Одной из довольно опасных и одновременно с этим прибыльным делом является развитие горных предприятий, занимающихся не просто исследованием горных пород, но и их добычей, переработкой, развитием специфических видов деятельности и пр. Работа с природными ресурсами всегда интересовала человечество. Но в современном мире акцент делается не только на извлечении выгоды, но и экологической безопасности и иных нюансах. Поэтому «горное образование» стало выходить на первый план.
Общая характеристика горных профессий
Горные профессии так или иначе связаны с горными породами, но работа специалистов-горняков может быть отличной и требовать тотального знания кардинально разных предметов, владения разнообразным инструментарием и техникой.
Среди специфических и совпадающих черт горных специализаций можно отметить такие моменты, как:
- Риск для жизни и здоровья. Ни для кого не секрет, что в горах нужно вести себя предельно ответственно, быть бдительным и осторожным, ведь риск обвала присутствует всегда. Работать в таких условиях – гораздо сложнее и опаснее;
- Высокий риск травмоопасности. Одно неаккуратное движение – и можно оказаться в пропасти, подвернуть ногу, сломать руку или того хуже – сорваться с высоты. Работа горняков предполагает всестороннее исследование горных пород и определение способов их дальнейшего применения, разработки и пр.;
- Важно наличие профильного образования. Без соответствующих знаний и навыков работать со столь специфичным ресурсом, биоматериалом невозможно. Поэтому горняки должны обладать комплексной подготовкой, сочетающей в себе хорошо развитые физические данные, технические навыки, научно-исследовательские качества и пр.
Все горные специальности можно разделить на 4 основные группы. Первая – горное дело – горные работы. В данном случае специалисты занимаются исследованием местности и определением ее особенностей для дальнейшего проектирования мероприятий: географическое расположение, наличие месторождений, состав горных пород, глубина пещер и горных полостей, оценка уровня безопасности и пр.
Вторая группа горных профессий связана со строительством. Что можно построить в горах? В целом, при соблюдении всех правил и требований что угодно: от горнодобывающего или перерабатывающего предприятия до туристического маршрута (спортивный, экологический туризм и пр.), горнолыжных курортов и баз, кафе, развития шахт и добычи полезных ископаемых и пр. В данном случае горные эксперты тщательно исследуют «внешнее и внутреннее» строение гор, определяя их состав, возраст, риски обвалов и пр., глубину полостей, наличие месторождений и пр.
Третья группа – электромеханика. Эти квалифицированные горные специалисты относятся больше к технической среде. В рамках данной группы занимаются становлением экспертов, владеющих специальной техникой для работы в горах: буровые машины, взрывотехника, геодезическое оборудование, техника для горной промышленности, оборудование для карьеров и пр.
Четвертая группа – горное дело и экология, безопасность. Миссия данного направления подготовки заключается в становлении квалифицированных экспертов по охране окружающей среды, техносферной безопасности, которые будут помогать создавать рабочие условия с учетом снижения рисков и угроз возникновения экологических катастроф, для жизни и здоровья рабочих и близлежащих населенных пунктов и пр.
В рамках каждой из групп насчитывается свыше десятка различных образовательных программ, каждая из которых нацелена на формирование и становление высококвалифицированного специалиста с определенным набором качеств и знаний. Ниже мы расскажем о существующих направлениях подготовки.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Горные программы: на кого и где учиться?
Рассмотрим, какие направления подготовки можно освоить в российских вузах в рамках горных специализаций.
На сегодняшний день горные профессии в рамках группы «Горные работы» можно представить в виде следующей таблицы (см. ниже).
Образовательная программа (специальность) | Описание направления подготовки | Вуз | Вступительные испытания |
Открытые горные работы | Воспитание горных инженеров по исследованию местности, способных производить геодезические исследования, изучение внутреннего состава горных пород (исследование пещер, полостей), разрабатывать месторождения, добывать полезные ископаемые с поверхности
|
СибГИУ, МГТУ имени Носова, ТОГУ, Горный университет, УГГУ, КузГТУ, СВФУ, САФУ имени Ломоносова, ВСГУТУ, ЮЗГУ | Математика, русс.яз. + информатика, физика, химия, ин.яз., |
Горно-геологические информационные системы | Специалисты по внедрению современных IT_систем и возможностей в горной промышленности, способные моделировать месторождения полезных ископаемых. Проектировать шахты и карьеры по результатам геодезических исследований, проектировать наземные и подземные работы, управлять проектами и пр.
|
НИТУ МИСИС, СибГИУ | |
Электромеханика и информационные системы в горном производства | Воспитание горных инженеров-электромехаников, специалистов по технике в горной местности при разработке месторождений и горной/подземной местности
|
СибГИУ | Матем., русс.яз., информатика, физика |
Подземные разработки месторождений | Исследование горных пород с целью проектирования месторождений с учетом специфики и свойств полезных ископаемые: проектирование шахт, рудных месторождений, угольных карьеров, планирование добычи, логистики и хранения ресурсов и пр.
|
МГРИ, Московский ПолиТех, Горный университет, ТулГУ. КузГУ, СКГМИ, МГТУ, СибГИУ, ПНИПУ, СВГУ | Математика, русс.яз. + информатика, физика, химия, ин.яз., |
Взрывное дело | Становление специалистов по разработке и подготовке взрывных устройств и веществ, способных правильно рассчитывать силу взрыва и определять необходимое соотношение химических элементов с учетом специфики местности (взрывотехники, химики и пр.)
|
МГТУ имени Носова, КНИТУ, УГГУ, СКГМИ | Математика, русс.яз. + информатика, физика, химия, ин.яз., |
Указанные программы не единственные в своем роде. Все они нацелены на обучение студентов грамотному исследованию местности и определению перспектив в ее разработке: проектирование мероприятий, оценка рисков и угроз, моделирование основных процессов и пр. В основе из деятельности лежит сочетание химических, технических и IT-наук. Притом без научно-исследовательской деятельности и полевой практики подготовить квалифицированного «горняка» невозможно.
Самые распространенные программы в срезе «Горные работы – Строительство» можно выделить следующие варианты.
Образовательная программа «специальность» | Описание профиля | Вуз | Вступительные испытания |
Маркшейдерское дело | Исследование горных пород с целью измерения горного пространства и проектирования карьеров, шахт, рудников, горнопромышленных предприятий, тоннелей и пр.
|
МГРИ, НИТУ МИСИС, МГТУ имени Носова, РУДН, СПГУ, ЗГУ имени Федоровского, СВГУ, СВФУ | Матем., русс.яз., физика, информатика |
Горные машины и оборудование | Подготовка специалистов и техников по работе на поверхности и в глубине горных пород с помощью специализированной техники и инструментария
|
СибГИУ, МГТУ, ПНИПУ, ИРНИТУ, ЗабГУ, МПТИ, СВФУ, СВГУ | Матем., русс.яз., физика |
Подземная разработка пластовых месторождений | Становление экспертов, способных проектировать, строить и реконструировать шахты, горнопромышленные, перерабатывающие и добывающие предприятия
|
Горный университет, СибГИУ, УГГУ, КузГТУ, СВФУ | Матем., русс.яз., физика, информатика |
Подземная разработка месторождений полезных ископаемых | Воспитание горных инженеров по проектированию и эксплуатации и шахт, карьеров, скважин, месторождений (нефтегазовых, рудных и пр.)
|
ТувГУ | Матем., русс.яз., физика, химия |
Мехатроника и робототехника промышленных комплексов | Подготовка инженеров и техников, способных применять в исследовании горных пород, строительстве горнодобывающих и перерабатывающих предприятий специальной техники (роботизированной, автоматизированной и пр.)
|
УГГУ | Матем., русс.яз., физика, информатика |
Геотехнологии освоения недр | Инженеры по разработке, эксплуатации месторождений в горной местности, исследователи, специалисты по добыче полезных ископаемых, строители шахт, специалисты по электрификации шахт, инженерное обеспечение процесса добычи ископаемых в горной местности
|
НИТУ МИСИС, ЮРГПУ имени Платова | Матем., русс.яз., физика, информатика, химия |
Взрывное дело | Инженеры-взрывотехники, осуществляющие «расширение площади» для добычи ископаемых, возведения шахт и горнопромышленных компаний
|
МГТУ, горный университет, КНИТУ, СКГМИ | Матем., русс.яз., физика, информатика, химия |
Таким образом, строительные профессии в горной промышленности и среде связаны, как с развитием месторождений, строительством карьеров, шахт. Всевозможных тоннелей, а также обеспечением логистики добытых ресурсов с учетом техники безопасности. В большинстве случаев образовательные программы доступны на базе специалитета. Выпускники становятся квалифицированными инженерами. Притом их деятельность напрямую сопряжена с риском для здоровья и жизни.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Профессии третьей группы – «Горное дело. Электромеханика». В рамках данного русла происходит воспитание технических специалистов, способных пользоваться специальным инструментарием и техников в рамках развития горного дела с учетом воздействующих факторов и особенностей местности, условий работы. Им соответствуют следующие направления подготовки, представленные в таблице ниже.
Образовательная программа (специальность) | Описание профиля | Вуз | Вступительные испытания |
Горные машины и оборудование | Специалист по электромеханике, специалист по электрификации горных местностей, горный инженер по развитию шахтного пространства
|
МГРИ, МГТУ, горный университет, НГАСУ, БГТУ имени Шухова, КузГТУ | Матем., русс.яз, информатика, физика |
Транспортные системы горного производства | Специалист по логистике в горном пространстве, инженер-конструктор горных машин и оборудования, специалист по цифровым технологиям в горной промышленности, робототехник, мехатроник
|
ЮРГПУ имени Платова | |
Электрификация и автоматизация горного производства | Инженер-электрик, инженер-электромеханик, инженер-проектировщик, инженер-программист, слесарь по обслуживанию электроприборов и электрооборудования, разработчик электрооборудования для карьеров и горных предприятий, электроподстанций в горной местности
|
НГТУ, УГГУ, Горный университет |
Специалисты электромеханического жанра в горной промышленности отвечают за правильную эксплуатацию, корректную работу соответствующего оборудования, его совершенствование и эффективное применение. Поэтому в процессе их становления основной акцент делается на технических науках, полевой практике и исследовательской деятельности.
Образовательные программы в рамках экологических вопросов в горной промышленности представлены в виде следующего списка.
Направление подготовки (специальность) | Описание профиля | Вуз | Вступительные испытания |
Обогащение полезных ископаемых | Подготовка специалистов для работы на нефтехимических, горнопереребатывающих предприятиях с акцентом на процессы разделения и обогащения минерального сырья. Выпускники становятся лаборантами химического анализа, экологами-химиками, горными инженерами
|
НИТУ МИСИС, МГТУ имени Носова, Горный университет, УГГУ, ИРНИТУ, КузГТУ | Матем., русс.яз., физика, химия, информатика |
Технологическая безопасность и горноспасательное дело | Горный инженер-эколог, специалист по техносферной безопасности.
Студенты осваивают навыки по оценке экологических угроз в ходе развития горного дела, проводят исследования в сфере соблюдения экологического законодательства и совершенствования очистительной и иной техники при использовании в горных работах, совершенствованием технологий горного производства и пр.
|
ИРНИТУ, Горный университет, УГГУ | |
Горнопромышленная экология | Инженер-эколог, лаборант-эколог по оценке состава горных пород/состава месторождений и пр. Специалист по обеспечению экологической безопасности
|
Горный университет, УГГУ, НИТУК МИСИС |
Также целесообразно выделить еще одну группу горных профессий, без которых работа горных предприятий и рабочих просто немыслима. Речь идет о специалистах управленческого плана – менеджерах в горном деле. На сегодняшний день профиль «Менеджмент в горном и нефтегазовом деле» доступна только на базе магистратуры при УГНТУ (г. Уфа). Поступление на профиль базируется на результатах собеседования. Студенты изучают азы менеджмента с акцентом на особенности управления горным предприятием, работой в горной местности и пр. Они получают знания и навыки по проектированию и планированию деятельности горнодобывающей и перерабатывающей компании, управлению персоналом и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Специфика обучения в горных вузах, по горным программам
Первой особенностью в освоении профессий по работе в горной местности выступает то, что сугубо горных вузов в России (именно горных) не так много. Их можно перечесть по пальцам. В числе самых известных и популярных среди абитуриентов горных университетов страны можно выделить:
- Санкт-Петербургский горный университет;
- Горный институт НИТУ МИСИС.
В остальные случаях горные специальности доступны на базе горных факультетов при многопрофильных профессиональных заведениях. Притом рабочие специальности порой модно освоить в пределах колледжа, но стать квалифицированным инженером можно только при наличии высшего образования в соответствующей отрасли.
Также горные программы чаще всего доступны в стенах геологоразведочных, нефтяных университетов. Притом в большинстве случаев рассматриваемые направления подготовки действуют на базе государственных вузов, все они аккредитованы.
Второй особенностью является то, что освоение горных профессий всех типов будут тесным образом связаны с изучением естественных и технических наук, но особый акцент делается на тех предметах, которые приближены непосредственно к профилю. Притом без полевой практики, НИР студентам не обойтись.
Поступить на них непросто (несмотря на отсутствие ДВИ и пр.), так как вузы выставляют серьезные требования: высокий проходной балл, небольшое количество мест провоцирует жесткий конкурсный отбор. Стоимость обучения по горным программам также высока.
Среди плюсов освоения горных профессий можно отметить высокий уровень востребованности выпускников, возможности карьерного и научного роста, высокий доход.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!