Любое исследование независимо от его характера, принадлежности к научной области или специализации, всегда должно иметь конечный результат. При этом важно, чтобы полученный итог исследовательской деятельности был не просто обозначен в работе (то есть присутствовал), но и был обоснован, им можно было воспользоваться на практике. Поэтому нередко при оценке студенческой или научной работы используют такой показатель, как достоверность результатов исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Под достоверностью результатов студенческой или научной работы следует понимать специфический показатель, подчеркивающий корректность проведения изыскания и получение точных итогов, которые возможно применять в перспективе согласно предписанным целям, а также использовать его в иных сферах деятельности с учетом возможностей и пригодности.
Многие авторы и начинающие исследователи путают категории «достоверность» и «правдоподобность». Первый термин близок к принципам точности и посильности, то есть он отражает получение результатов, которые были тщательно перепроверены, обоснованы, доказаны и могут применяться в перспективе без лишних сомнений. Под правдоподобностью результатов исследования понимают категорию подчеркивающую сомнение относительно точности полученных результатов, но одновременно с этим акцентирующее внимание на посильности и допустимости применения предложенных мер и новшеств. То есть в данном случае результаты научно-исследовательской деятельности носят приблизительный (менее точный) характер, но приближены к реалиям.
Достоверные результаты исследования всегда подкрепляются точными аргументами и фактами, а правдоподобные – рассуждениями, прогнозными данными без их апробации и пр.
Если исходить из дословного определения термина «достоверность», то полученные в ходе изыскания результаты должны обладать «достаточной верностью», то есть быть научно обоснованными и по возможности практически опосредованными (то есть проверенными).
В самом простом понимании студентов и исследователей, достоверность результатов приравнивается к их доказанности и убедительности, обоснованности и надежности. Соответственно для действия данного признака важно располагать качественной, точной доказательной базой, подчеркивающей эффективность предлагаемого решения и возможные направления, способы его применения.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Признаки достоверности результатов студенческой работы
Студенческие проекты чаще всего носят теоретический (описательный или аналитический) характер, основываются на эмпирических данных. Написание курсовых и дипломных работ бакалавров сводится к прогнозированию результатов, которое чаще всего носит «предположительный» и приблизительный характер, опираясь на теоретические и научные каноны, нормы и пр. Поэтому к достоверности результатов студенческих изысканий относятся с неким недоверием или сомнением.
Какой проект бакалавров и магистрантов можно считать достоверным? К данной категории принято относить результаты тех студенческих работ и исследований, которые отвечают следующим признакам:
- Студент проводил исследование на реальных данных в отношении конкретного объекта исследования, занимаясь решением «частной» проблемы;
- Методика диагностики проблемы научно обоснована и ранее была проверена исследователями и практиками, используется в настоящее время и подтвердила свою эффективность в профессиональных и научных кругах;
- Все материалы, на которые опирался автор во время анализа ситуации и определения «проблемной зоны» точны, соответствуют реальности, проверены, не вызывают сомнений и подтверждаются документально. Данное требование обязательно должно быть соблюдено в отношении информации по объекту исследования – наличие конкретной информационной базы по теме исследования с соответствующими печатями, подписями и прочими верификациями;
- Предлагаемые методы воздействия на проблему ранее применялись на практике. Согласитесь, инновации, изобретения выдвигаемые бакалаврами могут вызвать массу вопросов и сомнений на фоне уровня их подготовки. Поэтому лучше всего применять классические приемы, адаптируя их под нужды конкретного объекта, его проблемной зоны;
- Все прогнозные сценарии нашли научное обоснование, а также положительное описание в рецензии научного руководителя, отзывах с места практики;
- По возможности проверить выдвигаемый план на практике, но строго при получении одобрения на внедрение новшеств со стороны руководства объекта исследования;
- Возможно провести сравнительный анализ применения решения (если автор полагается на традиционные подходы, распространенные методы решений) и показать состоятельность предлагаемого плана. Но в данном случае важно, чтобы положение ел в рамках исследуемого объекта и «аналога», факторы, основные тенденции и возможности совпадали.
Таким образом, результаты студенческой работы будут считаться достоверными, если автор сумеет убедить комиссию в состоятельности и эффективности предлагаемых им мер. В большинстве случаев достаточно обосновать план мероприятий с научной позиции, а также привести примеры по реализации схожих схем на практике. Притом непосредственно в дипломной работе важно показать эффективность «новоиспеченного механизма» сугубо в отношении рассматриваемого объекта, дополнив его статистическими данными по иным предприятиям для весомости и надежности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Признаки достоверности научных работ
Подготовка диссертаций, монографий, научных докладов основывается не просто на научных канонах, но и придерживаются особого правила – экспериментальная проверка гипотезы, то есть апробация результатов. Данный способ считается самым надежным, обоснованным и точным, подчёркивающим достоверность полученных результатов и эффективность применения выдвинутых концепций, алгоритмов и пр. То есть ключевым признаком достоверности итогов научного изыскания является апробация результатов, практическая проверка заявленного плана действий с констатацией и описанием полученных результатов, их научных и практическим обоснованием.
Еще одним не менее важным признаком достоверности научных работ является их проверяемость. Достоверные результаты будут всегда совпадать в рамках отмеченных тенденций: обладать единым характером (сугубо положительным или сугубо отрицательным), воздействием на проблему (смягчать ее или ликвидировать полностью).
Не менее важным элементов достоверности научных работ является точность результатов. Чем меньше погрешность, тем точнее будут результаты, тем они ближе к реальности и выше качество исследования в целом.
Также достоверность полученных в ходе научной работы результатов может зависеть от корректности их результатов.
Таким образом, достоверность результатов научной и исследовательской деятельности проверяется экспериментальным путем и подлежит обязательному научному, практическому обоснованию с констатацией конкретных фактов и их грамотным описанием, трактовкой.
Как проверить достоверность студенческого или научного исследования?
Достоверность результатов исследований всех уровней подготовки и направлений – это не какая-либо абстрактная категория, а один из элементов, конкретизирующих целесообразность, необходимость и эффективность применения предлагаемого метода/механизма.
Каждый автор, прежде чем заявить о достоверности результатов исследования (будь то студенческая или научная работа, отчет о НИР или лабораторной работе, практике и пр.), должен лично убедиться в действии данного принципа. Поэтому ему предстоит проверить соответствие полученных результатов действительности. Сделать это можно следующим образом:
Вариант №1. Аналитический метод. Данный способ чаще всего применим студентами, осваивающими программы бакалавриата и специалитета, магистратуры. В данном случае проведение эксперимента не всегда оказывается возможным или посильным для автора курсовой или дипломной работы, но это не значит, что качество результатов изыскания будет страдать. Убедиться и доказать состоятельность предложенного решения, а также подчеркнуть точность, надежность и достоверность результатов можно с помощью аналитических операций:
- Сопоставление результатов с научными канонами: теориями, правилами, нормативами;
- Сравнение результатов с показателями по отрасли;
- Факторный анализ с констатацией «провоцирующего» возникновение проблемы, притом целесообразно анализировать результаты факторного анализа до новшеств и по мере разработки решения (изменения);
- Методы прогнозирования, основанные на математических моделях, моделировании ситуации и пр.
В зависимости от принадлежности темы исследования к определенной научной области могут использоваться качественные и количественные приемы, параметрические и непараметрические модели (свойственны преимущественно исследованиям в сфере психологии) и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Для обеспечения корректности и достоверности результатов исследования важно владеть соответствующими навыками по преобразованию информации в необходимый формат и вид, уметь пользоваться математическими приемами и операциями, корректно интерпретировать и описывать итоги.
Аналитический метод | Подтверждение практикой | Экспериментальный метод | Верификация | |
Сфера применения | Все виды студенческих и научных работ | Курсовые, лабораторные, дипломные работы, отчеты о НИР, отчеты по практике | Дипломные работы, лабораторные работы, диссертации, научные работы | Все виды исследований |
Основной прием | Сравнение, сопоставление, анализ | Реализация на практике, сравнение, анализ | Эксперимент, анализ данных, обоснование | Сравнение, анализ, статистический анализ |
Информационная база | Теория, научная литература, данные с места практики, статистические данные и пр. | Данные с места практики, результаты апробации/эксперимента (научного) | Сведения об объекте, результаты эксперимента | Статистика, внутренняя и внешняя информация об объекте, научная литература отраслевые данные и пр. |
Риск недостоверности | Средний | Минимальный | Минимальный | Средний |
Достаточный уровень подготовки исследователя | Минимальный | Средний | Высокий | Любой |
Вариант №2. Подтверждение практикой. В данном случае достоверность результатов студенческой или научной работы сначала обосновывается на научном/теоретическом фронте, а затем (чаще всего после защиты) после одобрения руководства объекта исследования внедряется на практике и проверяется уже в реальности.
Чаще всего подтверждение достоверности результатов студенческой или научной работы происходит на этапе разработки программы мероприятий по решению диагностированной проблемы. Если это делается под чутким контролем по согласованию с научными руководителями (от кафедры. От места прохождения практики), то студент может описать уже реализуемый на предприятии метод, показав его достоинства, недостатки, эффективность. Подобные результаты приравниваются к результатам эксперимента и считаются наиболее точными.
Вариант №3. Экспериментальный способ. Этот способ применяется опытными исследователями при выполнении серьезных научных работ – монографий, диссертаций, где проведение научного эксперимента – обязательный момент. В данном случае посредством эксперимента (как естественного, так и лабораторного) автор проекта проверяет выдвинутую гипотезу (то есть потенциальное решение проблемы), а на основе полученных данных делает окончательный и обоснованный вывод о ее пригодности в науке и на практике. Притом экспериментальный способ проверки достоверности результатов исследования считается одним из точных и надежных.
Вариант №4. Верификация. В рамках данного приема автору студенческой или научной работы предстоит сравнить свое исследование с аналогичными актуальными трудами. Важным условием проверки достоверности в данном случае является сравнение аналогичных ситуаций или одного и того же объекта, учет мнений разных экспертов, решение одной и той же проблемы и сравнение полученных результатов.
Указанные приемы по проверке достоверности исследования доступны, как студентам, так и ученым. Бакалавры, специалисты и магистранты чаще всего пользуются аналитическим способом и верификацией результатов, подтверждение практикой, а опытные исследователи (кандидаты и доктора наук) полагаются на экспериментальные варианты.
Как обеспечить достоверность исследования студентам и исследователям?
Достоверность результатов исследования – это не просто проверка полученных результатов на их соответствие реалиям, эффективность решения проблем и реалистичность. Данная категория должна быть не получены посредством «чуда» или случайным образом. Позаботиться о получении соответствующих итогов исследовательской деятельности необходимо заранее, еще на этапе проектирования и планирования студенческой или научной работы.
Обеспечить получение достоверных результатов студенческого или научного изыскания можно следующим образом:
- Полагаться только на надежные и проверенные данные, соответствующие критериям качества информации: актуальность, надежность, точность, проверяемость. Без перепроверки первоисточников не стоит включать их в исследование, в противном случае риск получения неточных результатов возрастает;
- Тщательно анализировать ситуацию и объект исследования, учитывая максимум факторов. Чем больше факторов и условий будет охвачено, тем точнее будут результаты исследовательской деятельности;
- Корректная разработка научного аппарата и установка оптимальных ограничений, которые позволят полноценно раскрыть тему, разобраться в конкретной ситуации и выработать решение проблемы с акцентом на посильность и эффективность;
- Перепроверка всех итогов на критерий точности, правильности, грамотности. В данном случае необходимо тщательно проанализировать ход получения результатов исследования и исключить ошибки в расчетах, проектировании, прогнозах, интерпретации данных и пр.;
- Тщательное обоснование каждого этапа исследования и полученного результата со всех возможных сторон: теоретической, научной, практической и пр. Чем больше аргументов, подчеркивающих корректность суждений и результатов, тем достовернее и качественнее окончательный итог студенческой или научной работы;
- Грамотное сочетание научных фактов и экспериментальных данных повышают уровень доверия к исследованию в целом и обретаемым результатам.
Таким образом, позаботиться о достоверности результатов студенческой или научной работы необходимо с начальных шагов – проектирования и планирования. Гарантировать достоверность результатов может лишь грамотно и качественно подобранная информационная база изыскания, учет основных факторов и условий, корректная разработка научного аппарата и определение ограничений изыскания, а также правильное разъяснение каждого шага и промежуточного/конечного итога.
Обеспечить достоверность итого исследовательской деятельности студента или ученого поможет следование намеченному плану с ориентацией на текущие условия объекта и применение принципа «доверяй, но проверяй».
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
очень подробная, интересная, а самое главное – понятная статья. Описали реальные, эффективные и посильные для любого студента методы проверки материалов на достоверность. За советы отдельное спасибо! Побольше бы таких материалов! Уже не в первый раз читаю ваш блог и нахожу много полезной и качественной информации, много аз выручали и статьи, и ваши специалисты. Спасибо вам за ваш труд!
Добрый день, Polina! Благодарим за ваш отзыв, возможно вас также заинтересуют данные статьи: https://disshelp.ru/blog/dostovernost-predlozhennyh-metodov-i-reshenij-v-kandidatskoj-dissertatsii/
https://disshelp.ru/blog/chto-ponimaetsya-dostovernostyu-i-nadezhnostyu-poluchennyh-rezultatov-pri-provedenii-eksperimenta-v-nauchnoj-rabote/