Поступление в вуз – это только начало профессионального пути. Далее «новоиспеченному студенту» предстоит усвоить конкретные правила пребывания в учебном центре, усвоить образовательную программу и подтвердить свои знания и обретенные навыки на промежуточных и итоговой аттестации.
Оценка успеваемости и допуск к сессии, защите письменных проектов в каждом вузе проходит индивидуально. В одном случае учитывают успеваемость, пропуски занятий, репутацию студента и его активность (на занятиях, конференциях и пр.), отношения с педагогом. В другом – следуют четко утвержденным правилам и траектории – рейтингово-балльная оценка, классическая модель и пр.
В европейских странах при аттестации студентов учитывают ECTS-кредиты.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Не пугайтесь, сплошной коммерции, коррупции или иных подобных «серых» схем в Европе нет. Там, как и в России, тщательно следят за соблюдением прав и интересов учащихся и вузов, утвержденный порядок получения высшего профессионального образования: образовательная иерархия, правила приема абитуриентов, стандарты обучения и пр.
Под ECTS-кредитами следует понимать не финансовые отношения между студентами и учебным центром. В данном случае термин трактуется иначе. ECTS-кредит представляет собой европейскую систему перевода зачетных единиц, то есть по факту — это тот самый минимум часов и дисциплин, который должен знать учащийся в рамках выбранного курса.
Новая схема оценки успеваемости появилась в образовательной практике Европы не так давно. Изначально во всех странах действовала «типичная модель» по оценке положения студентов: пятибалльная (в некоторых случаях индивидуальная – 7, 8, 9 или 10-балльная) шкала оценка успеваемости на основе наблюдений педагога за каждым студентом, определения его уровня подготовки, уровня сложности программы и глубины погружения в предмет, роль дисциплины в профессиональном становлении, соотношение пропусков и активности на занятиях, сдача обязательных письменных работ и пр.
С 2009 года в Европе (изначально добровольно, по желанию вузов) была внедрена новая схема по оценке знаний и нагрузки учащихся — ECTS-кредиты. На сегодняшний день она применяется практически повсеместно, в 90% случаев вузы опираются на нее.
Важно отметить, что ECTS-кредит действует только на первых двух уровнях образовательной иерархии – бакалавриате и магистратуре. В аспирантуре установлен иной порядок с акцентом на научную деятельность без балльной системы.
Основные составные элементы ECTS-кредита
Давайте разбираться, из чего состоит новая схема и как она работает в теории и на практике.
Итак, ECTS-кредит предполагает наличие двух основных компонентов:
- Система тех самых «кредитов»;
- Оценочная шкала.
Система кредитов предполагает, что в отношении каждой осваиваемой в рамках выбранной образовательной программы/специальности предмета будет установлен минимальный объем (базовый или основной), знание которого уже позволит учащемуся в перспективе спокойно и качественно трудиться, как квалифицированному специалисту. Здесь следует учитывать ряд факторов.
Первый – каждый предмет будет иметь «минимальное количество часов» для получения допуска к аттестации или получения «автомата». Второй фактор – все действия, задания студента будут оцениваться в рамках конкретной системы – присуждение баллов, которые в результате суммируются и формируют общее положение дел по конкретной дисциплине. «Кредиты» будут распределены по блокам: аудиторная работа (лекции, семинары), письменные задания и проекты, НИР, самообучение и задания для самопроверки, практика и пр.
Отсюда вытекает, что «стоимость одного балла» учитывает: глубину погружения в дисциплину, теоретические знания и практические навыки, количество пройденных тем и часы пребывания на занятиях, соотношение теории и практики, активность студента и пр.
Система оценки, оценочная шкала предполагает утвержденную схему перевода полученных баллов в отметки (оценки). Фактически здесь происходит «расшифровка» баллов: сколько студент заработал, какой итоговой отметке соответствует набранный объем (рейтинг) и пр.
Каждый вуз имеет право самостоятельно утверждать минимум часов с учетом специфики образовательной программы, ее «заполненности» дисциплинами (база, профиль, вспомогательная часть и пр.). Главное – разработать объективную оценочную шкалу, которая позволит по достоинству оценить полученные знания и навыки, качества и пр.
Система ECTS-кредитов действует практически по всей Европе. Чаще всего к ее использованию прибегают высшие образовательные учреждения США, Англии, Италии, Испании, Финляндии, Португалии, Германии, Австрии и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Роль ECTS-кредитов: достоинства и недостатки
Система ECTS-кредитов играет неоднозначную роль в обучении и становлении молодых специалистов. Как можно оценить уровень подготовки «по минимуму» или в академических часах-баллах?
На самом деле, данная система признана мировыми лидерами системы высшего образования мира неспроста. Сейчас мы перечислим ее достоинства:
- ECTS-кредит призван уравнять или сопоставить, «перевести» разные системы обучения к единой схеме, технике и шкале оценок, сопоставить их и оценить качество подготовки специалиста с «общей точки зрения», в рамках единой оценочной шкалы и стандартов. В этом проявляется ее важность в системе высшего образования согласно Болонской декларации: сопоставимость разных образовательных систем, единая схема оценивания и пр. В данном случае она позволяет получить диплом международного образца и отказаться от легализации документа об образовании при поступлении в иностранный вуз (нострификация не нужна);
- ECTS-кредит учитывает самые разные параметры обучения и результаты, утверждая минимальный объем часов, затраченный на подготовку, конкретный перечень обязательных тем и заданий и пр. Фактически студент сам будет определять свое «расписание»: когда и что он будет посещать, какие задания сдавать и пр. Новая система оценки успеваемости в Европе позволяет регулировать нагрузку на учащегося, самостоятельно планировать день и пр. Притом студент обязан посещать «минимум часов» в неделю. Поэтому набрать «минимальный рейтинг» за последние дни семестра и успешно завершить цикл не удастся. Здесь главное – равномерность обучения, активность на занятиях, своевременность выполнения заданий и их предоставления наставнику. При этом допускается «легкое течение или колебание» по усмотрению учащегося, регулирование учебной нагрузки (дневной/недельной и пр.).
- ECTS-кредит предполагает обязательное прохождение «минимума» — базовой подготовки, но студент имеет право дополнительно обучаться или выбирать более высокий уровень профессионального становления и погружения в профессию (глубже, тотальнее уходить в профиль, выбирая дополнительные дисциплины, секции и пр.). Минимум – обязателен, максимум – доброволен и желателен, приветствуется вузом и работодателями.
- ECTS-кредит позволяет не просто оценить степень погружения в модуль/предмет, но и проанализировать академические и научные достижения студента.
- ECTS-кредит позволяет отказаться от традиционной сессии в форме устных/письменных экзаменов. Набрал баллы – получил соответствующую отметку (частично есть аналогия с обычно рейтинговой оценкой успеваемости), не набрал – «заработал» академическую задолженность.
Среди недостатков данной схемы можно выделить то, что определить «минимум» знаний, академических часов бывает крайне трудно. Одни работодатели ценят скорость и качество работы, другие – компетентность специалиста, третьи – наличие реальных рабочих навыков и пр. Поэтому ECTS-кредиты до сих пор вызывают массу споров и вопросов у представителей системы профессионального образования, придерживающихся классической модели оценивания.
ECTS-кредит в России
Несмотря на внедрение Болонской декларации в РФ, система оценки уровня подготовки учащихся в колледжах и вузах осталась прежней – по пятибалльной шкале. Новая метода на нашей родине, пока, не прижилась и не внедрялась повсеместно.
Некоторые исследователи отмечают, что «аналогом» ECTS-кредитов в РФ выступает «индивидуальная рейтинговая шкала» оцени студентов, внедряемая каждым вузом на добровольной основе. В большинстве случаев она основывается на правиле «кнут и пряник»: активность и своевременность, посещаемость поощряется дополнительными баллами, прогулы, просрочка в сдаче материалов – штрафы. Обратите внимание, что количество баллов за каждое выполненное задание и активность может разниться. Притом каждый преподаватель в вузе имеет право использовать «индивидуальную» (собственноручно разработанную и утверждённую) систему оценки подопечных (как правило, она учитывает общее количество академических часов, долю практики, предусмотренные планом письменные проекты и пр.). По результатам семестра выводится общий рейтинг студента в баллах, на основе чего он получает ли о допуск к традиционной сессии, либо возможность «автоматом» получить отметку, возможность добрать на зачете/экзамене «энное» количество баллов и повысить свою итоговую отметку за предмет.
В целом, ECTS-кредитов в России до сих пор нет. Поэтому абитуриентам, желающим поступать в иностранные вузы, все же приходится легализовать имеющиеся документы об образовании известными способами: апостиль, эвалюация, нострификация, омологация и пр.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
за рубежом повсеместно действует такая система оценки успеваемости и аттестации студентов. В России ее аналогом выступает рейтинговая система, но она очень далека от зарубежных методик. Об этом очень хорошо сказано в статье. Притом у нас такой менталитет, что студентам лень выбирать дополнительные предметы для пополнения знаний и навыков, ленятся много. Но попадая за рубеж при ECTS-системе учиться несложно и интересно, это понимаешь, проверяя лично. Сам стажировался в иностранном вузе по обмену и убедился в этом.