Каждый год выпускники школ колледжей и просто абитуриенты, решившие в очередной раз терзать учебные горизонты и научные границы, тщательно выбирают колледжи и вузы для обучения. В большинстве случаев они оценивают лишь «внешний облик» заведения, судя по статистическим данным, отзывам выпускников и рейтингу. На самом деле «копать» нужно глубже. Сегодня мы решили рассказать о вам о «признаках плохого образовательного заведения», которые должны как минимум насторожить и заставить тщательно подумать о поступлении в него.
Триада стандартных признаков плохого колледжа или вуза
Согласитесь, что поступать хочется в престижный и надежный учебный центр, где можно получить качественные знания и практические навыки по профессии, а также диплом государственного образца. Как же бывает обидно, когда на первый взгляд колледж или вуз кажется «сказкой», а чем ближе к выпуску, тем эта «сказка» становится страшнее, ведь риск вовсе остаться без документа об образовании растет ежеминутно.
В числе наиболее ярких и весомых критериев свидетельствующих о сомнительном или вовсе отрицательном положении вуза или колледжа, можно выделить:
- Скрытые сведения относительно лицензии и данных об аккредитации учреждения.
Даже если ссуз/вуз ведет набор абитуриентов, это не значит, что проблем в будущем с указанными документами не возникнет. Во-первых, лицензия и свидетельство об аккредитации могут быть ограничены срокам. Во-вторых, в случае предоставления некачественных услуг по подготовке специалистов, жалобам работодателей и партнеров, власти могут и вовсе отозвать лицензию у вуза, а это значит, что обучение студента будет остановлено (притом может быть навеки). Что делать в таком случае, мы писали ранее.
Поэтому опытные эксперты и абитуриенты, аналитики рекомендуют при выборе вуза в первую очередь обращать внимание на лицензию и аккредитацию. Притом важно не только их наличие и доступ к документам, возможность их перепроверки, но и сроки действия.
Лицензия может быть отозвана в любой момент у любого вуза, но если образовательный центр обладает положительной репутацией, хорошими отзывами со стороны партнеров, студентов, работодателей, то риск отзыва лицензии минимален. Аккредитацию образовательных программ вуз проходит раз в 5 лет, но она в целом может не влиять на качество подготовки выпускников. Но все же считается, что тандем «лицензия вуза + аккредитация программы» более надежный, подчеркивающий качество и глубину подготовки учащихся.
- Бюджетные места в вузе заполнены неполностью.
Согласитесь, когда колледж или вуз не может полностью заполнить выделенные и профинансированные государством бюджетные места, это вызываем массу дополнительных вопросов: от простых почему вплоть до подозрений о качестве подготовки, престиже, востребованности выпускников и пр.
В хороших ссузах и университетах бюджетные места заполняются на 100% и в первую очередь! Притом на фоне последних новшеств, набор абитуриентов возможен в рамках одной и единственной волны. Если же бюджетные места остаются вакантными, то это свидетельствует о слабой конкуренции (то есть количество поданных заявок меньше, чем действующее предложение заведения). Тогда следует подумать: почему колледж или институт пользуется слабым спросом, почему абитуриенты избегают его и отправляются в другие центры образования и пр.
Согласитесь у хорошего учреждения подобных проблем не возникает!
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Уровень трудоустройства выпускников низок, работодатели отмечают слабую подготовку и необходимость дополнительного обучения дипломантов для допуска к трудовым будням.
Если дипломанты не могут устроиться по профессии, следует задуматься – почему? Скорее всего, им просто не хватает знаний и навыков, чтобы убедить работодателя в их компетентности, а значит хромает качество подготовки. Также следует обратить внимание на отзывы партнеров заведения (предприятия на базовых кафедрах, работодатели и пр.) относительно готовности выпускников к работе: необходимо ли им дополнительное обучение, стажировка для решения базовых задач и пр. Если дипломант не может работать по профилю из-за незрелости и некомпетентности, то возникает резонный вопрос – чему его учили в вузе?
Проверить триаду «признаков плохого вуза» можно быстро. Достаточно заглянуть так называемые «черные списки». Найти их можно на сайте Минобрнауки в списках вузов, с отозванной лицензией, на сайте Росстата (анализ доли трудоустройства выпускников – эти сведения служба собирает ежегодно), а также на всевозможных формах студентов (взгляд «изнутри» — коррупция, качество подготовки и пр.).
Обращаем внимание, что в целом образовательные заведения не обязаны публиковать лицензию, аккредитацию или данные о трудоустройстве выпускников. Но найти и проверить их можно на официальных порталах: Минобрнауки, Росстат, Рособрнадзор и пр.
Вышеуказанные параметры должны анализироваться независимо от престижа, рейтинга учебного заведения. Предупрежден – значит вооружен. Поэтому абитуриенты должны проверять указанные документы и моменты в отношении любого вуза и программы!
Если у вуза нет лицензии – он не сможет набирать новый поток и продолжать обучать студентов. Если специальность неаккредитована – обучение по ней возможно, но студенты лишаются льгот и привилегий, отсрочек и пр. главное – правильно оценить ситуацию, взвесить «за и против» и принять окончательное решение: поступать или нет. Но для облегчения участи, мы все же рекомендует ознакомиться еще с несколькими важными моментами. О них пойдет речь ниже.
Специфические (дополнительные) признаки «плохого» вуза или колледжа
Среди дополнительных сигналов о потенциальной опасности, ненадежности колледжа или университета можно выделить следующие моменты:
- Заведение занимает последние строчки в региональном или национальном рейтинге, отсутствует в международных оценках качества образования. Если колледж или институт не фигурирует в местных рейтингах, находится в самом конце по эффективности и качеству, отзывам – это свидетельствует о поверхностной подготовке дипломантов, низком качестве обучения. Исключением из правила будет новый или молодой вуз (который действует 1-3 года, не имеет выпусков).
- Вуз находится в стадии реорганизации. Сильные вузы всегда смогут устоять на арене, но притом могут «подмять» под себя более слабые структуры. Если учебное заведение находится на стадии слияния, присоединения – это значит, что оно не выдержало конкуренции из-за более низкого качества подготовки и слабых возможностей. Лучше всего поступать в самостоятельный или уже присоединенный вуз, где будут действовать единые правила и требования.
- В СМИ, на улицах, по ТВ и радио наблюдается агрессивная реклама. Если вуз настойчиво предлагает свои услуги, вывешивая плакаты и лозунги на каждом углу – это значит, что он привлекает внимание абитуриентов. Обратите внимание на следующие моменты: о чем говорится в рекламе, какие предложения выдвигает центр, что гарантирует и что предлагает, сочетаются ли обещания с гарантиями и реальностью. Поверьте, надежный вуз не нуждается в яркой и агрессивной рекламе, он завлекает новичков качеством, доступностью и престижем.
- Колледж или институт проводит набор абитуриентов круглый год. Всем известно, что в рамках новых правил набор новичков производится 1 раз в год – летом. Донаборов не предусмотрено. Если же вуз или ссуз все же продолжает набирать студентов в группы для обучения – это еще один тревожный сигнал, демонстрирующий наличие свободных мест низкий спрос, слабую конкуренцию и пр. Единственным исключением из данного правила является дистанционное обучение (индивидуальное или по мере формирования групп).
- Вуз предлагает слишком мягкие условия приема – низкий проходной балл, слабый конкурс. Если наблюдается такая картина, то таким образом учебное заведение пытается просто выжить. Притом качество обучения в таких заведениях – ниже среднего. Отсюда начинаются проблемы в будущем – низкий уровень трудоустройства выпускников.
- В колледже или вузе отсутствуют собственно разработанные программы и планы обучения, а освоение профессий происходит на базе скопированных программ. Согласитесь, что в целом колоссальной разницы нет, где осваивать специальность, но ведь важно разобраться: чему и как будут учить студентов. Одна и та же программа может быть сформирована и подана по-разному: в одном случае – больше навыков и практики, в другом – научная деятельность и теория, в третьем – акцент на конкретных предметах и пр. Если вуз со временем не обновляет состав учебных планов – серьезный повод задуматься об актуальности знаний.
- Плохие отзывы. Данный момент – самый сомнительный и одновременно с этим значимый. Здесь важно оценить отзывы о вузе, качестве подготовки, составе программ и внутренних процессах со всех доступных сторон: мнение студентов, родителей, преподавателей, экспертов, контрольно-надзорных органов и пр. Притом сначала следует убедиться в достоверности сведений, а потом уже делать окончательные выводы об учебном заведении, качестве обучения, целесообразности поступления в него и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Стоит ли поступать в плохой вуз или колледж?
Каждый абитуриент и студент желает иметь твердую почву под ногами: уверенность в завтрашнем дне, чувствовать потребность в качестве дипломированного специалиста (иметь спрос среди работодателей), быть конкурентоспособным. Все это можно получить только в хорошем образовательном центре.
Если при анализе положения колледжа или института возникают сомнения, то резонно их тщательно исследовать. Чем больше негативных признаков, тем сомнительнее качество подготовки и более размытые перспективы выпускников. Поэтому опытные студенты и эксперты рекомендуют отдавать предпочтение серьезным, надежным заведениям с хорошей репутацией.
Если же шансы нам поступление в солидный или «средний» учебный центр минимальны или мизерны, то выбирать не приходится. Но лучше всего выбрать меньшее из зол – то учреждение, где доля «сомнений» и плохих признаков меньше.
Если абитуриент поступил в «плохой» колледж или вуз, а на протяжении 1-2 годов обучения статус и репутация, качество подготовки дипломантов не меняется, то лучше задуматься о переводе в более солидное учреждение. Но это уже совсем другая история…
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Статья интересная. В целом сразу ясно. Если у колледжа нет лицензии, то и обучать студентов он не сможет. Если нет аккредитации – тут ведь не обязательно все плохо. Может просто программа новая или учреждение новое и еще не имеет выпусков. По поводу мягких условий – тоже спорный вопрос. Ведь низкие баллы часто действуют в отношении новых или дефицитных профессий для привлечения внимания абитуриентов или вуз пытается так выжить из-за высокой конкуренции. А как отличить обновленную программу от обычной, давней? Ведь по сути, при поступлении выбирая вуз, важно и ее проанализировать, сравнить и пр.