На первых порах становления и развития высшего образования в России, новая ниша предоставляла особые услуги – специальные, узкие навыки и компетенции, которые необходимы преимущественно управленцам, для карьерного роста и научного развития. Но сегодня поступление в вуз стало обыденностью, которая необходима далеко не всегда и не всем. Ниже мы расскажем о вариантах, когда высшее образование не является прерогативой или необходимостью для индивида.
Итак, кому и почему же поступать в вуз?
СОДЕРЖАНИЕ
Вариант №1. Абитуриент не принял окончательное решение и не выбрал профессию, специальность.
В данном случае спешка – враг, который может натолкнуть индивида совершенно в иное русло. Не следует гнаться за модой, престижем, современными тенденциями. Освоение и работа по профессии должна приносить не только финансовое удовлетворение, но и моральное, культурное, духовное и пр. Получать зарплату, конечно, приятно, но надолго ли она удержит работника на месте?
Поступать важно не просто в конкретный вуз, но и на определенную специальность. Согласно новым правилам приема, конкурсный отбор в 2023 году будет проводиться на основе приоритета специальностей. Поэтому поступающему важно сделать обоснованный и осознанный выбор специальностей и расставить их в порядке важности для него. На первом месте – основная или наиболее желанная программа, далее – проще и проще.
Опытные специалисты и психологи рекомендуют поступать в вуз только при точном выборе будущей профессии. Ведь именно в ходе обучения можно понять, подходит ли она индивиду, посильна ли она для него, готов ли он посвятить этой работе половину жизни и пр.
Если выбор профессии был произведен «на авось» или от безысходности, без учета собственных желаний и предпочтений, то лучше поступать в колледж. В этом случае освоение профиля будет легче проще, а в отдельных случаях – короче (если абитуриент поступил в суз после 11 класса школы).
Вариант №2. Навязанный кем-либо вуз или профессия.
Если индивид самостоятельно не определился на кого и куда поступать, то обычно в ход идет «тяжёлая артиллерия» — настояния видит выбор родителей, рекомендации друзей, зов близких друзей и пр. Такой расклад не сулит ничего хорошего, так как фактически выбор и поступление в вуз становится навязанным, нежеланным и неосознанным. Как правило, при таком раскладе в 70% случаев студенты понимают, что профессия или программа не подходит им по характеру, духу, способностям, они не видят перспектив в соответствующей отрасли и просто не имеют желания работать в конкретной нише в качестве дипломированного специалиста.
В данном случае студент теряет или вовсе не находит свою «профессиональную мечту» и осваивает нелюбимую профессию. Он тратит свое время сначала на обучение, а затем на нелюбимую работу, которую в результате бросает или меняет на более привлекательную и посильную.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вариант №3. Погоня за дипломом об образовании. Формальное образование.
Если обучение в вузе воспринимается как потребность в получении документа о профессиональном образовании для трудоустройства в определенную компанию, на конкретную должность, то в этом случае абитуриенты поступают на любую посильную для них образовательную программу при вузе, терпеливо учатся по ней и устремляются на поиски рабочего места. Они полагают, что для работодателей диплом о высшем образовании – формальность, своего рода пропуск к рабочему месту.
С таким подходом студент получает не знания, а лишь «корочку», которая окажется для него не пригодной и будет пылиться на полке. Время будет потрачено впустую.
Гнаться нужно не за документом об образовании, а за знаниями, навыками, пригодными для работы, карьерного и/или научного роста.
Вариант №4. Выбранная профессия не требует обязательного высшего образования.
На сегодняшний день программы бакалавриата в сузах и вузах совпадают, как по характеру, глубине погружения, так и по качеству. Притом возможности выпускников программ бакалавриата при сузе и вузе идентичны: они могут трудоустроиться по профессии или продолжить обучение по вышестоящим ступеням (специалитет или магистратура).
Не стоит торопиться с поступлением в вуз, если работодатель изначально не выдвигает требований относительно обязательного наличия именно высшего образования. Наличие «вышки» — еще не является приоритетом при трудоустройстве и пр. Притом существуют такие профессии, где наличие высшего образования в целом не играет существенной роли. Поэтому лучше всего выбирать посильный физически, материально, морально вариант для освоения специальности.
Вариант №5. У абитуриента нет любви или рвения к учебе.
Как правило, в вуз поступают усердные, настойчивые и целеустремленные индивиды, которые уже построили планы на годы вперед: учеба, трудоустройство, карьерный рост, научая карьера и пр. Порой потребность в освоении вузовской программы возникает по настоянию работодателя.
Учиться в университете – не так-то просто. В этом деле важно не просто зубрить предоставленные материалы, но и обладать навыками самообразования, самодисциплины. Без желания учиться достойных результатов и качества подготовки добиться невозможно.
Если учеба изначально давалась индивиду нелегко, то не стоит торопиться поступать в вуз. Программа в вузе, как правило, носит исследовательский характер с первой ступени. Поэтому глубина погружения в каждый заявленный предмет, учебная нагрузка, требования к подготовке будут более жесткими. Лучше выбрать более посильный (упрощенный) вариант.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вариант №6. Выбранная специальность доступна на базе колледжа, где обучение проходит гораздо легче и проще, короче.
Первой и единственной ступенью профессионального образования, которая доступна выпускам школ, является бакалавриат. Программы данного уровня действуют на базе колледжей и вузов.
Притом при поступлении в суз по окончании 11 классов обучения при школе есть ряд привилегий:
- Сроки обучения сокращаются и составляют около 2-3 лет на очном отделении;
- Поступать можно после 9 и/или 11 класса школы;
- Стоимость подготовки на платном отделении ниже, чем в университете;
- Глубина погружения в заявленные предметы ниже, чем в вузе, а требования к студентам – лояльнее, проще;
- Обучение в колледже носит больше практический (прикладной) характер и нацелен на развитие конкретного набора умений. Поэтому выпускники сузов более привлекательны в качестве рядовых сотрудников.
Выбирая между вузом и колледжем, важно взвесить все за и против, отметив для себя посильность и необходимость профессионального образования. Если для трудоустройства достаточно среднего профессионального образования, то ни к чему перенапрягаться и терзать себя в вузе.
Вариант №7. Актуальность программы.
Как правило, в вузах скорость обновления образовательных программ небольшая. Предметный и качественный набор обновляется в среднем раз в 5 лет (по мере аккредитации специальности). Поэтому студенты обретают не столь актуальные и пригодные на практике знаний и навыки, в связи с чем им по мере получения диплома об образовании приходится получать дополнительное образование, стажироваться и пр.
Программы в колледжах больше ориентированы на практику, то есть учитывают ключевые компетенции квалифицированных практиков, тенденции рынка труда, достижения НТП, взаимодействуют с действующим компаниями. Поэтому скорость обновления образовательных программ в них выше.
Если абитуриент стремится освоить современные качества и навыки, готов работать в качестве рядового сотрудника и не нацелен на быстрый карьерный рост, то не стоит торопиться поступать в университет. Если для работы достаточно среднего образования, то можно не переживать за сдачу ЕГЭ, не переживать за конкурсный отбор и его посильность. Поступить в колледже проще, специальности – доступнее и актуальнее, качество – более реалистичное.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вариант №8. Заработная плата выпускника колледжа и вуза при трудоустройстве по специальности кардинально не отличается.
Неважно, где учился бакалавр, он будет трудиться на определенной должности с минимальными возможностями карьерного роста. Как правило, доход выпускников вуза и суза примерно одинаков и в большей степени зависит от компании, ее масштабов, бюджета и специфики деятельности.
Поэтому перед поступлением в университет, оцените условия работы в качестве дипломированного специалиста (по профилю): востребованы ли выпускники вуза/суза, уровень оплаты труда специалиста, обязанности, возможности и пр.
Зачастую разницы в рабочих обязанностях и оплате труда нет, поэтому достаточно отучиться в колледже по базовой программе, чем глумиться с более жесткими требованиями в вузе.
Вариант №9. Диплом о высшем образовании не гарантирует трудоустройства по специальности.
Перед поступлением в университет важно осознать, какую роль в жизни новоиспеченного специалиста будет играть полученный им документ, подчеркивающий уровень и качество подготовки.
Запомните, неважно где вы учились, как вы учились, какой диплом получили. Для работодателя важны знания и навыки специалиста, возможности его сиюминутного выполнения рабочих обязанностей без дополнительной подготовки, переобучения и пр. Ни один диплом (ни один вуз) не гарантирует, что дипломант будет успешно и оперативно трудоустроен по освоенной профессии, сможет выстоять в конкурентной борьбе и пр.
Более того, наличие диплома от университета также не гарантирует карьерного или научного роста. Сам документ – формальность. Продвижение и развитие специалиста зависит только от его активности, инициативности и рвения к новым вершинам, любви к профессии и учебе.
Вариант №10. Обучение в вузе на платной основе – непосильно, на бюджетной – невозможно.
Не стоит торопиться поступать в университет без предварительной оценки посильности условий приема. Как правило, борьба за бюджетное место разворачивается между 8-10 участниками, а для успешного завершения нужно иметь высокие баллы ЕГЭ или особые заслуги в учебе и науке. Далеко не каждый абитуриент может поступить на бюджет!
Более того, стоимость платного обучения в вузе особенно на очном отделении высока и финансово посильна далеко не каждому студенту или семье.
Поэтому перед тем, как принять решение о поступлении в вуз, оцените посильность отборочной программы. Если проходные баллы высоки стоимость платной подготовки не подъемна, то лучше отказаться от затеи поступления в университет и выбрать наиболее подходящий и посильный во всех планах вариант – колледж.
Как принять верное решение относительно необходимости поступления в вуз?
Перед тем как принимать решение о поступлении в университет, важно взвесить все за и против. Для этого достаточно выполнить ряд простых действий:
- Провести самоанализ и выявить собственные потребности, желания, мотивы профессионального становления. Важно определить наиболее подходящие направления подготовки профессии или специальности и их наличие в образовательных заведениях: сузы и вузы;
- Учитывайте не только собственные желания, но и иные факторы профессионального плана: востребованность специалистов, обновление программы обучения, уровень оплаты труда, требования работодателей и пр.;
- Не спешите с выводами, взвесьте все стороны и нюансы обучения в сузе и вузе, принимайте обоснованное и осознанное решение самостоятельно, не поддаваясь натиску со стороны;
- Ответьте сами себе на следующие вопросы: нужно ли высшее образование и обязательно ли оно для трудоустройства и дальнейшего развития, посильно ли обучение в вузе для абитуриента (морально, физически, материально, интеллектуально и пр.), важно ли наличие высшего образования для работодателей и пр.
Не менее важно обратить внимание и сравнить обучение по программам бакалавриата в колледже и вузе.
Основание, признак для сравнения |
Обучение в колледже |
Обучение в вузе |
Условия приема | Конкурс аттестатов | ЕГЭ и ДВИ |
Уровень образования | Профессионалитет, бакалавриат | Бакалавриат специалитет, магистратура |
Характер обучения | Прикладной | Исследовательский |
Сроки обучения | От 1-2 до 4 лет | Не менее 4 лет по программам бакалавриата |
Состав образовательной программы | Минимальный, базовый | Базовый и выше |
Исходя из сложившейся картины и собственных предпочтений, желаний и потребностей, станет ясно, куда следует поступать индивиду и на какие перспективы рассчитывать.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Может я не до конца определилась с будущим или в целом меня устраивает текущее положение, простая рабочая профессия и моя работа, но я до сих пор не вижу смысла получать высшее образование, тратить свое время (годами!) на обучение. сегодня все можно сделать проще и быстрее с помощью всевозможных онлайн-курсов, которые захватывают гораздо больше направлений подготовки, чем вузы! Все-таки есть такие категории людей, кому и вправду вышка оказывается ненужной и бесполезной, и без нее можно хорошо жить и зарабатывать при желании.