Болонская система образования представляет собой единый процесс, который призван повысить уровень конкурентоспособности системы образования в ряде государств, где отмечается отток или обмен учащимися. Этот механизм действует на территории Австралии, Северной Америки. Юго-Восточной Азии и других европейских стран.
Она основывается на следующих постулатах:
- Дипломы учебных заведений, действующих в рамках Болонского процесса, признаются во всем мире;
- Образование построено на трех ступенях: бакалавриат, магистратура, аспирантура;
- Возможность совмещения обучения на родине и за ее пределами, действие программ по обмену учащимися, «двойной диплом» и пр. Студенты могут выбирать университет и страну, где определенная дисциплина преподается более углублено.
Болонская система образования призвана наделить человека теми навыками и умениями, той компетенцией, которая необходима на данный момент государству, рынку труда, потребностям общества.
Новый образовательный процесс появился благодаря:
— высокому уровню влияния на развитие творческого потенциала человека, информационного развития и интеллектуальных возможностей. Все эти три компонента работают в Болонской системе одновременно.
— выходу на первый план коротких проектов, которые проще и быстрее реализовать. Сложные процессы лучше делить на более простые и мелкие составляющие.
— Болонская система способствует продвижению по карьерной лестнице, усовершенствованию навыков и умений специалиста, повышению его квалификации и развитию.
— исключению дублирования полномочий. За каждым работником, студентом закрепляется определенная специальность с набором специфических прав и обязанностей.
— переходу трудовых ресурсов и рабочей силы в нестандартный формат.
— расширению возможностей работников, стандартные варианты решения уходят на второй план, руководство и сотрудники совместно стараются решить проблему новыми, более инновационными методами.
— признание низкой эффективности «старого профобразования». Теперь специальности стали более гибкими и охватывают несколько квалификаций.
Таким образом, Болонская система образования заставила создать новые критерии оценки профессионализма работников, переустановить ориентиры в соответствии с реальными нуждами государства и развития мирового сообщества в целом, установить новый более совершенный механизм, призванный обеспечить успех и повысить результативность учебного и трудового процесса.
Болонская система образования в России
Новый механизм начал действовать в России с 2003 года. Переходом на новый «образовательный лад» власти РФ решили приобщиться к европейским стандартам образования, продемонстрировать востребованность отечественных специалистов в мировом сообществе.
С введением в действие Болонской системы образования в России произошли определенные перемены. Теперь каждый ВУЗ может самостоятельно выбирать формат, разрабатывать индивидуальные планы по обучению студентов и утверждать их в вышестоящих органах. В период существования СССР все образовательные заведения действовали по одной и той же схеме, преподавали один и тот же курс.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Среди преимуществ Болонской системы образования, можно выделить:
- Теперь студенты приобретают конкретные знания и навыки в процессе обучения, а специальности стали учитывать несколько квалификаций;
- Обучающийся получил возможность выбирать, где обучаться. В частности, с введением Болонского процесса в России учащийся может выбрать любое заведение (в том числе и заграничное), где преподается тот или иной курс, дисциплина, более детально. Болонская система фактически размыла территориальные границы обучения и совместила приятное с полезным: обучением с путешествием.
- Получать одновременно несколько дипломов стало возможно в рамках уникальной программы «двойной диплом».
Среди недостатков нового европейского образовательного механизма, внедренного в России, можно отметить:
- Власти фактически вычеркнули уникальную систему образования СССР, которая была признана одной и лучших в мире. Опыт, накопленный десятилетиями, разработанная методика преподавания и обучения, утратила свою актуальность и перешла на «общепризнанный» формат.
- Внедрение Болонской системы образования в России провоцирует утечку молодых специалистов и кадров. Многие отечественные студенты, побывавшие за пределами родины, желают остаться на ПМЖ там. Возвращаются на родину специалисты в основном потому, что истекает срок действия визы.
- Российские ВУЗы менее востребованы среди иностранных студентов. Иностранцы предпочитают учиться в стенах ведущих европейских образовательных заведений. В Европе даже ведущие отечественные ВУЗЫ (такие, как МГИМО, РУДН и пр.) не котируются.
В настоящее время эксперты отмечают, что с введением Болонского процесса качество образования в России резко упало. Данная негативная тенденция связывается с тем, что действующая политика образования в стране несовершенна и до конца не адаптировалась к новым условиям интеграции с европейскими стандартами. Более того, за рубежом в школах обучаются 12 лет, а в России – 11. Этот потерянный год обучения в России – огромный пробел в знаниях учащихся, наверстать который очень сложно.
Болонская система образования в России неплохо прижилась, но имеет как плюсы, так и минусы, которые российские чиновники пытаются устранить или сгладить, чтобы выпускать специалистов высокого профиля, востребованных на родине и в мире в целом.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!