Подготовка студенческого или научного проекта предполагает работу с первоисточниками, под которыми понимают различные виды информации: от готовой литературы до экспериментальных фактов и результатов. Притом на каждом этапе НИР уместна определенная ресурсная база, а для ее корректного применения важно тщательно ее обрабатывать и излагать.
Какая литература задействована в исследованиях?
В целом независимо от характера изыскания и тематики при написании курсовой, дипломной и научной работы автор полагается на определенные данные: конкретные факты или вспомогательные материалы для более полного освещения картины.
При выполнении НИР существуют определенные правила и соотношения в части задействованных материалов:
- В основу исследовательского проекта принято класть только проверенные и обоснованные ресурсы. К данной категории относят актуальные научные статьи из рецензируемых изданий и научных платформ, а также защищенные и опубликованные монографии, диссертации. Доля подобных ресурсов должна быть не менее 60-70% в теоретическом изыскании, в иных – не менее 30-40%;
- В качестве дополнений можно задействовать учебные и справочные пособия, данные популярных изданий, результаты социологических и иных исследований в СМИ и иных изданиях. Но применение указанной категории возможно лишь в одном случае – после тщательной перепроверки всех данных на «критерии качества». На долю такой информации едва ли приходится до 15-20% от общего объема НИР;
- Для пополнения доказательной базы конкретными фактами по теме можно полагаться на результаты экспериментов;
- Авторская позиция, вывод в рамках изученных материалов – один из важнейших компонентов студенческого и научного проекта, подчеркивая гипотезу, проблематику и инновации.
Фактически, написание НИР – это огромный информационный поток, подлежащий тщательной переработке и переосмыслению, интерпретации в «новом свете» с дальнейшим развитием и пр.
Ключевые инструменты и методы работы с литературой при выполнении научно-исследовательской работы
При выполнении научной работы важно подобрать актуальные и обоснованные данные, которые станут фундаментом. Как правило, таких проектов не более 3-5 (как при написании курсовой, так и диссертации). Все остальные единицы или десятки первоисточников носят вспомогательный характер, расширяя познания в конкретном ракурсе или отдельных, но важных моментах. Умелая комбинация и применение различных видов информации в НИР способствует развитию и внедрению инноваций.
В зависимости от глубины погружения и характера темы исследования каждый автор самостоятельно определяет объем, роль и место в структуре изыскания каждого первоисточника, способ его «подачи». Притом от навыков по работе с информацией зависит не только конечный результат, но и качество текста.
Основными инструментами при выполнении НИР выступают:
- Первичное изучение материалов, имеющих то ли иное отношение к теме с целью сортировки и дальнейшей переработки. На данном этапе происходит сбор информационной базы, определение целесообразности и уместности каждого из них и пр.;
- Вторичная обработка отобранных сведений, предполагающая систематизацию первоисточников согласно намеченному плану НИР и их корректную подачу, анализ и пр.
При использовании указанных инструментов автору научной работы предстоит определить ключевые моменты по теме: текущие представления по проблеме, ранее предпринятые попытки по ее решению, симптоматика и воздействие проблемы на объект и пр. В дальнейшем изучение указанных моментов позволит выработать инновационную стратегию и тактику или разработать более совершенный, оптимальный механизм.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Работать с научной и иной литературой при выполнении НИР можно на основе наиболее распространенных методов.
Прием №1. Метод свертывания или развертывания информации. Данная схема позволяет оптимизировать объем исследования и конкретизировать доказательную базу, необходимости включения дополнительных материалов и прочих нюансов.
Свертываемость предполагает повышение информативности текста и его пользу. Здесь делается акцент на конкретных фактах и их анализе, констатации тенденции и емком отражении в основной части проекта. Благодаря этому автору удается сократить объем исследования (если он избыточен), исключить вторичные и сомнительные первоисточники и пр.
Развертываемость информации предполагает дополнение основной ресурсной базы, что сказывается на качестве информации: конкретика постепенно угасает и появляется размытость суждений, объем НИР растет. При некорректной или некачественной обработке включаемых материалов может пострадать уникальность изыскания.
Рассматриваемая методика призвана определить роль и место каждого первоисточника, необходимость и возможность его применения, объем включения в основную часть научной работы и пр.
Прием №2. Заимствование, цитирование, реферирование и пр. Данная комбинация помогает автору грамотно преподнести собранный материал по теме исследования и определить тактику решения проблемы. Фактически указанные приемы в грамотной комбинации позволяют автору оригинально изложить и раскрыть тему и идею, обосновать свою позицию и показать ее роль в науке и на практике.
От правильного сочетания способов обработки данных и их подачи в НИР зависит точность и достоверность результатов, качества работы в целом, а также полнота раскрытия темы, обоснованность авторской позиции. Каждый из приемов позволяет «вписать» в текст изыскания конкретный факт с учетом его уместности.
Наиболее доказательным способом использования литературы выступает цитирование, которое при этом по минимуму сказывается на уровне плагиата НИР. Не менее популярным способом подачи информации является заимствование при условии конкретного оформления (ссылки и сноски на первоисточник). Притом на долю заимствований и цитирований приходится до 10-15% , притом она легко определяется при проверке НИР на уникальность.
Реферирование – то есть пересказ фактов (обзор) без анализа приветствуется в теоретическом разделе. Он позволяет тщательно пересказать первоисточники с минимумом, сохранив смысл задействованного ресурса и по минимуму отразившись на качестве проекта в целом. В остальных случаях лучше всего интерпретировать факты с помощью всевозможных операций: расчетно-графический способ, анализ, общенаучные и междисциплинарные подходы и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности сравнения литературы в ходе выполнения НИР
Для констатации проблемы и определения эффективности действующих мер по ее решению самый идеальный или оптимальный вариант, посильный для каждого автора независимо от уровня его подготовки, специфики студенческой или научной работы – достаточно использовать сравнительный анализ литературы. Но использовать его нужно грамотно.
Для этого достаточно следовать простым правилам:
- Располагайте информацию в хронологическом порядке и сравнивайте лишь те ресурсы, которые относятся к одному и то же временному отрезку или следуют друг за другом (появились до или после определенного момента);
- Сопоставляйте мнение авторов по одному и тому же поводу, обязательно отражая позицию каждого из них. В данном случае сравнительный анализ позволит определить достоинства и недостатки каждого подхода, сходства и отличия и пр.;
- Учитывайте контекст раздела и ищите способы нейтрального вхождения первоисточника, чтобы он подчеркивал основной замысел, раскрывал тему в рамках конкретного этапа НИР.
Сравнение литературы в НИР можно реализовывать с помощью различных способов. Простейший – банальное упоминание теории и писание ее сути, роли с плавным переходом к следующей «исторической вехе».
Также можно сравнивать литературу с помощью графических или табличных материалов, выделяя достоинства/недостатки или сходства/отличия. Но в данном случае важно не просто сформировать соответствующий графический «артефакт», но и корректно его упомянуть или описать в проекте.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вписывание первоисточника посредством цитирования позволяет показать мнение важного ученого или автора. Данный прием действует только в отношении фундаментальных материалов (основные источники, которых насчитывается до 3-5 штук).
Даже в практической части НИР важно продемонстрировать, на основе чьей методики или каких норм автор получил конкретные результаты и сформулировал соответствующие выводы. Здесь чаще всего используется косвенная речь, подчеркивающая принадлежность методики конкретному исследователю, его правила, действующие нормативы и прочие тенденции (их характер, значимость, риски и пр.).
В целом, написание НИР можно свести к тотальному сравнению первоисточников и проведению анализа текущей ситуации (на конкретном примере) с целью диагностировать проблему, причинно-следственные связи и выработать наиболее совершенные и инновационные способы ее решения.
Сравнение первоисточников уместно на любом этапе исследования. Главное – корректно вписать их в подпункт/раздел, использовать во благо (для обоснования или опровержения гипотезы), правильно оформив все нюансы и моменты. От качества обработки интерпретации фактов, видов ресурсов зависит достоверность и результативность изыскания, исход проверки гипотезы и пр.
Специалисты образовательного центра Disshelp готовы помочь студентам и исследователям подобрать, обработать и систематизировать задействованные материалы, а также сравнить полученные данные и корректно их преподнести. Высокое качество услуг, конфиденциальность данных и безопасность сделки гарантировано каждому!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!