Практическое обучение в колледже по специальности ‘Лечебное дело’: опыт студентов и преподавателей

За последние 3-5 лет требования к персоналу в системе здравоохранения серьезно изменились. Работать в этой среде могут только квалифицированные специалисты. Сегодня в медучреждениях наблюдается явный дефицит рабочих кадров: притом не хватает не только узкоквалифицированных врачей, но и медиков общей практики, медсестер и пр. Программа «Лечебное дело» издавна считалась универсальной медицинской парадигмой. Притом освоить ее можно как на базе университета, так и в стенах медколледжей. Сегодня мы расскажем об особенностях ее освоения на базе профильных сузов.

Практическое обучение в колледже по специальности 'Лечебное дело': опыт студентов и преподавателей

За последние 3-5 лет требования к персоналу в системе здравоохранения серьезно изменились. Работать в этой среде могут только квалифицированные специалисты. Сегодня в медучреждениях наблюдается явный дефицит рабочих кадров: притом не хватает не только узкоквалифицированных врачей, но и медиков общей практики, медсестер и пр.

Программа «Лечебное дело» издавна считалась универсальной медицинской парадигмой. Притом освоить ее можно как на базе университета, так и в стенах медколледжей. Сегодня мы расскажем об особенностях ее освоения на базе профильных сузов.

Общая характеристика программы «Лечебное дело» при колледже

Одно из общих направлений подготовки, которое предлагает медицинский колледж – лечебное дело. Оно подходит всем, кто желает связать свою деятельность с медициной, но не может определиться с узким профилем. То есть в рамках этой программы студенты обретают базовые знания для работы в качестве фельдшера, медсестры, акушерки и пр. Фактические рассматриваемая программа носит комплексный характер и предоставляет массу возможностей и преимуществ.

Кем работают выпускники медколледжа по программе "Лечебное дело"?
Кем работают выпускники медколледжа по программе «Лечебное дело»?

Рассматриваемая специальность при СПО нацелена на формирование общей медподготовки. То есть фактически ее сложно выделить, как самостоятельное направление. Этот профиль позволяет получить базовые навыки для работы в сфере здравоохранения без тотального погружения в узкий «врачебный» сегмент. Но несмотря на общий характер, этот профиль остается самым востребованным среди абитуриентов.

В чем же особенность программы «Лечебное дело»? Колледж предлагает более короткие сроки ее освоения. То есть чтобы обрести общую медподготовку и допуск к работе достаточно отучиться на очном отделении всего 3 года и 10 месяцев. Обучение в вузе отнимет не менее 4-6 лет с необходимостью в дальнейшем проходить интернатуру и ординатуру, чтобы работать в качестве врача.

Более того, на базе среднего профессионального образования студент практически сразу погружается в реалии и практические азы по профилю. Здесь программа ориентирована на развитие прикладных компетенций с акцентом на медпомощь: первая медицинская помощь, измерение давления, проведение простейших и базовых манипуляций (уколы, системы, сбор анализов и пр.). Именно здесь действует девиз «ни дня без практики».

Фактически, программу «Лечебное дело» колледж выводит в общее русло. Она позволяет захватить азы из каждой подотрасли медицины, сориентировать студентов на тонкостях работы медперсонала, общих моментах и взглянуть на их труд и результат лично. Но никто не говорит, что путь освоения этого профиля довольно тернист.

Порядок поступления в медколледж на Лечебное дело

Поступление в медицинский на «Лечебное дело» — процесс непростой. Чаще всего это направление выбирают те, кто еще не сумел точно определиться относительно узости будущей профессии. Притом многие поступающие отмечают, что поступить в медколледж проще, чем в медвуз.

Набор в медицинский колледж «Лечебное дело» производится согласно действующим правилам приема. Количество мест на бюджетное место ограничено финансированием государства, но возможна подготовка и в рамках контрактной формы — по усмотрению администрации СПО.

Как поступить в медколледж на программу "Лечебное дело"?
Как поступить в медколледж на программу «Лечебное дело»?

 

Важно отметить, что отбор в сузах проводится на основе конкурса аттестатов и внутренних испытаний. Абитуриентам важно не только иметь высокий средний балл аттестата на базе 9-11 классов. Им предстоит пройти как минимум психологическое тестирование и тестирование или собеседование по профильному предмету – биология, химия. В зависимости от набранных баллов формируется рейтинг конкурсантов. Побеждает в борьбе за место – сильнейший.

Если у абитуриента есть право на использование льгот, то важно подтвердить его документально. В этом случае шансов на зачисление больше. О льготах при поступлении в вузы и Сузы мы писали в нашем блоге ранее.

Многие сузы успешно сотрудничают с местными лечебными заведениями и практикуют набор по целевой квоте. Такой ход позволяют оперативно восполнять дефицит кадров. Притом доминирующая часть поступающих-целевиков направляющий в медицинский – «Лечебное дело». Такой выбор направляющих организаций оправдан: выпускники обладают широкими возможностями и глубокой подготовки в рамках общей медицины, могут успешно замещать как минимум фельдшеров, акушеров. Медсестер и пр.

При целевом отборе конкурс абитуриентов проходит в однородном, узком кругу. Набор вступительных испытаний и требования по приему общие. Притом после окончания обучения и получения диплома им гарантировано трудоустройство на базу целенаправителя. Также получить целевое направление на обучение в медколледж можно через Минздрав.

Обратите внимание, что ГИА и ЕГЭ в данном случае не играют роли.

Что изучают студенты медколледжа по профилю «Лечебное дело»?

Итак, медицинский колледж «Лечебное дело» — это базовая или первичная ступень в медобразовании. Так как профиль носит общий и комплексный характер, то важно понять, что же изучают студенты в ходе профессионального становления.

Основание

Теоретическая подготовка Практическая подготовка Проектная деятельность

Аттестация

Продолжительность На протяжении всей программы 1 раз в семестр или в рамках учебного плана 1 раз в семестр
Результат Понимание терминологии, знание медицинских правил и подходов Развитие умений по диагностике и лечению заболеваний, профилактике недугов, делопроизводство и пр. Углубление знание по программе и совершенствование практических компетенций, освоение современных инструментов и теорий Перевод на следующий э

Тап, получение диплома

База Учебная и научная литература, методические рекомендации, инструкции, госстандарты Действующее медицинское учреждение Научная литература, результаты практики Пройденный курс, дополнительная литература, личный опыт
Способы освоения Вычитка, запоминание Тренировка, практикум, эксперимент, практика и стажировка Сбор и обработка первоисточников, описание и обоснование темы Зачет, экзамен

Первый курс считается общеразвивающим. В рамках первого семестра студиозы повторяют и совершенствуют общие навыки по работе с информацией, письменную речь, наполняют лексикон простейшими медицинскими терминами и категориями. Начиная со второго семестра им предстоит постепенное погружение в профильную часть.

В рамках программы учащиеся изучают следующие профильные дисциплины: анатомия, физиология, патология, фармакология, клиническая медицина. Именно на этих «китах» строится теоретическая подготовка медиков.

Также для развития коммуникационных навыков они изучают азы психологии, профессиональной этики. Не менее важно отметить, что студенты обязаны освоить латинский язык. Именно на нем медики выписывают некоторые лекарства для проведения всевозможных процедур.

На старших курсах студиозы погружаются в специализированный блок, который включает в себя изучение и освоение базисных методик, приемов, правил в сфере терапии, хирургии, гинекологии, неврологии и пр. Именно благодаря тому, что специальность захватывает каждое меднаправление, выпускники могут работать в любом отделении.

Фактически, программу «Лечебное дело» колледж реализует с акцентом на основные знания в области здравоохранения. Она позволяет воспитать «универсальных солдат», способных оказывать качественную помощь населению. Данный профиль – широкоформатный, развивающий в учащихся все базовые представления и умения медика.

Таким образом, медицинский колледж «Лечебное дело» — это первичная ступень в системе медобразования, помогающая индивидам понять, какая из областей здравоохранения им ближе и интереснее, а также призванная подготовить специалистов общей практики, способных оказать квалифицированную помощь, провести необходимые процедуры и пр. В ходе профессионального погружения студиозы погружаются во все сферы, постигая ключевые параметры и компетенции.

Как построен учебный процесс в колледже по программе «Лечебное дело»?

Обучение студентов по профилю «Лечебное дело» колледж проводит в комбинированной форме, что вполне понятно и справедливо: выпускники должны иметь общие представления в целом о работе медика в любом отделении. Уметь оказывать первую помощь и пр. Поэтому ход погружения в профессию можно представить в виде следующих тесно переплетенных между собой блоков:

  • Теоретическая часть. На первом курсе первый семестр преобладает именно данный формат обучения. Здесь новички постепенно изучают профильную терминологию, приемы, правила. Теории, нормы и пр. Далее изучение теории происходит параллельно остальным видам учебной деятельности.
  • Практическая часть. Она начинается примерно со второго семестра или со второго курса обучения. Она предполагает стажировку определенного типа на базе лечебного заведения под кураторством практикующих врачей и медиков. То есть студентов привлекают к реалиям в качестве наблюдателей и помощников, ориентируясь на их уровень подготовки и ход освоения программы.
  • Проектная деятельность. Без этого формата не обходится ни один студент. Поступая в медицинский «Лечебное дело» предполагает выполнение курсовых работ, отчетов по практике, отчетов по лабораторной работе, а также выполнение ВКР. Студенческие работы призваны углубить познания студентов в рамках профессии. Притом доминирующая часть проектов носит прикладной характер, требуя от студентов проведения эксперимента, личного участия в той или иной деятельности, решении проблемы и пр. Частота выполнения – примерно 1 раз в течение семестра.
  • Аттестация. Она предполагает плановую проверку качества подготовки студентов по мере прохождения части программы или программы в целом. Основные формы аттестации – зачет, дифференцированный зачем, экзамен, защита проекта.

Учебный процесс предполагает поэтапное погружение в профессию медика, притом здесь будет наблюдаться тесная связь теоретического изучения материалов и выработки практических компетенций. Сузовцам предстоит сразу же по мере изучения материала выполнять практические задания для закрепления темы, развития соответствующих навыков.

На лекциях говорит педагог, поясняя существенные и сложные моменты, выделяя те или иные особенности и пр. На семинарах, практикумах, лабораторных занятиях – говорят студенты. Здесь им предстоит отвечать устно, а также выполнять ситуационные задачи, кейсы, проводить эксперименты и поддерживать дискуссии и пр. То есть медицинский колледж «Лечебное дело» позиционирует сугубо как прикладной профиль общего формата.

Специфика практической подготовки в медколледже по направлению «Лечебное дело»

Итак, в центр профиля «Лечебное дело» колледж ставит именно практику. Будущие медики общего формата практически с первых дней окунаются в суровые будни. За весь период обучения они проходят как минимум три классические практики, каждая из которых будет затрагивать особенности работы в том или ином отделении.

Состав программы "Лечебное дело" в колледже
Состав программы «Лечебное дело» в колледже

В рамках учебной практики новички, как правило, наблюдают за работой специалистов (врачей, фельдшеров), выделяя для себя все тонкости рабочего процесса, особенности сбора анамнеза, постановки диагноза, назначений и рекомендаций и пр. На данной стадии практикантам чаще всего доверяют ведение делопроизводства: заполнение справок, заполнение электронных журналов и данных и пр.

Производственная практика предполагает непосредственное участие в работе с пациентами с целью развития базовых компетенций. Обычно здесь учащихся направляют в процедурный кабинет осваивать азы постановки уколов, систем, физиопроцедур, перевязок и пр. Также практика может захватывать работу в конкретном отделении и выполнение обязанностей помощника или младшей медсестры. В данном случае предстоит работать с квалифицированным врачом в одном кабинете и «мотать на ус» основные рабочие моменты: способ диагностики заболеваний, особенности общения с пациентами, тонкости постановки диагноза, выбор схемы лечения и пр. То есть в рамках производственной практики практиканты обретают навыки медсестры, фельдшера, акушера и пр.

Преддипломная практика – самая важная и сложная. Она требует непосредственного участия в работе медучреждения под кураторством опытного наставника. Самостоятельное погружение в профессию и параллельный сбор информации для написания дипломной работы.

Но на этом прикладное развитие студентов не заканчивается. Прикладное обучение присутствует с первых дней. В частности, медицинский колледж «Лечебное дело» реализует на базе специально оборудованных помещений – симуляционных кабинетов, где есть соответствующее оборудование, инструментарий, которым могут пользоваться студенты для постановки диагноза. Проведения всевозможных процедур и пр. То есть база закалывается непосредственно в учебном заведении, а на практике при медцентре она лишь закрепляется и совершенствуется.

Сходства и отличия обучения в вузе и колледже по программе «Лечебное дело»

Как мы отметили в начале статьи, рассматриваемая специальность действует не только в стенах медколледжей, но и на базе медицинских университетов. В целом, состав профиля на 80% совпадает, но качество подготовки дипломантов и перспективы карьерного роста разнятся.

Основание

Колледж

Университет

Продолжительность обучения 3 года 10 месяцев Около 6 лет
Стоимость обучения От 40 000 руб. От 120-150 000 руб.
Характер обучения Прикладной Исследовательско-прикладной
Направление подготовки Общее медицинское Узкоспециализированное
Квалификация Фельдшер, прикладной бакалавриат Врач (специалитет, магистратура)
Перспективы карьерного и научного роста Только после окончания вуза Есть, но придется пройти интернатуру и ординатуру

Первым и самым очевидным различием в подготовке «лекарей» выступают сроки подготовки. На базе колледжа программа свернута, ориентирована на обретение базовых и общих представлений, знаний и навыков по медицине. Студенты моментально попадают в «пекло» практики: с первых дней доминирующая часть занятий проходит в форме практикумов, семинаров, лабораторных работ и пр. Поэтому на освоение базы достаточно 3 года и 10 месяцев в очном формате.

Если же поступать в медицинский университет, то в этом случае погружение в каждый профильный и базисный предмет будет более глубоким, детальным. На освоение профессии потребуется не менее 6 лет. Согласитесь, разница весомая.

Также следует отметить, что поступать в вуз придется по результатам ЕГЭ, в то время как для колледжа достаточно иметь за спиной аттестат со средним балом около 4,5-5,0 (чтобы поступить на бюджет). То есть конкурс в целом никто не отменял ни в одном из вариантов.

Вторым существенным отличием обучения по профилю «Лечебное дело» колледж и вуз выделяет стоимость образовательных услуг. Ценовой разбег довольно большой, но очевидно одно: учиться в медколледже дешевле, чем в медуниверситете (притом в разы!). Но количество бюджетных мест в любом случае будет строго ограничено, а конкурс – серьезным. Притом для допуска абитуриентам важно учесть все правила и требования.

Но самая колоссальная разница кроется в содержании программы. Медицинский колледж «Лечебное дело» реализует на базовом уровне, помогая учащимся в изучении основополагающих правил, терминов, инструментов для начальной работы. То есть погружение в профиль минимальный. Акцент – на развитии практических компетенций и реальных представлений о работе. В университете же делается акцент на научных исследованиях и практике. Притом студенты университетов фактически дополняют и углубляют базовые знания, ориентируясь уже на более узкую область в медицине.

Программы вуза будут включать в себя более широкий набор дисциплин и тем, нежели сузовские сценарии. Притом здесь будет делаться акцент уже на определённой нише – терапия, офтальмология и пр. То есть базовая подготовка постепенно переходим в более глубокое одностороннее формирование специалиста, пригодного в конкретном отделении и направлении.

Результаты обучения по программе «Лечебное дело» колледж и медвуз получают разные. Выпускники СПО обретают квалификацию «Фельдшер» и в перспективе могут трудиться только в качестве младшего и среднего медперсонала в роли фельдшера на участке, фельдшера скорой помощи, медсестры, лаборанта, акушера и пр. Притом для карьерного роста и построения научной карьеры придется поступать в университет и продолжать подготовку в интересующем узком направлении.

Высшее образование позволяет выпускникам сразу же начать выстраивать профессиональную карьеру и заниматься научной деятельностью без каких-либо дополнительных условий и преград. В данном случае после защиты диплома учащийся обретает квалификацию врача, но для отпуска к трудовой деятельности придется пройти аккредитацию, интернатуру и ординатуру.

Сложности освоения профиля «Лечебное дело» в колледже

Если вы думаете поступать в медицинский, «Лечебное дело» — универсальное направление, доступное на базе СПО и высшего образования. Но для себя важно понять, какое из образований вам ближе и какие перспективы вы намечаете. Не стоит думать, что освоить профессию фельдшера в рамках рассматриваемой программы легко. Студенты медколледжей часто сталкиваются со следующими сложностями.

Особенности обучения по лечебному делу в колледже
Особенности обучения по лечебному делу в колледже

Несовпадение теории и практики. В колледже студентам приходится параллельно погружаться в теорию и практику, что может вызывать ряд трудностей при выполнении новоизученных приемов, инструментов и подходов. Согласитесь, что далеко не с первого раза можно запомнить или иные правила, нормативы, инструкции. Поэтому выполнять и осваивать навыки бывает сложно.

Также трудности могут возникать в силу расхождения теоретической и практической подготовки. В некоторых случаях часть материала поручается на самоизучение и на практических занятиях учащийся должен уже владеть соответствующим материалом. Если он не силен в теме, то развить соответствующие умения будет сложнее.

Сложная терминология. Медицина – это специфическая, самостоятельная наука, где преобладают соответствующие термины, правила, инструментарий и пр. Чтобы понимать материал и задание, уметь правильно обращаться с теми или иными механизмами, важно разбираться в материалах, использовать соответствующий словарный запас в деле (привыкать к нему). Если студент, читая задание или материал, не понимает значение отдельных слов, то и само задание может быть воспринято некорректно. Поэтому для выполнения любого задания нужно хорошее владение терминологическим и научным аппаратом в целом.

Параллельный учебный процесс. В колледже на практику отводится определённый объем часов. Притом стажировка – процесс прерывистый. Здесь студенты уделяют практике 1-2 дня в неделю на протяжении определенного срока. В вузах же практика проходит как отдельный этап обучения единоразово стабильно. Учащимся порой приходится после пар мчаться на базу практики и наоборот. Но в то же время при параллельном подходе есть и плюсы: новоизученные материалы можно сразу же внедрять и использовать на практике, развиваясь в прикладном русле.

Стоит отметить также такой нюанс, как высокая нагрузка. Несмотря на то, что обучение носи базовый характер, за довольно короткие сроки студентам предстоит захватить азы из всех плоскостей и развить минимальные практические компетенции, то есть стать «универсальным солдатом». В данном случае важно быть готовым к высокой учебной нагрузке. Помимо 3-5 пар в день студиоза может подживать в конце семестра (в рамках учебного процесса) зачет (стандартный или дифференциальный). Согласитесь, сдавать зачеты после нескольких пар довольно сложно.

Еще одна сложность носит индивидуальный характер. Некоторые студенты, понимая, что им предстоит работать с людьми, анализами, стараются свыкнуться со своей миссией и побороть страх коммуникаций, фобию крови, процедур и пр. Нередко именно наличие таких «неформальных противопоказаний» впоследствии сказывается на эмоциональном состоянии учащегося, подвергая его стрессу, панике, депрессии, снижая мотивацию и продуктивность в учебе.

Не все студенты знают, что для преступления к работе им нужно пройти дополнительные процедуры аттестационного характера. Речь идет об аккредитации. Нередко они путают итоговую аттестацию в медколледже с аккредитацией специалиста. Важно разобраться в значениях указанных категорий, уточнить порядок прохождения и подготовиться к каждому рубежу.

У каждого студента, осваивающего медицинский колледж «Лечебное дело» могут возникать иные сложности, связанные с посещаемостью занятий, выполнением домашнего задания или академических работ, прохождением практики и пр. Вано не опускать руки и стараться справиться со всеми нюансами самостоятельно или привлекая помощь со стороны.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Рекомендации по освоению программы «Лечебное дело» в сузе

Выбирая профиль «Лечебное дело», колледж, обратите внимание на правила приема и состав образовательной программы. Содержание, уклон и соотношение предметов, теории и практики может разниться, постарайтесь понять, какое из действующих предложений вам импонирует, посильно.

Будьте готовы к тому, что теоретическая часть обучения будет больше сводится к самообразованию и самоизучению. В медколледжах доля лекций мала, преобладаю семинары и практикумы. Поэтому придется самому разбираться во всех тонкостях и параметрах.

Учебная нагрузка высокая, но посильная для среднестатистического студиоза. Чтобы преуспевать во всем и везде, не подвергаться физическому и эмоциональному истощению, важно правильно нормировать время, силы и дела. Ориентируйтесь на расписание занятий и объем домашнего задания. Не забывайте пользоваться правилами тайм-менеджмента или эффективными методиками (Помидора, 20/80 и пр.).

Будьте готовы к тому, что проектная деятельность – сугубо индивидуальная работа преимущественно прикладного типа. В данном случае придется самостоятельно собирать информацию, обрабатывать ее и грамотно структурировать, учитывая тематические особенности исследования и формальные параметры качества, форматирования. Важно превращаться любой студенческий проект в полезный механизм профессионального роста: выбирать интересную тему, стремиться максимально глубоко ее изучить и пр.

Любые проблемы и вопросы, возникающие в ходе обучения, важно ликвидировать в кратчайшие сроки, оперативно. В противном случае имеющиеся пробелы в знаниях и умениях не позволят продвигаться по программе далее. Не бойтесь показаться глупым или назойливым. Обращайтесь за консультацией и помощью к научному руководителю, преподавателю, одногруппникам.

Не стоит отказываться от самообразования и дополнительного образования. Обучение у медиков – непрерывное и постоянное. Важно владеть актуальной информацией и знать о последних достижениях и открытиях в профильной области. Главное – чтобы самообразование не мешало освоению специальности. А дополняло его.

Таким образом, обучение в медколледже по профилю «Лечебное дело» открывает перед студентами массу возможностей и перспектив, помогая сориентироваться в узких направлениях подготовки и выбрать одно их них для дальнейшего развития. Притом дипломанты могут успешно работать врачами общей практики, оказывая качественную медицинскую помощь населению.

Команда Disshelp готова помочь студиозам колледжа по программе Лечебное дело» в выполнении всех учебных обязанностей: сборе информации для подготовки к предстоящим занятиям, выполнении студенческих работ и исследований. Подготовке к предстоящим зачетам и экзаменам и пр.

 


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!