное употребление терминов, неуместное использование отдельных категорий, неграмотное вписывание фразеологизмов или иных оборотов и пр.;
- Технические огрехи, затрагивающие порядок оформления документа: настройка страниц, полей, абзацев, шрифт, организационные моменты (структура и содержание) и пр.
При первом же прочтении данного файла опытный эксперт непременно заметит банальные ошибки, которые подчеркнут низкий уровень подготовки, неграмотность и слабую подготовку новоиспеченного абитуриента. Поверьте, данный документ может оказать серьезное воздействие на ход конкурсного отбора. Поэтому важно подготовить высококачественное обоснование собственного выбора и желания поступить в конкретный вуз, на определенную специальность.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!