Какие реформы предлагают ввести в отношении студентов-бюджетников и студентов платников?

Поступление в вуз – ежегодная «акция» или миссия каждого абитуриента. В данном деле важно тщательно оценить собственные шансы, сделать правильный выбор колледжа или вуза, специальности и направить пакет документов для участия в конкурсном отборе. С момента выхода РФ из Болонского соглашения произошла масса реформ в системе профессионального образования. Притом перемены не завершились, а проектируются далее. Ниже мы расскажем о том, какие предложения поступили властям в целях оптимизации обучения бюджетников и контрактников.

Какие реформы предлагают ввести в отношении студентов-бюджетников и студентов платников?
Поступление в вуз – ежегодная «акция» или миссия каждого абитуриента. В данном деле важно тщательно оценить собственные шансы, сделать правильный выбор колледжа или вуза, специальности и направить пакет документов для участия в конкурсном отборе. С момента выхода РФ из Болонского соглашения произошла масса реформ в системе профессионального образования. Притом перемены не завершились, а проектируются далее. Ниже мы расскажем о том, какие предложения поступили властям в целях оптимизации обучения бюджетников и контрактников.

Поступление на бюджетное место в колледже или вузе всегда считалось почетным достижением индивида, которое демонстрирует уровень его текущей подготовки, превосходство над соперниками. Конкурентная борьба за каждое место, финансируемое за счет государственного бюджета, всегда была жесткой.

Ключевые изменения в системе профессионального образования
Ключевые изменения в системе профессионального образования

Сложности при поступлении на бюджет сопровождались следующими факторами:

  • Во-первых, количество бюджетных мест всегда было ограниченным и ориентированным на государственное финансирование, потребности в специалистах;
  • Во-вторых, проходные баллы на эти ваканты всегда были выше и требовательнее, чем в отношении платного образования;
  • В-третьих, не все специальности могут быть доступны за счет государства. Избыточные профессии власти не намерены финансировать на фоне, важно восполнить дефицит профессий для развития экономики;
  • В-четвертых, бюджетное обучение возможно только на очном отделении, что не всегда подходит поступающему (например, если у него за плечами уже есть диплом об образовании и он официально трудоустроен).

На фоне преобразования системы профессионального образования власти анонсировали ряд перемен, которые затронут судьбу бюджетников и студентов, имеющих право на получение стипендий.

Новшество №1. Трехлетняя отработка по специальности.

Как показывает статистика, более трети выпускников бакалавриата и специалитета не работают по специальности. Притом многие из них даже не пытались найти работу в рамках освоенной профессии. В связи с этим наблюдается избыток дипломированных специалистов и одновременно с этим дефицит отдельных сотрудников на предприятиях. Чтобы предотвратить «профессиональную миграцию» власти Татарстана выдвинули на рассмотрение Госдумы уникальное предложение, затрагивающее судьбу студентов-бюджетников.

Согласно данной инициативе, студенты колледжей и вузов, осваивающие программы бакалавриата и специалитета будут обязаны отработать «по распределению» в рамках постигаемой профессии на определенном предприятии. Поиском будущего места работы будет заниматься образовательное заведение, притом «распределение» выпускников состоится за 4-6 месяцев до защиты диплома. То есть фактически, учащиеся последних курсов будут проходить преддипломную практику и писать ВКР по организации-работодателю. Срок отработки предлагается установить не менее 3 лет.

Особенности отработки у студентов-бюджетников
Особенности отработки у студентов-бюджетников

Притом мера по «отработке» может быть закреплена при зачислении в вуз в соответствующем договоре об оказании образовательных услуг. Если студент отказывается от данного пункта, то ему могут отказать в приеме. Более того, если после защиты ВКР новоиспеченный специалист не намерен работать «по распределению», то ему придется возместить государству все средства, которые были потрачены на его подготовку.

С одной стороны, «отработка» позволит обрести молодым специалистам первичный трудовой опыт, оперативно трудоустроиться и сократить дефицит кадров в соответствующих структурах. С другой стороны, у бюджетников пропадает право выбора места работы, что фактически может нарушать конституционные права человека. Поэтому доработки законопроекта вполне ожидаемы.

Новшество №2. Материальная помощь студенту не будет облагаться налогом НДФЛ.

Напомним, что материальная помощь полагается только студентам, постигающим профессию на бюджетной основе. Данный вид поддержки может быть представлен в особых случаях и в различной форме.

На текущий момент, налогообложению не подлежат лишь те материальные выплаты учащимся сузов и вузов, размер которых превышает 4000 рублей. Со всех остальных мер поддержки вычитается сумма налога, равная 13%. Власти, проанализировав ситуацию, отметили, что данный режим несправедлив. С одной стороны, государство старается с помощью материальной помощи облегчить участь студента, а с другой – на фоне взимания налога отбирает часть той самой помощи. Поэтому для установления «справедливости» было предложено не облагать НДФЛ материальную помощь студентам.

Узнать подробнее о том, кому из учащихся колледжей и вузов полагается материальная помощь, можно из нашей статьи.

Новшество №3. Целевой прием будет более ограниченным: один заказчик, увеличение срока отработки, информирование заказчика об успеваемости и пр.

Самая колоссальная череда изменений ожидает тех, кто планировал поступать и обучаться в рамках целевого направления. Реформы вступят в силу в мае 2024 года, поэтому текущим абитуриентам переживать не стоит – они будут поступать на текущих условиях.

Какие новшества ожидают целевиков в 2024 году?
Какие новшества ожидают целевиков в 2024 году?

Согласно новым правилам, поступление в суз или вуз по целевой программе будет возможно с учетом следующих требований:

  • Абитуриенты и потенциальные работодатели смогут находить друг друга на специальной площадке или сайте. Здесь организация опишет условия обучения (образовательная программа, вуз, уровень образования) и условия работы специалиста по мере получения диплома. Абитуриент сможет связаться с «заказчиком» и обсудить детали, а затем принимать решение о заключении соответствующего договора по целевому обучению для получения целевого направления;
  • Абитуриент сможет поступать по целевому направлению в вуз только на 1 конкретную специальность. То есть ограничение затронет количество специальностей в рамках целевых программ. Ранее таких регламентов не было;
  • Максимальный срок отработки может быть продлен до 5 лет. Напомним, что до сих пор ограничений относительно максимального периода отработки по условиям целевой программы не было. Работодатель самостоятельно определял сроки работы обученного специалиста. Минимальный срок «работы по специальности» после получения диплома об образовании не изменился – 3 года;
  • Вузы будут обязаны информировать «целенаправителя» об успеваемости, посещаемости, качестве усвоения программы, результатах сессии и своевременности прохождения практики, защиты курсовых и иных работ. В зависимости от учебных показателей организация может регулировать размер стипендии и контролировать качество подготовки студента.

Таким образом, обучение по целевому направлению стало более узким, ограниченным, целенаправленным и требовательным, контролируемым работодателем.

Грандиозных перемен в части коммерческой подготовки специалистов на базе колледжей и вузов в целом не предвидится. Небольшие трансформации возможны лишь в условиях приема и политике ценообразования. Одни предполагают, что стоимость обучения в вузах на платной основе вырастет (как минимум на уровень инфляции), другие – надеются и ждут сдерживания или снижения цен на обучение. Но в целом политика ценообразования в университетах и колледжах предопределяется государственным финансированием и частными возможностями.

Среди перемен общего характера, затрагивающих всех абитуриентов и студентов, можно выдели следующие.

Новшество №4. Перераспределение специальностей по уровням образования.

На фоне выхода России из Болонского соглашения, власти приняли решение о переходе на собственную систему подготовки дипломантов. Притом за основу берется всеми признанный и непозабытый специалитет. Согласно инициативе властей, «специалитетские программы» будут возрождены. Предлагается расширить список специальностей на данной ступени. Этот вариант возможен путем сокращения или пересмотра программ и направления на бакалавриате: часть профилей может реализовываться на обоих уровнях, а часть – только на одном.

Как будет происходить перераспределение программ?
Как будет происходить перераспределение программ?

Специалитет издавна считается универсальной ступенью, где формировался успешный и тщательно подготовленный специалист, способны продвигаться по карьерной лестнице и строить научную карьеру, выполнять рядовые и сложные задачи и пр. Необходимость в таких «универсариях» возросла, а отказ от Болонского соглашения позволяет успешно развивать «национальную систему».

Данная реформа положительно воспринята абитуриентами и россиянами, которые отмечаю, что дипломированный специалист привлекателен для работодателя, обладает высоким уровнем подготовки и может успешно сочетать работу и научную карьеру.

Новшество №5. Увеличение бюджетных мест по программам специалитета и магистратуры.

На фоне перераспределения профилей по ступеням образования намечается грандиозное повторное перераспределение мест. Власти предлагают расширить количество вакантов «за государственный счет» на специалитете и в магистратуре, привлекая внимание к исследовательским нишам и давая возможность получить профессиональное образование бесплатно.

Предлагается сократить число бюджетных мест по избыточным профилям (экономика, юриспруденция, психология, фармация, ГМУ и пр.) в пользу наиболее востребованных и важных направлений для страны: IT, машиностроение, нанотехнологии, АПК, востоковедение и регионоведение, геология и пр.

Прием на программы специалитета будет производиться по результатам ЕГЭ, а в магистратуру – по внутренним испытаниям при вузе. В зависимости от ступени будет и разниться стипендия, причитающаяся всем бюджетникам.

Новшество №6. Возрождение неоконченного высшего образования.

Рассматриваемая парадигма успешно практиковалась в период СССР. Тогда, проучившись около половины пути, студент мог отчислиться по любому основанию и получить справку о неоконченном образовании. Она вполне серьезно воспринималась работодателями и позволяла заниматься рабочие профили в силу полученных знаний и навыков. Но с течением времени она просто утратила свою юридическую силу и котируемость, перестала существовать.

Основание для сравнения

Неполное высшее образование

Базовый специалитет

Сфера действия Только в рамках высшего образования Только по программам специалитета
Срок обучения Половина программы Половина программы или не мене 2 курсов программ специалитета
Отчисление

Любое основание

Документ об образовании Справка о неполном высшем образовании Диплом (базовый специалитет)
Право на восстановление Было Есть на общих основаниях и в целях продолжения обучения по профессии на прежних основаниях для освоения полного специалитета
Трудоустройство Возможно, но с недоверием со стороны работодателя Возможно на рядовые должности, рабочие специализации

На сегодняшний день власти предлагают возродить «старую и добрую традицию» в виде базового специалитета. Притом возрождение «неоконченного профессионального образования» считается уместным и оправданным: студент сможет оценить профессию и понять степенно ее соответствия ожиданиям, принять окончательное решение о необходимости дальнейшего обучения и пр.

Более того, в рамках реформы неоконченного профессионального образования можно отметить то, что студент при соблюдении специальных условий сможет получить не справку, а диплом базового специалиста! Для этого достаточно освоить половину программы (не менее 2 курсов) и успешно закрыть соответствующие сессии, а далее – отчислиться на любом основании. Дипломированный «специалист с базовой подготовкой» сможет работать на рядовой должности и при желании восстановиться в вузе по специальности и продолжить подготовку до завершения полного специалитета на прежних условиях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Новшество №7. Пересмотр сроков обучения в зависимости от ступени образования.

Выход РФ из Болонского соглашения позволили властям пересмотреть сроки подготовки дипломантов и внедрить новые ступени обучения.

В частности, сейчас в России можно выделить следующие официально закрепленные уровни профессионального образования:

  • Профессионалитет, призванный подготовить в короткие сроки сугубо рабочие кадры для определенных отраслей. Продолжительность обучения – до 2 лет;
  • Бакалавриат – специалист начального или среднего звена, который обучается на протяжении 4 лет;
  • Специалитет – звено с акцентом на практическую и научно-исследовательскую подготовку студентов. срок обучения – 5 лет;
  • Магистратура – третья ступень профессионального образования с акцентом на научные исследования и новшества, новейшие практические подходы в работе и пр. Продолжительность обучения при вузе – 2 года.

Согласно новой концепции профессионального образования в России, предлагается распределить уровни образования и установить новые сроки обучения по ним.

Новые сроки обучения в рамках обновленной системы профессионального образования
Новые сроки обучения в рамках обновленной системы профессионального образования

Первой ступенью профессионального образования будет считаться бакалавриат и специалитет. Они включены в базовое профессиональное образование. Обучение по ним составит от 4 до 6 лет.

Второй ступень подготовки специалистов станет магистратура. Она считается специализированным высшим образованием. Сроки обучения в ней могут колебаться от 1до 2 лет (ранее срок был единым – не менее 2 лет).

Третья ступень профессиональной подготовки – аспирантура. Ее цель осталась прежней – становление научных кадров и ученых. Сроки подготовки – 3 года.

Проанализировав все выдвигаемые новшества, можно отметить, что доминирующая часть перемен затрагивает судьбу студентов-бюджетников. Они призваны сделать подготовку дипломантов более целенаправленной ( с учетом потребностей рынка труда и государства), оправданной (чтобы студент не зря учился и мог получить профессиональный опыт по окончании). Более того, власти стараются сделать профессиональное образование более доступным и посильным, наращивая фонд бюджетных мест и направлений подготовки на всех ступенях.

Обратите внимание, что пока описанные новшества – лишь предложения, которые подлежат рассмотрению и утверждению. Но все же о потенциальных переменах следует знать заранее: предупрежден – вооружен!


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!