Сегодня для трудоустройства на хорошо оплачиваемую работу важно соответствовать заявленным требованиям, одним из которых выступает наличие высшего профессионального образования и соответствующего диплома. Но статистика показывает одну важную тенденцию: с каждым годом доля дипломированных специалистов на рынке труда увеличивается, но уровень трудоустроенных дипломантов в рамках освоенной ими специальности падает. Это означает, что доля специалистов работает вне покоренной ими профессии, возрастает.
СОДЕРЖАНИЕ
Нужен ли диплом для работы не по специальности?
В народе бытует миф, что для трудоустройства вовсе не обязательно иметь профессиональное образование, диплом об образовании и пр. В каждом высказывании, как в шутке, есть доля правды. Для ряда простейших профессий не обязательно наличие теоретического багажа знаний или конкретных навыков. Чтобы трудиться рядовыми сотрудниками или стать частью «неквалифицированной рабочей силы» можно и без образования. Но в этом случае рассчитывать на высокий доход или карьерный рост не стоит.
Но если жизнь свела индивида с новым видом деятельности, в отношении которого у него нет профессиональной подготовки, это не значит, что учиться вовсе не нужно. Даже для «непрофилированной работы» в перспективе может потребоваться качественная подготовка и соответствующие документы об образовании: как минимум удостоверения, корочки и сертификаты, но в идеале – диплом по переподготовке кадров, диплом о высшем или среднем профессиональном образовании.
Работа не по специальности – это не панацея или тренд, а самая настоящая проблема трудового рынка, напрямую сказывающаяся на качестве и результативности отрасли, системы образования и пр.
На первый взгляд кажется, что для трудоустройства вне освоенной специальности иметь образование по новому профилю не нужно. Но на самом деле, это самое ошибочное мнение. Неподготовленному работнику придется в более сжатые сроки осваивать азы новоизбранной специальности и должности, а значит без обучения (даже неформального), инструктажа, стажировки и обучения просто не обойтись.
На самом деле рано или поздно обучаться придется. Необходимость в этом проявится на фоне несоответствия занимаемой должности или при наличии положительных перспектив карьерного или научного роста. Для продвижения на «должностной лестнице» достаточно пройти незамысловатые курсы по переаттестации, переподготовке, получить высшее образование (в соответствии с занимаемой профессией или смежную профессию). Но для научного развития и обретения в будущем соответствующей ученой степени, звания, признания и авторитета важно иметь за плечами высшее профессиональное образование в рамках той научной области, в которой трудится работник.
Таким образом, отсутствие знаний и опыта, образования не является противопоказанием к работе и трудоустройству, но развитие работника, его совершенствование и введение в профиль никто не отменял. А все это немыслимо без обучения и образования. Рано или поздно пройти профессиональную подготовку эксперту придется: либо по личной инициативе, либо по требованию работодателя.
Почему выпускники не работают по освоенной специальности или диплому?
Согласитесь, что не всегда понятно, почему дипломант, имея за плечами, как минимум серьезный теоретический багаж, минимальные представления и опыт по пройденной образовательной программе, отказывается трудиться и продвигаться в выбранном им направлении. Сегодня мы выделим наиболее популярные причины столь специфической тенденции.
Причина №1. Некорректный выбор специальности, вуза и пр. В данном случае в процессе обучения студент осознал и понял, что сделал неправильный выбор и освоенная им профессия приходится ему не по душе, не по нутру. Более того, в рамках освоения высшего образования предусмотрена практическая подготовка специалиста, которая чаще всего протекает внутри отрасли – на предприятии и пр. Именно при прохождении практики учащийся понимает и осознает, чем ему предстоит заниматься, готов ли он к этому и пр. Поэтому выбор на иной вид деятельности и работу по специальности падает ввиду неприязни по отношению к освоенной специальности. Некорректный выбор специальности в большинстве случаев спровоцирован давлением со стороны: давление со стороны родителей, воздействие моды и пр.
Причина №2. Устаревание профиля, специальности или несоответствие реальным требованиям рынка труда. Поступая на специальность, абитуриент не подозревает и не догадывается о том, что через 4-6 лет он может оказаться невостребованным дипломированным специалистом. Столь плачевный исход может быть вызван реформами и новшествами, произошедшими в отрасли системе образования, достижениями НТП и пр. Все мы знаем, что программа обучения в вузе обновляется в среднем раз в 5 лет. Согласитесь, что скорость актуализации траектории обучения низкая. Поэтому зачастую полученные знания и навыки студентами оказываются неактуальными или слабо применимыми в реалиях.
Причина №3. Погоня за доходом. Нередко выбор должности или вакансии, в рамках которой у индивида отсутствует профессиональное образование, падает на фоне финансовой привлекательности. Нередко оплата квалифицированного труда оказывается низкой, а требования к кандидату чрезмерно детские и высокие: сотрудник обязан работать за троих, а получать будет в рамках «минимума». Порой проще устроиться на пару подработок или вовсе на ту должность, где образование не играет существенной роли, и достойно зарабатывать.
Таким образом, причиной трудоустройства вне полученного образования становится финансовое удовлетворение или стремление к более высоким финансовым вершинам. Но здесь важно учесть, ч рост доходов в перспективе будет напрямую связан с опытом работы и профессионализмом, то есть образованием.
Причина №4. Профессиональное выгорание. Работе не по специальности — еще не означает, что индивид вовсе не имеет никакого образования за плечами. Нередко первопричиной для трудоустройства в кардинально новую сферу деятельности становится банальное профессиональное выгорание, о котором мы писали в нашем блоге.
В данном случае смена профессиональной деятельности, кардинальные перемены в жизни (от увольнения до трудоустройства не по специальности) является способом для преодоления этого недуга, а также ярким стимулом и мотивацией для дальнейшего саморазвития и профессионального развития в новой среде.
Более того, нередко именно профессиональное выгорание позволяет новоиспеченным специалистам найти себя на практике, занять свое место в отраслевой цепочке и приносить пользу окружению и удовлетворение от работы, полученных результатов себе.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Достоинства трудоустройства не по специальности
Согласитесь, что у каждой палки две стороны. Проанализировав все вышесказанное, можно выделить следующие преимущества в работе вне освоенного профессионального образования.
Достоинство №1. Расширение кругозора, повышение эрудиции. Смена деятельности напрямую связана как минимум с самообразованием, а в идеале – с освоением новой профессии в рамках профессионального образования. Работать не по специальности без минимальных представлений и знаний невозможно, а выполнять работу качественно без погружения в среду, науку непосильно никому.
Работа не по специальности в данном случае служит достойным мотиватором для поступления в вуз ради освоения приглянувшейся или желанной образовательной траектории.
Достоинство №2. Получение нового опыта и развитие стажа в новой отрасли. В случае официального трудоустройства сотрудник обретает двойную выгоду: не только получение представлений, но развитие практических навыков в новой среде. Темп совершенствования зависит от уровня подготовки специалиста: если претендент страивается по смежной специальности, то адаптироваться будет легче. В случае поступления н должность, по которой нет никаких представлений и опыта, проводится дополнительное обучение на фирме, а время переподготовки может затянуться.
Достоинство №3. Получение дохода. Согласитесь, что работать бесплатно не станет никто. Притом наличие образования не является препятствием к финансовой выгоде. Каждый труд должен быть оплачен, притом размер платы зависит не от уровня образования, а качества выполненной работы и полученного результата. Притом нередко работа не по специальности, а по модной и востребованной профессии оказывается выгоднее.
Достоинство №4. Получение удовольствия от выполняемой работы. Если диплом об образовании давался неосознанно, нецеленаправленно, а специальность выбиралась под давление, то работать по «нелюбимой» или неприятной стезе будет крайне тяжело. Получаемый доход вряд ли перекроет физические, моральные и иные траты организма.
Любая работа должна приносить не только достойный доход, но и моральное удовлетворение. Зачастую смена профессиональной деятельности (в 85% случаев) происходит именно на фоне несовпадения интересов, желаний и представлений специалиста с реалиями. Работа е по профессии, но в рамках интересов и мечты эксперта, помогает ему самореализоваться, получить удовольствие от выполняемых действий и получаемых результатов.
Достоинство №5. Легче трудоустроиться. Если должность или профессия не предъявляет жестких требований к качеству и уровню образования, то устроиться на нее легче. Чаще всего в рамках «неквалифицированного труда» востребованы продавцы, уборщики, дворники, официанты, администраторы и пр. Для выполнения их обязанностей не требуется колоссальных знаний и навыков, но работа будет носить больше физический и/или интеллектуальный характер. Но при этом собеседования и иных «вступительных испытаний» никто не исключал.
Указанные плюсы – не единственные в своем роде, но считаются наиболее весомыми и «оправдывающими» выбор дипломанта.
Недостатки трудоустройства за пределами имеющего образования
Несмотря на наличие явных достоинств работы не по специальности, на практике работодатели и сами сотрудники сумели выделить целый спектр минусов.
Недостаток №1. Отсутствие стабильности и «плавающая» зарплата. Неквалифицированный труд всегда был низкооплачиваем, но все работа вне имеющейся профессии может иметь достойный заработок. В большинстве случаев используется сдельный вид оплаты труда: чем больше выполнил, тем больше заработал. Но здесь также есть и минус: спрос на услуги специалиста может быть сезонным, нестабильным и пр. Более того, нередко сотрудник работает не по профессии без официального трудоустройства, что подрывает социальные гарантии, любую безопасность и выгоду.
То есть очевидным недостатком работы не по специальности является отсутствие твердой «валюты»: размер оплаты труда может быть разным и зачастую зависит от скорости и качества работы сотрудника.
Более того, трудоустройство без профильного образования считается «неквалифицированным трудом», который всегда оплачивается в разы ниже, чем квалифицированный. Именно на этом экономят работодатели, привлекая внештатных специалистов, занижая тариф и пр.
Недостаток №2. Отсутствие карьерного роста без соответствующего образования. Продвигаться по карьерной лестнице без профильного образования и должных знаний немыслимо. Сегодня работодатели предъявляют жесткие и четкие требования к кандидатам на административную должность: обязательно наличие высшего образования, определенной или смежной специальности, опыта работы и пр.
Устроиться на работу вне профессии возможно, но пробиться к вершинам в данной отрасли без обучения, диплома об образовании не получится.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Недостаток №3. Минимальные возможности в рамках научной карьеры, научного развития. Новая ниша и профессия может настолько увлечь работника, что он ринется решать возникающие проблемы неординарными способами, полагаясь на собственный опыт, интуицию и базовые знания. Но официально развивать научные мысли без высшего образования невозможно. Максимум, что будет посильно рядовому сотруднику – публиковать научные статьи, но обрести ученую степень, репутацию и признание без профессионального образования в рамках новой ниши не удастся.
Наличие диплома по другой специальности позволит лишь поступить в аспирантуру, но не облегчит обучение в ней.
Недостаток №4. Необходимость быстрой адаптации и обучения азам в новой среде. Чтобы приступить к работе, важно располагать минимальными знаниями, представлениями и опытом. Как правило, вчерашний дипломант, устраивающийся не по профессии, не имеет за пазухой ничего из перечисленного. Ему предстоит в кратчайшие сроки самостоятельно или под руководством наставника изучить и освоит соответствующие навыки. Сложности могут возникнуть на любом шагу: от изучения терминов до оттачивания практических умений, от понимания и запоминания алгоритма действий до его выполнения, физической подготовки и пр.
Некомпетентному сотруднику запомнить и освоить новые механизмы, инструменты, методы гораздо сложнее, чем начинающему дипломанту, который имеет хотя бы минимальные теоретические представления.
Недостаток №5. Необходимость промежуточной аттестации, обучения. Любая работа требует как минимум прохождения одного их этапов: подтверждение квалификации или ее повышение. В рамках первого мероприятия происходит констатация уровня подготовки и определение его достаточности текущим требованиям по должности, а второй – развитие специалиста, пополнение его знаний и умений актуальными знаниями и умениями.
Избежать проверок и обучения не дастся. Без соответствующих документов, «корочек» долго удержаться на плаву не удастся. Притом нередко на проведение этих мероприятий требуется финансирование.
Недостаток №6. Слишком высокие требования к неопытному сотруднику. Работодатель может предъявлять к некомпетентному работнику требования на уровне квалифицированного специалиста. В данном случае риск увольнения на фоне несоответствия занимаемой должности высок. Поэтому работать в новом направлении посильно лишь физически и морально закаленным индивидам, готовым саморазвиваться и самосовершенствоваться в новом направлении.
Недостаток трудоустройства не по профессии |
Решение проблемы |
Недостаток №1. Отсутствие стабильности и «плавающая» зарплата | Переход на комбинированный тип оплаты, официальное трудоустройство, наличие оклада |
Недостаток №2. Отсутствие карьерного роста без соответствующего образования | Обсуждение с работодателем карьерных перспектив и необходимости обучения выбор формата обучения (курсы, вуз, целевая программа или общий отбор и пр.) |
Недостаток №3. Минимальные возможности в рамках научной карьеры, научного развития | Получение высшего образования и поступление в аспирантуру, соискательство |
Недостаток №4. Необходимость быстрой адаптации и обучения азам в новой среде | Саморазвитие, психологическая подготовка к переменам |
Недостаток №5. Необходимость промежуточной аттестации, обучения | Подготовка к аттестации, собеседованию, саморазвитие |
Недостаток №6. Слишком высокие требования к неопытному сотруднику | Анализ требования работодателя и рынка труда, сопоставление с собственными возможностями |
Недостаток №7. Необходимость стажировки или дополнительного обучения | Не отказываться от дополнительного обучения и самообразования |
Недостаток №8. Снижение качества продукции или услуг | Саморазвитие, дополнительные занятия и стажировки, тренировки (оттачивание мастерства) |
Недостаток №9. Ограниченный спектр профессий | Выбор наиболее подходящего профиля (по душе, уму и разуму, умениям) |
Недостаток №10. Длительная адаптация | Психологическая готовность, развитие коммуникаций, саморазвитие, дополнительное обучение а курсах и мастер-классах |
Недостаток №11. Обесценивание образования | Использование полученных знаний в повседневной жизни и новой работе, адаптация знаний под обстоятельства и нужды |
Недостаток №12. Слабая информационная ориентация и невладение тенденциями трудового рынка | Отслеживание тенденций на рынке труда |
Недостаток №13. Трудоустройство не по специальности, как подработка | С помощью подработки можно понять, подходит ли выбранный профиль. В перспективе можно рассмотреть переход подработки в основное русло |
Недостаток №14. Отсутствие четкой цели | Важно наметить траекторию работы и развития, которые будут взаимодополнять друг друга |
Недостаток №15. Разочарование в профессии или себе | Не отчаиваться и не останавливаться на достигнутом, стремиться к совершенству и саморазвитию |
Недостаток №7. Необходимость стажировки или дополнительного обучения. Отсутствие образования, представлений и минимальных навыков по «должности» провоцирует работодателя на дополнительные траты: оплата специальных курсов по переподготовке или повышению квалификации, целевое обучение и пр. При этом страдает преимущественно компания, которая несет траты на подготовку кадра. В данном случае требуется дополнительное время на подготовку специалиста.
Недостаток №8. Снижение качества продукции или услуг. Так как работу приходится выполнять некомпетентному сотруднику с отсутствием должного опыта, то результаты его работы могут быть ниже (по сравнению с тем, если бы работы выполнялась дипломантом). В данном случае снижение эффективности, результативности и качества оказываемых услуг или работ напрямую связано с уровнем подготовки специалиста.
Недостаток №9. Ограниченный спектр профессий. Самым идеальным вариантом для трудоустройства вне имеющегося образования является работа по смежной специальности. В этом случае у работника будут в запасе минимальные представления и понимание, что и как ему предстоит делать. К чему стремиться и пр. Притом на его подготовку потребуется меньше времени и трат. Но также есть шанс покорить кардинально новую среду. В данном случае важно учесть совместимость или возможности развития. Например, работать в строительной или технической отрасли без образования практически невозможно. Без образования можно устроится на общие социальные, гуманитарные виды работ: продавец, консультант, подсобник и пр.
Недостаток №10. Длительная адаптация. Данная тенденция напрямую связана с возможностями индивида: базовая подготовка, отношение к делу, психологическая готовность к работе и трудностям, умение устанавливать контакты, скорость восприятия информации и ее усвоения, запоминания и отработки на практике и пр. Как правило, некомпетентным работникам освоить новшества сложнее, а адаптация затягивается е только на весь испытательный срок, но и захватывает первые самостоятельные трудовые будни.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Недостаток №11. Обесценивание образования. Трудоустройство не по специальности заметно сказывается на статистических показателях: доля выпускников с дипломом об образовании не соответствует числовым данным и результатам маркетинговых, социологических исследований. Дипломанты отмечают, что их ожидания не соответствуют реалиям. Фактически, полученный ими диплом – формальность, которая не играет существенной роли в дальнейшем развитии, но в то же время подчеркивает уровень их подготовки.
Работа не по специальности обесценивает образование. Так как фактически диплом «пылится» на полке, а полученные знания используются по минимуму или вовсе е задействованы обладателем.
Недостаток №12. Слабая информационная ориентация и невладение тенденциями трудового рынка. Выбор профессии, которая выходит за рамка имеющегося образования. Чаще всего связана с мечтами, желаниями, моральными или социальными потребностями организма. Но нередко они не учитывают особенности рынка труда: требования работодателей, необходимость владения оборудованием и инструментарием, знания специфической терминологии. Слабая подготовка и некорректное восприятие реальности провоцирует лишь сложности в постижении новых вершин и профессии.
Выбирая профессию не по специальности, индивид не учитывает: требования работодателей, развитие науки и технологий, оборудование на предприятии и пр. Несерьезный подход к требованиям и тенденциям чреват полным разочарованием.
Недостаток №13. Трудоустройство не по специальности, как подработка. Нередко специалист для разнообразия будней или опробования себя в новом амплуа, в поисках дополнительного дохода устраивается на подработку, которая выходит за рамки его компетенции. В данном случае изъяны очевидны: требуется время и силы на освоение новшеств и их отработку, подработка не должна сказываться на качестве основной работы и пр. Из-за отсутствия карьерных перспектив работы вне имеющейся профессии остается на уровне подработки и не приносит существенного дохода.
Недостаток №14. Отсутствие четкой цели. Далеко не каждый выпускник сознательно трудоустраивается за пределами полученного образования. Каждый работник ищет работу по определенным критериям, которые сливаются в одну цель. Выход за рамки профессии чаще всего преследует финансовые или моральные цели, но молодые специалисты не ставят перед собой четкой цели, которая бы их мотивировала. Они гонятся за достатком или просто «ищут себя» без конца. В данном случае наблюдается частая смена рабочего места, что неблагоприятно сказывается на общей репутации индивида и взывает немало вопросов на очередном собеседовании.
Недостаток №15. Разочарование в профессии или себе. Если индивид работает не по специальности ради поиска «дела по душе», то ему придется столкнуться с массой преград и нюансов, способных повергнуть его в отчаяние, сомнения. Притом разочарование может затронуть как сферу деятельности (избранную профессию), так и собственные умения, готовность, что негативно отразится на самооценке и следующем выборе дела, может сбить с «пути истинного» и пр.
Таким образом, любой дипломант может изменить свою судьбу и устроиться е по специальности, но для дальнейшего становления, развития и обретения положительной репутации, карьерного и научного роста ему все же придется постигать новоизбранный путь самостоятельно или с помощью колледжей и вузов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
По мне, так самым главным недостатком трудоустройства за пределами освоенной специальности (именно за ее пределами, то есть даже не в смежном направлении или вообще в другой области, науке или нише), это непригодность диплома. То есть человек учился 4-6 лет впустую, просиживая штаны или наоборот трудясь и обретая знания, которые ему не пригодились в жизни. В данном случае диплом – формальность, «пропуск» в новую жизнь, но вот не учат как им правильно пользоваться. В этой ситуации обучение в вузе просто трата времени.