Проведение научных исследований сопровождается тотальным погружением в определённую тему и проблему с теоретической, научной и практической точек зрения. В основе каждого изыскания лежит конкретный кастет – научный аппарат. Он подлежит предварительной разработке. Уже на его основе производится конкретизация действий и логики дальнейших мероприятий, разработка плана. Сегодня мы расскажем о специфике подготовки научного аппарата педагогического исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Характерные черты педагогического исследования
Ранее в одной из наших статей мы уже выделяли составные элементы изысканий в системе образования. Сегодня мы лишь выделим наиболее яркие моменты, подчеркивающие уникальность научных исследований в сфере педагогики.
Во-первых, данные изыскания проводятся сугубо в образовательной среде и затрагивают проблемы, связанные с системой обучения, подходами и методами преподавания, внедрением инноваций, совершенствованием материально-технической базы, а также затрагивающие психологические аспекты взаимодействия педагогов и учащихся. То есть все исследуемые вопросы будут лежать сугубо в образовательной нише. Но при этом не исключена их связь с иными научными областями: юриспруденция, психология, социология, управление (менеджмент) и пр.
Во-вторых, проблема в любом случае затрагивает судьбу учащихся, влияет на качество их подготовки, поэтому требует тщательного изучения с наиболее уязвимой стороны. То есть обязательным участником научного исследования станет учащийся: школьник, студент, целая группа лиц или образовательная организация в целом и пр.
В-третьих, все педагогические исследования чаще всего основаны на методах индукции, когда исследуется единичный случай (в группе и пр.), а затем полученные результаты «распространяются» на всю массу, генеральную совокупность, но с учетом соответствующих рекомендаций по адаптации подхода и пр.
В-четвертых, любое педагогическое исследование имеет ряд ограничений и тщательно планируется. В числе основных «ограничителей» можно отметить количество испытуемых, их характеристики, возможности учебного заведения, сроки проведения эксперимента и пр.
В-пятых, современные педагогические исследования основываются не на банальном сравнении теории и практики, а на апробации или проведении эксперимента.
В-шестых, проведением педагогического исследования могут только квалифицированные специалисты, имеющие как минимум педагогическое образование, а в идеале – опыт работы в соответствующей среде.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Порядок разработки научного аппарата педагогического исследования
Научный аппарат педагогического исследования фактически предопределяет его ключевые моменты. В его состав входят классические параметры:
- Проблема. В данном случае она будет проявляться в виде противоречий между теорией и практикой, несовершенством или неэффективностью определенных постулатов и методов, подходов. Именно на основе проблемы будут в дальнейшем сформированы все остальные элементы научного аппарата исследования;
- Актуальность, подчёркивающая наличие интереса к теме и проблеме в текущий момент времени. Она же отражает необходимость перемен и реформ, низкую эффективность классических канонов и приемов;
- Объект исследования. В рамках педагогического процесса изучается преимущественно процесс или явление, которое порождает некоторые сложности и проблемы в соответствующей среде. Обратите внимание, что под объектом исследования понимают не конкретное лицо, а именно «пространственную категорию», то есть то место, где отмечен искомый нюанс.
- Предмет педагогического исследования. Данная характеристика уточняет искомый и исследуемый процесс, то есть сужает масштабы исследования, отражая конкретно, что ищет автор и в каких пределах. Например, объектом может стать учебно-воспитательный процесс, а предметом – методы воспитания и обучения учащихся.
- Цель – это потенциальный или конечный результат, к которому стремится автор. Притом при ее формулировке важно указывать ключевые действия, то есть, что намерен делать и какие попытки предпринимать: изучать исследовать, решать, уточнять и пр.
- Гипотеза. Под данной категорией понимают предложение автора, потенциальное решение, которое он намерен на протяжении изыскания проверить и констатировать его эффективность и целесообразность применения. Обратите внимание, что именно в гипотезе можно проследить авторскую позицию и мнение в рамках изучаемого вопроса.
- Задачи – это конкретные, но более узкие, точные действия, которые позволят автору разобраться в рамках выбранной им «педагогической темы» и решить заявленную проблему, проверить гипотезу. То есть определение задач педагогического исследования опирается не просто на тему и цель, но и гипотезу изыскания. Данный элемент научного аппарата также целесообразно формулировать с помощью глаголов, отражая специфику предпринимаемых действий.
- Методология. Данный момент будет основываться на всех вышеперечисленных канонах и элементах. Он предопределяется гипотезой, целью и задачами проекта. На основе анализа указанных категорий можно определить наиболее подходящие способы изучения и решения проблемы: общенаучные, педагогические, психологические, математические и пр. Перечислить важно наиболее важные или основные методы.
- Информационная (теоретическая) основа исследования. В данном случае необходимо выделить весомые труды авторов, существующие базовые концепции и правила, а также современные научные работы, подчеркивающие проблематику и необходимость перемен и пр.
- Значимость и новизна исследования: теоретическая и практическая. В данном случае автору научно-исследовательской работы по педагогике важно отметить, что нового привнес автор и как можно пользоваться инновациями.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы разработки научного аппарата педагогического исследования: что, как и в какой последовательности?
Обратите внимание, что разработка научного аппарата производится именно в той последовательности (элементов), которая отражена выше. Сейчас мы обоснуем данную градацию.
Check-Up по разработке научного аппарата |
|
Этап |
Суть действий, миссия мероприятий |
Анализ темы | Определение общего направления педагогического исследования, ориентир сугубо на педагогическую область и соответствующую научную литературу, выделение из темы проблемы на основе ключевых слов |
Проблема и актуальность исследования | Выявление противоречия и его проявления в настоящее время |
Постановка объекта и предмета | Определение границ исследования с акцентом на моменты: что изучать, где (в какой плоскости), масштабы изыскания |
Определение цели и гипотезы научной мысли | Определение авторской позиции и понимания темы путем утверждения желаемого результата и способа его получения: к чему стремиться и что нужно делать для получения результата |
Утверждение задач исследования | Конкретизация плана мероприятий с учетом всех намеченных параметров |
Определение новизны и значимости (ценности) исследования | Акцент на предлагаемые в педагогической среде реформы и их отличие от аналогов, эффективность результатов |
С чего начинается любое исследование? Конечно же, с выбора темы. Именно после ее утверждения автору предстоит тщательно продумать:
- Что он будет изучать? Как правило, ответ на данный вопрос подчеркивает проблему в педагогической среде. Притом здесь также можно проследить восприятие и понимание темы проекта автором. Найти ответ на поставленный вопрос можно, сориентировавшись на ключевых словах в теме, а также изучив аналогичные труды (ранние, современные). Притом здесь же будет обоснована актуальность темы;
- Каковы границы исследования? На этой стадии автор определяет масштабы исследования с учетом собственных возможностей: научные границы, реальные границы, утверждение объекта и предмета изыскания. В данном случае важно конкретизировать процесс, группа или место его течения/проявления, теоретические границы, сроки проведения и выполнения исследования и пр.;
- Определение потенциального решения и желаемого результата, то есть как автор намерен решать поставленную проблему и к каким результатам стремиться. Констатация цели и гипотезы происходит с учетом имеющихся на практике и теории недостатков, противоречий, проблемы и пр. (то есть на основе всех вышеописанных параметров).
- Конкретизация этапов исследования с учетом цели и гипотезы: определение логики научно-исследовательской деятельности, определение точечных действий, которые в одной связке приведут к определенному результату и позволят проверить гипотезу. В их основе будут лежать действия по изучению темы, а также ориентированные на цель и проблему;
- Методы педагогического исследования. В данном случае не обойтись без комбинированного подхода: общенаучные приемы позволяет описать основные тенденции, определить причинно-следственные связи, а педагогические – именно решить поставленную проблему, проверить гипотезу. Опытные авторы педагогических НИР рекомендуют акцентировать внимание именно на узких подходах;
- Информационная основа педагогического исследования. В данном случае предпочтение следует отдать научным работам и статьям по педагогике сугубо по теме исследования, также допустимо привлечение фактов из смежных тематических границ (для более полного обзора темы). Но в решении проблемы и при проверке гипотезы лучше всего полагаться на проведение эксперимента, который позволяет лично убедиться в состоятельности намеченной траектории, выделить все нюансы и сложности, недостатки и пр. даже если педагогическое исследование относится к категории фундаментальных, эксперимент имеет место! Автор может проверить «усовершенствованное правило» в реалиях, на личном опыте.
- Новизна и значимость педагогического изыскания кроется именно в полученных результатах. Для определения данных параметров достаточно сравнить текущее тенденции и итоги изыскания с ранее реализованными мероприятиями, научными работами предшественников. Более ранними подходами и канонами. Новшество проявляется именно в инновациях, то есть, то чего ранее не наблюдалось в предлагаемых решениях, а значимость – в эффективности и возможностях применения полученных результатов.
Согласитесь, что описанная градация действий по разработке научного аппарата логична.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
На каком этапе выполнения педагогической НИР следует заниматься разработкой научного аппарата?
Научный аппарат – это фактически кастет проекта. Поэтому первичное воссоздание данного агрегата производится на этапе проектирования исследовательского пути.
Причинно-следственные аспекты разработки научного аппарата педагогического исследования |
|
Проектирование научно-исследовательской работы |
Планирование научно-исследовательской работы |
Определение общей или примерной схемы действий по изучению темы и решению проблемы | Детализация намеченной траектории с акцентом на точечный характер мероприятий, тему, цель и гипотезу |
Отражение схемы действий исследователя и описание соответствующей методологии | Утверждение методов исследования и определение логики педагогического изыскания |
Первичное понимание и видение темы автором | Обоснование авторской позиции |
Определение цели педагогического исследования и гипотезы | Поучение конкретных результатов, подтверждающих или опровергающих эффективность и корректность намеченных постулатов |
В рамках предварительной подготовки научного аппарата педагогического исследования автору следует разобраться в следующих аспектах:
- Выбор и утверждение темы;
- Анализ темы без предварительного изучение и определение: как автор понимает тему, в каком направлении готов работать, какую проблему изучать;
- Определение основных моментов исследования: этапы, мероприятия, логика, примерная программа и пр.
Далее после проектирования наступает стадия разработки плана педагогического исследования. Он будет более узким. В данном случае важно грамотно установить границы педагогического изыскания:
- Выделить границы педагогического исследования: определенный процесс, научные границы, сроки проведения эксперимента, объем проекта с учетом его вида (курсовая работа, НИР, дипломный проект и пр.), объект и предмет;
- Анализ темы после изучения первоисточников: корректировка основных моментов и выделение проблемы, ее обоснование и определение или корректура путей по ее решению (на основе опыта предшественников);
- Обоснование актуальности темы и проблемы (на основе современных первоисточников, статистических данных и пр.);
- По мере изучения информационной базы (основных ресурсов по теме) важно скорректировать цель и гипотезу, задачи.
Определение новизны и значимости исследования возможно в рамках проектирования, но в этом случае они будут носить приблизительный характер: не иметь четкого обоснования и достигнуты лишь на базе сравнения предложений и ранее действовавших канонов и решений. Их грамотная и корректная формулировка возможна лишь после реализации исследования с выделением полученных фактов, подчеркивающих эффективность гипотезы, ее реалистичность, возможности применения в конкретной ситуации и адаптации.
Таким образом, разработка научного аппарата педагогического исследования уместна на этапе проектирования. Но его доработка производится в ходе планирования НИР. Притом намеченный план и научный аппарат изыскания будут пересекаться: план – более емкий, а научный аппарат — более развёрнутое описание логики научной работы с акцентом на педагогические аспекты.
Специфика разработки научного аппарата: а что, если…?
Первичный план по изучению темы в сфере педагогики нередко оказывается приблизительным и подвергается коррективам. Вместе с ним изменяется и научный аппарат. Притом все перемены должны быть тщательно обоснованными и продуманными, спровоцированными конкретными факторами.
Нередко логика педагогического исследования диктует новые условия. В случае, когда полученные результаты не совпадают с намеченным планом действием или ожидаемыми результатами, автор может оперативно изменить научный аппарат, адаптировав его под итоги эксперимента или научного изыскания. Такой ход минимизирует доработки и позволяет привести в порядок структуру и содержание проекта, соответствие темы и основной части.
Специфика научного аппарата проявляется, прежде всего, в концентрации на сугубо педагогической проблеме, изучении с определенной «педагогической» или научной позиции и выработке решения, свойственного только образовательной нише.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!