Обучение на первом курсе складывается непросто, но весьма интересно. У студента полностью обновляется окружение: коллектив, обстановка и условия обучения, предметный состав, формат занятий. Образовательный процесс не обходится без письменных студенческих работ, о которых подробнее мы расскажем в этой статье.
СОДЕРЖАНИЕ
Разновидности письменных проектов на первом курсе вуза
В процессе обучения, начале профессионального становления студентам вряд ли смогут доверить серьезное исследование с тотальным погружением в тему, экспериментами и разработками и пр. Несмотря на научно-исследовательский характер всех проектов, они будут отличаться простотой выполнения и носить больше теоретический или аналитический характер.
На первом курсе можно выделить две основные группы письменных студенческих работ: обязательные и добровольные. К первой категории относят те материалы, которые утверждены учебным планом и требуют обязательной сдачи для получения допуска к аттестации по дисциплине: контрольные и лабораторные работы. Ко второй категории принято приписывать те исследования, которые студент инициировал или выбрал самостоятельно: рефераты и доклады, эссе, научные статьи и пр.
Каждый из письменных проектов обладает конкретными характерными чертами и предназначением, о которых речь пойдет ниже.
Простейшие студенческие исследования на первом курсе
К числу самых простых видов письменных работ, выполняемых первокурсниками, принято относить те изыскания, написание которых не требует серьезных знаний и навыков, преодоления сложностей при переработке первоисточников. Как правило, в подобных материалах достаточно грамотно пересказать основную мысль первоисточника, описать проблему и тенденции. Разработки рекомендаций или усовершенствования действующего механизма не требуется.
Самыми распространенными вариациями студенческих работ на первом курсе обучения выступают:
- Реферат и доклад. В данном формате достаточно просто пересказать первоисточник или грамотно систематизировать материал по теме. Серьезных требований и алгоритмов по оформлению изыскания нет. Достаточно учесть лишь стандартную структуру, средний объем и общепринятые нормы оформления (шрифт, межстрочный интервал и пр.). Эти работы студенты выполняют добровольно или по поручению педагога в строго очерченные сроки.
Миссия рефератов и докладов – углубить познания по дисциплине или конкретной теме, выработать навыки по с бору и обработке информации.
- Контрольные и самостоятельные работы призваны проверить качество подготовки, степень усвоения пройденного материала студентами. Данные изыскания проводятся только в письменном виде, но требуют соблюдения конкретных правил оформления: структура, содержание и пр. Они могут проходить как планово, так и внепланово (по решению педагога в неформальной обстановке в виде письменного опроса учащихся).
Также к числу письменных студенческих работ в некоторых случаях относят подготовку семинарских занятий. Некоторые педагоги требуют предоставить письменный конспект по теме, а не распечатанные ответы на заданные вопросы.
В отдельных случаях для получения допуска к зачету или экзамену студенту-первокурснику предстоит предъявить педагогу все конспекты лекций и семинаров. Как правило, качество конспектов не оценивается, важно лишь их наличие и «достаточность» (чтобы были описаны все пройденные темы). Чем не обязательные проекты?
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Научно-исследовательские работы первокурсников
Несмотря на «вводный характер» обучения на первом курсе вуза, во втором семестре студентам могут поручать более серьезные изыскания с акцентом на аналитический, частично опытно-экспериментальный аспект. Подобные проекты выполняются по наиболее важным предметам, соотносимым с выбранной специальностью.
К научно-исследовательским проектам первокурсников принято относить:
- Лабораторная работа. Данный вид исследований проводится преимущественно по прикладным дисциплинам, где требуется отработка действующих правил, алгоритмов, работа с оборудованием или в определенных условиях. Фактически студенты проводят опыты и эксперименты, нацеленные на проверку действующих концепций, законов, явлений, и их описание в проекте с констатацией полученных результатов, выводов.
- Курсовая работа. В этом проекте автору предстоит провести «двойную работу»: кратко описать теорию, а затем провести «собственное расследование» теоретического или практического характера по теме исследования, оценить современное состояние дел, диагностировать проблему (применив описанные методы и законы) и пр. Как правило, на первом курсе студенты выполняют «теоретические курсовые работы», призванные сравнить действующие правила, проанализировать модификации проблемы и способы ее решения, определить достоинства и недостатки и пр. Серьезных и сложных расчетов, применения специфических методик анализа здесь не требуется.
- Научные статьи и НИР. На первом курсе заниматься исследованиями и публиковать научные статьи в журналах, принимать участие в научных конференциях можно только на добровольной основе. В данном деле придется тщательно перерабатывать первоисточники, учитывая требования к уникальности и качеству изыскания.
Обратите внимание, что к описанным научно-исследовательским работам следует относиться более ответственно, ведь к ним предъявляются конкретные и весьма жесткие требования, затрагивающие: структуру и содержание, объем, стилистику, уникальность текста, оформление и пр. Малейшее нарушение предписанных правил по выполнению НИР чревато наказанием: недопуск к защите или публикации.
Также следует обратить внимание, что лабораторные и курсовые работы носят обязательный характер и прописываются в учебном плане, а научные статьи и некоторые виды НИР выполняются по инициативе и решению учащегося. Притом на публикацию научных статей могут потребоваться дополнительные траты (всевозможные организационные взносы и сборы, оплата услуг редакции или рецензентов, издательства и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности и сложности в выполнении студенческих проектов на первом курсе вуза
Каждый студенческий проект индивидуален и выполняется не только с учетом конкретных, предъявляемых к нему требований (ГОСТ, методические рекомендации вуза), но и с учетом интересов и возможностей автора, его «видения» и идеи, ракурса. Поэтому важно найти ту самую грань, которая позволила бы успешно выполнить изыскание, добиться признания и успеха, удовлетворив при этом собственные желания и амбиции.
Ключевая особенность студенческих работ первокурсников проявляется в простоте материала. Она распространяется на все аспекты подготовки проекта:
- тема исследования (простая и незамысловатая),
- характер изыскания – преимущественно теоретический или аналитический,
- глубина погружения в исследование – небольшая достаточно чуть детальнее изучить проблему и ее симптоматику, текущие варианты решения,
- источники информации – допускается использование привычных материалов (учебники и справочники, интернет-ресурсы) с постепенным включением научной литературы, но при этом соотношение простых и научных материалов должно быть примерно на уровне 30/70 соответственно,
- уникальность исследования – средняя. Для курсовых работ достаточно иметь «за пазухой» не менее 55-65%, для научных статей – зависит от условий издательства (около 70-75%).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
К числу наиболее популярных среди первокурсников преград и сложностей, возникающих на научно-исследовательском пути, можно отнести:
- выбор темы. Новичку вуза важно не просто выбрать актуальную тему и проблему, но и интересную для себя область. Как правило, учащиеся первых курсов теряются на данном этапе, так как не знают, что лучше выбрать, какую сторону вопроса изучить и описать, какие действия предпринять, подойдет ли тема, сможет ли он ее полностью раскрыть и пр.;
- разработка плана студенческой работы. Здесь первокурсники буквально не знают, что писать, в какой последовательности, каким языком и пр. Рассеять основные вопросы поможет файл «методические рекомендации», где описаны ключевые параметры и предоставлено краткое описание каждого «стандартного раздела»;
- источники информации. Первокурсники не совсем понимают, что им подходит. Они стараются отдавать предпочтение привычным ресурсам, но нужно акцентироваться именно на научной литературе. Притом сложности также могут возникнуть с обработкой первоисточников;
- стилистика. Если подготовка рефератов и докладов не требует колоссальной переработки и строго соблюдения научного стиля, то выполнение курсовых и научных работ предполагает строгое соблюдение норм научного стиля;
- серьезные исследования в обязательном порядке проверяются на плагиат. С этим понятием первокурсники сталкиваются впервые. Совладать с этим «зверем» впервые крайне сложно, но возможно. Для этого важно грамотно и качественно ответственно подходить к переработке и оформлению задействованных первоисточников;
- оформление. С этой проблемой сталкиваются не только учащиеся первого курса, но и второго и последующих. Все параметры изложены и закреплены законодательно в виде всевозможных ГОСТов и методических рекомендаций. Малейшее отклонение или невнимательность – и проект не будет допущен к защите. Поэтому учитывайте каждый знак препинания, требования к разделу, оформлению графических материалов и списков и пр.
- недооценка роли студенческих исследований. Первокурсники не воспринимают всерьез порученные изыскания, спуская рукава и дела на самотек. Из-за халатного отношения серьезный проект может превратиться в «халтуру», которая не приведет ни к чему хорошему.
Чтобы выполнение студенческих и научно-исследовательских работ не приносило серьезных хлопот автору, опытные наставники и авторы рекомендуют сначала ознакомиться с методическими рекомендациями, посоветоваться с научным руководителем, и только после этого приступать к выполнению.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!