Профессионалитет – новая ступень в системе среднего профессионального образования. которая реализуется при колледжах и техникумах с 2022 года. Несмотря на новизну и обновление классической траектории становления рабочих кадров (ранее подобная схема практиковалась на базе училищ), финал обучения неизменен – написание и защита дипломной работы. сегодня мы расскажем об особенностях подготовки ВКР по программам специалитета.
СОДЕРЖАНИЕ
Сущность ВКР в рамках профессионалитета
Подготовка дипломной работы на уровне профессионалитета выполняет стандартные функции, которые подчеркивают миссию и целесообразность подготовки проекта.
Во-первых, написание ВКР позволяет оценить умение работать с конкретной информацией в рамках заявленной темы, специфики ее принадлежности к определенному виду деятельности и отрасли: владение терминологией, понимание методов и методик работы и пр.
Во-вторых, аттестационная работа выпускника профессионалитета позволяет оценить уровень его практической подготовки. Все реализованные им действия и полученные результаты отражаются в практической части, служат доказательной базой исследования, на основе которой автор принимал решение в отношении выявленной проблемы и предложил соответствующее и тщательно обоснованное решение.
Функция ВКР по программам профессионалитета |
Описание (расшифровка) функции |
Ее проявление в тексте исследования |
Определение общей подготовки дипломанта | Диагностика теоретической и практической подготовки: что знает, что умеет | Умение пользоваться профессиональной терминологией и базовыми методами исследования, анализ практической части позволит оценить характер действий, их уместность и профессионализм |
Соответствие дипломной работы требованиям ГОСТ | Умеет ли автор соблюдать правила написания и оформления: стиль, структура и содержание, объем, оформление всех элементов | Структура и содержание проекта, оформление текста, графических материалов, обоснованность выводов и предложений на протяжении всего исследования и пр. |
Соответствие требованиям образовательной программы (специальности) | Какими навыками должен обладать дипломант? | Умение диагностировать проблему, разбираться в ключевых методах работы, решать посильные для него проблемы, самостоятельно принимать решение и пр. |
Соответствие требованиям работодателя-партнера | Требования, выдвигаемые организацией по отношению к специалисту | Сопоставление компетенций выпускника и требований организации, анализ результатов ВКР |
В-третьих, демонстрирует состоятельность новоиспеченного специалиста и умение находить выход из любой ситуации. Данный навык легко проверяется во время защиты, где автору задают дополнительные вопросы и дискутируют по теме выполненного исследования.
Таким образом, ВКР по программам профессионалитета является обязательным документом, который подчеркивает компетентность и готовность специалиста действовать в реалиях, степень его соответствия общим требованиям (отраженных в рамках образовательной программы, ФГОС), а также параметрам работодателя (или рынка труда в целом). Именно в этой работе прослеживаются все ключевые знания и умения, которыми обладает дипломант, отражается в емкой форме, чему он научился и что умеет выполнять на данный момент времени, какую работу ему могут доверить без дополнительного обуче6ия и пр.
Без защиты ВКР выпускник профессионалитета не сможет превратиться в состоявшегося специалиста и получить допуск к рабочим обязанностям в конкретной отрасли.
Особенности выполнения дипломной работы по программам профессионалитета
Профессионалитет – специфическая ступень образования, которая появилась в России сравнительно недавно и еще не была до конца апробирована и доказана, но многие работодатели и отрасли возлагают на нее большие надежды. В частности, с помощью новой ниши государство намерено улучшить инфраструктуру колледжей и вузов, повысить престиж и репутация соответствующих учреждений, привлечь внимание молодежи к рабочим профессиям и сделать их более привлекательными, востребованными, а также восполнить кадровый голод в соответствующих отраслях народного хозяйства.
Специфическая черта ВКР |
Описание |
Место в ВКР |
Отраслевая принадлежность | Тема ВКР лежит строго в рамках конкретной отрасли и специальности
Проблема носит сугубо отраслевой или частный (но с учетом отрасли) характер |
Раскрывается и решается на протяжении всей ВКР |
Узость темы | Учитываются специфические правила отрасли, научный аппарат и план исследования, диагностированная проблема и особенности функционирования предприятия | на протяжении всей ВКР |
Прикладной характер | Проблема – реальна, имеет проявление на предприятии или отрасли
Решение носит рабочий или экспериментальный характер |
Раскрывается в практической части ВКР |
Ширина и глубина исследования минимальна | Подчеркиваются базовые (рабочие) и востребованные на практике моменты и элементы, свойственные рядовому сотруднику | на протяжении всей ВКР |
Первой специфической чертой ВКР на уровне профессионалитета вступает ее отраслевая обособленность. Как известно, дипломная работа пишется в конце учебного пути по конкретной специальности, от есть профессии. В данном случае аттестационный проект подчеркнет качество подготовки дипломанта и его осведомленность о характерных для отрасли способах, правилах, ресурсах и пр.
Вторая характеристика, обосабливающая дипломную работу профессионалитета от иных исследований, проявляется в узости исследования. Тема дипломной работы будет узкая, ориентированная на деятельность определенной организации в соответствующей специальности отрасли. То есть дипломанту предстоит исследовать функционирующее предприятие и решить проблему, с которой оно столкнулось. В основной части аттестационного документа будет лежать описание практической деятельности: что изучил, выявил, материально-техническая база, особенности работы с оборудованием и пр. с акцентом на проблематику. Далее по мере имеющихся возможностей автору предстоит разработать план мероприятий по решению проблемы. Для этого достаточно подобрать грамотную комбинацию действий и обосновать ее целесообразность, по возможности – эффективность.
Узость дипломного исследования будет проявляться в следующих моментах:
- концентрация сугубо на производственном процессе, работе с конкретным оборудованием или техникой;
- проблема будет носить сугубо технический или прикладной характер, не имея отношение к экономике, системе управления, инженерии, то есть сама по себе проблема будет «местного масштаба» и решаема на уровне базового сотрудника собственными силами или при взаимодействии с вышестоящими инстанциями;
- тема исследования будет лежать в одной конкретной отраслевой плоскости и не будет выходить за пределы образовательной программы и возможностей дипломанта;
- решение заявленной проблемы будет простым, но эффективным, полагаться на традиционные подходы и современные достижения прогресса.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Выпускник профессионалитета – сугубо рабочая личность, в обязанности которой не входит проведение научных исследований и пр. Для решения проблемы достаточно пользоваться имеющимися знаниями и взаимодействовать с руководством. Изобретать велосипед или кардинально новый подход, инструмент не придётся. Достаточно показать умение пользоваться традиционными подходами, инструментами и умело их сочетать.
Третья специфическая черта ВКР по программам профессионалитета – сугубо прикладной характер. Информационной базой дипломной работы выпускника выступает учебная литература, а также факты и информация по отрасли и конкретному предприятию, функционирующему в ней (где студент проходил практику, под кураторством предприятия-партнера ссуза и пр.). то есть фактически выпускной проект пишется по той компании (или ее отдельному подразделению), которая сотрудничает с образовательным заведением и развивает соответствующую ступень образования, испытывает дефицит в специалистам по данному профилю и пр. Поэтому в качестве базы практической части будет положена точная, достоверная информация, а также результаты эксперимента или практики.
Четвертой особенностью ВКР выпускника профессионалитета выступит то, что она будет иметь базовую или минимальную глубину погружения в тему. Данный параметр означает, что для раскрытия заявленного вопроса потребуется грамотно раскрыть суть посредством разъяснения основных терминов, правил и методов работы, а в дальнейшем использовать описанные инструменты, схемы и каноны на практике и описывать полученные результаты. То есть студенту предстоит выполнять инструкции, правила, грамотно синтезировать полученные знания и навыки для решения возникающих проблем. Для подготовки ВКР достаточно разбираться в простейших и базовых категориях, законах, понимать их и пользоваться ими.
Таким образом, подготовка дипломной работы на уровне профессионалитета не потребует колоссальных усилий, знаний. Для ее подготовки выпускнику достаточно обладать минимальными, но достаточными для профессиональной деятельности в качестве рядового сотрудника знаниями и навыками, показать их наличие и умение пользоваться в исследовании кратко, емко и аргументированно.
Этапы написания выпускной квалификационной работы по программам профессионалитета
Ход выполнения дипломной работы на уровне профессионалитета в целом не отличается от правил по вышестоящим уровням образования. Но на каждом из этапов будут прослеживаться определенные специфические элементы и черты.
Первый этап. Подготовительный. В данном случае выпускнику предстоит ознакомиться с правилами выполнения ВКР, изучить список предлагаемых тем или выдвинуть на утверждение собственный вариант. Важно, чтобы тематика дипломной работы укладывалась в отраслевые рамки или деятельность предприятия-партнера (которое совместно с ссузом развивает программу профессионалитета) и осваиваемое направление (специальность).
В рамках подготовительной стадии целесообразно изучить следующие документы:
- требования ГОСТ, предъявляемые к качеству подготовки выпускника профессионалитета;
- общая характеристика цели обучения по образовательной программе (специальности);
- отраслевые особенности и проблемы;
- Требования к составу и содержанию дипломной работы;
- специфику предприятия и его проблемы в рамках рабочего процесса;
- подобрать тему ВКР и утвердить ее на профильной кафедре.
Обратите внимание, что исследование будет проводиться студентом самостоятельно, но для координации действий и контроля за ходом выполнения проекта за ним будет закреплен научный руководитель: как от вуза, так и от предприятия.
Второй этап. Проектирование и планирование исследования. В рамках этой стадии выпускнику профессионалитета предстоит сформировать план, то есть определить последовательность и особенности изучения темы с учетом действующих требований ГОСТ и методических рекомендаций.
На этапе проектирования дипломной работы выпускнику профессионалитета важно выделить: ключевые тезисы и категории по заявленной теме, основные и наиболее распространенные на практике правила, последовательность погружения в тему.
Планирование ВКР призвано детализировать ход выполнения: уточнение состава теоретической и практической глав, их содержания и пр. В этом деле важно грамотно сформировать научный и методологический аппарат.
Завершить данный этап поможет утверждение плана у научного руководителя от вуза.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Третий этап. Сбор и обработка информации. Ширина и глубина дипломного исследования по программам профессионалитета минимальна, но это не означает, что исследователю достаточно включить первую попавшуюся информацию в текст аттестационной работы. важно, чтобы подобранный материал подчеркивал уникальность, отраслевую принадлежность и специфику исследования, раскрывал ее кратко, емко но доступно и полно.
В основу теоретической части принято класть учебную, справочную и по возможности научную литературу. В центре практической главы ВКР будет лежать точная информация по предприятию или отдельному структурному элеме6нту, связанному непосредственно с рабочими процессами: производство, хранение, переработка и пр. информационной базой прикладного раздела станут статистические данные, сведения и личный опыт, полученные в ходе практики и пр.
Рекомендательный раздел будет комбинировать выводы по предыдущим разделам и предопределять подбор соответствующих классических методов воздействия на проблему, которые были освещены в рамках образовательной программы (ее освоения).
Этап выполнения ВКР |
Описание этапа |
Первый этап. Подготовительный | Изучение правил и требований по подготовке дипломной работы, выбор и утверждение темы ВКР |
Второй этап. Проектирование и планирование исследования | Разработка и утверждение научного аппарата исследования |
Третий этап. Сбор и обработка информации | Поиск литературы и источников информации и ее обработка |
Четвертый этап. Систематизация фактов, аналитики, теории и практики | Распределение собранных первоисточников с учетом логики и связности в рамках намеченного плана |
Пятый этап. Оформление | Преобразовании информации в требуемый правилами вид |
Шестой этап. Нормоконтроль | Проверка подготовленной работы на соответствие заявленным параметрам |
Седьмой этап. Защита | Выступление автора, дискуссия по теме ВКР |
Четвертый этап. Систематизация фактов, аналитики, теории и практики в единый и связный, последовательный текст. В данном деле немаловажную роль играет формирование обоснованных выводов, подчёркивание отдельных тенденций, суть и силу проблемы, специфику деятельности предприятия и его возможности.
При распределении имеющейся под рукой информации по теме исследования важно полагаться на такие особенности программы профессионалитета и требования к ВКР, как:
- краткость и емкость изложения: базовые моменты по теме, разъяснение основных и наиболее актуальных приемов, инструментов, действующих на предприятии и в отрасли;
- соразмерность глав и подпунктов;
- наличие явной логики и связности, обоснованности каждого шага;
- описание сути и признаков проблемы, способов ее решения и полученных результатов.
В ходе систематизации первоисточников важно подчеркнуть практический аспект и уровень подготовки автора, творческий подход к делу.
Пятый этап. Оформление. Требования к структуре, содержанию и внешнему виду дипломной работы на уровне профессионалитета ничем не отличается от правил на вышестоящих ступенях образования. О порядке выполнения и оформления дипломной работы мы писали ранее.
ВКР в рамках профессионалитета пишется в рамках академического письма. В основной части преобладают текст в комбинации с таблицами, схемами, чертежами, расчетами и обоснованием.
Обратите внимание, что направления профессионалитета относятся к промышленным и точным наукам, где без математических операций, аналитики, чертежей обосновать авторскую позицию и решение проблемы не удастся. Важно наглядно продемонстрировать состоятельность гипотезы или предложения.
Не забываем подготовить и наглядный материал, обязательный для защиты исследования. В данном случае можно подготовить макеты, чертежи или презентацию.
Шестой этап. Нормоконтроль. Данный шаг неминуем ни для одного студента независимо от уровня осваиваемого образования. Все ВКР проходят проверку на уникальность. В отношении дипломных работ по программам профессионалитета минимальные границы плагиата могут быть снижены до 50-552%, но в большинстве случаев на фоне акцента на практику оригинальность ВКР получается выше.
По мере подготовки и оформления аттестационный проект отправляется на проверку: научному руководителю от ссуза, специальной комиссии, предзащиту (если это предусмотрено правилами образовательного заведения, кафедрой). Только после успешного прохождения всех заявленных инстанций и получения одобрения от каждой из них выпускник получает допуск к защите.
Если в тексте ВКР будут выявлены сомнения, нестыковки, замечания, то автору предстоит устранить их и повторить «проверочный круг».
При прохождении нормоконтроля важно, чтобы:
- структура и содержание исследования соответствовали заявленной теме и требованиям ФГОС, правилам образовательного заведения;
- оформление изыскания учитывало заявленные критерии и правила;
- оригинальность текста была не ниже утвержденного в ссузе минимума;
- тема раскрыта полностью, аргументированно.
Седьмой этап. Защита. На этом мероприятии будет присутствовать как минимум три стороны: выпускник с подготовленной аттестационной работой, аттестационная комиссия (состоит из квалифицированных педагогов), представители организации (которая совместно с учебным заведением развивает программу профессионалитета). Притом у дипломантов есть шанс обеспечить себе рабочее место на перспективу на фоне успешной защиты и демонстрирования уровня своей подготовки.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по подготовке дипломной работы по программам профессионалитета
Данная ниша – новая в системе профессионального образования РФ, поэтому перед выполнением любого проекта, а особенно дипломной работы важно учесть все факторы.
Еще до проектирования и планирования ВКР следует изучить действующие регламенты, координирующие ход написания. К данной категории относят ГОСТы, методические рекомендации колледжа или вуза, специфику образовательной программы (специальности).
Из ГОСТов выпускник подчеркнет общие правила выполнения дипломного проекта: классическая структура, содержание, стиль, особенности оформления и пр.
Методические рекомендации дополнят общие требования. Здесь следует обратить внимание на отдельные рекомендации, затрагивающие информационную базу, объем ВКР, требования по плагиату, сопроводительная документация, сроки выполнения и пр.
Анализ состава образовательной программы подчеркнет, какими знаниями и навыками должен обладать дипломант, то есть, чем он должен «блеснуть» на защите, подчеркнуть в ВКР своими действиями и выводами.
Учтите, что тема должна укладываться в отраслевые границы, а ход ее раскрытия — в рамки намеченного научного аппарата. То есть фактически при написании ВКР будут действовать «двойные» ограничения, способные сделать проект лаконичным и точным.
Дипломная работа выпускника профессионалитета – самостоятельное творение. В данном случае научный руководитель выступает в качестве куратора или наставника, который помогает выбрать корректную и грамотную траекторию, фокус и логику изыскания, доказательную базу и пр. Более того, при возникновении проблем, связанных с выполнением ВКР, именно научный руководитель поможет определить оптимальный выход из ситуации. Любые нюансы, корректировки следует согласовываться с ним. Такой подход позволит минимизировать количество доработок и повысит качество исследования.
Выпускнику профессионалитета предстоит грамотно маневрировать между базовыми знаниями и навыками и практикой, между теорией и действиями, стремясь получить точные и корректные результаты и добиться успеха на защите.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
это, пожалуй, одна из первых статей, где смогли отметить общий порядок и особенности аттестационных работ по новой ступени. Наверняка в будущем подходы и требования еще изменятся. Спасибо за обзор.
Добрый день, Greench! Благодарим за ваш отзыв, возможно вас также заинтересует данная статья: https://disshelp.ru/blog/vidy-studencheskih-i-nauchno-issledovatelskih-rabot-po-programmam-professionaliteta-i-ih-osobennosti/