Педагогические исследования – один из существенных этапов в развитии современной системы образования. Который помогает преподавателям решать профессиональные и академические проблемы, а властям – повышать качество и доступность обучения, следовать в ногу со временем и прогрессом. Первые шаги в рамках НИР в педагогике начинают делать, еще будучи студентами. Будущие педагоги оттачивают свои представления и умения при выполнении курсовых работ по педагогике, написании отчета по педагогической практике, в дипломной работе и пр. Но не каждый универсант понимает, какие именно методы сбора данных являются наиболее полезными и эффективными для них. Давайте разбираться.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, функции и виды методов сбора информации для педагогических исследований
Выполнение курсовых и дипломных работ по педагогике требует от универсантов грамотного подбора приемов, при помощи которых они будут изучать, раскрывать тему и решать конкретную проблему. Под методами понимают определенные инструменты и подходы по изучению и решению проблем в научной области или на практике. В рамках педагогических исследований данная категория предстает в виде приемов, концепций, правил, определенных инструментов, на основе которых исследователь (преподаватель или студент педагогического профиля) собирает сведения об интересуемом его объекте исследования.
То есть методы – это те способы и действия, на основе которых исследователь получает полные представления и знания о конкретном объекте. Без выделения четкого объекта педагогического исследования, темы, цели отобрать и применять те или иные инструменты невозможно. Индивид должен представлять, в чем ему предстоит разбираться, о чем изучать материалы, о чем писать в научной или исследовательской работе.

Методы педагогического исследования – это специфическая категория, свойственная соответствующей предметной области (то есть преимущественно педагогике). Можно выделить следующие виды методологического аппарата:
- Поисковые. Они нацелены на сбор информации по теме исследования с целью всеобщего погружения и изучения конкретного объекта исследования в рамках намеченного плана, научного аппарата, границ и пр.;
- Уточняющие. Данная разновидность подходов призвана уточнить те или иные детали, восполнить пробелы в текущей информации и воссоздать целостную картину относительно темы, объекта и цели исследования;
- Теоретические – основанные преимущественно на вторичной информации и ранее проведенных исследованиях, научной литературе. С их помощью автор педагогического исследования поясняет те или иные тенденции, обосновывает собственную гипотезу или полученные результаты, подчеркивает особенности и пр.;
- Практические – предполагают проведение исследования на практике, где исследователь будет предпринимать определенные действия для сбора материалов. Развития «сюжета» и получения определённого результата;
- Общенаучные. Данная разновидность применима в любой научной плоскости, чаще всего с помощью таких приемов исследователь описывает или поясняет базовые тенденции и парадигмы. К этой вариации относят универсальные инструменты по поиску и переработке первоисточников: дедукция, индукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, анализ, сравнение и пр.
- Специальные. Эта вариация свойственна преимущественно педагогическим исследованиям и позволяет точнее. Детальнее разобраться в конкретной ситуации, теме, исследовательском вопросе, на основе специальных методов: кейсы, тестирования, наблюдение и пр.
У каждого метода в педагогике есть свои особенности и сфера применения. Эти условия важно учитывать на момент разработки и дальнейшего использования методологического аппарата.
Инструменты и приемы в рамках педагогических исследований выполняют самые разные функции. Во-первых, с их помощью автор студенческой или научной работы собирает информацию по теме исследования. То есть с помощью конкретных действий, инструментов и возможностей он реализует поисковую функцию.
Во-вторых, на основе располагаемой информации, исследователь получает конкретные представления и делает соответствующие выводы, то есть располагая конкретным инструментарием автор студенческой или научной работы перерабатывает полученные сведения с конкретной целью. В этом проявляется функция сортировки и систематизации материалов.
В-третьих, с помощью известных тематических теорий, законов, приемов, пользователь проверяет и обосновывает (или опровергает) отдельные положения, результаты или выводы, собственную гипотезу. То есть он копит факты, а затем находит им определённое применение в рамках научно-исследовательской работы по педагогике. В этом проявятся доказательно-накопительная миссия корректного методологического аппарата.
В-четвертых, с помощью грамотного подобранных методов педагогического исследования автор устанавливает причинно-следственные связи, воздействующие факторы, отмечая соответствующие закономерности. В этом проявляется описательно-пояснительная функция задействованных подходов и парадигм.
В-пятых, грамотное применение педагогических инструментов, теорий и правил помогает исследователю оптимизировать систему образования и найти современный способ решения существующей проблемы. В этом проявляется инновационная и оптимизационная задача методов.
Таким образом, методы педагогического исследования – это основополагающие инструменты, с помощью которых студент или педагог, автор научной работы разбирается в выбранной теме и проблематике, определяет эффективные или новейшие подходы к решению исследовательского вопроса.
Без грамотно подобранных подходов и приемов организовать и провести педагогическое исследование невозможно, так как исследователь не будет располагать достаточной информационной и доказательной базой в рамках заявленной тематики и проблематики. Поэтому подбору и применению соответствующих инструментов необходимо уделить особо внимание.
Обзор самых популярных методов сбора данных в педагогических исследованиях
Начальным этапом при проведении педагогического (и любого иного) исследования является сбор информации по заявленное теме и проблеме, объекту исследования. То есть изначально автор студенческой или академической работы разрабатывает научный аппарат, где немаловажную роль выполняет подбор методов. Одним из существенных моментов исследовательского процесса является выбор и дальнейшее применение методов сбора информации. Предлагаем рассмотреть подробнее на более востребованные в студенческой и научной среде инструментарий.
Разновидность методов педагогического исследования |
Суть | Основная информационная база |
Сфера и условия применения |
Теоретические методы | Изучение готовой информации на основе ранее проведенных исследований, существующих научных и иных работ по педагогике | Учебники, диссертации, монографии, научные статьи, обзоры | Описание ситуации по теме исследования, выделение тенденций и их пояснение, обоснование результатов и выводов |
Педагогическое наблюдение | Наблюдение за испытуемыми согласно намеченного плана и темы исследования | Проведение эксперимента, наблюдения с фиксированием получаемых результатов | Вмешательство исследователя определяется условиями наблюдения или научного исследования, оценка конкретной ситуации или проблемы, сбор информации по объекту исследования, сбор доказательной базы |
Педагогическое тестирование | Проведение теста по теме исследования среди учащихся (объекта) | Список вопросов и вариантов ответа, конкретная тема исследования и освещенная педагогом информация, данные о выборке испытуемых | Оценка успеваемости и качества усвоения пройденного материала, определение проблем в изучении темы среди учащихся, общая оценка ситуации в коллективе и пр. |
Анкетирование | Одновременный письменный опрос по вопросам педагогики, в рамках конкретной темы | Разработка перечня вопросов для анкеты, определение места и времени проведения анкетирования, подбор респондентов по определенным критериям и признакам для оценки ситуации | Определение успеваемости учащихся, качества восприятия пройденного материала, качества образовательной программы и учебного процесса, оценка мнения и отношения испытуемых в рамках темы педагогического исследования |
Беседа | Устный опрос испытуемых по теме педагогического исследования | Сбор информации у первых или по конкретной проблеме или теме, оценка мнений, знаний и пр. | Необходимо продумать план беседы, количество вопросов, ключевые вопросы и пр. |
Исследование образовательных и педагогических документов | Анализ педагогических документов, формального учебного процесса | Изучение целостности и доступности образовательных программ содержательности и информативности материалов | Общий анализ образовательных программ с целью оценки их эффективности, разбор педагогического и учебного процесса с акцентом на определенную проблему, оценка формальных параметров учебного процесса |
Техника исследования продуктов и данных о педагогической деятельности | Оценка результатов обучения и хода учебного процесса на основе реальных показателей. Статистики и пр. | Статистика, показатели успеваемости, педагогическая документация | Общая оценка качества образования, эффективности организации учебного процесса, педагогического подхода, тонкостей в преподавании темы и пр. |
Теоретические подходы
Изучение педагогической литературы, научных работ по педагогике, статистических данных и пр. – является одним из самых распространённых и простейших в применении подходов по изучению темы и проблемы для студентов педагогического факультета. В данном случае достаточно уметь подбирать тематическую литературу. Изучать ее и сортировать по необходимости. Уместности употребления. Рои в составе проводимого педагогического исследования и пр.
Теоретические подходы позволят разобраться в специальной терминологии, подходах, мнениях различных авторов и исследователей, существующих приемах и концепциях, понять прошлый опыт в решении проблем, оценить эффективность тех или иных парадигм в текущих условиях, определить сходства и отличия между различными концепциями и приемами.

Более того, на основе теоретических методов исследователи получают общие представления по теме, а также могут углубиться в отдельные звенья или фрагменты касательно темы и проблемы, определить новейшее направление (более узкое) для изучения, заметить новые тенденции или изменения и развить тему в новом ракурсе на основе «вновь открывшихся обстоятельств».
В основе теоретических методов исследования лежит конкретная информационная база: учебные и методические пособия, научные статьи и научные доклады, систематические обзоры по педагогике, диссертации и монографии и пр. То есть здесь достаточно изучить литературу и рассортировать ее.
Теоретические методы педагогического исследования базируются на вычитке и формировании качественного тематического литературного обзора, согласно плану исследовательской работы и научному аппарату.
Педагогическое наблюдение
Данная тактика основывается на проведении реального (прикладного) исследования в области педагогики. Она предполагает, что исследователь будет наблюдать за определенной выборкой испытуемых (учащихся конкретного возраста направления, в рамках определённого предмета и пр.).
Педагогическое наблюдение – процедура целенаправленная и узко ориентированная. Она затрагивает судьбу определенного количества испытуемых (должна быть конкретная выбора объекта исследования с учетом различных факторов: возраст, предмет или дисциплина изучения, план мероприятий и пр. Изучению и оценке подвергается конкретное явление или проблема.

По результатам педагогического наблюдения автор получает практический материал относительно текущей ситуации. В этом случае важно оперативно фиксировать получаемый результат и уметь его расшифровывать на основе известных научных, учебных данных.
Для реализации этого подхода важна предварительная подготовка: создание определённых условий, отбор испытуемых, разработка программы наблюдения, теоретическая база для расшифровки и обоснования результатов и пр.
Наблюдение может быть внешним и внутренним. В первом случае исследователь не вмешивается в ход развития событий и лишь фиксирует полученные результаты. Поясняя их на основе располагаемых данных и знаний, опыта. Во втором случае исследователь находится в «эпицентре событий» и может координировать испытуемых, создавать определённые условия для развития ситуации, воздействовать на ход эксперимента и пр.
Наблюдение в педагогике позволяет исследователю лично получить материалы по изучаемой теме и углубиться в ее исследование на основе частной или групповой ситуации. То есть здесь происходит умелое сочетание теории и практики.
Педагогическое тестирование
Под педагогическим тестированием понимают такой способ сбора информации, который основан на проведении теста в отношении испытуемых в рамках темы исследования. В данном случае тест может затрагивать как предметные особенности (по изучению определенной дисциплины, темы), так и психологические характеристики выборки (определение темперамента, особенностей межличностных отношений и пр.).
Для реализации данного подхода важна тщательная предварительная подготовка:
- Педагог должен продумать ход занятия и подготовить соответствующий тест: набор вопросов и заданий, вариантов ответа и пр. В данном случае важна целенаправленность такого инструмента: что изучать, что проверять, количество вопросов для полной оценки ситуации и т.д.
- Наличие определенной шкалы и критериев оценки ответов с дальнейшей расшифровкой или «переводом» полученных результатов их анализ и обработка, выделение конкретных итогов и выводов с четким теоретическим и практическим обоснованием, причинно-следственными связями и пр.;
- Создание условий для проведения тестирования: выбор времени проведения, обеспечение явки испытуемых на тестирование, подготовка места для проведения теста с целью повышения точности и достоверности результатов и пр.
Педагогическое тестирование зачастую нацелено на определение оценки качества усвоения пройденного материала или образовательной программы, выявление проблем в изучении темы среди учащихся с целью дальнейшей коррекции плана обучения, определение уровня развития целевой аудитории, оценку психологического климата среди учащихся и пр.
Анкетирование
Анкетирование – представляет собой уникальный способ сбора информации, который позволяет оценить как качественные, так и количественные особенности в отношении заявленной темы. С одной стороны, данный подход основан на письменном ответе испытуемых в рамках заявленной темы опроса. То есть этот инструмент позволяет одновременно собрать информацию в рамках исследовательского вопроса сразу у большого круга лиц.

Посредством анкетирования в ходе педагогического исследования автор проекта может получить следующие данные:
- Уровень подготовки испытуемых и степень понимания, владения темой;
- Общая подготовка анкетируемых лиц;
- Личное мнение и отношение испытуемых по отношению к теме и проблеме исследования, корректность восприятия ситуации, объективность ответов, достоверность результатов и пр.
Для применения этого метода педагогического исследования важна тщательная предварительная подготовка. Исследователь должен подготовить список интересующих его вопросов по теме проводимой НИР. Без этого шага реализовать соответствующий инструмент и собрать информацию невозможно.
Анкетирование считается наиболее точным и целевым вариантом сбора информации, так как здесь исследователь формирует список сугубо важных и конкретных вопросов в рамках изучаемой темы, с учетом уровня подготовки объекта исследования, предметной области и пр.
Для использования данного инструмента важно соблюдение ряда условий:
- Разработка определённого количества вопросов по теме исследования, использование различных видов вопросов (открытые и закрытые, взаимодополняющие или частично дублирующие, сугубо тематические или общепсихологические и пр.);
- Подготовка анкет для опроса и чётких инструкций: что делать, как проводить, права и обязанности испытуемых и пр.;
- Определить период проведения анкетирования (время и место для обеспечения явки необходимого числа респондентов, уведомление выборки испытуемых о проведении мероприятия и т.д.);
Анкетирование в педагогике может затрагивать не только судьбу учащихся. Но и мнение/отношение родителей к тем или явным процедурам, процессам и явлениям в учебной среде, образовательной программе, организации учебного процесса и пр.
Беседа или интервью, устный опрос
Порой для сбора информации собрать данные тестов и анкет 7едостаточно, чтобы полностью раскрыть тему и найти оптимальное решение исследовательского вопроса в области педагогики. В большинстве случаев исследователям приходится проводить беседы с объектом исследования или испытуемыми, чтобы точнее и детальнее разобраться во всех тонкостях.
Беседа может протекать в разных сценариях. Она может проходить сугубо в индивидуальном порядке, когда исследователь будет работать с одним определенным объектом исследования (респондентом), решая частные проблемы обучения, развития или тонкости преподавания темы и пр.

Также беседа может быть коллективной или групповой. В этом случае формируется определенная выборка испытуемых (по конкретным признакам и параметрам. При таком сценарии важно продумать ход интервью (о чем и когда говорить, как координировать беседу, какие результаты нужно получить, какие вопросы лучше задавать и пр.).
Помимо этого, беседа в рамках педагогического исследования будет проходить согласно заранее продуманному сценарию или программе эксперимента. То есть исследователь подготовить список основных и контрольных вопросов. При этом доля импровизации в таком изыскании неминуема. С помощью дополнительных вопросов, возникающих на фоне определённых ответов, обстоятельств, поведения респондентов и пр., могут появиться дополнительные вопросы для детализации отделенных параметров, мнений, результатов и тонкостей.
Продолжительность беседы в ходе педагогического исследования, как правило, контролируется и ограничивается. Но в определённых случаях, сроки проведения такого изыскания могут корректироваться в зависимости от складывающейся ситуации, сложности темы, особенностей среди испытуемых и пр.
Беседа в рамках педагогического исследования будет строго целенаправленной и проблемо-ориентированной.
Исследование образовательных и педагогических документов
Данный метод предполагает изучение педагогического документооборота с целью соотнесения формальных критериев с реальными показателями качества образования, выделения особенностей в учебном процессе, сложностей в реализации планов и программ и пр.

Данный подход требует умения анализировать основные педагогические документы на предмет целостности, личности, связности, тематической последовательности, доступности для целевой аудитории, качества преподносимой информации и ее достаточности для изучения предмета или темы и пр.
На основе формального анализа документации в учебном процессе исследователи могут определить информационные пробелы и проблемы в освоении тем на фоне слабого раскрытия или узости затрагиваемых вопросов. Данный подход уместен в рамках планирования учебного процесса (при разработке план-конспектов, образовательных программ и пр.), а также при оценке качества образования.
Применение рассматриваемого инструмента требует планомерности. Для его реализации нужно располагать соответствующими документами для разбора и мониторинга, сравнения и пр. Чаще всего педагогическое исследование в этом ракурсе сводится к сопоставлению формальных планов с реальными результатами обучения.
Данный подход базируется на принципах вычитки и сравнительного анализа.
Техника исследования продуктов и данных о педагогической деятельности
Метод исследования продуктов педагогической деятельности предполагает сравнение и оценку результатов образовательного процесса, реализации действующих программ обучения, текущего учебного процесса и пр.
В центре внимания этого подхода лежат следующие данные:
- Успеваемость учащихся в рамках определенного предмета или направления, факторы влияющие на успеваемость
- Проблемы в педагогическом процессе и сложности, возникающие в ходе пояснения отдельных тем, моментов и пр.;
- Статистическая информация относительно успеваемости и общих показателей эффективности обучения;
- И т.д.
Два последних сценария предполагают проведение внутреннего и внешнего анализа педагогических и статистических данных. Но в первом случае акцент делается на внутренней организации учебного процесса. А во втором – всеобщем исследовании темы.
Сравнительная характеристика методов сбора данных в педагогических исследованиях
Чтобы понять, когда и какой подход уместен и наиболее эффективен, необходимо выделить особенности каждого метода.
Основание для сравнения |
Наблюдение | Тестирование | Анкетирование | Беседа |
Исследование педагогических документов и результатов обучения |
Характер | Практический | Эмпирический, частично прикладной | |||
Продолжительность | Регулируется в зависимости о получаемой информации и степени раскрытия темы, решения проблемы педагогического исследования | Ограничено по времени, но допустимы небольшие отклонения | Не имеет существенных ограничений, но строго в рамках изучаемой тематики и проблематики, общих сроков выполнения студенческих или иных работ | ||
Цель применения | Оценка частной ситуации | Исследование проблемы на основе широкого круга лиц, выборки | Общий или сравнительный анализ данных |
Если проект носит теоретический или исследовательский характер, то при его выполнении уместны общенаучные приемы и частные подходы, ориентированные на тему и проблему. С помощью теоретических методов происходит изучение и раскрытие темы, обоснование полученных результатов и их описание. При выполнении аналитического раздела наиболее эффективны прикладные подходы или сравнительный анализ ситуации.
Наблюдение, тестирование и анкетирование, беседы свойственны прикладных педагогическим исследованиям на основе изучения частной или коллективной (групповой) ситуации.
Литературный обзор, сравнительный анализ, общенаучные приемы, техники исследования педагогических документов и результатов обучения свойственны при общих тематиках и базовых педагогических исследованиях.
Чаще всего универсанты полагаются на комплексный подход, где незаменимым помощником в формировании первой главы выступают теоретические и аналитические методы, а разработка методологии практической части напрямую зависит от программы педагогического исследования по теме.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации по применению методов сбора информации в педагогических исследованиях
Будьте предельно избирательны при разработке методологического аппарата. Ориентируйтесь на тему и цель проводимого педагогического исследования, специфику объекта. Самый оптимальный вариант – комбинированный подход. Соблюдайте связь между теорией и практикой.
Исследователю предстоит грамотно комбинировать количественные и качественные подходы, чтобы всесторонне изучить тему и проблему, выделить результаты и факты, обоснование.
Перед применением избранного метода важно ознакомиться с условиями и правилами его применения, учесть достаточность располагаемой информационной базы. Притом изначально следует удостовериться в качестве располагаемых первоисточников: только достоверные материалы способны привести к надежному и проверенному результату.
Не забывайте об этических нормах при использовании той или иной методики. Обязательно делайте отсылки на автора подхода и соблюдайте предписанные им требования, рекомендации.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!