В рамках каждой программы обучения, специальности присутствуют различные виды занятий и форматы подготовки дипломантов. С целью развития практических навыков и знакомства с профессией в составе учебного плана выделяется время на прохождение практики. Притом ее реализация может отличаться по продолжительности, типу, характеру и пр. Одним из таких разновидностей «практического обучения» при колледжах и вузах является полевая студенческая практика.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Полевая практика представляет собой особый вид учебно-практического становления студента. Ее особенность проявляется в следующих моментах:
- Миссия данного вида деятельности – познакомить студентов с будущей профессией, показав ее «во всей своей красе»: чем занимаются специалисты, с какими проблемами и трудностями сталкиваются ежедневно, особенности и условия работы в рамках конкретного профиля и пр.;
- Чаще всего полевая практика проходит вне вуза – на базе действующих предприятий, где наблюдается потребность в кадрах, специалистах, на территории предприятий-партнеров учебного центра и базовых кафедр. Если вуз в силах создать условия для практической подготовки на своей территории, то организуется соответствующая группа учащихся, куратор, выделяется специальное оборудование и пр. В данном случае термин «полевая практика» превращается в «лабораторная практика», которая реализуется в комфортных условиях, но с учетом всех необходимых благ – оборудование, инвентарь, материалы и пр.;
![Специфические черты полевой практики студентов](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/05/word-image-117.png)
- Продолжительность полевой практики утверждается согласно учебному плану студента с учетом узости осваиваемой им профессии, этапа подготовки (курс, наличие базовых или основных знаний по профилю) и пр. В большинстве случаев полевая практика занимает около 34 недель, иногда она длится дольше, чем остальные виды стажировки и практического обучения, так как требует дополнительного времени на выезд (дорога до места назначения), подготовку места проживания и пр.
- Полевая практика немыслима без исследовательской, оценочной деятельности. Она складывается из того, что практикантам предстоит самостоятельно определить место для прохождения практики, изучив его особенности с учетом осваиваемой специальности. Далее произвести необходимые прикладные работы и проанализировать их результаты. Во время полевой практики студент собирает «доказательную» ли вещественную базу для НИР, выполнения индивидуального задания от кафедры и пр.
- Обучение и обретение первых рабочих и исследовательских навыков проходит в специфических условиях – в естественной профессиональной среде. Притом наименование практики («полевая») – непростое, а говорящее. В 90% случаев практикантам приходится работать на природе, открытой местности или специфических уголках (на природе, в любых погодных условиях и пр.). Поэтому еще одной чертой полевой практики выступает выносливость, стрессоустойчивость и быстрая адаптация к постоянно меняющимся внешним условиям и пр.
Таким образом, полевая практика представляет собой часть учебного плана, подготовку специалиста, которая предполагает пребывание студента в специально созданных условиях для знакомства с реальной профессией, а также получением первых профессиональных навыков.
Каким программам и специальностям свойственна полевая студенческая практика?
Полевая практика чаще всего предусмотрена по тем специализациям, которые так или иначе связаны с природой, научными исследованиями, где требуется не просто изучать историю местности, но и определять ее характерные черты, возможности дальнейшей разработки и пр.
![Какие направления подготовки предполагают прохождение полевой практики?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/05/word-image-118.png)
Прохождение полевой практики возможно на базе следующих образовательных программ и направлений:
- Экология и природопользование. Здесь учащиеся изучают особенности местности, анализируя природный мир, климатические и физические особенности расположения территории, ее наполнение (растительный и животный мир, месторождения, природные блага), достоинства и недостатки, риски и угрозы и пр.;
- Промышленные и технические программы (подготовка инженеров, проектировщиков, строителей и пр.). В рамках данного направления полевая практика помогает студентам определить место для поиска ресурсов, используемого в процессе производства, оценивать и контролировать всевозможные влияния на окружающую среду в процессе создания нового блага/товара, определении и применении отдельных видов инструментов, ресурсов (учет климатических, географических и иных особенностей местности) и пр. Например, строителям предстоит сначала произвести экспертизу места для застройки, чтобы понять, какие материалы будут более надежными, сформировать план безопасной конструкции, минимизировать вред окружающей среде и пр.;
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
- Агропромышленные и сельскохозяйственные профессии, связанные с выращиванием конкретных культур, работой с почвами и пр. В данном случае полевая практика призвана помочь студентам освоить азы и особенности специализации, понять, чем занимается специалист, с чем он работает. Также практиканты самостоятельно проводят всевозможные пробы почв, ведут «журналы наблюдений и выращивания культур», занимаются выведением новых сортов растений для конкретной местности или определенных условий (климатических, повышенной урожайности и пр.).
- Туристические программы. В данном случае полевая практика помогает оценить безопасность, эффективность и пользу маршрутов, усовершенствовать их согласно запросам пользователей, оптимизировать инфраструктуру отдыха, сервиса и пр.
- «Историко-географические» специальности. В рамках данного направления подготовки полевая практика предусмотрена по педагогическим и естественнонаучным программам. В рамках такой стажировки учащиеся колледжей и вузов погружаются в прошлое и современное положение дел конкретной местности. Они занимаются изучением ее положения, проводят пробы, занимаются археологическими раскопками, стараясь установить определенные факты (проверить гипотезу или найти «признаки прошлой жизни»). В рамках естественнонаучного ракурса полевая практика помогает разобраться с изменениями окружающей среды и ее «внутреннего мира» (например, что было 100 лет назад на этом месте, как оно изменилось, причины факторы, следствия, угрозы, оценить перспективы и пр.);
- Прочие программы.
Полевая практика призвана оценить «естественные условия» конкретной местности и показать специфику работы специалиста: с какими материалами он работает, какие инструменты и методы задействует основные права и обязанности, навыки и качества, какие знания ему необходимы и пр.
Не стоит путать полевую студенческую практику с учебной. Очевидным сходством указанных видов является ознакомительный характер, но порядок их проведения может кардинально разниться. Притом в ходе учебной практики новички преимущественно наблюдают за специалистом-практиком, а в ходе полевой подготовки они задействованы в исследовательском и прикладном аспекте (хоть и под чутким контролем руководителя).
Обратите внимание, что полевая практика может быть частью или видом учебной. В этом случае она конкретизирует сферу действия стажера.
Этапы проведения полевой практики (общая схема)
Прохождение полевой практики тщательно планируется учебным заведением с учетом специфики осваиваемой профессии и требования работодателей условий в отрасли и пр.
Независимо от того, как и где организована полевая практика, студенту предстоит выполнять определённые обязанности, производить конкретные действия для получения результата. В данном случае уместно два варианта: коллективная (групповая) и индивидуальная практика. Первая категория предполагает выезд на место целой группы студентов (одного профиля, одногруппников или «сборной команды»), вторая – прохождение практической подготовки в частном порядке (студент ищет базу практики самостоятельно).
![Схема прохождения полевой практики](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/05/word-image-119.png)
Схема прохождения полевой практики немногим отличается от классической стажировки и учебной, производственной или иной практики. Здесь также можно выделить несколько существенных моментов и этапов:
- Изучение правил прохождения. Данный шаг – самый первый, очерчивающий и разъясняющий основополагающие моменты: зачем нужна практика, как и где она может проходить, чем буде заниматься студент, что он должен делать и подготовить к концу намеченного срока и пр. На основе изучения методических рекомендаций, условий вуза и кафедры, практикант поймет: где он может проходить практику, где искать подходящее место, какие документы ему понадобятся для оформления и пр.
- Поиск места для прохождения полевой практики. В данном случае важно обратиться в соответствующую организацию, которая будет удовлетворять описанным ранее правилам и согласится взять на свои плечи «ответственность по воспитанию» специалиста. Искать базу для прохождения полевой практики можно самостоятельно (серфинг и хождение по организациям, научным лабораториям и центрам и пр.), а также обратившись за помощью к научному руководителю по практике, на кафедру, базовую кафедру и пр. Как только студент подберет наиболее подходящий вариант, ему останется оформить с ним отношения документально, получив тем самым гарантии: место будет выделено, в намеченные сроки его будут ждать на объекте, сможет пользоваться необходимыми благам и оборудованием, получить допуск к конкретной информации и пр.
- Прохождение полевой практики. В зависимости от условий полевой практики, студенту в любом случае придется выезжать на место. Им может стать как отдельная природная единица (местность), территории завода или иного центра, здание/офис/лаборатория и пр. Данная стадия предполагает участие студента в непосредственной профессиональной среде: на начальной стадии – наблюдение. Затем постепенное погружение в профиль (специальность) с выполнением посильных для него заданий (с учетом уровня его подготовки). Все действия практиканта должны соприкасаться с осваиваемой программой, а также соприкасаться с индивидуальным заданием от кафедры и пр.
На текущем этапе прикладной подготовки студента происходит сбор и обработка информации согласно цели, задачам практики и в рамках «индивидуального задания». Притом выполнение «учебного плана» и заданий на месте (от руководителя предприятия) происходит параллельно. Указанные действия соприкасаются со сбором информационной и доказательной базы для дальнейших отчетов, исследований и пр.
- Подготовка и оформление отчета по полевой практике. Об этом подробнее мы расскажем ниже.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Особенности формирования отчета по полевой практике
По окончании прохождения практики каждый студент должен предоставить документальное доказательство освоения этого этапа в рамках учебного процесса. Делается это не только путем заключения и сдачи договора с базой практики, но и посредством написания и защиты отчета по полевой студенческой практике.
Рассматриваемый этап профессионального становления чаще всего носит подготовительный или вводный характер. Поэтому он реализуется на первых курсах освоения выбранной программы, но при условии: студент владеет базовыми данными по профилю (то есть как минимум азы профессии должны быть уже при нем: основная терминология, понимание сути работы, минимальные навыки работы по сбору информации и ее анализу и пр.).
![Что должен содержать отчет по полевой практике?](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2022/05/word-image-120.png)
Требования к структуре и содержанию отчета по полевой практике остаются классическими. Ничего сверхординарного и сверхспецифического от практиканта не требуется. Аттестационный документ в рамках данного этапа будет иметь традиционную структуру, но его наполнение предполагает наличие некоторых специфических черт:
- Введение и заключение будут выполнять прежнюю функцию – предоставлять краткую характеристику «полевого становления», выводы о проделанной работе, полученных знаниях и навыках, сложностях с которыми столкнулся стажер и пр.
- Основная часть предполагает акцент на практике, именно действиях и результатах практиканта. Здесь будет преобладать информация об объекте исследования: сначала описание базы практики (на базе какой организации стажировался студент, какие задачи были поставлены перед ним, индивидуальное задание и пр.). Допускается внедрение теоретического раздела с целью научного и методологического аппарата для выполнения индивидуального задания от кафедры и пр.
Далее следует предоставить данные об исследуемой местности (непосредственный объект исследования): общая характеристика, особенности, а затем описать «находки» практиканта, подчеркивающие специфику объекта, выводов относительно получаемых результатов и их обоснование.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
![](https://disshelp.ru/blog/wp-content/uploads/2019/01/banner_1.jpg)
Выполнение индивидуального задания целесообразно выносить в отдельный раздел отчета. Его реализация будет учитывать специфику базы практики, имеющимися под рукой инвентарь и оборудование, возможности практиканта и пр.
Отчет по полевой практике будет содержать текстовую, табличную и графическую информацию. Средний объем документа достигает 25-30 страниц подготовленного и оформленного текста.
В целях подтверждения актуальности и достоверности сведений, практиканту предстоит предоставить доказательства: документы с места практики (об организации), результаты исследований (фотографии, частички образцов, результаты экспертиз и пр.). Также к отчету по практике прилагают сопутствующие документы – дневник, характеристика с места практики, отчетность и пр.
Обратите внимание, что наполнение основной части предполагает емкое описание основных мероприятий, реализуемых в ходе практике с акцентом на цель, задачи и индивидуальное задание практиканта, а также анализ полученных результатов с аргументированными выводами. Подробно расписывать каждый день в отчете не нужно. Для этого предназначен дневник.
Прохождение полевой практики потребует от студента выносливости, терпения, внимательности, стрессоустойчивости, оперативной адаптации, а также тщательной подготовки. Работать в специфических условиях непросто. Практиканту предстоит собрать необходимую информацию, тщательно ее переработать и изложить в виде структурированного отчета.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!