Обучение в любом образовательном заведении проходит согласно определенной траектории, которая представлена в виде всевозможных планов, стандартов, схем, объединенных в один полноценный механизм – образовательную программу. Специалисты Дисхелп готовы раскрыть сущность этого понятия и рассказать, как происходит разработка столь важного компонента общего и профессионального становления.
СОДЕРЖАНИЕ
Образовательная программа ФГОС – это…
Образовательная программа ФГОС представляет собой «кастет» учебной деятельности на всех ступенях подготовки: от детского сада, школ до профессиональной и научной подготовки (бакалавриата, магистратуры и аспирантуры). Именно этот документ регламентирует ход воспитательной и образовательной работы, конкретизируя ответы на следующие вопросы:
- Что будет изучено? Здесь будет представлен список дисциплин, научных областей и пр.
- Как это будет происходить? Выделение формата обучения, видов задействованных занятий, методов работы, устные и письменные работы
- В каком порядке и объеме? Количество академических часов по каждой дисциплине;
- Какие навыки будут освоены? Обоснование утвержденной концепции, ее роль в становлении личности или специалиста.
Образовательная программа – это единое направление подготовки, конкретизируемое двумя видами планов: примерный (основной) и рабочий.
Основной план обучения школьников и студентов представляет собой общее описание образовательного процесса с конкретизацией периода обучения. Этот документ разрабатывается с учетом материально-технической базы учебного заведения, особенностей развития учащихся (учет всевозможных факторов: состояние здоровья, группа риска, общее и физическое развитие и пр.), компетентности педагога и пр. Он разрабатывается учебным центром и преподавателем совместно. Главное – чтобы он не противоречил правовым нормам в сфере образования и соответствовал общим положениям ФГОС: содержал обязательные и основные дисциплины, прививал подопечным конкретные знания и навыки и пр.
Основной план обучения реализуется в отношении заведения в целом или конкретной группы слушателей (класс, группа студентов и пр.), обобщённых одним характером подготовки – уклон класса, специальность, факультет и пр.
Реализация основной образовательной программы происходит посредством конкретизации погружения в каждый предмет с использованием урочной и внеурочной деятельности. В данном случае каждый педагог прорабатывает детали в рамках принадлежащей к нему дисциплины: что и в каком объеме будет изучено, план занятий и пр. Все это находит отражение в рабочей программе ФГОС.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Таким образом, образовательная программа ФГОС носит методический характер, регулируя учебный процесс на каждом этапе развития и становления личности или специалиста. В рамках этой траектории будут содержаться обязательные элементы, подлежащие безоговорочному изучению, а также дополнительная часть – внеурочная и научно-исследовательская деятельность, творческая и пр., призванная развить дополнительные навыки с учетом желания и возможностей учащегося.
Структура и содержание образовательной программы по ФГОС
Разработка учебных планов и траектории становления индивидов соприкасается с правовыми аспектами (строгой регламентацией учебного процесса, рекомендациями Минобрнауки) и творческим потенциалом педагога, материально-технической базой и возможностями образовательного заведения.
Проработка деталей программ (основной и рабочей) по ФГОС занимаются педагоги (в рамках преподаваемой дисциплины), а также методическая служба школы/ссуза или вуза.
В структуре основного плана обучения по ФГОС будут присутствовать следующие разделы:
- Титульный лист, призванный отразить существенные моменты: наименование образовательного заведения, конкретное направление подготовки или предмет, данные об авторе, дата формирования и пр.;
- Содержание – перечень основных разделов;
- Целевой раздел, призванный конкретизировать миссию обучения: цель (что должны постичь слушатели, какие знания и навыки обрести, для чего (сфера применения)), задачи и пр. Все это находит отражение в пояснительной записке, которая должна подчеркнуть важность и необходимость программы обучения (роль дисциплины или модуля и пр.), описать основные моменты учебной деятельности и пр.
- Содержательный раздел: здесь приводится предметный или тематический перечень с конкретизацией основных моментов и разделов: терминология, виды учебной деятельности, планирование учебного процесса по времени (сколько часов и на что будет затрачено), последовательной учебного процесса (что и за чем будет изучено, формы проверки знаний и навыков (контрольная/самостоятельная работа, диктант, лабораторная работа, НИР, зачет/экзамен и т.д.), возможности корректировки учебной программы и пр.);
- Организационный раздел. Его миссия уточнить: что потребуется учащимся для погружения в профиль или предмет, список основной и дополнительной литературы, материально-техническая база подготовки (оборудование, инструменты гаджеты или ПК, книги и пр.), определение учебной нагрузки (на день/неделю), особенности целевой аудитории (возраст, базовая подготовка, особенности развития и пр.), способы взаимодействия (очный, дистанционный и т.д.);
- Список методических материалов: перечень основных актов, норм и иных документов, которые легли в основу разработанного примерного или рабочего плана.
Образовательная программа образовательного заведения, а также все виды основных и рабочих планов, детализирующих учебный процесс, должны быть оформлены в виде отдельного документа в текстово-графической или текстово-табличной форме. Все страницы подлежат нумерации (за исключением титульной, которая входит в общий состав и учитывается при нумерации).
Любая программа или план обучения должен учитывать следующие моменты:
- Требования Минобрнауки и ФГОС по отношению к дисциплине или специальности. Здесь принято выделять обязательный перечень предметов и дополнительный (вариативный);
- Возможности учебного центра: техническую оснащённость, материальная база, ресурсная база, профессорско-преподавательский состав и уровень его компетентности и т.д.;
- Особенности целевой аудитории – то есть учащихся: общее развитие индивидов их возможности, наличие отклонений в развитии и пр.;
- Авторские способности и творческий подход: личный опыт педагога, результаты самоанализа педагогической деятельности, уровень профессиональной подготовки и компетентности преподавателя его «видение» предмета или профессии (акцент на определенном предмете или сфере деятельности, навыках) и пр.;
- Стандартные и планируемые результаты обучения: базовая подготовка (что будет изучено и усвоено обязательно), дополнительная подготовка (планирование внеурочной деятельности: факультативы элективы, список литературы для самоизучения), проработка заданий с учетом уровня сложности и т.д.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Таким образом образовательная программа ФГОС представляет собой четкий ориентир, траекторию обучения, очерчивающую основные аспекты подготовки учащихся, но при этом она не является обязательной к исполнению в изначальном виде. Каждый педагог, прорабатывая детали погружения в предметную область, учитывает общие правила (отраженные в образовательной программе ДОУ/МОУ, ссуза или вуза) и конкретизирует их с учетом собственных и иных возможностей.
Образовательную программу ФГОС можно представить в виде целого комплекса документов, которые прямо или косвенно будут воздействовать на процесс становления личности ил специалиста, прививая ему определенный теоретический и практический багаж.
Схема разработки образовательной программы, основного и рабочего планов обучения
Обязанность по планированию учебной деятельности ложится на административный аппарат и непосредственно преподавательский состав. Администрация образовательного заведения должна проработать четкий механизм, очерчивающий существенные и обязательные моменты подготовки слушателей:
- Направление деятельности и область подготовки: важно определить, какие направления развития учащихся будут задействованы: общая базовая, принадлежность к конкретной научной или практической области (сфере деятельности);
- Правовые и иные требования, предъявляемые к учебному процессу (общие и узкий акцент с учетом осваиваемого профиля ил дисциплины);
- Включение в план обучения обязательных предметов, а также возможностью дополнительного обучения (по выбору учащегося);
- Утверждение четкой последовательности обучения: погружение в предмет или профиль, перечень дисциплин и осваиваемых тем и пр.
- Разработка плана аудиторной и самостоятельной работы, аттестации и заданий к ним;
- Утверждение критериев оценки учащихся и возможностей по корректировке текущей рабочей программы.
В общем виде разработка образовательной программы и конкретизирующих ее планов (основного и рабочего) можно свести к следующему алгоритму:
- Изучение действующих норм, правил и требований ФГОС, Минобрнауки и Рособрнадзора: обязательная часть подготовки, возможности авторского подхода к проработке деталей обучения и дополнения программы новыми дисциплинами, частота обновлений, требования рынка труда, результаты НТП и инноваций и пр.;
- Учет материально-технической базы учебного центра: наличие оборудования, инструментарий, оснащенных аудиторий, библиотеки или иной ресурсной базы (учебники, журналы, НИР);
- Результаты самоанализа педагогической деятельности с целью решения актуальных проблем в системе образования;
- Учет особенностей формирования групп учащихся: возраст, базовая подготовка, особенности в развитии (состояние здоровья, достижения в учебе и пр.);
- Учет подготовки профессорско-преподавательского состава: уровень образования. Опыт работы в качестве преподавателя, его «личное видение и профессиональное пространство», творческий потенциал, авторские наработки и пр.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Образовательная программа ФГОС и примерный план обучения задают лишь общий ориентир в рамках обучения: основные предметы, навыки, формат подготовки и проверки учащихся, а рабочий план призван детализировать учебный процесс от А до Я, но при этом допускаются отклонения от заданных траекторий в случае необходимости. В любом случае, каждый учащийся или студент в обязательном порядке изучит прямо предусмотренные рекомендациями Минобрнауки дисциплины и навыки. Образовательное заведение и педагог лишь углубляют погружение в определенную область с учетом собственного видения, возможностей.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Disshelp и разработка образовательных программ ФГОС, примерных и рабочих планов обучения
Специалисты Дисхелп готовы помочь в разработке образовательной программы ФГОС, а также ее конкретизации в виде основной (примерной) и рабочей программ с учетом всех факторов и требований заказчика.
Высокое качество услуг гарантировано. У нас трудятся только надежные, квалифицированные и опытные авторы, преподаватели сильнейших учебных центров страны, имеющие не только представления, но и личный опыт в подготовке вышеописанных документов и правил.
Мы учтем: законодательные требования, специфику и характер учебного центра, уровень подготовки и пожелания педагога, особенности целевой аудитории. Благодаря комплексному подходу разработанные нами образовательные программы и планы обучения соответствуют реалиям и учитывают инновации, все изменения в образовательной и профессиональной среде, требования работодателей и пр.
Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте и в одном из наших офисов.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Добрый день! Скажите пожалуйста, а занимаетесь ли Вы доработкой или корректировкой образовательных программ. На руках имеется часть программы, нужно ее довести до ума и грамотно оформить. Возможно ли это или вы разрабатываете их с 0?
Здравствуйте! Да, занимаемся.Предоставляем услуги по разработке образовательных программ, методических рекомендаций, а так же делаем доработку и корректировку: https://disshelp.ru/blog/uslugi-po-razrabotke-obrazovatelnyh-programm/