Перед поступлением в выбранный вуз или на определенную специальность абитуриенту предстоит не просто подать документы, но и пройти конкурсный отбор. Он основывается на оценке или баллах, которые индивид наберет в рамках комбинации ЕГЭ или прохождения внутренних испытаний при вузе. Для успешного преодоления всех этапов отборочной программы поступающим рекомендовано тщательно готовиться. Проще всего это делать с помощью подготовительных курсов при образовательном заведении.
Согласитесь, что о подготовительных курсах и факультативах при вузах слышал каждый из Вас. Но далеко немногие знают, что они различаются не только по дисциплинам, но и по уровню образования. Сегодня мы расскажем о специфику подготовительных программ и факультативов при университетах, предназначенных для бакалавров и магистров.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и функции подготовительных курсов для бакалавров
Первой образовательной ступенью и квалификацией, постигаемой индивидом по мере окончания средней полной школы, становится бакалавриат. Если поступление в колледж не требует от индивида прохождения всевозможных ЕГЭ, вступительных экзаменов при сузе, а отбор основывается на «конкурсе аттестатов», то поступление в университет потребует тщательной подготовки. Притом готовиться придется основательно и заблаговременно!
Программы бакалавриата при вузах носят больше академический характер с уклоном на научно-исследовательскую и практическую деятельность. В данном случае одним из обязательных требований для абитуриентов выступает прохождение комбинации ЕГЭ, которая в 99% случаев состоит из обязательных предметов (как минимуму русский язык или математика, а чаще включает оба предмета) и профильной дисциплины (соответствующей выбранному направлению по характеру или базовым качествам и умениям, представлениям).
Уточнить средний проходной балл по результатам приемных компаний прошлых лет можно на официальном сайте вуза. Минимальный проходной порог баллов по каждой вступительной дисциплине становится известным еще до начала приема (в среднем в марте-апреле каждого года). Именно на указанные показатели следует ориентироваться и взвешивать шансы на поступление в университет (на бюджетное или платное обучение). Но чтобы повысить вероятность благополучного зачисления, важно подготовиться к вступительным испытаниям: будь то ЕГЭ или ДВИ при вузе.
В этих целях все средства и способы хороши. О вариантах подготовки ко вступительным испытаниям и отборочной программе мы писали ранее. Выбирать следует наиболее посильный подход с учетом собственных знаний, талантов и способностей. Одним из выгодных предложений по подготовке к поступлению в университет является прохождение подготовительных курсов. О достоинствах и недостатках данного сценария мы писали ранее.
Подготовительные курсы для бакалавров ориентированы больше на выпускников средней полной школы и учитывают среднестатистический уровень подготовки по ФГОС.
Среди функций указанных факультативов при высших учебных заведениях можно выделить следующие:
- Информационная, призванная познакомить «вчерашних школьников» с буднями студентов, условиями обучения, основным педагогическим составом и пр.;
- Адаптационная, позволяющая сориентироваться в структуре и корпусах учреждения, расположении факультетов, учебных аудиторий, лабораторий и классов, а также влиться в новый коллектив и правила;
- Познавательная или учебная, призванная углубить знания абитуриентов в рамках конкретных предметов и подготовить их к прохождению ЕГЭ и экзаменов при университете;
- Тренировочная, которая состоит в том, что слушатели в рамках занятий не только исследуют новые темы или факты, но и разбирают задания ЕГЭ и экзаменационные вопросы, примеры прошлых лет. Знакомство и определение хода решения проходит в рамках консультации или лекции, семинара и пр.
Таким образом, посещение подготовительных курсов для бакалавров позволяют слушателям познакомиться с текущими условиями и требованиями университета, тщательнее изучить правила приема в ходе личного и тесного взаимодействия с преподавателями, а также получить качественную базу знаний с учетом требований учреждения.
Структура и содержание подготовительных курсов для бакалавров
Подготовительные курсы для бакалавров – это не одна конкретная секция для всех желающих. Данная парадигма обладает массой специфических черт, требуя от слушателей избирательности и осознанности.
Структура подготовительных курсов для бакалавров зависит от массы факторов.
яВо-первых, подготовительные курсы могут носить комплексный и индивидуальный характер. Вузы чаще всего предлагают посещать либо конкретный комплексный курс, состоящий из нескольких дисциплин, свойственных для поступления на определенный факультет или специальность. Также допустимо проведение специальных занятий с углубленной подготовкой по отдельным предметам. В данном случае акцент делается на глубоком погружении в дисциплину вне школьной программы. В этом случае подготовительные курсы ориентированы на общую подготовку абитуриента с учетом его предметных предпочтений.
Во-вторых, подготовительные курсы при вузе с акцентом на требования факультета выстраивают программу с учетом принципа последовательного погружения. Начало занятий предполагает наличие определенной базы знаний у слушателей. В данном случае возможно проведение предварительного тестирования или экзамена для определения текущей подготовки целевой аудитории и ее ранжирования по данному признаку или учет базовых параметров подготовки учащихся школ по ФГОС.
Первые занятия в рамках подготовительных курсов носят ознакомительный характер, и позволяют педагогу оценить слушателей по уровню сложности посильных заданий, их знания по предмету и далее выстроить последующие занятия. В рамках первых 2-3 пар происходит повторение материалов и постепенное расширение области знаний: восполнение пробелов, дополнение текущих знаний новыми парадигмами и приемами и пр.
Далее по мере углубления базовой подготовки абитуриентов начинают готовить к поступлению в выбранный университет. В данном случае темы занятий, разбираемые задания будут учитывать результаты прошлогодних ЕГЭ и экзаменационных заданий при вузе. То есть начинается тренировочная часть с акцентом на конкретный факультет или специализации, выбранные предметы.
Далее ближе к концу подготовительной программы происходит совершенствование знаний и навыков закрепление пройденных материалов и наибольшее погружение в предмет. Нередко в рамках данных программ захватывают аналоговые задания ЕГЭ, тренировочные задания по ФИПИ, примерные задания по новой вступительной программе.
Помимо этого, преподаватели могут поделиться личным опытом и рекомендациями по подготовке к поступлению в вуз, отметив специфику заданий, тем, требований, а также предоставив список рекомендованной к изучению литературы.
Классическая структура курсов по подготовке бакалавров включает в себя следующие модули:
- Первый — ознакомительный или вводный. Он предполагает адаптационный и диагностический характер. Здесь преподаватель знакомится со слушателями, намечает цели и задачи занятий, помогает адаптироваться в новом коллективе и условиях, а также помогает им вспомнить ранее пройденные материалы и темы, типичные задания и примеры;
- Второй – учебный. Он предполагает больше лекционно-семинарский характер, когда преподаватель разъясняет намеченную тему и показывает примерные ходы решения заданий, объясняя все нюансы и правила наглядно. Далее наступает блок закрепления, когда слушатели выполняют практические задания и сверяются друг с другом или преподавателем, получают домашнее задание и пр.;
- Третий модуль – углубленный. В данном случае ориентир ставится на требованиях уза и специфике выбранного подготовительного курса (на базе какого факультета он реализуется, проходные баллы, ДВИ прошлых лет и пр.). Данные знания в редких случаях можно получить на базе школьной программы по ФГОС. Чаще всего она захватывает простейшие темы первокурсников, задания повышенной готовности, олимпиадный уровень и пр.
- Четвертый модуль – закрепляющий. В данном случае преподаватели подводят итоги по обучению, напоминают о базовых правилах и пройденных новшествах, делятся рекомендациями по поступлению, поведению на ДВИ или ЕГЭ и пр.
Содержание программ подготовительных курсов зависит от выбранного типа занятий. Комплексная комбинация ориентирована на действующие при университете комбинации ЕГЭ в рамках каждого факультета. То есть в данном случае акцент будет делаться на заданиях прошлых лет, заданиях внутривузовских олимпиад, упражнениях повышенного уровня ЕГЭ.
В рамках индивидуальных предметных занятий или частных предпочтений подготовка при вузе носит общий характер и позволяет тщательнее подготовиться к ЕГЭ, получить новые знания и компетенции.
Обратите внимание, что программа подготовки бакалавров по обществознанию для экономистов и журналистов будет разниться. Отличия можно заметить не только по темам, но и в характере заданий и пр. Поэтому важно тщательно подходить к подбору подготовительных курсов при вузах.
Сущность и специфика подготовительных курсов для магистров
Подготовительные курсы для магистров – это дополнительная услуга при университетах. Их миссия – подготовить индивида к покорению второй ступени образования.
Подготовка к поступлению в магистратуру при университете всегда ориентирована под действующие предложения образовательного заведения. Но для их посещения к слушателям предъявлялись определенные требования:
- Важен статус «выпускника» по программе бакалавриата и наличие соответствующих минимальных знаний по программе бакалавриата или профильным предметам магистратуры;
- Важно определиться с необходимыми для поступления предметами или выбрать комплексную подготовку при вузе;
- Важно предварительно подать заявление на посещение подготовительных курсов и пр.
В целом, предназначение подготовительных курсов для магистрантов одно: обозначить конкретные требования к качеству подготовки абитуриентов, предоставить более глубокие знания, достаточные для прохождения вступительных испытаний при университете.
Среди функций программ подготовки при вузе для магистров можно отметить следующие. Во-первых, ознакомительная, подчеркивая специфику обучения и правила, особенности поступления. В рамках рассматриваемой парадигмы слушатели узнают общие моменты и все тонкости отборочной программы при университете.
Во-вторых, учебная. Как правило, обучение слушателей основывается на разборе заданий прошлых лет, а также исследовании заданий в рамках внутривузовских олимпиад, с акцентом на тематические особенности выбранной магистерской программы или факультета, а также специфику (формат) проведения вступительных экзаменов (тестирование, собеседование, письменный экзамен и пр.).
В-третьих, предопределяющая. Уже на подготовительных курсах будущим магистрам приходится выполнять небольшие исследования, что позволяет усовершенствовать соответствующие компетенции и умения. Более того, слушатели к концу программы уже определяются с темой магистерской диссертации в рамках выбранной специальности, что облегчает дальнейшую траекторию поступления и обучения.
Таким образом, подготовительные курсы для магистров подойдут выпускникам или новоиспеченным дипломированным бакалаврам и позволят тщательнее подготовиться к поступлению в конкретный вуз с учетом выдвинутых им требований, норм, условий и проходных баллов, специфики заданий прошлых лет и пр.
Структура и содержание подготовительных курсов для магистров
Структура подготовительных курсов для магистров специфическая. Во-первых, она ориентирована под требования конкретного факультета или специальности.
Во-вторых, глубина погружения в предметы – более глубокая и ориентирована на развитие практических навыков и исследовательских качеств.
Структура подготовительных курсов для магистров классическая и выделяет этапы погружения в соответствующее направление. Первый модуль ориентирован ан адаптацию и ознакомительный характер, где бакалавры закрепляют ранее пройденный материал, получают общие представления о цели и особенностях обучения, представления о действующих требованиях к претендентам, разбирают условия отборочного тура и порядка зачисления.
Второй блок ориентирован на лекционный и семинарский акцент, где будут изучаться сугубо профильные предметы, необходимые для поступления с разбором заданий прошлых леи, проблем, с которыми столкнулись поступающие и пр. В данном случае на лекциях будет углубленно освещаться каждая тема, разбираться соответствующие задания и примеры, а также выдаваться темы для исследований и пр.
Третий блок – сугубо исследовательский. В данном случае слушатели должны определиться с темой, которую будут углубленно самостоятельно изучать, исследовать. Также допустимо выделение отдельных тем для проведений исследований и освещения перед группой в виде докладов, рефератов и пр. Миссия этого составного элемента подготовительной программы – развить и углубить исследовательские навыки и качества.
Четвертый блок – закрепление и рекомендации наставника. В данном случае слушатели повторяют пройденный материал, делают выводы, получают советы и наставления от педагогов по прохождению ДВИ при вузе, подготовке к ним и пр.
Содержание подготовительных курсов по предметам или комплексным программам ориентированы сугубо на действующие направления подготовки. Поэтому набор тем, заданий, модулей, количество академических часов будет ориентировано на профильные предметы и требования по их владению, необходимые для поступления в магистратуру в рамках выбранного учреждения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сравнительная характеристика подготовительных курсов для бакалавров и магистров
Несмотря на то, что цель подготовительных курсов одна – предоставить более глубокие знания и развить соответствующие навыки, достаточные и необходимые для успешного поступления в вуз. Помимо этого, можно найти немало сходств и отличий программ для бакалавров и магистрантов.
Основание для сравнения |
Подготовительные курсы для бакалавров |
Подготовительные курсы для магистров |
Целевая аудитория, слушатели | Школьники или выпускники колледжей | Выпускники бакалавриата, специалитета или дипломированные бакалавры/специалисты |
Требования к поступающим | Наличие минимальных знаний по школьной программе ФГОС, возможно прохождение тестирования для определения текущего уровня подготовки | Важно знание базовых основ в рамках соответствующих дисциплин, умение или представления о научных исследованиях |
Состав программы | Ориентирован на комбинации ЕГЭ в рамках факультета | Ориентирован на профильные предметы, необходимые для поступления в рамках действующих магистерских направлений |
Продолжительность обучения |
Определяется администрацией вуза |
|
Основа обучения |
Коммерческая |
Программы подготовки для бакалавров считаются базовыми или основными и ориентированы на всех желающих. Они позволяют слушателям обрести более глубокие познания в рамках школьной программы, по отдельным предметам, подготовится к поступлению в определенный вуз или на конкретную специальность при вузах. То есть она носит более общий характер и ориентирована на среднестатистического выпускника школы.
Программы подготовки для магистров более сложные в освоении, так как требуют определенной подготовки и владения предметом не ниже бакалавриата. Поэтому стать слушателем смогут только выпускники бакалавриата/специалитета или дипломанты. Более того, программа построена на уровне бакалавриата с постепенным и тотальным погружением в профильный предмет (который необходим для поступления на соответствующую специальность). Подготовка в рамках курсов для магистрантов носит больше внутривузовский характер, то есть она ориентирована под требования и условия конкретного учреждения. Но если абитуриент передумает поступать, то ее освоение не станет лишним.
Помимо цели реализации подготовительных программ, можно отметить еще одно сходство между спецфакультативами для бакалавров и магистров – все они предоставляются на платной основе.
Обратите внимание, что любые подготовительные курсы не дают слушателям гарантий по поступлению в вуз. Их миссия – усовершенствовать подготовку, повысит качество знаний и умений с учетом требований университетов (или конкретного вуза) и повысит шансы на благополучное прохождение вступительных испытаний в любом формате.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
про подготовительные программы для поступающих на бакалавриат слышала и даже сама в свое время проходила, а про магистратуру читаю и слышу впервые. Но не думаю, что подобные курсы в целом пользуются высоким спросом и полезны. В целом у бакалавров уже имеется достаточная подготовка для поступления в магистратуру. Единственное, что могут восполнить подобные варианты – это сориентироваться на особенностях вступительных испытаний, характере заданий, типовых задачах и пр.
Здравствуйте, Ольга! Мы рады, что данная статья вас заинтересовала. Курсы для поступления в магистратуру подойдут выпускникам или новоиспеченным дипломированным бакалаврам и позволят тщательнее подготовиться к поступлению в конкретный вуз с учетом выдвинутых им требований, норм, условий и проходных баллов, специфики заданий прошлых лет и пр. Рекомендуем для прочтения данную статью: https://disshelp.ru/blog/podgotovitelnye-kursy-v-suzah-i-vuzah-za-ili-protiv-polza-ili-vred/