На протяжении последних 10-15 лет особой популярностью пользуются экономические профессии, постоянно пополняемые новыми предметами, программами, направлениями подготовки с учетом специфики отрасли и пр. Несмотря на многочисленные заявления статистов и аналитиков о переполнении рынка труда дипломированными экономистами, ежегодно свыше 5-7 тысяч абитуриентов подают документы на экономический факультет колледжа или вуза.
Предлагаем рассмотреть особенности становления квалифицированных экономистов: как и чему их учат, какие проекты выполняют.
СОДЕРЖАНИЕ
Специфика экономической отрасли или какими качествами должен обладать компетентный экономист?
Если говорить на простом человеческом (народном) языке, то экономику можно представить в качестве специфической сферы деятельности, которая способствует грамотному распределению благ, контролю расходов и доходов, умелому управлению финансами и прочими ресурсами (от сырья до человеческого капитала, бизнес-процессов и финансов). Исходя их такой трактовки, можно выделить следующие основные качества компетентного экономиста: внимательность и точность, контроль и учет, перераспределение и эффективность (получение выгоды).

Каждая отрасль специфична, так как использует конкретные приемы и ресурсы, оборудование и технику, методы учета и налогообложения, способы взаимодействия с покупателями и поставщиками, посредниками и пр. В связи с этим число экономических специальностей превышает сотню!
Чтобы работать по экономическому профилю, важно иметь соответствующее образование (как минимум диплом колледжа, а лучше вуза). Именно здесь пополняют копилку знаний и навыков будущего специалиста. Согласно требованиям работодателей, новоиспеченные экономисты должны соответствовать следующим параметрам: умение планировать деятельность отдела/предприятия, контроль финансов и имеющихся ресурсов, планирование бюджета, грамотное ведение финансовой отчетности, контроль над реализацией проектов и совершением сделок. Предлагаем рассмотреть, как необходимые компетенции прививают в рамках образовательного процесса в стенах ссузов и вузов.
Специфика образовательного процесса в экономических колледжах и вузах
Подготовка квалифицированных экономистов – процесс длительный и весьма кропотливый. Каждое образовательное заведение утверждает собственную стратегию развития студентов с учетом действующих норм и стандартов. Поэтому не стоит удивляться, когда одна и та же специальность предполагает изучение разного набора дисциплин. в целом, можно выделить одну стандартную схему профессионально воспитания и развития дипломированных экспертов экономического плана.

В ходе подготовки по программе бакалавриата студенты погружаются в следующие предметные модули:
- Гуманитарный: его миссия – помочь студентам научиться работать с большим объемом информации, определять достоверные и актуальные источники от неинформативных, развивать аналитические способности и критическое мышление. Также дисциплины этого ракурса помогают расширить кругозор и обрести базовые представления по профессии. к числу подобного рода дисциплин относят историю, философию социологию, психологию, БЖД, русский язык, экономическая теория, макро- и микроэкономика и пр.
- Математический: всем известно, что будущим экономистам предстоит учитывать вплоть до мелочей и тысячных пунктов каждый ресурс, производит всевозможные расчеты (при планировании бюджета, расходовании материалов и иных благ). Поэтому одним из важнейших разделов профессионального становления выступает этот модуль. Он включает в себя следующие дисциплины: высшая математика, линейная алгебра, теория вероятности, теория игр, математический анализ, математическая статистика и пр. Миссия блока – развить концентрацию, точность и навыки по проведению расчетов.
- Лингвистический: здесь студенты погружаются в изучении русского и иностранного языка (от азов до углубленного курса). Учащимся предстоит научиться грамотно выражать свои мысли, формировать деловую отчетность и письма, планировать мероприятия (собеседование, переговоры и пр.).
- Общеразвивающий блок: работа экономиста носит преимущественно «сидячий» характер. Чтобы минимизировать ущерб пассивного образа жизни, в вузах и ссузах предусмотрены дополнительные занятия – физкультура, шахматы и шашки, теннис и дополнительные спортивные или творческие секции.
- Менеджмент. Экономисты управляют ресурсами компании, поэтому должны владеть такой наукой, как менеджмент во всех его проявлениях. Учебная программа на экономическом факультете предполагает погружение в общий менеджмент, а также по видам – стратегический операционный, финансовый инвестиционный, рисковый, инновационный, project management, антикризисное управление и пр. Здесь студенты обретают навыки по управлению и воздействию на объект, перераспределению ресурсов с учетом намеченных целей, оптимизации плана мероприятий и т.д.
- Экономический: это самый важный, профильный курс, призванный развить конкретные рабочие навыки: учет, анализ, аудит распределение и перераспределение, ведение отчетности и т.д. Данный модуль включает в себя экономический анализ, экономика предприятий, налоги и налогообложение, бухгалтерский учет, маркетинг, экономика труда, планирование и бюджетирование, бизнес-информатика, финансы и кредит, банковское дело, проектная деятельность и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

- IT—блок: информатика, языки программирования, бизнес-планирование, анализ и учет в специализированных программах (обзорный курс или освоение азов специальных ПО), экономический и математический анализ на ЭВМ и пр.;
- Правовой модуль. В данном ракурсе студенты изучают порядок ведения бизнеса, формирования документооборота, взаимодействия с разными контрагентами, оформление сделок и прочих нюансов. Основными дисциплинами этого блока выступают: трудовой кодекс, налоговый кодекс, АПК, конституция, различные законы (о банкротстве о банковской деятельности и пр.)
Каждый блок развивает определенную сторону специалиста, но сугубо в экономическом плане: расчёты, учет данных, анализ, планирование, координация, делопроизводство и пр. Лишних аспектов в подготовке экономистов нет.
На сегодняшний день на базе колледжей и вузов стараются воспитать и подготовить не узкоспециализированных экспертов, а настоящих «универсальных солдатов», способных решать различные задачи из смежных отраслей. Поэтому образовательные программы содержит не то сугубо профильные предметы, но и дополнительные блоки: вариативная часть (по интересам учащегося), смежный ракурс (изучение азов по схожей или близкой специальности и пр.).
Учебный процесс в экономическом колледже или вузе: теория и практика, формы подготовки
Образовательная программа экономического профиля предполагает постепенное погружение в отрасль. Изначально студенты изучают теорию: основные понятия и категории, правила и концепции, принципы, методики, а затем учатся применять полученный теоретический багаж на практике.

Аудиторная работа учащихся ссузов и вузов включает в себя:
- Лекции, на которых студенты пассивны, а преподаватель активен. Здесь происходит разъяснение существенных моментов и нюансов, погружение в предмет и специальность.
- Семинары. Данная часть способствует самопогружению в предмет, самообучению и самоанализу, самоподготовке. Здесь студенты выполняют домашнее задание, активно работают на занятии, обсуждая тему, разбирая нюансы, решая задачи и кейсы, проводя деловые игры и пр.
- Практикумы и лабораторные работы. Это вид занятий, нацеленный на обретение конкретных практических навыков. Как правило, он проходит в форме решения ситуационных задач, выполнения групповых проектов, решение кейсов, а также обучение по работе на специальном оборудовании или в специальной программе (например, занятия по информатике предполагают выполнение лабораторных и практических работ в конкретных программах и приложениях);
Помимо этого, образовательный процесс включает в себя обязательное погружение в научную деятельность посредством выполнения письменных проектов:
- Курсовые работы. Эти изыскания проводятся преимущественно по профильным и «предпрофильным» (базовым, но соприкасающимся с профилем) дисциплинам. Они призваны углубить знания и выработать навыки по работе с информацией. Курсовые работы могут быть теоретическими (описательными, аналитическими и пр.), практическими (с расчётами графиками, прогнозами и р.).
- Дипломные проекты. Данный вид исследования является аттестационным. Он призван продемонстрировать уровень профессиональной компетентности и пригодности в рамках раскрываемой темы. Здесь в обязательном порядке будут присутствовать анализ конкретного объекта (предприятия, отдела, отрасли и пр.), множественные экономические расчеты и анализ полученных даны с целью диагностики проблемы, анализ возможностей рисков объекта, разработка плана мероприятий по решению проблемы с учетом возможностей объекта, прогнозирование или апробация результатов.
- НИР. Чаще всего научные изыскания студенты проводят в добровольно-принудительном порядке: преподаватели настаивают, а студенты соглашаются для обретения дополнительной отметки/балла или репутации. НИР могут быть выполнены в самых разных проявлениях: от обязательной курсовой до добровольной научной статьи (участие в научных конференциях, очных/заочных или дистанционных), монография, диссертация (преимущественно у магистров и аспирантов) и пр.
Практическая подготовка студентов экономического профиля предполагает прохождение практики на базе действующих компаний и экономических отделов при них. Здесь они наблюдают за работой практикой и учатся выполнять основные функции, поручения руководителя, обретают первые «трудовые компетенции и навыки». Для подтверждения освоенных приемов им предстоит подготовить отчет по практике и защитить его.

Помимо аудиторной и практической работы, образовательная программа в колледже и вузе предусматривает прохождение периодических аттестаций в виде зачетов и сессий. Частота из реализации – 1 раз в семестр. Также допускается подключение дополнительных проверок в виде самостоятельных и контрольных работ, тестирований (в очных и онлайн).
В рамках зачета умещают менее важные, второстепенные дисциплины, а на экзамене проверяют знания по профильной подготовке и близким к профилю предметам.
Обучение на экономическом факультете или в экономическом ссузе/вузе предполагает изучение и соблюдение конкретных экономических правил, множественные расчеты, планирование и контролирование ресурсов, изучение специальных программ и их применение.
К сожалению, в учебном плане не предусмотрено освоение специализированной программы 1С:Предприятие по разделам (бухгалтерия, склад, логистика и пр.). Данный аспект выпускники или учащиеся вынуждены осваивать на специальных дополнительных курсах платно. Притом сегодня без знания этой программы работать по профессии «экономист» просто невозможно.
Как выбрать экономический с суз/вуз и профессию?
Сперва оцените собственные способности, возможности и предпочтения. Если математика и анализ ситуации – не ваш «конек», то следует задуматься о будущей работе. Посильна ли она для вас в экономическом сегменте?
Подготовка экономистов и иных специалистов ведется в рамках действующих образовательных программ. Чтобы качество обучения было соответствующим, учебное заведение и направление подготовки должно быть аккредитованным. Проверьте наличие гослиценции и свидетельства об аккредитации. Если все имеется и действует, то опасаться не стоит. Далеко не всегда рейтинг и престиж вуза предопределяет качество подготовки.
Проанализируйте текущее положение дел: личные достижения результаты ЕГЭ и требования ссуза/вуза. Выбирайте посильный вариант, когда ваши результаты составляют не менее средних проходных значений (в этом поможет анализ результатов применимо кампании за прошлые года).
Обратите внимание и отдайте предпочтение тем программам, где доля практики выше (практика больше теории или доля практики в одном ссузе/вуза больше, чем по той же специальности в другом учреждении). Не бойтесь учебной программы и исследований. В любой ситуации и на любом задании, миссии команда Дисхелп готова прийти на помощь, гарантируя высокое качество услуг и соблюдение всех заявленных требований.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
куча расчетов, математических и экономических задач, минимальные знания в области ведения экономической документации (научат только, как учитывать ресурсы, но как их ставить на баланс – вряд ли), анализ данных и отчетность – вот и вся особенность обучения в экономических заведениях или по экономическим специальностям. Единственное Автор забыл отметить, что в колледже и вузе не обучают нужным программам (например, 1С: Бухгалтерия), а прохождение практики больше носит формальный характер так как практикантам не доверяют и порой не предоставляют нужную информацию в полном объеме. Получите только теоретическую подготовку и азы профессии, чего оказывается мало при трудоустройстве. Притом изучать придется не только профильные предметы, но и общие, затрагивающие право, маркетинг, менеджмент и пр. – о них упоминали в статье. Они же на практике малопригодны.