Как Вузы устанавливают перечень вступительных испытаний (ЕГЭ и ДВИ)?

Наверняка каждый из Вас не раз задумывался, почему у разных образовательных заведений при одних и тех же стандартах, правилах и законах действуют различные требования по отношению к абитуриентам, имеются особенности в приемной кампании? Давайте же разбираться, как вузы определяют перечень вступительных испытаний, устанавливают «проходную планку» в рамках отбора.

Как Вузы устанавливают перечень вступительных испытаний (ЕГЭ и ДВИ)?
Наверняка каждый из Вас не раз задумывался, почему у разных образовательных заведений при одних и тех же стандартах, правилах и законах действуют различные требования по отношению к абитуриентам, имеются особенности в приемной кампании? Давайте же разбираться, как вузы определяют перечень вступительных испытаний, устанавливают «проходную планку» в рамках отбора.

Правила приема в вуз: общие или индивидуальные?

Казалось бы, по всей стране действуют одни и те же законодательные акты, правила, регламентирующие процесс поступления в колледж или высшее образовательное заведение. Так почему же нет одного унифицированного документа, а в каждом «монастыре свой устав»?

Правила приема в ВУЗ
Как стать студентом?

Согласно действующим концепциям, каждый учебный центр вправе «персонализировать» правила приема под себя с учетом своего положения и возможностей, но при этом должны быть соблюдены общие требования и параметры. Отсюда и вытекает, что правила приема носят общий характер, прописывая схему или траекторию абитуриента, обязательные этапы и экзамены, перечень документов, но каждое заведение адаптирует их под «себя», прописывая дополнительные критерии.

Отсюда и происходит «персонализация» общих правил приема, которые выступают в качестве стандартных (унифицированных) и индивидуальных критериев отбора поступающих. В любом случае данные требования выполняют конкретную миссию:

  • Позволяют отобрать на каждое направление наиболее подходящих кандидатов, имеющих хорошую базу знаний;
  • Бюджетные места достаются лишь тем, кто хорошо работал и готовился на протяжении многих лет, заслужил свое «место под солнцем»;
  • Конкретизируют количество доступных вакантов с учетом возможностей вуза и потребности отрасли во избежание избытка квалифицированных специалистов определенной профессии, регулируя тем самым отношения по принципу «хочу (желания абитуриента) – могу (подготовка поступающего) – буду (предложения вузов)»;
  • И т.д.

Стандартная схема приема абитуриентов выглядит следующим образом: учебное заведение публикует правила приема – абитуриент знакомится с ними, изучая основные моменты – поступающий собирает пакет обязательных документов и предоставляет их приемной комиссии в установленные сроки – при необходимости проходит ДВИ – ожидает результатов отбора – поступает/не поступает.

Общие параметры, действующие в отношении абитуриентов согласно текущим правилам приема

Давайте проанализируем основные моменты отборочного этапа, действующего на базе колледжей, вузов и определим общие моменты, распространяющиеся на все учреждения.

Правила приема абитуриентов
Правила отбора абитуриентов

Приемная кампания базируется на следующих понятиях и моментах:

  • Категория «абитуриент». Под этим термином поступают непосредственно то лицо, индивида, которые планирует и намерен освоить определённую профессию. Здесь существенных ограничений нет – подавать документы в вуз может каждый желающий, имеющий за плечами как минимум среднее полное образование. Для ссузов достаточно предъявить аттестат за 9 классов, для вузов важен аттестат за 11 классов школы. Также возможно поступать на основе уже имеющегося профессионального образования – дипломов колледжей и вузов.
  • Перечень обязательных документов, представляющий собой основные файлы, характеризующие личность и подготовку поступающего: паспорт (ФИО, прописка), документ об образовании (уровень подготовки, характеристика учащегося), результаты ЕГЭ (важно для вузов, так как демонстрирует уровень подготовки по профильным предметам, соотносящимся с направлением подготовки), результаты медкомиссии (оценка состояния здоровья, наличие противопоказаний для определенных профессий, уровень физического развития кандидата на место и пр.) и пр. Отсутствие или «просрочка действия» даже одного, казалось бы незначительного файла, не позволяет получить допуск к конкурсу, поэтому будьте максимально ответственны и внимательны, проверяйте «сроки годности» каждого файла;

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • ДВИ. Дополнительные испытания могут быть обязательными и утвержденными в отношении конкретных специальностей со стороны Минобрнауки, а также добровольной инициативой вуза с целью отбора сильнейших претендентов и подготовки более качественны кадров для отрасли.
  • Проходной балл. Под ним понимают суммарное количество баллов по всем ЕГЭ и ДВИ. От их количества зависит судьба абитуриента, его возможности по участию в конкурентной борьбе, положение в рейтинге поступающих и вероятность поступления на бюджет/контракт.
  • Льготы, квоты и пр. Данные понятия являются некими привилегиями для поступающих, которые позволяют сузить «конкурентный круг» и повысить шансы на зачисление. Для их подтверждения необходимо предъявить дополнительный документ, удостоверяющий право на пользование льготами/квотами, их действие и основание для использования.
  • Вариант предоставления документов. В настоящее время доминирует дистанционная форма приема, когда поступающий направляет документы в цифровом/отсканированном виде в вузе, а после прохождения конкурса получает «приглашение» и вместе с согласием о зачислении предоставляет оригиналы (лично, по почте и пр.).
  • Сроки приема документов. Период действия приемной кампании един для всех учреждений. Важно их учитывать, так как никто не станет ждать, «прощать» погрешности и пр. Притом все учреждения обязаны в конкретные даты вывешивать списки рекомендованных к зачислению и приказ о зачислении.
Основные элементы приемной кампании в вузы
Важно знать абитуриенту

Указанные 4 категории утверждены на законодательном уровне и являются обязательными к исполнению. В отношении них можно выделить следующие общие моменты:

  • Абитуриентом может быть любое лицо без ограничения в возрасте, но получить высшее образование бесплатно (в рамках каждой ступени образовательной иерархии: бакалавр, магистр/специалист, аспирант) можно только 1 раз в жизни;
  • Количество дипломов о высшем образовании может быть не ограничено: поступать можно хоть каждый год или по мере каждого выпуска на разные профили, осваивать их и пр. Но учтите, что каждое последующее образование в вузе будет возможно только на коммерческой основе;
  • Поступить в вуз без ЕГЭ невозможно. Пока что исключением могут стать лишь основания для заочников и дистанционщиков, где вместо ЕГЭ можно пройти внутренние испытания (по тем же предметам, что и нужны для комбинации ЕГЭ по профилю).

Индивидуальные параметры приема в ссузах и вузах

Каждый вуз обязан следовать четким регламентам: предоставлять услуги соответствующего качества, прививать студентам конкретные знания и навыки, пригодные для работы и пр. Но при этом у него есть право устанавливать дополнительные критерии отбора поступающих.

Индивидуальные параметры приема в ссузах и вузах
Особенности приемной кампании

К данной категории параметров отборочного тура относят:

  • Определение количества бюджетных и коммерческих мест;
  • Определение годовой стоимости обучения и варианты оплаты (частями, полная сумма и пр.);
  • Конкретизация минимальных проходных баллов и выведение среднестатистического порога на основе результатов прошлых приемных кампаний;
  • Определение перечня вступительных испытаний для каждого факультета, специальности – утверждается список дисциплин и минимальный балл по каждой из них;
  • Утверждение перечня документов, необходимых для подтверждения льгот/квот, возможности их использования (количество выделенных мест);
  • Условия зачисления вне конкурса: список лиц и котируемых достижений в учебе, позволяющих поступать без участия в конкурсе: призеры олимпиад, внутривузовские олимпиады и пр., перечень сопутствующих документов;
  • Список дополнительных испытаний с уточнением: специальность – формат экзамена (устный/письменный/тест, очный/заочный/онлайн) – предмет – расписание ДВИ;
  • И т.д.

От чего зависят правила приема и отбора абитуриентов?

Каждый ссуз или вуз учитывает два основания при отборе конкурсантов: общие (обязательные) и частные (индивидуальные).

От чего зависят правила приема и отбора абитуриентов?
Что влияет на доступность той или иной специальности?

Как мы отмечали выше, общие стандарты утверждены Минобрнауки и обязательны к исполнению. Индивидуальные параметры предполагают учет «внутренних» факторов:

  • Вид учебного заведения и его местоположение: главный корпус или филиал, город-миллионник или небольшой населенный пункт;
  • Наличие квалифицированных педагогов, способных подготовить кадры для конкретной отрасли на соответствующем уровне;
  • Уровень загруженности педсостава;
  • Материально-техническая база учебного заведения: наличие специального оборудования, лабораторий, современных инструментов для становления специалистов конкретной отрасли;
  • Финансирование со стороны государства (сколько бюджетных мест профинансировано из средств государственного бюджета),
  • Сколько мест может быть предоставлено на коммерческой основе с учетом материально-технических ресурсов (свободные места аудитории и пр.) и подготовки профессорско-преподавательского состава;
  • Среднестатистические показатели региона, в котором располагается вуз или его подразделение: средний балл ЕГЭ выпускников, потребности рынка труда, рекомендации работодателей и предприятий-партнеров и пр.;
  • Рейтинг и престиж вуза в стране и регионе, городе;
  • Качество подготовки, состав образовательной программы и отзывы выпускников, уровень трудоустройства дипломированных специалистов в рамках освоенной профессии;
  • и пр.

Как правило, перечень вступительных испытаний, от которых, по сути, и зависит исход приемной кампании, утверждается исходя из следующей ситуации: разработанные Минобрнауки параметры (дисциплины и их комбинации), рекомендации и инициатива вуза (в части проведения ДВИ).

Поэтому не стоит сильно удивляться, почему одна и та же специальность может иметь разные характеристики и требования для поступающих в разных вузах. Выбирайте оптимальный для себя вариант: посильную программу, подходящие условия обучения и качество подготовки с учетом проходных баллов, стоимости профстановления и пр.

О том, как правильно выбрать будущий вуз или профессию, мы писали ранее. Можете почитать на досуге, чтобы понять последовательность мыслей и действий, оценить взвешенность решения. Остались вопросы – задавайте, Мы готовы к диалогу и поделимся как личным опытом, так и просто дельным советом.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!