При выполнении любого студенческого или научного проекта автор сталкивается с различными источниками информации. Проявляя избирательность, он формирует информационную основу своего исследования. Притом одним из важнейших требований к задействованным ресурсам, которое непосредственно сказывается на качестве курсовой, дипломной или научной работы, является надежность и достоверность данных. Но сегодня мы расскажем об иной категории ресурсов – непроверенные и ненадежные.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие ненадежных и непроверенных первоисточников
Выполнение курсовой или дипломной работы требует от студента немалых усилий. Самым сложным в ходе выполнения столь серьезных исследований является подбор и обработка первоисточников.
К информационной базе любого исследования всегда выдвигаются определенные требования, подчеркивающие возможности по применению ресурса, а также его роль, особенности. К числу общих параметров при отборе и использовании первоисточников относят так называемые «критерии качества». Данная категория включает в себя три условия: достоверность или проверенность, надежность и актуальность.
К достоверности или проверенности относят те сведения, к правдивости которых можно неоднократно убедиться, изучив различные первоисточники. То есть важно, чтобы основная мысль и конечный результат по ней в исследованиях разных ученых совпадал (притом незначительные погрешности допустимы). Если при сравнении одного и того же положения или мнения в разных книгах, работах есть различия, вызывающие сомнения или демонстрирующие явные нестыковки, то такие ресурсы относят к числу непроверенных или недостоверных.
Достоверные и надежные ресурсы |
Непроверенные и ненадежные факты |
Преобладают в научной литературе | Преобладают в простейших студенческих работах, СМИ, форумах, интернете, социальных сетях |
Может быть проверена | Не подлежит проверке, несопоставима, не имеет аналогов |
Тщательно обоснована, обладает достаточной доказательной базой | Опирается на голословные рассуждения, непроверенные данные |
Публикуется приоритетными изданиями и площадками | Публикуется повсеместно, но чаще всего встречается на формах, в нерецензируемых изданиях и пр. |
Часто цитируется в новых НИР, подвергается дискутированию имеет много сторонников | Цитируется редко, чаще подвергается критике, единомышленников мало или нет вовсе |
Авторство первоисточника известно | Автором может выступать начинающий и неопытный эксперт, установить авторство не всегда возможно (анонимные публикации и записи) |
Отражается конкретная однозначная тенденция | В тексте такой информации могут встречаться противоречия |
Надежность первоисточника предполагает, что заявление или факт, тщательно обоснован, доказан, грамотно описан и не вызывает сомнений у других исследователей. Как правило, надежные сведения редко подвергаются критике, на них чаще всего строятся новые утверждения и развиваются новейшие направления. Проверить надежность данных непросто. В большинстве случаев к рассматриваемой категории относят устоявшиеся или веками проверенные законы, параметры, границы и нормы в рамках каждой отдельно стоящей дисциплины или научной плоскости.
Ученые и исследователи предпочитают проверять соблюдение канона надежности на основе сравнения: при совпадении основных моментов в рамках заявленных описаний (теории, аксиомы, нормативы и пр.) из разных ресурсов они считаются надежными. Если же у читателей есть малейшие сомнения относительно качества ресурса, корректности описанных результатов, встречаются опровержения со стороны иных экспертов, то материал считается ненадежных.
Любая студенческая или научная работа должна базировать только на качественной информации. Но порой ее оказывается недостаточно для глубокого и полного исследования темы, поэтому авторы прибегают к задействованию непроверенной и ненадежной базы данных. К этой категории принято относить сведения из СМИ (особенно «желтая пресса»), материалы из неренцензируемых изданий, обзоры неизвестных или анонимных авторов, факты и сведения из форумов и социальных сетей и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Функции непроверенной и ненадежной информации в исследованиях и студенческих работах
Использование непроверенной и ненадежной информации в тексте курсовой, дипломной или научной работы воспринимается неоднозначно.
С одной стороны, применение столь специфического первоисточника непосредственным образом сказывается на качестве всего исследования. Непроверенная или некачественная база способна в корне изменить ход исследовательской мысли, направить автора в ином направлении и привести к иному (порой неожиданному) результату. Более того, подключение непроверенной информации способно привести к серьезным ошибкам и огрехам. Они, в свою очередь, приведут к неточному или ошибочному результату, на который в последующем не смогут положиться другие исследователи.
С другой стороны, применение непроверенной или ненадежной информации поможет автору определить новые направления для изучения и ли отметить для себя те варианты, от которых лучше отказаться. Как правило, к последней категории относят случаи, когда качественной информации оказывается недостаточно для раскрытия темы, а недостоверные сведения порождают больше вопросов и не предоставляют ответов.
В большинстве случаев, студенты и ученые при выполнении работ используют комбинацию их проверенной и непроверенной, надежной и ненадежной, полезной и бесполезной ресурсной базы. При формировании такого тандема важно понимать, что для получения точного результата важно преобладание качественных материалов над сомнительными.
Непроверенная и ненадежная информация не может стать фундаментом исследования независимо от его масштабов, характера, предназначения и цели, вида, глубины и ширины погружения в тему и пр.
Среди основных функций ненадёжной и непроверенной информации в тексте курсовой, дипломной или научной работы можно отметить:
- Вспомогательная или дополняющая. Использование некачественных материалов помогает разбавить материалы новыми данными, дать пищу для размышления, подтолкнуть автора к проверке новых направлений или фактов и пр. То есть данная информация позволяет разнообразить исследование, дополнив его новым тенденциями и пр.
- Оптимизирующая. Эта функция носит больше формальный характер и связана с объемом студенческой или научной работы. Чаще всего использование непроверенных и ненадежных материалов связано с дефицитом информации. Использование рассматриваемой категории ресурсов позволяет нарастить объем проекта и сделать его соответствующим формальным требованиям (количество страниц и пр.). Также использование непроверенной информации может повысить уникальность текста (как правило, подобные факты цитируются и используются в трудах редко);
- Инновационная. В данном случае использование некачественных данных порождает у автора проведение кардинально нового исследования и тщательного обоснования собственных мыслей. Чаще всего ему приходится доказывать состоятельность новой идеи экспериментальным путем. Притом при положительных исходах и подтверждении гипотезы исследователю удается привнести новшества в научной и практической плоскостях, подтолкнуть науку к новым путям развития, показать возможности дальнейшего изучения темы с нового ракурса и пр. Но если выдвинутая концепция не подтвердилась, важно принять «отрицательный результат».
Таким образом, использование некачественных первоисточников неоднозначно сказывается на исследовательском пути, преподнося сюрпризы и нюансы одновременно.
Как и где пользоваться непроверенными и ненадежными фактами?
Отметим сразу, что в научной среде (среди опытных и авторитетных исследователей) пользоваться некачественной информацией непринято. Все задействованные в ходе проведения научного исследования, подготовки научной статьи или диссертации, автореферата или монографии каждый автор в обязательном порядке проводит так называемый фактчекинг. О данном процессе мы уже писали в нашем блоге.
Неважно, какой проект Вы намерены подготовить: курсовая или дипломная работа, научный доклад или классический реферат, научная статья или диссертация, в основе любого исследования должна быть только качественная информационная база! Использование непроверенных, ненадежных материалов сводится к минимуму!
Задействовать в студенческой или научной работе сомнительные ресурс ы нужно крайне осторожно. Студенты и исследователи чаще всего полагаются на некачественные первоисточники с учетом следующих правил.
Во-первых, авторы предпочитают включать в текст проекта непроверенные данные только для разбавления материалов или подчеркивания, что их мысль – не первая в научной или исследовательской среде, у них есть единомышленники. То есть отражение подобных фактов подчеркивает, что подобная схема, мысль уже поднималась ранее, обсуждалась, развивалась и пр. Умелое включение таких данных позволяет подчеркнуть значимость вопроса, повлиять на обоснованность авторской позиции.
Во-вторых, использовать непроверенные материалы можно для отражения неоднозначности проблемы или критики старых положений с целью провоцирования их перепроверки, выдвижения новой гипотезы и пр.
В-третьих, включение непроверенной или ненадежной информации происходит крайне осторожно. Притом она не является основой или опорой в развитии исследовательских мыслей. Она лишь дополняет отдельные научные факты, расширяет тему или отдельные моменты, подчеркивает разнообразие суждений по заявленной теме или отдельным поводам и содействует поиску новых путей для решения проблемы.
Задействование непроверенных и ненадежных материалов в курсовых, дипломных работах должно быть крайне осторожно, только для дополнения информации. Лучше всего, чтобы новые факты совпадали с научной базой, при этом подчеркивали ее актуальность, однозначность.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
При включении некачественной информационной базы в научный труд важно убедиться что она не искажает ход и логику изыскания, не требует отклонения от намеченного плана исследования, помогает автору в развитии новых суждений и не затмевает качественную основу.
Непроверенная и ненадежная информация – это лишь дополнительная база данных, которая позволяет раскрыть вопрос с разных сторон, но она не может быть основой исследования.
При использовании ненадежной и недостоверной информации в курсовой, дипломной или научной работе следует пользоваться правилами минимального фактчекинга: быть сопоставимой, актуальной, отражать конкретную позицию или тенденцию.
Если первоисточник не имеет аналогичных результатов среди иных работ, то столь голословный вариант лучше обходить стороной и вовсе отказаться от его задействования.
Использование непроверенной и ненадежной информации обладает рядом особенностей:
- Автору важно быть предельно осторожным при включении подобных материалов в текст исследования: на него невозможно положиться даже на 70-80% (уж не говоря о 100%), поэтому он не может стать аргументом «за или против» гипотезы, авторской позиции, но позволит отметить наличие определённых противоречий или сомнений в заявлениях и иных фактах;
- Его употребление в тексте проекта должно быть уместным, укладываться в рамки заявленной темы или этапа изыскания, подчеркивать конкретную позицию или динамику;
- Перед использованием некачественных данных важно убедиться, что они не нарушают права иных пользователей и не несут вреда исследованию, репутации автора, не провоцируют излишнюю критику и не подрывают эффективность, результативность ожидаемых результатов, а содействуют наиболее полному раскрытию заявленной темы;
- Исследователь будет нести ответственность за использование и продвижение соответствующих материалов. Поэтому важно оценить их роль, целесообразность и необходимость употребления.
Таким образом, пользоваться непроверенными и ненадежными ресурсами следует крайне осторожно, а в идеале – в крайних или исключительных случаях, когда иных материалов, фактов и сведений в рамках интересуемого направления, темы нет или недостаточно для полного раскрытия и выработки достойного решения. Опираться на подобные материалы невозможно, но они способны натолкнуть автора студенческой или научной работы на новую мысль, инновацию, требующую тщательной перепроверки.
Каким непроверенным и ненадежным источникам информации отдавать предпочтение?
Самый оптимальный вариант – вовсе не полагаться и не включать подобные материалы в текст любой студенческой или научной работы. Такой подход гарантирует качественный и точный, достоверный результат научно-исследовательской деятельности.
Но, к сожалению, на 100% обойтись без некачественной информации удается крайне редко. Во-первых, даже достоверные данные порой трудно перепроверить и убедиться тем самым в их корректности, точности и тщательной обоснованности. Поэтому априори достоверной, абсолютно надежной и проверяемой информации в целом не существует!
Во-вторых, полагаться сугубо на научные факты при раскрытии темы не получится. Автору предстоит как минимум анализировать тенденции, различные показатели, рассуждать, что также вызывает потребность в непроверенных фактах (не все умозаключения автора могут быть подтверждены аргументами и фактами).
В-третьих, непроверенная и ненадежная информация может быть разной. Она будет отличаться весомостью, обоснованностью, сомнительностью, цитируемостью и рядом иных не менее важных признаков. Лучше всего полагаться на сопоставимые сведения, которые обладают схожими тенденциями, выводами.
Опытные исследователи отмечают, что задействовать сведения и факты из СМИ в студенческих, научно-исследовательских и сугубо научных работах недопустимо. Как правило, в материалах из СМИ и нерецензируемых журналов нет конкретики, точности, четкой доказательной базе. Все выводы, результаты основаны сугубо на «голословных рассуждениях» и не более того. Поэтому от них следует отказаться.
Если возникает потребность в использовании непроверенной и ненадежной информации, то лучше всего отдать предпочтение материалам из социальных сетей для ученых. Но здесь важно соблюдение одного условия: получение доказательств со стороны автора утверждения и пр. Можно попросить предоставить публикацию, в которой есть хотя бы малейший намек или упоминание данной тенденции.
Если исследователь использует материал из нерецензируемого издания, то лучше всего основываться на ресурсах, которые ранее кем-то были процитированы. Также допустимо задействование некачественной информации автора, если его репутация ранее была непротиворечивой, больше положительной, у которого большинство трудов посвящено конкретной проблематике и тематике и пр.
Независимо от того, какие материалы студент или исследователь использовал в своей работе, не стоит пренебрегать ее качеством, так как оно напрямую сказывается на результативности проекта. Обязательно проведите самоанализ работы и определите уместность целесообразность и необходимость применения тех или иных источников. Лучше всего оказаться от сомнительных и недостоверных информационных ресурсов или использовать их по минимуму в качестве вспомогательной, дополнительной базы (которая не оказывает существенного влияния на ход исследования и его результативность).
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
ненадежные, непроверенные, сомнительные и бесполезные материалы – излюбленная основа каждого студента. Сужу по личному опыту: даже если начинаешь выполнять курсовую заранее (за месяц до защиты), то поиск информации сводится к простому серфингу по сайтам. Просто читаешь, выбираешь, вставляешь и позже уже редактируешь. Главное – тематическое совпадение, а уж насколько верно написано, достоверно студенту в целом без разницы. Притом если используешь учебники и научные журналы – доверия больше, чем к готовым работам.
Скажу по личному опыту, что любой ненадёжный и непроверенный первоисточник можно легко и просто отсеять и не использовать или превратить в пригодный. Достаточно убедиться, что он не имеет существенных противоречий с аналогичными данными, текстами и все. Конечно, в основу исследования их не положить, но грамотно разбавить или дополнить материал новыми фактами – вполне возможно.