
Защита дипломной работы – очень ответственный и важный момент в жизни каждого выпускника. Казалось бы, диплом вызубрен дословно и чуть ли не побуквенно. Но в день защиты культурный и подготовленный студент куда-то подевался, а на само мероприятие явился самозванец, который не может связать двух слов, трясётся или вовсе паникует, мямлит и пр. Как же побороть страх защиты и изгнать самозванца? Давайте разбираться вместе!
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки страха защиты
Финальный рубеж каждого студента – защита дипломной работы. Именно здесь важно продемонстрировать верх пилотажа, глубину профессиональной подкованности и состоятельности, самостоятельности, эрудиции и тактики. Но не все выпускники в силах обеспечить себе простое и непринужденное выступление, легкую дискуссию с членами аттестационной комиссии. Некоторых парализует страх – страх защиты.
Страх защиты представляет собой специфическое состояние, вызванное на нервной или психологической почве. Ему свойственны все базисные параметры паники, классической фобии: волнение, тревожность, излишняя жестикуляция, нарушение в речи.

Данный феномен возникает у сверхчувствительных людей. Он перегружает организм адреналином, вызывая негативные импульсы и провоцируя низкое качество выступления перед публикой.
Причины возникновения такого недуга кроются на подсознательном, личностном, социальном и ситуативном уровне. Подсознательно студент готовится к беседе с членами аттестационной комиссии, обсуждению избранной им темы и проделанной работы. Но в момент проведения столь важного мероприятия на фоне резкого выброса адреналина возможна потеря памяти, проявление заикания, несвязность речи и пр. Мозг буквально блокирует коммуникационные каналы.
Также к причинам зарождения страха защиты относят социальные факторы. В данном случае немаловажную роль играет так называемое «сарафанное студенческое радио», когда одни универсанты в «красках», эмоционально и преувеличенно расписывают процедуру защиты (особенно если ранее они ее сами провалили). В этом случае у будущего выпускника предстает весьма страшная картина: преподаватели терзают вопросами, грузят формулами, заваливают универсанта сложными примерами и просят что-то пояснить, ругаются, недовольно или косо смотрят и пр. Согласитесь, при таком описании невольно возникает волнение и паника, боязнь выступлений. Негативные ассоциации просто программируют человека на отрицательный исход и готовят к ожиданию критики, замечаний, вопросов и пр.
Личностные основания связаны непосредственно с укладом, подготовкой и восприятием индивида. Студент может просто бояться публичных выступлений, опасаться критики, обладать низкой самооценкой, бояться запнуться ил повторится и пр. Здесь все зависит именно от внутреннего состояния, равновесия и подкованности дипломанта, его личного психологического климата.
Ситуативные факторы также оказывают влияние на поведение и ход защиты дипломной работы. Чаще всего они связаны с обстановкой: восприятие непосредственно события (защита) и отношения к ней со стороны дипломанты, первое впечатление о ГАК, наставления научного руководителя и одногруппников, опыт в ораторском искусстве, ориентация в дипломе и пр. То есть этот фактор настигает именно в момент выступления и давит на индивида, провоцируя те или иные отклонения, нарушения, запинки и пр.
Фактически, страх защиты – свойственен в той или иной степени каждому студенту. Волнение и стресс испытывает каждый дипломант, но справиться со своим психологическим состоянием посильно не каждому. Порой во время выступления наружу вырывается тот самый «самозванец» (молчун или деспот), способный все испортить (но не всегда).
Как проявляется синдром самозванца на защите диплома?
Синдром самозванца получил свое название не просто так. Ему свойственна противоположность: студент на протяжении учебного периода сумел заработать определенную репутацию, имеет конкретную успеваемость, знаком с преподавателями, но на защите или при публичном выступлении – «он – не он». Качество его подготовки резко ухудшается, меняется поведение и пр. То есть вместо радивого и подготовленного универсанта перед комиссией предстает тот самый «самозванец» — его полная или частичная противоположность. Знание причин и видов такого недуга облегчит дальнейшую терапию.
Развитие такого состояния базируется на трех составляющих:
- Обесценивание. Чаще всего студент не учитывает свои достижения и успехи в учебе, не замечает собственного роста и развития. Все свои успехи он списывает на то, что ему просто повезло, задание было легким, каждый так сумеет и пр.
- Смешанное чувство относительно полезности и необходимости, ценности. Универсанту резко начинает казаться, что выбранный им профиль – не его стихия. На подсознательном уровне у него вырабатывается «программа отторжения»: я не на своем месте, у меня ничего не получится, я не знаю, что и как делать, у «Светы» получается лучше и пр.
- Разоблачение или боязнь результатов. Оно проявляется в том, что универсант начинает сам себя накручивать и критиковать, искать в себе недостатки. Он боится осуждения, критики, замечаний и новых просьб, вопросов. Индивид сравнивает себя с другими и видит только негатив, несоответствие и пр.
Заподозрить, что у студента «синдром самозванца», просто. Как правило, симптоматика этого психологического состояния очевидна и проявляется в его поведении, речи, реакции на вопросы или просьбы членов аттестационной комиссии.
Можно выделить три степени проявления «синдрома самозванца» у дипломанта на защите аттестационной работы.
|
Основание для сравнения |
Легкая степень | Средняя степень |
Тяжелая степень |
| Волнение | Умеренное | Сильное | Очень сильное, ярко выраженное |
| Поведение | Контролируемое, но с небольшими отклонениями | Поддающееся контролю, но с усилиями, мешканиями | Не контролируемое или трудно контролируемое, с агрессией или тактикой молчания |
| Жестикуляция | Не имеет явных отклонений или присутствует небольшая суетливость | Излишняя, «дергающаяся» или «теребящая» | Панические атаки, явные отклонения в жестикуляции, частые ненужные или излишние движения |
| Речь выпускника | Подготовленная, но частично сбитая, с «минутами молчания» или небольшими пробелами | Подготовленная, но нервная, сбитая, с явными пробелами или противоречиями, «спотыканиями» | Не подготовленная, несвязная, трудно воспринимаемая, с отклонениями от темы и пр. |
Легкая степень выраженности в целом не оказывает сильного давления на дипломанта и проявляется легким волнением перед выступлением, боязнью позабыть что-то или не ответить на дополнительный вопрос, замешкаться при подборе грамотного ответа и пр. В данном случае физические проявления следующие: потеющие ладони, покраснение щек (как при стыде или смущении), жалоба на духоту, частое поправление одежды или волос, лишние движения, несущественные «спотыкания» в защитной речи и пр. Но все эти действия контролируемы студентом. Он в силах поддержать дискуссию, ответить на вопросы без агрессии и пр.
Средняя степень выраженности проявляется в более «нервном» поведении выпускника. Здесь будет более выражена сбитая речь, затруднения при подборе слов для ответа на очередной вопрос о члена ГАК, сложности в поддержании дискуссии, излишняя жестикуляция и проявление явной нервозности дипломанта (поспешная речь, невнятное выступление, слабая ориентация по проекту и теме, молчание в ответ на поставленный вопрос и пр.). В рамках этой стадии «синдрома самозванца» индивид не всегда способен контролировать свои эмоции, состояние, ему трудно совладать с самим собой и достойно преподнести выполненное им исследование, представить полученные результаты.
Тяжелая степень – самая опасная, чреватая нервными срывами. Она чаще всего проявляется в виде явной агрессии или неконтролируемого поведения, временной потери памяти и несвязной речи, проявлением панических атак и обострению хронических заболеваний (притом не только нервной системы) и пр. Именно она полностью срывает аттестацию и приводит к фиаско: универсанта попросту отчисляют из-за провала на защите.
Важно отметить, что проявление синдрома самозванца на защите ВКР может быть как осознанным, так и неосознанным явлением. В первом случае он контролируем дипломантом, поддающийся самоанализу, но периодически проявляющимся в незначительных мелочах: спутанность речи, лишняя жестикуляция, подергивания, заикание и пр. Но в целом на качество аттестации оно влияет редко.
Неосознанная «вспышка страха» на защите – явление частое и довольно опасное для дипломанта. Этому типу фобии свойственно чрезмерное проявление физических симптомов (жестикуляция, неусидчивость, агрессия или наоборот молчаливость и растерянность, плохая ориентация в теме и пространстве и пр.). При таком состоянии студент не контролирует себя и порой может представлять опасность для окружающих. Универсанту не под силу провести самоанализ. Чтобы справиться с ситуацией и профилактировать подобное состояние, ему требуется помощь квалифицированного специалиста.
Методы борьбы со страхом защиты
Итак, защита диплома – со дня на день или вовсе через несколько часов/минут. Как же побороть свой страх? Ведь, чем ближе «час икс», тем больше нарастает волнение, захватывает паника и высок риск развития «синдрома самозванца». Ниже мы представим наиболее рабочие способы борьбы с этой фобией.

Во-первых, нужно уметь вовремя успокаиваться и концентрироваться на задаче. Вузовцу предстоит защитить свой дипломный проект. Это значит, что ему нужно лишь рассказать, что он изучил. Какое предложение выдвинул и насколько оно результативно-эффективно. Задача проста, как 2 рубля! Записываем защитную речь и просто посматриваем на нее время о времени.
Предварительная подготовка еще никому не мешала. Наличие научного доклада, реферата или просто листочка с пометками по диплому не воспрещена ни в одном вузе! Если вам будет спокойнее с полностью написанной защитной речью – пожалуйста!
Во-вторых, не бойтесь своих эмоций и чувств, но старайтесь их контролировать. Вдох-выдох и вперед! Рассказывайте о своем исследовании на посильном для вас языке. Ни к чему пытаться вызубрить сложные термины. Говорите непринуждённо, просто, но при этом грамотно, цензурно, культурно и разнообразно. Не бойтесь делать небольшие паузы, чтобы сосредоточиться на дальнейшем тексте. Главное – не затягивать молчание на несколько минут.
В-третьих, учитывайте собственную индивидуальность, делайте акцент на способностях (особенно при подготовке к защите). Не сравнивайте себя с другими! Вы — отдельная и уникальная личность! Поэтому нужно лишь грамотно и с пользой полагаться на собственные возможности, таланты, знания и пр. На защите все аналогично: что знали – сказали, что не знаем – красиво увиливаем.
В-четвертых, постарайтесь поприсутствовать на защите одногруппников или сокурсников. Такой ход поможет вам лично увидеть, что происходит во время аттестации, к чему нужно подготовиться, какие вопросы задают члены аттестационной комиссии, какова атмосфера на этом мероприятии. Более того, данный вариант поможет сличить реалии со слухами и понять, как все происходит на самом деле, какие ошибки допустили дипломанты и пр.
В-пятых, постарайтесь «подготовить подушку безопасности», чтобы усмирить свое волнение. Если вам спокойнее со шпаргалками в кармане – значит, готовим их. Если студенту проще выступать, не смотря на публику, то лучше всего продумать тактику: на кого или в какую точку смотреть во врем выступления.
В-шестых, посоветуйтесь с научным руководителем, уточните у него все интересующие вопросы, попросите совета и пр. Он, как никто другой, знает, что происходит во время итоговой аттестации и как лучше преподнеси ваше исследование, как минимизировать дополнительные вопросы и т.д.
В-седьмых, оптимизм. Мысли материальны. Поэтому важно настраиваться на положительный исход и реалистично оценивать собственные силы, ставить посильные цели. Не бойтесь провала. Воспринимайте защиту, как очередное состязание или новый опыт. Это не каторга, не расстрел, не борьба за выживание. Относитесь к этому мероприятию проще.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации для выпускников по профилактике и борьбе с защитофобией
Феномен самозванца – самый настоящий и первоочерёдный враг и вред для выпускника. Он не просто подвергает риску и опасности физическое, ментальное и «профессиональное» здоровье, но и мешает выступающему достойно представить свой проект, мысли, результаты, показать уровень подготовки. Важно понимать, что бороться с этим недугом нужно не только непосредственно на итоговой аттестации. Студент может предпринять ряд профилактических мер, которые как минимум снизят силу влияния и риск наступления «синдрома самозванца», а максимум – обеспечат спокойную и качественную защиту диплома.
Самый простой способ профилактики – принять за пару часов до аттестации разрешённое успокоительное. Обратите внимание на состав, противопоказания и отсутствие седативного эффекта. Лучше всего принимать растительные препараты на основе валерианы, пустырника и пр. Они помогут нервной системе сохранить равновесие, утихомирят сердечный ритм, снизят выброс адреналина. Главное – не переусердствовать! Придерживайтесь минимальной дозы и принципа «не навреди».
Еще один способ профилактики состоит в том, чтобы «запрограммировать себя на успех». В этом случае важно сосредоточиться на проекте, защитной речи и гнать от себя прочь дурные мысли. Наблюдайте за одногруппниками, что они рассказывают о своей защите, кто что ожидал и с че столкнулся, учитывайте их ошибки и опыт. Постарайтесь поприсутствовать на защите 1-2 друзей и увидите всю процедуру воочию.
Обязательно заранее готовьтесь к защите диплома. Репетируйте свое выступление, распределите материал и время. Сократите долю импровизации и оставьте ее на дополнительные вопросы. Помните: все новые вопросы комиссия задает только в рамках темы вашего диплома. Поэтому постарайтесь изучить ее по максимуму. Начитанность, подкованность еще никому не навредила.
Если ранее вы уже сталкивались с «синдромом самозванца», то лучше всего за несколько месяцев до защиты ВКР «проработать» эту проблему с квалифицированным психологом, психоаналитиком. С помощью этого эксперта вам удастся продумать траекторию и тактику защиты, проанализировать все моменты и подготовиться к триумфу, подобрать индивидуальную и эффективную терапию.
Накануне аттестации нормализуйте свой режим, полноценно отдохните, отвлекитесь от зубрежки.
Если справиться с волнением в «день икс» становится сложно, то не стесняйтесь выражать свои эмоции. Отойдите в сторону на 5 минут и «спустите пар» (ущипните себя. Поругайте и пр.). Также можно полагаться на различные дыхательные практики (например, техника 4-7-8 и пр.). С утра можно зачитать позитивные аффирмации и дать себе четкую установку на успех.
Ни в коем случае не корите себя за результат, не соответствующий ожиданиям. Снижение оценки или провал на защите диплома – не конец света! Это всего лишь новый опыт, который можно и важно использовать с умом! Все всегда поправимо. Проанализируйте ситуацию, извлеките из нее урок и действуйте!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!





