Написание курсовой или дипломной работы предполагает наличие определенного «кастета». Он не обязательно подчеркивает жесткую структурированность текста. Данный термин позволяет кратко описать последовательность действий автора и получаемый результат с разных ракурсов. Его также называют научным аппаратом.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Научный аппарат исследования подчеркивает замысел проекта, его миссию, позицию автора. Под данным термином понимают ключевые моменты, захватывающие следующие аспекты: актуальность, объект и предмет, проблема, цель и задачи, гипотеза.
Методологический аппарат курсовой или дипломной работы предопределяет стратегию и тактику исследования: что, как и в какой последовательности будет делать автор, для чего, важность результатов и пр. Каждый шаг исследователя должен быть обоснован и аргументирован, приводить к определённому (промежуточному или конечному) результату, свидетельствовать о необходимости перемен.
Из чего состоит научный аппарат курсовой или дипломной работы?
Методологический аппарат исследования подчёркивает его ключевые моменты. Он находит прямое отражение в вводной части проекта, а затем постепенно раскрывается в основной части. В заключении научный аппарат констатируется фактами путем сопоставления намеченной цели и полученного результата.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Стандартный состав научного аппарата курсовой или дипломной работы включает в себя такие категории, как: тема проекта, актуальность, цель и задачи, объект и предмет, проблема и гипотеза, методология, новизна и значимость. Все эти параметры кратко описываются во введении, позволяя читателю понять ход мыслей автора: что и ради чего он делает, какую проблему решает, степень ее актуальности и значимости, достоверность и точность результатов и возможность их применения в перспективе.
Предлагаем рассмотреть каждый элемент научного аппарата подробнее.
Краткая характеристика составляющих компонентов методологического аппарата курсовой или дипломной работы
Тема
Основой научного аппарата любого исследования является тема, которая предопределяет научную область и ключевой ориентир работы: что будет изучать автор, проблематика и ее разработанность.
Тема курсовой или дипломной работы может быть утверждена одним из следующих способов:
- Выбрана из списка готовых вариантов. Он находится на кафедре. Здесь достаточно ознакомиться с перечнем уже сформулированных и утвержденных заглавий и подобрать наиболее интересный и подходящий для себя вариант;
- Самостоятельно сформулировать тему будущего исследования согласовать ее с руководителем и утвердить на кафедре.
Тема курсовой или дипломной работы должна соответствовать следующим критериям:
- Четкость. В данном параметре подчеркивается цель и значимость проекта: что изучается, почему и пр.;
- Краткость. Формулировка должна быть понятной и простой одновременно, емкой. Заглавие создается в виде простого предложения с минимумом профессионализмов, но включение нескольких ключевых слов обязательно. В среднем тема состоит из 7-10 слов, объединенных в простую конструкцию;
- Целенаправленность. Тема исследования подчеркивает ход мыслей автора: проблема, цель и результат.
Актуальность
Под данным термином подразумевается «современная оценка темы и проблемы». Определение ее роли в отрасли и науки, анализ разработанности и решенности. Целесообразно изучать ту тему, которая не нашла своего окончательного решения или была модифицирована ввиду изменившихся условий и пр.
Писать проект по устаревшей теме бессмысленно: все уже сделано и решено до вас, реальной проблемы нет. В этом случае курсовая или дипломный проект превратится в банальный реферат.
Формулировка данного критерия укладывается в отдельный пункт или абзац. Притом существуют клише, призванные обратить внимание читателя на данный пункт:
- Актуальность выбранной темы проявляется (обусловлена, подчеркивается)…
- Тема проекта является актуальной благодаря (потому что)…
- И пр.
Актуальность темы подчеркивает нерешенность проблем и необходимость перемен.
Цель и задачи
Данная часть научного аппарата – это своего рода план мероприятий и этапы их реализации. Цель формулируется на основе темы и проблемы: конкретизируется что именно будет делать автор: изучать и решать, раскрыть и анализировать и пр. Задачи призваны разбить одну масштабную цель на более мелкие составляющие, которые подчеркнут логику и последовать исследования в целом, стремление к результату.
Не менее важно, чтобы данные части научного аппарата звучали в качестве призыва к действиям. Поэтому принято выделять их в глагольной форме»: анализировать, определять, изучать, исследовать и пр.
Цель выделяется в качестве отдельного предложения, а все намеченные задачи целесообразно нумеровать или выделять в виде отдельного списка. Притом постановка и описание задач должно быть последовательным и соответствовать содержанию курсовой работы или ВКР. То есть «хронология событий и действий» должна быть единой.
Проблема и гипотеза
Данные составляющие методологического аппарата подчеркивают конкретную область или момент, который автор намерен тотально изучать и раскрыть, а также символизирует позицию исследователя, предлагаемый им метод решения проблемы.
В курсовых и дипломных работах можно опустить выделение непосредственно проблемы в отдельный абзац или предложение, но наличие гипотезы и ее четкая формулировка обязательна. Гипотеза – это предполагаемый результат или потенциальное решение. Притом важно, чтобы гипотеза и цель исследования совпадали.
Объект и предмет исследования, как «ограничители»
Тема исследования может быть слишком объемной или пространственной, пересекаться или исследоваться со смежных сторон (разных дисциплин) и пр. Поэтому важно предопределить «ракурс и ориентир» на начальном этапе, при планировании: какая именно научная область или среда будет исследоваться и на каком примере реализовываться.
Предмет – это та часть науки, которая будет изучаться. Объект – это реальный или теоретический компонент, на базе которого будет проводиться проверка выдвинутой гипотезы.
Такой подход позволяет сузить «круг действий» автора, отточить его профессиональные качества и навыки и самореализоваться.
Формулировка данных параметров должна быть краткой и емкой укладываться в с1-2 предложения. Притом в курсовых и дипломных работах принято конкретизировать: объектом исследования является (организация группа лиц, выборка и пр.), предметом исследования выступают теоретические и научные факты по теме (научной области) и пр.
Методы исследования
Данная часть научного аппарата призвана подчеркнуть навыки и логику автора: как он исследует проблему, какими приемами пользуется при выработке решения, чем аргументирует свой выбор, насколько эффективны предлагаемые мероприятия (можно ли найти более короткий и грамотный путь) и пр.
Методы исследования – это те приемы и действия, которыми пользуется автор для раскрытия темы и поиска решения.
Новизна и значимость полученных результатов
Данный критерий подчеркивает инновации, предлагаемые автором, что именно нового он привнес в уже ране выдвигаемые решения, приметы и варианты решений), а также каких результатов (эффективность и обоснованность, оптимальность и достаточность) достиг.
Отражение научного аппарата в курсовой и дипломной работе
Методологический аппарат исследования всегда формируется полностью. В нем обязательно должны присутствовать следующие компоненты: актуальность темы, цель и задачи, объект и предмет, методология. Без этих компонентов ни один проект не будет допущен к защите.
В дипломных и диссертационных исследованиях важно присутствие таких критериев, как новизна и значимость, подчеркивает инновации и полученные результаты, их роль в развитии науки или отрасли (объекта).
В качестве дополнительного составляющего элемента научного аппарата проекта выступают: информационная база, описание разделов проекта (краткая характеристика: главы подпункты, наличие графических материалов и пр.).
Притом важно, чтобы каждый описанный постулат научного аппарата был не просто указан во введении, но и использован в основной части и констатирован (подчеркнут) в заключении, списке библиографии и пр.
Научный аппарат должен быть отражен полностью. Частичное описание отдельных моментов или отсутствие обязательных критериев недопустимо. В этом случае работа н пройдет нормоконтроль и не получит допуск к защите, потребуются доработки.
Для облегчения формирования методологического аппарата курсовой или дипломной работы можно опираться на утвержденный научным руководителем план, готовые работы по данной или смежной теме, методические рекомендации, советы наставника, клише и пр. В случае возникновения трудностей при подготовке и описании научного аппарата исследования можете обратиться за помощью к специалистам ОЦ Disshelp.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!