Обучение в колледже и вузе предполагает поэтапное погружение в конкретный набор дисциплин. Притом студентам предстоит не просто читать запоминать, активно работать на занятиях и участвовать в дополнительных секциях, направлениях. По мере прохождения определенного объема или курса им предстоит пройти промежуточную аттестацию, которая также реализуется в определенном порядке.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие зачетной недели
Проверка полученных знаний и развитости определённых навыков и качеств возможно в двух форматах: зачет и экзамен. Притом реализуются они в разное время, а не параллельно.
Зачет представляет собой простейшую форму аттестации студента с целью проверки степени «усвоенности» пройденного материала в рамках каждой отдельной дисциплины, предусмотренной учебным планом.
Зачетная неделя – это всего лишь «символическое название», подчеркивающее ограниченность периода для проведения проверки подготовки студентов. Притом сам срок аттестации необязательно должен укладываться в недельную границу. Как правило, он продолжается около 7-14 дней, предшествуя экзаменам (сессии).
Миссия зачетной недели:
- Проверить степень владения пройденной частью программы в рамках «зачетной» дисциплины;
- Определить развитость полученных навыков, умение пользоваться обретенными знаниями;
- Оценить общую подготовку студента с учетом особенностей осваиваемого профиля: личные и профессиональные качества, ответственность, умение ориентироваться в информации, аргументировать свой ответ, поведение и пр.
- Подготовить студента морально, интеллектуально к более серьёзному аттестационному этапу – сессии, адаптировать его к следующему виду проверок, замотивировать и пр.
Порядок организации и реализации зачетной недели в колледже или вузе
Каждое образовательное заведение вправе самостоятельно устанавливать сроки и расписание проведения данной формы аттестации. Но в любом случае утвержденный регламент будет учитывать действующие стандарты и требования:
- Зачеты реализуются параллельно учебному процессу или отдельно от него, в строгой обособленности от экзаменов. Сессия проводится после зачетной недели;
- Между зачетами по разным дисциплинам обязательно должно быть свободное время на отдых и подготовку к следующему этапу (как правило, несколько дней), но практике зачастую зачеты сменяют друг друга ежедневно. Частота проведения данного формата зависит от количества «зачётных предметов»;
- На зачете проверяется только пройденный за семестр материал (совокупно лекции и семинары, а также возможно включение вопросов для самоизучения);
- Расписание зачетной недели должно учитывать график учебного процесса, календарный план обучения студентов в рамках осваиваемой образовательной программы. Порядок, время и место реализации данной формы аттестации заранее вывешивается на сайте и стенде в ссузе/вузе. Также допускается проведение зачета на последнем занятии;
- График реализации зачетной недели утверждается ректоратом и деканатом;
- Вопросы на зачет утверждаются преподавателем-экзаменатором и выдаются студентам заранее.
Непосредственно зачетная аттестация предполагает стандартный план действий: учащийся является в назначенный день и время в учебное заведение, заходит в аудиторию (по списку или в порядке живой очереди), тянет и регистрирует билет, а затем выбирает более удобное для него место и садится на подготовку. Время на формирование ответа может быть ограничено экзаменатором.
Далее аттестуемое лицо подходит к преподавателю с ответом и зачетной книжкой, отвечает на билет. Преподаватель имеет право задать дополнительные вопросы, поручить выполнить дополнительные задания. После реализации всех требуемых действий выносится вердикт: зачтено или незачтено.
Также существует дополнительная форма зачета – дифференцированный, который фактически приравнивается к экзамену. Здесь педагог вправе оценивать знания и подготовку студента по пятибалльной шкале, а полученная отметка может выставляться в диплом.
Проверка в форме зачета считается упрощенным вариантов аттестации, но несмотря на столь «поверхностный» характер он позволяет по достоинству проверить качество подготовки учащегося колледжа/вуза. Несмотря на столь «сомнительный» характер на зачетную неделю выносятся самые разные предметы: общеразвивающие, вариативная часть программы, социальные и гуманитарные, частично профильные – если пройдена лишь часть предмета.
Притом количество зачетов в целом не ограничено правовым полем и регулируется сугубо нормами образовательной программы и правилами ссуза/вуза.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Нужен ли допуск к зачету?
Проведение зачета – эта начальная стадия аттестации студент, к которой следует досконально подготовиться. Для этого учащемуся колледжа или вуза предстоит получить допуск.
Допуск к зачету – это подтверждение того, что студент не имеет каких-либо задолженностей по предмету: неотработанных прогулов, сдал все обязательные письменные работы (контрольные, лабораторные, курсовые и пр.), полностью соответствует требованиям экзаменатора (имеет в наличии все лекции, семинары и пр.).
Если хотя бы один из параметров педагога и правил вуза не соблюдено – получить допуск и даже просто присутствовать на зачете не удастся, а это значит, что у учащегося возникает академическая задолженность и риск отчисления постепенно нарастает.
Важно отметить, что провал на зачете – еще не повод для недопуска к сессии. Но лучше всего допускать «минимум промахов» на любом этапе аттестации, чтобы в дальнейшем не возникало проблем с успеваемостью, стипендией, продолжением обучения и пр.
О правилах получения допуска к зачетной недели или к каждому конкретному зачету необходимо уточнять непосредственно в учебном заведении или у экзаменатора. Данное требование (получение допуска) отсутствует в редких случаях.
Что делать если…: все варианты исходы зачетной недели?
Проведение зачета – миссия ответственная, строго регламентированная общезаконодательными и внутривузовскими правилами, но несмотря на всю жесткость регулирования, здесь может быть целая масса сценариев развития событий.
Вариант №1. Нет допуска к зачету. В данной ситуации негатив и отрицательный результат в виде появления академической задолженности неизбежен. Притом студент получает допуск по каждому предмету отдельно, а не к зачетной неделе в целом. Поэтому «заведомый провал на недопущенной дисциплине» не является «противопоказанием» к сдаче следующих зачетов.
В случае отсутствия допуска к зачету по конкретному предмету студенту предстоит (по возможности) оперативно отработать все недочеты, получить допуск сдать его. Сделать это возможно в свободное от учебы и иных аттестаций время или в специально отведенные дни для ликвидации задолженности.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вариант №2. Неявка на зачет. Зачет – это официальная форма аттестации студента по итогам пройденного «предметного курса». Поэтому явка на него обязательна для каждого студента. В случае отсутствия на данном формате проверки подготовки учащегося колледжа или вуза могут возникнуть основания для отчисления.
Неявка на зачет и его перенос на более поздний срок возможен только по предварительному согласованию с экзаменатором (по договоренности), при наличии уважительной причины с ее документальным подтверждением. Если студе6т отсутствовал на зачете без уважительного основания, то ему может грозить отчисление и/или дисциплинарное наказание.
Поэтому несколько раз подумайте: стоит ли пропускать зачет безосновательно. Даже если подготовка хромает на обе ноги, лучше присутствовать на нем, получить «неуд» и спокойно прийти на законную пересдачу чем отвоевывать право пересдать. Заведите 10 будильников, пометьте «ответственный день» в календаре красным цветом, сделайте все, чтобы на нем присутствовать.
Вариант №3. Зачет автоматом. Не стоит удивляться, но и такое бывает. Автомат – приятное везение или явление в жизни студента, означающее фактически получение положительного результата «на халяву». Но халява – это мнимое преставление. Чтобы заслужить тот самый «автомат на зачете» необходимо трудиться на занятиях в течение всего семестра, быть активным, показывать свои знания и навыки, состоять в хороших отношениях с педагогом и пр.
В некоторых случаях автомат выпадает случайно если в вузе практикуется рейтинговая система оценки успеваемости. Но чаще всего педагоги стараются оценивать реальный уровень знаний подопечных.
Вариант №4. Зачет успешно преодолен. Данный сценарий означает, что студент добился намеченной цели и сумел преодолеть рубеж – достойно ответил на аттестации, справедливо заслужил «отметку». Здесь студенту остается порадоваться за свой успех, довольствоваться результатом и отдыхать, набираться сил к предстоящим более серьезным испытаниям.
Вариант №5. Досрочная сдача зачета. В случае острой и обоснованной необходимости студент колледжа или вуза имеет право обратиться в деканат с просьбой о досрочной сдаче зачетов и экзаменов. В этом случае ему предстоит самостоятельно «доизучать» предмет, сдать все необходимые материалы и проекты для получения допуска, добросовестно подготовиться и преодолеть аттестационный этап в назначенный день или «индивидуальный график аттестации».
Вариант №6. Пересдача зачета. В случае получения «неуда» (отметка «незачтено»), неявки на аттестацию по уважительной причине или недопуска к зачету, студенту предстоит «пересдать» этот рубеж, предварительно взяв «бегунок» у методистов или на профильной кафедре, явившись в назначенный педагогом или расписанием «ликвидации задолженности» и продемонстрировав уровень владения предметом (знания, умения).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В некоторых случаях педагоги могут устанавливать дополнительные требования к «должникам»: подготовить дополнительный проект (реферат, доклад, научную статью и пр.), ответить на дополнительные вопросы, отработать все пропуски и предоставит все лекции на проверку и пр. Не стоит пренебрегать новыми правилами, ведь от них может зависеть исход аттестации и дальнейшая судьба студента.
Подготовка к зачетной неделе
Нередко студенты халатно относятся к зачетам (как простым, так и дифференцированным). Казалось бы, что здесь сложного и важного: отметка не выставляется, предметы чаще всего незначительны? Но на самом деле в целом требования педагогов по подготовке к зачетам и экзаменам идентичны: учащийся должен полностью владеть пройденным материалом, обладать конкретными навыками и качествами.
Несмотря на колоссальную разницу между зачетом и экзаменом, подготовка к последнему виду аттестации должна быть ответственной и тотальной. Опытные педагоги и студенты поделились с экспертами Disshelp личным опытом, наблюдениями и советами:
- Чтобы получить зачет, не требуется иметь колоссальные или особые познания предмета. Достаточно тщетно владеть лекционным и семинарским материалом, понимать дисциплину, уметь корректно и грамотно выражать свои мысли с учетом соответствующей терминологии;
- Лучше всего заранее позаботиться о допуске к зачету, уточнить требования экзаменатора, договориться с ним о дне для ликвидации имеющихся «хвостов» и пр.;
- Не стоит упускать из виду список рекомендованной литературы к дополнительному изучению, перечень вопросов для самоизучения или самоподготовки, выполнение самостоятельно и одногруппниками темы рефератов и докладов и пр. Дополнительные знания не станут помехой на зачете, а наоборот помогут выбраться з непростой ситуации. Главное – грамотно их преподнести, показать;
- Активность на занятиях и вне них (например, на дополнительной тематической секции) позволит заслужить доверие и уважение со стороны педагога, а также повысит репутацию студента. Притом сама активность может проявляться разными способами: от частых выступлений за кафедрой, демонстрацией домашнего задания, инициативным и добровольным выполнением письменных работ и исследований до часто возникающих вопросов по теме (притом неглупых, а вполне обоснованных и важных), дополнение ответа одногруппников, банальная вежливость и тактичность студента во время и вне занятий.
- Участие в научных конференциях позволит углубить знания учащегося, а также получить заветный зачет автоматом (нередко педагоги поощряют подобную активность автоматами). Но не стоит слепо рассчитывать на «легкий зачет». Подготовку никто не отменял.
- Тщательно планируйте день и дела, выделяя время на подготовку к предстоящему рубежу, притом приступать к повторению и «зубрежке» нужно заранее (хотя бы за несколько дней);
- Используйте все варианты подготовки и способы сдачи: заучивание, перечитывание, шпаргалки, современные технологии (мобильная связи, беспроводные наушники и пр.);
- При необходимости (если непонятна тема, недостаточно материалов для полного раскрытия вопроса и пр.), можно заручиться консультацией педагога или обратиться за помощью к квалифицированным специалистам Disshelp.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!