Методы сбора данных в педагогических исследованиях: обзор, анализ и порядок использования

Педагогические исследования – один из существенных этапов в развитии современной системы образования. Который помогает преподавателям решать профессиональные и академические проблемы, а властям – повышать качество и доступность обучения, следовать в ногу со временем и прогрессом. Первые шаги в рамках НИР в педагогике начинают делать, еще будучи студентами. Будущие педагоги оттачивают свои представления и умения при выполнении курсовых работ по педагогике, написании отчета по педагогической практике, в дипломной работе и пр. Но не каждый универсант понимает, какие именно методы сбора данных являются наиболее полезными и эффективными для них. Давайте разбираться.

Методы сбора данных в педагогических исследованиях: обзор, анализ и порядок использования

Педагогические исследования – один из существенных этапов в развитии современной системы образования. Который помогает преподавателям решать профессиональные и академические проблемы, а властям – повышать качество и доступность обучения, следовать в ногу со временем и прогрессом. Первые шаги в рамках НИР в педагогике начинают делать, еще будучи студентами. Будущие педагоги оттачивают свои представления и умения при выполнении курсовых работ по педагогике, написании отчета по педагогической практике, в дипломной работе и пр. Но не каждый универсант понимает, какие именно методы сбора данных являются наиболее полезными и эффективными для них. Давайте разбираться.

Понятие, функции и виды методов сбора информации для педагогических исследований

Выполнение курсовых и дипломных работ по педагогике требует от универсантов грамотного подбора приемов, при помощи которых они будут изучать, раскрывать тему и решать конкретную проблему. Под методами понимают определенные инструменты и подходы по изучению и решению проблем в научной области или на практике. В рамках педагогических исследований данная категория предстает в виде приемов, концепций, правил, определенных инструментов, на основе которых исследователь (преподаватель или студент педагогического профиля) собирает сведения об интересуемом его объекте исследования.

То есть методы – это те способы и действия, на основе которых исследователь получает полные представления и знания о конкретном объекте. Без выделения четкого объекта педагогического исследования, темы, цели отобрать и применять те или иные инструменты невозможно. Индивид должен представлять, в чем ему предстоит разбираться, о чем изучать материалы, о чем писать в научной или исследовательской работе.

Что такое методы сбора информации в педагогике?
Что такое методы сбора информации в педагогике?

Методы педагогического исследования – это специфическая категория, свойственная соответствующей предметной области (то есть преимущественно педагогике). Можно выделить следующие виды методологического аппарата:

  • Поисковые. Они нацелены на сбор информации по теме исследования с целью всеобщего погружения и изучения конкретного объекта исследования в рамках намеченного плана, научного аппарата, границ и пр.;
  • Уточняющие. Данная разновидность подходов призвана уточнить те или иные детали, восполнить пробелы в текущей информации и воссоздать целостную картину относительно темы, объекта и цели исследования;
  • Теоретические – основанные преимущественно на вторичной информации и ранее проведенных исследованиях, научной литературе. С их помощью автор педагогического исследования поясняет те или иные тенденции, обосновывает собственную гипотезу или полученные результаты, подчеркивает особенности и пр.;
  • Практические – предполагают проведение исследования на практике, где исследователь будет предпринимать определенные действия для сбора материалов. Развития «сюжета» и получения определённого результата;
  • Общенаучные. Данная разновидность применима в любой научной плоскости, чаще всего с помощью таких приемов исследователь описывает или поясняет базовые тенденции и парадигмы. К этой вариации относят универсальные инструменты по поиску и переработке первоисточников: дедукция, индукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, анализ, сравнение и пр.
  • Специальные. Эта вариация свойственна преимущественно педагогическим исследованиям и позволяет точнее. Детальнее разобраться в конкретной ситуации, теме, исследовательском вопросе, на основе специальных методов: кейсы, тестирования, наблюдение и пр.

У каждого метода в педагогике есть свои особенности и сфера применения. Эти условия важно учитывать на момент разработки и дальнейшего использования методологического аппарата.

Инструменты и приемы в рамках педагогических исследований выполняют самые разные функции. Во-первых, с их помощью автор студенческой или научной работы собирает информацию по теме исследования. То есть с помощью конкретных действий, инструментов и возможностей он реализует поисковую функцию.

Во-вторых, на основе располагаемой информации, исследователь получает конкретные представления и делает соответствующие выводы, то есть располагая конкретным инструментарием автор студенческой или научной работы перерабатывает полученные сведения с конкретной целью. В этом проявляется функция сортировки и систематизации материалов.

В-третьих, с помощью известных тематических теорий, законов, приемов, пользователь проверяет и обосновывает (или опровергает) отдельные положения, результаты или выводы, собственную гипотезу. То есть он копит факты, а затем находит им определённое применение в рамках научно-исследовательской работы по педагогике. В этом проявятся доказательно-накопительная миссия корректного методологического аппарата.

В-четвертых, с помощью грамотного подобранных методов педагогического исследования автор устанавливает причинно-следственные связи, воздействующие факторы, отмечая соответствующие закономерности. В этом проявляется описательно-пояснительная функция задействованных подходов и парадигм.

В-пятых, грамотное применение педагогических инструментов, теорий и правил помогает исследователю оптимизировать систему образования и найти современный способ решения существующей проблемы. В этом проявляется инновационная и оптимизационная задача методов.

Таким образом, методы педагогического исследования – это основополагающие инструменты, с помощью которых студент или педагог, автор научной работы разбирается в выбранной теме и проблематике, определяет эффективные или новейшие подходы к решению исследовательского вопроса.

Без грамотно подобранных подходов и приемов организовать и провести педагогическое исследование невозможно, так как исследователь не будет располагать достаточной информационной и доказательной базой в рамках заявленной тематики и проблематики. Поэтому подбору и применению соответствующих инструментов необходимо уделить особо внимание.

Обзор самых популярных методов сбора данных в педагогических исследованиях

Начальным этапом при проведении педагогического (и любого иного) исследования является сбор информации по заявленное теме и проблеме, объекту исследования. То есть изначально автор студенческой или академической работы разрабатывает научный аппарат, где немаловажную роль выполняет подбор методов. Одним из существенных моментов исследовательского процесса является выбор и дальнейшее применение методов сбора информации. Предлагаем рассмотреть подробнее на более востребованные в студенческой и научной среде инструментарий.

Разновидность методов педагогического исследования

Суть Основная информационная база

Сфера и условия применения

Теоретические методы Изучение готовой информации на основе ранее проведенных исследований, существующих научных и иных работ по педагогике Учебники, диссертации, монографии, научные статьи, обзоры Описание ситуации по теме исследования, выделение тенденций и их пояснение, обоснование результатов и выводов
Педагогическое наблюдение Наблюдение за испытуемыми согласно намеченного плана и темы исследования Проведение эксперимента, наблюдения с фиксированием получаемых результатов Вмешательство исследователя определяется условиями наблюдения или научного исследования, оценка конкретной ситуации или проблемы, сбор информации по объекту исследования, сбор доказательной базы
Педагогическое тестирование Проведение теста по теме исследования среди учащихся (объекта) Список вопросов и вариантов ответа, конкретная тема исследования и освещенная педагогом информация, данные о выборке испытуемых Оценка успеваемости и качества усвоения пройденного материала, определение проблем в изучении темы среди учащихся, общая оценка ситуации в коллективе и пр.
Анкетирование Одновременный письменный опрос по вопросам педагогики, в рамках конкретной темы Разработка перечня вопросов для анкеты, определение места и времени проведения анкетирования, подбор респондентов по определенным критериям и признакам для оценки ситуации Определение успеваемости учащихся, качества восприятия пройденного материала, качества образовательной программы и учебного процесса, оценка мнения и отношения испытуемых в рамках темы педагогического исследования
Беседа Устный опрос испытуемых по теме педагогического исследования Сбор информации у первых или по конкретной проблеме или теме, оценка мнений, знаний и пр. Необходимо продумать план беседы, количество вопросов, ключевые вопросы и пр.
Исследование образовательных и педагогических документов Анализ педагогических документов, формального учебного процесса Изучение целостности и доступности образовательных программ содержательности и информативности материалов Общий анализ образовательных программ с целью оценки их эффективности, разбор педагогического и учебного процесса с акцентом на определенную проблему, оценка формальных параметров учебного процесса
Техника исследования продуктов и данных о педагогической деятельности Оценка результатов обучения и хода учебного процесса на основе реальных показателей. Статистики и пр. Статистика, показатели успеваемости, педагогическая документация Общая оценка качества образования, эффективности организации учебного процесса, педагогического подхода, тонкостей в преподавании темы и пр.

Теоретические подходы

Изучение педагогической литературы, научных работ по педагогике, статистических данных и пр. – является одним из самых распространённых и простейших в применении подходов по изучению темы и проблемы для студентов педагогического факультета. В данном случае достаточно уметь подбирать тематическую литературу. Изучать ее и сортировать по необходимости. Уместности употребления. Рои в составе проводимого педагогического исследования и пр.

Теоретические подходы позволят разобраться в специальной терминологии, подходах, мнениях различных авторов и исследователей, существующих приемах и концепциях, понять прошлый опыт в решении проблем, оценить эффективность тех или иных парадигм в текущих условиях, определить сходства и отличия между различными концепциями и приемами.

Основные теоретические подходы в педагогике
Основные теоретические подходы в педагогике

Более того, на основе теоретических методов исследователи получают общие представления по теме, а также могут углубиться в отдельные звенья или фрагменты касательно темы и проблемы, определить новейшее направление (более узкое) для изучения, заметить новые тенденции или изменения и развить тему в новом ракурсе на основе «вновь открывшихся обстоятельств».

В основе теоретических методов исследования лежит конкретная информационная база: учебные и методические пособия, научные статьи и научные доклады, систематические обзоры по педагогике, диссертации и монографии и пр. То есть здесь достаточно изучить литературу и рассортировать ее.

Теоретические методы педагогического исследования базируются на вычитке и формировании качественного тематического литературного обзора, согласно плану исследовательской работы и научному аппарату.

Педагогическое наблюдение

Данная тактика основывается на проведении реального (прикладного) исследования в области педагогики. Она предполагает, что исследователь будет наблюдать за определенной выборкой испытуемых (учащихся конкретного возраста направления, в рамках определённого предмета и пр.).

Педагогическое наблюдение – процедура целенаправленная и узко ориентированная. Она затрагивает судьбу определенного количества испытуемых (должна быть конкретная выбора объекта исследования с учетом различных факторов: возраст, предмет или дисциплина изучения, план мероприятий и пр. Изучению и оценке подвергается конкретное явление или проблема.

Виды наблюдения в педагогике
Виды наблюдения в педагогике

По результатам педагогического наблюдения автор получает практический материал относительно текущей ситуации. В этом случае важно оперативно фиксировать получаемый результат и уметь его расшифровывать на основе известных научных, учебных данных.

Для реализации этого подхода важна предварительная подготовка: создание определённых условий, отбор испытуемых, разработка программы наблюдения, теоретическая база для расшифровки и обоснования результатов и пр.

Наблюдение может быть внешним и внутренним. В первом случае исследователь не вмешивается в ход развития событий и лишь фиксирует полученные результаты. Поясняя их на основе располагаемых данных и знаний, опыта. Во втором случае исследователь находится в «эпицентре событий» и может координировать испытуемых, создавать определённые условия для развития ситуации, воздействовать на ход эксперимента и пр.

Наблюдение в педагогике позволяет исследователю лично получить материалы по изучаемой теме и углубиться в ее исследование на основе частной или групповой ситуации. То есть здесь происходит умелое сочетание теории и практики.

Педагогическое тестирование

Под педагогическим тестированием понимают такой способ сбора информации, который основан на проведении теста в отношении испытуемых в рамках темы исследования. В данном случае тест может затрагивать как предметные особенности (по изучению определенной дисциплины, темы), так и психологические характеристики выборки (определение темперамента, особенностей межличностных отношений и пр.).

Для реализации данного подхода важна тщательная предварительная подготовка:

  • Педагог должен продумать ход занятия и подготовить соответствующий тест: набор вопросов и заданий, вариантов ответа и пр. В данном случае важна целенаправленность такого инструмента: что изучать, что проверять, количество вопросов для полной оценки ситуации и т.д.
  • Наличие определенной шкалы и критериев оценки ответов с дальнейшей расшифровкой или «переводом» полученных результатов их анализ и обработка, выделение конкретных итогов и выводов с четким теоретическим и практическим обоснованием, причинно-следственными связями и пр.;
  • Создание условий для проведения тестирования: выбор времени проведения, обеспечение явки испытуемых на тестирование, подготовка места для проведения теста с целью повышения точности и достоверности результатов и пр.

Педагогическое тестирование зачастую нацелено на определение оценки качества усвоения пройденного материала или образовательной программы, выявление проблем в изучении темы среди учащихся с целью дальнейшей коррекции плана обучения, определение уровня развития целевой аудитории, оценку психологического климата среди учащихся и пр.

Анкетирование

Анкетирование – представляет собой уникальный способ сбора информации, который позволяет оценить как качественные, так и количественные особенности в отношении заявленной темы. С одной стороны, данный подход основан на письменном ответе испытуемых в рамках заявленной темы опроса. То есть этот инструмент позволяет одновременно собрать информацию в рамках исследовательского вопроса сразу у большого круга лиц.

Особенности анкетирования в педагогике
Особенности анкетирования в педагогике

Посредством анкетирования в ходе педагогического исследования автор проекта может получить следующие данные:

  • Уровень подготовки испытуемых и степень понимания, владения темой;
  • Общая подготовка анкетируемых лиц;
  • Личное мнение и отношение испытуемых по отношению к теме и проблеме исследования, корректность восприятия ситуации, объективность ответов, достоверность результатов и пр.

Для применения этого метода педагогического исследования важна тщательная предварительная подготовка. Исследователь должен подготовить список интересующих его вопросов по теме проводимой НИР. Без этого шага реализовать соответствующий инструмент и собрать информацию невозможно.

Анкетирование считается наиболее точным и целевым вариантом сбора информации, так как здесь исследователь формирует список сугубо важных и конкретных вопросов в рамках изучаемой темы, с учетом уровня подготовки объекта исследования, предметной области и пр.

Для использования данного инструмента важно соблюдение ряда условий:

  1. Разработка определённого количества вопросов по теме исследования, использование различных видов вопросов (открытые и закрытые, взаимодополняющие или частично дублирующие, сугубо тематические или общепсихологические и пр.);
  2. Подготовка анкет для опроса и чётких инструкций: что делать, как проводить, права и обязанности испытуемых и пр.;
  3. Определить период проведения анкетирования (время и место для обеспечения явки необходимого числа респондентов, уведомление выборки испытуемых о проведении мероприятия и т.д.);

Анкетирование в педагогике может затрагивать не только судьбу учащихся. Но и мнение/отношение родителей к тем или явным процедурам, процессам и явлениям в учебной среде, образовательной программе, организации учебного процесса и пр.

Беседа или интервью, устный опрос

Порой для сбора информации собрать данные тестов и анкет 7едостаточно, чтобы полностью раскрыть тему и найти оптимальное решение исследовательского вопроса в области педагогики. В большинстве случаев исследователям приходится проводить беседы с объектом исследования или испытуемыми, чтобы точнее и детальнее разобраться во всех тонкостях.

Беседа может протекать в разных сценариях. Она может проходить сугубо в индивидуальном порядке, когда исследователь будет работать с одним определенным объектом исследования (респондентом), решая частные проблемы обучения, развития или тонкости преподавания темы и пр.

Основа для проведения беседы в педагогическом исследовании
Основа для проведения беседы в педагогическом исследовании

Также беседа может быть коллективной или групповой. В этом случае формируется определенная выборка испытуемых (по конкретным признакам и параметрам. При таком сценарии важно продумать ход интервью (о чем и когда говорить, как координировать беседу, какие результаты нужно получить, какие вопросы лучше задавать и пр.).

Помимо этого, беседа в рамках педагогического исследования будет проходить согласно заранее продуманному сценарию или программе эксперимента. То есть исследователь подготовить список основных и контрольных вопросов. При этом доля импровизации в таком изыскании неминуема. С помощью дополнительных вопросов, возникающих на фоне определённых ответов, обстоятельств, поведения респондентов и пр., могут появиться дополнительные вопросы для детализации отделенных параметров, мнений, результатов и тонкостей.

Продолжительность беседы в ходе педагогического исследования, как правило, контролируется и ограничивается. Но в определённых случаях, сроки проведения такого изыскания могут корректироваться в зависимости от складывающейся ситуации, сложности темы, особенностей среди испытуемых и пр.

Беседа в рамках педагогического исследования будет строго целенаправленной и проблемо-ориентированной.

Исследование образовательных и педагогических документов

Данный метод предполагает изучение педагогического документооборота с целью соотнесения формальных критериев с реальными показателями качества образования, выделения особенностей в учебном процессе, сложностей в реализации планов и программ и пр.

Какие документы можно исследовать в педагогике?
Какие документы можно исследовать в педагогике?

Данный подход требует умения анализировать основные педагогические документы на предмет целостности, личности, связности, тематической последовательности, доступности для целевой аудитории, качества преподносимой информации и ее достаточности для изучения предмета или темы и пр.

На основе формального анализа документации в учебном процессе исследователи могут определить информационные пробелы и проблемы в освоении тем на фоне слабого раскрытия или узости затрагиваемых вопросов. Данный подход уместен в рамках планирования учебного процесса (при разработке план-конспектов, образовательных программ и пр.), а также при оценке качества образования.

Применение рассматриваемого инструмента требует планомерности. Для его реализации нужно располагать соответствующими документами для разбора и мониторинга, сравнения и пр. Чаще всего педагогическое исследование в этом ракурсе сводится к сопоставлению формальных планов с реальными результатами обучения.

Данный подход базируется на принципах вычитки и сравнительного анализа.

Техника исследования продуктов и данных о педагогической деятельности

Метод исследования продуктов педагогической деятельности предполагает сравнение и оценку результатов образовательного процесса, реализации действующих программ обучения, текущего учебного процесса и пр.

В центре внимания этого подхода лежат следующие данные:

  • Успеваемость учащихся в рамках определенного предмета или направления, факторы влияющие на успеваемость
  • Проблемы в педагогическом процессе и сложности, возникающие в ходе пояснения отдельных тем, моментов и пр.;
  • Статистическая информация относительно успеваемости и общих показателей эффективности обучения;
  • И т.д.

Два последних сценария предполагают проведение внутреннего и внешнего анализа педагогических и статистических данных. Но в первом случае акцент делается на внутренней организации учебного процесса. А во втором – всеобщем исследовании темы.

Сравнительная характеристика методов сбора данных в педагогических исследованиях

Чтобы понять, когда и какой подход уместен и наиболее эффективен, необходимо выделить особенности каждого метода.

Основание для сравнения

Наблюдение Тестирование Анкетирование Беседа

Исследование педагогических документов и результатов обучения

Характер Практический Эмпирический, частично прикладной
Продолжительность Регулируется в зависимости о получаемой информации и степени раскрытия темы, решения проблемы педагогического исследования Ограничено по времени, но допустимы небольшие отклонения Не имеет существенных ограничений, но строго в рамках изучаемой тематики и проблематики, общих сроков выполнения студенческих или иных работ
Цель применения Оценка частной ситуации Исследование проблемы на основе широкого круга лиц, выборки Общий или сравнительный анализ данных

Если проект носит теоретический или исследовательский характер, то при его выполнении уместны общенаучные приемы и частные подходы, ориентированные на тему и проблему. С помощью теоретических методов происходит изучение и раскрытие темы, обоснование полученных результатов и их описание. При выполнении аналитического раздела наиболее эффективны прикладные подходы или сравнительный анализ ситуации.

Наблюдение, тестирование и анкетирование, беседы свойственны прикладных педагогическим исследованиям на основе изучения частной или коллективной (групповой) ситуации.

Литературный обзор, сравнительный анализ, общенаучные приемы, техники исследования педагогических документов и результатов обучения свойственны при общих тематиках и базовых педагогических исследованиях.

Чаще всего универсанты полагаются на комплексный подход, где незаменимым помощником в формировании первой главы выступают теоретические и аналитические методы, а разработка методологии практической части напрямую зависит от программы педагогического исследования по теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по применению методов сбора информации в педагогических исследованиях

Будьте предельно избирательны при разработке методологического аппарата. Ориентируйтесь на тему и цель проводимого педагогического исследования, специфику объекта. Самый оптимальный вариант – комбинированный подход. Соблюдайте связь между теорией и практикой.

Исследователю предстоит грамотно комбинировать количественные и качественные подходы, чтобы всесторонне изучить тему и проблему, выделить результаты и факты, обоснование.

Перед применением избранного метода важно ознакомиться с условиями и правилами его применения, учесть достаточность располагаемой информационной базы. Притом изначально следует удостовериться в качестве располагаемых первоисточников: только достоверные материалы способны привести к надежному и проверенному результату.

Не забывайте об этических нормах при использовании той или иной методики. Обязательно делайте отсылки на автора подхода и соблюдайте предписанные им требования, рекомендации.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *