Кому и почему не стоит получать высшее образование?

На первых порах становления и развития высшего образования в России, новая ниша предоставляла особые услуги – специальные, узкие навыки и компетенции, которые необходимы преимущественно управленцам, для карьерного роста и научного развития. Но сегодня поступление в вуз стало обыденностью, которая необходима далеко не всегда и не всем. Ниже мы расскажем о вариантах, когда высшее образование не является прерогативой или необходимостью для индивида. Итак, кому и почему же поступать в вуз?

Кому и почему не стоит получать высшее образование?
На первых порах становления и развития высшего образования в России, новая ниша предоставляла особые услуги – специальные, узкие навыки и компетенции, которые необходимы преимущественно управленцам, для карьерного роста и научного развития. Но сегодня поступление в вуз стало обыденностью, которая необходима далеко не всегда и не всем. Ниже мы расскажем о вариантах, когда высшее образование не является прерогативой или необходимостью для индивида.

Итак, кому и почему же поступать в вуз?

СОДЕРЖАНИЕ

Вариант №1. Абитуриент не принял окончательное решение и не выбрал профессию, специальность.

В данном случае спешка – враг, который может натолкнуть индивида совершенно в иное русло. Не следует гнаться за модой, престижем, современными тенденциями. Освоение и работа по профессии должна приносить не только финансовое удовлетворение, но и моральное, культурное, духовное и пр. Получать зарплату, конечно, приятно, но надолго ли она удержит работника на месте?

Что выбирает абитуриент?
Что выбирает абитуриент?

Поступать важно не просто в конкретный вуз, но и на определенную специальность. Согласно новым правилам приема, конкурсный отбор в 2023 году будет проводиться на основе приоритета специальностей. Поэтому поступающему важно сделать обоснованный и осознанный выбор специальностей и расставить их в порядке важности для него. На первом месте – основная или наиболее желанная программа, далее – проще и проще.

Опытные специалисты и психологи рекомендуют поступать в вуз только при точном выборе будущей профессии. Ведь именно в ходе обучения можно понять, подходит ли она индивиду, посильна ли она для него, готов ли он посвятить этой работе половину жизни и пр.

Если выбор профессии был произведен «на авось» или от безысходности, без учета собственных желаний и предпочтений, то лучше поступать в колледж. В этом случае освоение профиля будет легче проще, а в отдельных случаях – короче (если абитуриент поступил в суз после 11 класса школы).

Вариант №2. Навязанный кем-либо вуз или профессия.

Если индивид самостоятельно не определился на кого и куда поступать, то обычно в ход идет «тяжёлая артиллерия» — настояния видит выбор родителей, рекомендации друзей, зов близких друзей и пр. Такой расклад не сулит ничего хорошего, так как фактически выбор и поступление в вуз становится навязанным, нежеланным и неосознанным. Как правило, при таком раскладе в 70% случаев студенты понимают, что профессия или программа не подходит им по характеру, духу, способностям, они не видят перспектив в соответствующей отрасли и просто не имеют желания работать в конкретной нише в качестве дипломированного специалиста.

В данном случае студент теряет или вовсе не находит свою «профессиональную мечту» и осваивает нелюбимую профессию. Он тратит свое время сначала на обучение, а затем на нелюбимую работу, которую в результате бросает или меняет на более привлекательную и посильную.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Вариант №3. Погоня за дипломом об образовании. Формальное образование.

Если обучение в вузе воспринимается как потребность в получении документа о профессиональном образовании для трудоустройства в определенную компанию, на конкретную должность, то в этом случае абитуриенты поступают на любую посильную для них образовательную программу при вузе, терпеливо учатся по ней и устремляются на поиски рабочего места. Они полагают, что для работодателей диплом о высшем образовании – формальность, своего рода пропуск к рабочему месту.

Что дает обучение в вузе?
Что дает обучение в вузе?

С таким подходом студент получает не знания, а лишь «корочку», которая окажется для него не пригодной и будет пылиться на полке. Время будет потрачено впустую.

Гнаться нужно не за документом об образовании, а за знаниями, навыками, пригодными для работы, карьерного и/или научного роста.

Вариант №4. Выбранная профессия не требует обязательного высшего образования.

На сегодняшний день программы бакалавриата в сузах и вузах совпадают, как по характеру, глубине погружения, так и по качеству. Притом возможности выпускников программ бакалавриата при сузе и вузе идентичны: они могут трудоустроиться по профессии или продолжить обучение по вышестоящим ступеням (специалитет или магистратура).

Не стоит торопиться с поступлением в вуз, если работодатель изначально не выдвигает требований относительно обязательного наличия именно высшего образования. Наличие «вышки» — еще не является приоритетом при трудоустройстве и пр. Притом существуют такие профессии, где наличие высшего образования в целом не играет существенной роли. Поэтому лучше всего выбирать посильный физически, материально, морально вариант для освоения специальности.

Вариант №5. У абитуриента нет любви или рвения к учебе.

Как правило, в вуз поступают усердные, настойчивые и целеустремленные индивиды, которые уже построили планы на годы вперед: учеба, трудоустройство, карьерный рост, научая карьера и пр. Порой потребность в освоении вузовской программы возникает по настоянию работодателя.

Учиться в университете – не так-то просто. В этом деле важно не просто зубрить предоставленные материалы, но и обладать навыками самообразования, самодисциплины. Без желания учиться достойных результатов и качества подготовки добиться невозможно.

Если учеба изначально давалась индивиду нелегко, то не стоит торопиться поступать в вуз. Программа в вузе, как правило, носит исследовательский характер с первой ступени. Поэтому глубина погружения в каждый заявленный предмет, учебная нагрузка, требования к подготовке будут более жесткими. Лучше выбрать более посильный (упрощенный) вариант.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Вариант №6. Выбранная специальность доступна на базе колледжа, где обучение проходит гораздо легче и проще, короче.

Первой и единственной ступенью профессионального образования, которая доступна выпускам школ, является бакалавриат. Программы данного уровня действуют на базе колледжей и вузов.

Особенности поступления в суз и вуз
Особенности поступления в суз и вуз

Притом при поступлении в суз по окончании 11 классов обучения при школе есть ряд привилегий:

  • Сроки обучения сокращаются и составляют около 2-3 лет на очном отделении;
  • Поступать можно после 9 и/или 11 класса школы;
  • Стоимость подготовки на платном отделении ниже, чем в университете;
  • Глубина погружения в заявленные предметы ниже, чем в вузе, а требования к студентам – лояльнее, проще;
  • Обучение в колледже носит больше практический (прикладной) характер и нацелен на развитие конкретного набора умений. Поэтому выпускники сузов более привлекательны в качестве рядовых сотрудников.

Выбирая между вузом и колледжем, важно взвесить все за и против, отметив для себя посильность и необходимость профессионального образования. Если для трудоустройства достаточно среднего профессионального образования, то ни к чему перенапрягаться и терзать себя в вузе.

Вариант №7. Актуальность программы.

Как правило, в вузах скорость обновления образовательных программ небольшая. Предметный и качественный набор обновляется в среднем раз в 5 лет (по мере аккредитации специальности). Поэтому студенты обретают не столь актуальные и пригодные на практике знаний и навыки, в связи с чем им по мере получения диплома об образовании приходится получать дополнительное образование, стажироваться и пр.

Программы в колледжах больше ориентированы на практику, то есть учитывают ключевые компетенции квалифицированных практиков, тенденции рынка труда, достижения НТП, взаимодействуют с действующим компаниями. Поэтому скорость обновления образовательных программ в них выше.

Если абитуриент стремится освоить современные качества и навыки, готов работать в качестве рядового сотрудника и не нацелен на быстрый карьерный рост, то не стоит торопиться поступать в университет. Если для работы достаточно среднего образования, то можно не переживать за сдачу ЕГЭ, не переживать за конкурсный отбор и его посильность. Поступить в колледже проще, специальности – доступнее и актуальнее, качество – более реалистичное.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Вариант №8. Заработная плата выпускника колледжа и вуза при трудоустройстве по специальности кардинально не отличается.

Неважно, где учился бакалавр, он будет трудиться на определенной должности с минимальными возможностями карьерного роста. Как правило, доход выпускников вуза и суза примерно одинаков и в большей степени зависит от компании, ее масштабов, бюджета и специфики деятельности.

Поэтому перед поступлением в университет, оцените условия работы в качестве дипломированного специалиста (по профилю): востребованы ли выпускники вуза/суза, уровень оплаты труда специалиста, обязанности, возможности и пр.

Зачастую разницы в рабочих обязанностях и оплате труда нет, поэтому достаточно отучиться в колледже по базовой программе, чем глумиться с более жесткими требованиями в вузе.

Вариант №9. Диплом о высшем образовании не гарантирует трудоустройства по специальности.

Перед поступлением в университет важно осознать, какую роль в жизни новоиспеченного специалиста будет играть полученный им документ, подчеркивающий уровень и качество подготовки.

Перспективы выпускников сузов и вузов
Перспективы выпускников сузов и вузов

Запомните, неважно где вы учились, как вы учились, какой диплом получили. Для работодателя важны знания и навыки специалиста, возможности его сиюминутного выполнения рабочих обязанностей без дополнительной подготовки, переобучения и пр. Ни один диплом (ни один вуз) не гарантирует, что дипломант будет успешно и оперативно трудоустроен по освоенной профессии, сможет выстоять в конкурентной борьбе и пр.

Более того, наличие диплома от университета также не гарантирует карьерного или научного роста. Сам документ – формальность. Продвижение и развитие специалиста зависит только от его активности, инициативности и рвения к новым вершинам, любви к профессии и учебе.

Вариант №10. Обучение в вузе на платной основе – непосильно, на бюджетной – невозможно.

Не стоит торопиться поступать в университет без предварительной оценки посильности условий приема. Как правило, борьба за бюджетное место разворачивается между 8-10 участниками, а для успешного завершения нужно иметь высокие баллы ЕГЭ или особые заслуги в учебе и науке. Далеко не каждый абитуриент может поступить на бюджет!

Более того, стоимость платного обучения в вузе особенно на очном отделении высока и финансово посильна далеко не каждому студенту или семье.

Поэтому перед тем, как принять решение о поступлении в вуз, оцените посильность отборочной программы. Если проходные баллы высоки стоимость платной подготовки не подъемна, то лучше отказаться от затеи поступления в университет и выбрать наиболее подходящий и посильный во всех планах вариант – колледж.

Как принять верное решение относительно необходимости поступления в вуз?

Перед тем как принимать решение о поступлении в университет, важно взвесить все за и против. Для этого достаточно выполнить ряд простых действий:

  • Провести самоанализ и выявить собственные потребности, желания, мотивы профессионального становления. Важно определить наиболее подходящие направления подготовки профессии или специальности и их наличие в образовательных заведениях: сузы и вузы;
  • Учитывайте не только собственные желания, но и иные факторы профессионального плана: востребованность специалистов, обновление программы обучения, уровень оплаты труда, требования работодателей и пр.;
  • Не спешите с выводами, взвесьте все стороны и нюансы обучения в сузе и вузе, принимайте обоснованное и осознанное решение самостоятельно, не поддаваясь натиску со стороны;
  • Ответьте сами себе на следующие вопросы: нужно ли высшее образование и обязательно ли оно для трудоустройства и дальнейшего развития, посильно ли обучение в вузе для абитуриента (морально, физически, материально, интеллектуально и пр.), важно ли наличие высшего образования для работодателей и пр.

Не менее важно обратить внимание и сравнить обучение по программам бакалавриата в колледже и вузе.

Основание, признак для сравнения

Обучение в колледже

Обучение в вузе

Условия приема Конкурс аттестатов ЕГЭ и ДВИ
Уровень образования Профессионалитет, бакалавриат Бакалавриат специалитет, магистратура
Характер обучения Прикладной Исследовательский
Сроки обучения От 1-2 до 4 лет Не менее 4 лет по программам бакалавриата
Состав образовательной программы Минимальный, базовый Базовый и выше

Исходя из сложившейся картины и собственных предпочтений, желаний и потребностей, станет ясно, куда следует поступать индивиду и на какие перспективы рассчитывать.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Кому и почему не стоит получать высшее образование?”

  • Может я не до конца определилась с будущим или в целом меня устраивает текущее положение, простая рабочая профессия и моя работа, но я до сих пор не вижу смысла получать высшее образование, тратить свое время (годами!) на обучение. сегодня все можно сделать проще и быстрее с помощью всевозможных онлайн-курсов, которые захватывают гораздо больше направлений подготовки, чем вузы! Все-таки есть такие категории людей, кому и вправду вышка оказывается ненужной и бесполезной, и без нее можно хорошо жить и зарабатывать при желании.

  • Мне, например, высшее было не нужно, меня заставили получить и теперь я несчастна хотя есть квартира. В вузе было очень плохо меня обижали издевались и смеялись. Плюс у отца другая семья. Жалею,что не бросила в 2007 году. Диплом лежит на полочке бесхозный. Идти некуда. Здоровье подорвано которого итак нет.жизни порадоваться не могу. Терплю терплю, часто плачу. Мама сама при жизни сокрушалась что вуз был ошибкой.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *