Изучение любой темы, вопроса или подготовка какого-либо проекта студентом, аспирантом сводится в тотальной переработке первоисточников. Притом ни один из видов исследовательской и научной деятельности не обходится без такого метода, как обобщение полученных результатов. Но все ли знают, что это не просто один конкретный инструмент. Он имеет массу вариаций и особенностей. Именно о них мы поговорим сегодня.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки обобщения информации в научных исследованиях
Написание курсовых работ, дипломов, научных статей и в целом любых целенаправленных текстов требует грамотной переработки материалов, выделения собственной позиции и идеи, а также умения эффективно преподносить полученные результаты в частном порядке. А также в рамках общей картины. В этом деле автору не обойтись без метода обобщения.
Под обобщением следует понимать прием, который помогает увязать отдельные факты, результаты с общим направлением (темой, проблемой) и получить полноценное представление о текущих тенденциях, исследовательском вопросе в целом. То есть этот подход предполагает воссоединение различных источников информации, авторской идеи и позиции и с полученными результатами и их четкое описание с выделением перспектив дальнейшего развития.
Рассматриваемый способ интерпретации данных обладает рядом специфических черт. Во-первых, он подчеркивает общие моменты и тенденции, то есть позволяет грамотно воссоединить различные факты, мнения в полноценную, единую картину.
Во-вторых, обобщение в академических работах способно грамотно оптимизировать объем документа: при необходимости можно увеличить, если подробно отметить те или иные моменты, а также можно свернуть информацию и сократить количество страниц в документе, грамотно структурировав материал и хорошо его обыграв с лингвистической точки зрения.
В-третьих, обобщение уместно только в конкретной тематической области. То есть оно предполагает соединение связанных между собой моментов и частиц, парадигм, лежащих в конкретной плоскости. То есть данный подход работает с учетом определенных тематических ограничений и учитывает авторские возможности, способности.
Еще одним признаком обобщения информации в курсовых, дипломных и научных трудах является результативность. То есть данный процесс имеет определенную цель – подчеркнуть конкретный факт, вывод, мнение, итог, показать его эффективность. Притом подробно обосновывать в этом случае не придется, достаточно лишь выделить конкретный момент, динамику, итог.
Рассматриваемый формат повествования является незаменимым помощником студентов, аспирантов и исследователей, помогая им сконцентрироваться на особо важных моментах исследования и подчеркнуть роль каждого фактора и результата, суть тематического погружения в целом и пр. Именно с его помощью происходит перемещение по теме, восстановление и описание логики научного исследования, причинно-следственных связей и полученных результатов. То есть каждый автор, полагаясь на данный инструмент, подчеркивает свою идею и позицию в общем контексте.
Таким образом, техника обобщения является одним из основных методов исследования, помогающим грамотно структурировать материалы и выделить наиболее важные моменты при изучении исследовательского вопроса, отразить мнение и позицию автора, наметить перспективы дальнейшего изучения и развития тематики. Суть этого подхода заключается в умелом сочетании различных первоисточников с целью подведения итогов, выводов, обоснования результатов.
Когда в студенческой работе уместно обобщение данных?
Написание бакалаврских и магистерских, аспирантских работ предполагает постепенное погружение в выбранную тему с логичным завершением исследования и обоснованием полученных результатов. В данном деле не обойдется без использования метода обобщения информации. Но когда же он применим в студенческих и научно-исследовательских проектах?
В целом, задействование приемов по обобщению материалов встречается в любом проекте повсеместно. У этого подхода нет суровых ограничений по частоте использования. Но все же следует выделить возможности применения этого инструмента.
Как известно, классическая структура курсовой и дипломной работы включает в себя введение, основную часть и заключение. В рамках каждого из этих элементов техника обобщения данных имеет свое место и роль.
Во введении описание каждого элемента научного аппарата будет основываться на обобщении, так как констатация цели, задач, проблематики и гипотезы, отражение новизны, информационной базы исследования преподносится в емкой форме с опорой лишь на самые важные моменты. В данном случае обобщение помогает грамотно описать каждый из параметров с учетом его роли и определить конкретные ограничения по теме.
В основной части метод обобщения используется в качестве «связующего звена» между различными этапами исследования, результатами. То есть с помощью этого механизма автор выстраивает конкретную логическую цепочку, которая описывает ход тематического погружения, обосновывает получаемые результаты и вытраивает их в единую траекторию, подводя пользователя к кульминации и финалу. Также объединение данных помогает автору сформировать точные, емкие и информативные выводы, выделив соответствующие результаты, их роль в проекте, обозначив идею и позицию автора.
При разработке заключения проекта основополагающим методом является именно обобщение. Только с его помощью автор выделяет конкретные результаты и подчеркивает возможности их применения (на основе проведенного исследования и полученных знаний), перспективы дальнейшего развития, разрабатывая рекомендации относительно применения и оптимизации, адаптации предлагаемого решения и пр. То есть в финале любого исследования автор отмечает особенности проделанной работы, конечные результаты и отмечает их роль, особенности и пр.
Помимо этого, только с помощью грамотного объединения информации можно подготовить сопутствующие документы для защиты проекта. Например, в аннотации автор в общих чертах отмечает суть и результаты научного погружения в избранную плоскость, в рецензии – подчеркивает сильные и слабые стороны исследования, в научном докладе – емко излагает ход и итоги научной и/или практической деятельности и пр.
Фактически, метод обобщений при выполнении студенческих и научных работ выполняет несколько важных функций:
- Констатирующую. То есть автор подчеркивает конкретные результаты и подчеркивает их новизну, значимость, перспективность и особенности;
- Прогнозирующую. Исследователь не просто описывает общую тематическую картину и собственные достижения в ней, но и старается показать возможности и тонкости использования его разработки, идеи, перспективы, отмечая тем самым новые пути для научной деятельности;
- Описательную. С помощью рассматриваемого инструмента автор в общих чертах отмечает тему, идею и собственную позицию, раскрывая вопрос в определенных масштабах, ракурсе, характере и пр. То есть с помощью обобщения исследователь может задать конкретный тон, расстроенное и показать всецело суть тематического погружения.
- Результативную. При обобщении данных по результатам исследования автор выделяет конкретный результат, увязывая его с предшествующими этапами и отмечая перспективы использования. То есть акцент делается именно на том, что индивид получил по мере проведения соответствующих мероприятий.
Таким образом, метод обобщения данных и результатов исследования помогает студентам, аспирантам и ученым (и не только) грамотно описать суть проделанной работы, выделить основные и наиболее важные моменты, результаты, подвести качественные выводы. Этот подход используется повсеместно, начиная от проектирования, выполнения проекта и заканчивая его подготовкой к защите, применению и пр.
Правила эффективного обобщения информации в академических работах
Обобщение информации – процедура комплексная, требующая концентрации на материале и умении грамотно его преподносить, объединять и пр. В этом деле важно соблюдать несколько правил.
Правило 1. Тематическая приверженность. Согласитесь, что описывать общие моменты и тенденции можно только в рамках конкретной научной области, темы или вопроса. То есть очень важно установить четкие границы и связи между элементами, чтобы можно было правильно и корректно их преподнеси в едином контексте.
Правило 2. Акцент на деталях или результатах, связях. Объединять материалы можно при условии их связности между собой. Поэтому важно понять соответствующие переплетения, чтобы достойно их представить в тексте. Обобщение не терпит голословия. Автору важно показать конкретные итоги и выводы, достижения в общетематическом масштабе. Пересказ первоисточников уместен лишь при подготовке рефератов.
Правило 3. Емкость, информативность и лаконичность. Данный принцип предполагает, что объединение первоисточников или фактов должно производится умеренно, строго по цели и теме. То есть рассматриваемый инструмент помогает автору констатировать соответствующие тенденции, показать уместность и логичность следующих действий. Фактически, техника обобщения помогает коротко и ясно выделить основополагающие моменты исследования, опустив вторичные упоминания, описания и пр.
Правило 4. Логичность. Общее повествование при таком подходе должно быть последовательности. Недопустимо освещение отдельных точек и результатов без упоминания их роли, влияния на ход научного исследования. Все моменты преподносятся в единой увязке, подчеркивая общность и роль каждого аспекта. То есть при использовании такого инструмента важно подчеркивать логику мероприятий и связь результатов.
Правило 5. Корректность. Обобщать результаты и данные – не так просто, как кажется на первый взгляд. Важно делать это грамотно, учитывая не только точность и надёжность итогов, но и их роль в исследовании, значение, суть. Важно сохранить их при переработке, донеси с учетом изначальной роли, смысла.
Таким образом, обобщение результатов студенческой или научной работы происходит с учетом цели и основных параметров исследования. Учет вышеописанных принципов помогает авторам подчеркнуть суть и особенности тематического погружения, обозначить и обосновать результаты и перспективы их применения. Обобщать нужно качественно и грамотно!
Этапы обобщения данных в студенческих работах
Чтобы эффектно и умело преподнести нужные или важные моменты по теме проекта, не обязательно нужно досконально изучать те или иные способы. Все они сводятся к общей схеме действий. Разница кроется лишь в последовательности мероприятий или применений специфических приемов для грамотного воссоединения.
Первый шаг – вычитка и систематизация информации. Для начала автору нужно сориентироваться в располагаемом информационном поле, собственных мыслях и достижениях. Поэтому нужно внимательно прочитать все материалы, а затем выделить из них суть, ключевые моменты, результаты, на основании которых далее он будет формировать «общий текст».
Второй шаг – распределение материалов и их грамотное структурирование. На этой стадии происходит качественная переработка первоисточников, написанных ранее материалов с акцентом на реферирование и превращение объемной работы в емкий и предельно информативный формат.
Третий этап – непосредственное обобщение, которое сводится к преобразованию данных. То есть автору предстоит «сжать» свою рукопись до минимума, акцентировав внимание на существенных моментах, результатах и выводах.
Четвертый шаг – подведение результатов, корректура и редактура текста. Здесь автору предстоит убедиться, что он правильно описал соответствующие моменты, тенденции, факты, не исказив суть и значение отдельно взятых элементов и тематической картины в целом, грамотно подвел пользователей к конечному результату и смог его полноценно обосновать.
Пятый этап – корректное включение или использование приема, оформление соответствующего материала. Обобщение результатов исследования проводится с конкретной миссией, поэтому важно не просто преобразовать материал, но и употребить его в проекте или на защите. Важно подобрать подходящий момент, где требуется отражение общей картины и вписать соответствующий фрагмент. Форматирование таких составных частей производится согласно общим правилам и гостам.
То есть в целом, обобщение данных предполагает внимательное изучение материалов, их переработку с акцентом на прием по свертыванию информации, грамотное описание полученной картины и ее оформление в рамках студенческой или научной работы.
Способы обобщения результатов научного исследования
Итак, пришла пора показать разнообразие способов обобщения информации. Классическая схема, описанная выше, действует безотказно всегда. Но порой, чтобы подчеркнуть особенности исследования, ценность и новизну результатов, их качество и возможности применения приходится полагаться на более тонкие подходы.
Способ |
Характеристика |
Сфера применения |
Литературный обзор | Подбор и систематизация первоисточников по теме исследования с целью ее раскрытия на теоретическом или научном уровне | Написание теоретической части проекта, обоснование идеи, авторской позиции, полученных результатов, описание информационной базы исследования |
Реферирование | Объединение различных первоисточников, фактов в целостную картину с целью полного описания ситуации, отражения результатов и выводов, обоснования результатов и их проверки на качество | Написание теоретической главы, обоснование результатов и тенденций в любом разделе проекта, обоснование выводов и результатов, повышение уникальности текста |
Преобразование материалов | Переработка рукописи или отдельных моментов в отличный от изначального формата вид. Использование таблиц, графиков, схем и пр. Грамотное и четкое структурирование материалов | Оформление экономической части проекта, сравнение различных подходов и научных правил и пр. |
Комбинация | Использование различных способов интерпретации данных с целью сжатия рукописи и получения ключевых моментов и выводов | Оформление практической части исследования, подготовка рецензий и аннотаций, научных статей |
Метод отсечения | Акцент на опорной информации с минимизацией вспомогательной базы. Отсекаем лишнее и опираемся на результаты, факты | Формулировка выводов, описание ключевых моментов по таблицам и рисункам, подведение итогов исследования (заключение) |
Усреднение | Емкое отражение базисных моментов с использованием однотипной информации, описание общих моментов | Описание общих тенденций, формирование промежуточных выводов по результатам этапа или раздела |
Общенаучные схемы | Дедукция, индукция, сравнение и анализ | Грамотное выделение тенденций с переносом их на определённую плоскость большего или меньшего формата при отражении выводов, написание выводов |
На практике выделяют более нескольких десятков способов обобщения информации и результатов исследования. Все они будут иметь свою область применения и специфические черты. Ниже мы кратко рассмотрим наиболее распространенные среди студентов приемы, помогающие выделить ключевые моменты и в общем описать ситуацию по теме исследования.
При выполнении курсовых, дипломных и иных академических работ универсантам приходится внимательно изучать самые разные источники информации для того, чтобы разобраться в избранной теме, обосновать свой выбор и продумать способы оптимизации ситуации, предложить новый подход и пр. Выполнение студенческого проекта должно проходить с учетом соблюдения норм плагиата, а это значит, что нужно грамотно перерабатывать материалы и корректно их преподносить в своем документе. При подготовке теоретической главы студентам приходится полагаться на учебные, научные факты, справочные материалы и прочие ресурсы. Они объединяют их в единое целое, получая самый настоящий литературный обзор темы. Ведь в этом фрагменте исследователь отбирает конкретные материалы, освещает определенные моменты, тенденции с учетом утверждённых границ исследования. Чем не обобщение?
Еще одним популярным среди студиозов способов обобщения результатов исследования является реферирование. Оно предполагает грамотный пересказ по основным положениям и результатам проведенного научного исследования. То есть автору достаточно выделить «нужные точки» и грамотно пересказать их с акцентом на связь, эффект и пр. При реферировании важна избирательность и четкость в формулировках, связность повествования.
Не менее известным подходом выступает преобразование материалов. Оно основывается на изменении способа интерпретации данных. Автору предстоит проанализировать написанный текст, выделить причины и следствия, тенденции и показать их с помощью таблиц, графиков, рисунков, аналитики. То есть важно из всех описаний отобрать весомые, результативные и представить их в более емком, но понятном формате. Чаще всего этот способ используют при написании практической части исследования: аналитическая глава, рекомендательная часть и пр.
Метод отсечений – еще одна разновидность обобщения данных. Он позволяет сфокусироваться на опорных моментах и важнейших результатах, основных первоисточниках. То есть автор перерабатывает рукопись и «отсекает» из нее лишнее, второстепенное, вспомогательное, выделяя лишь самое важное и преподнося это в выводах.
Техника усреднения применяется для отражения общих моментов и тенденций, обоснования результатов с научной или методологической точки зрения. Она базируется преимущественно на статистических приемах (регрессионный анализ, корреляционный анализ и пр.). Этот инструмент используется именно для освещения общих тенденций по теме или выделения результатов исследования на общем фоне с целью отражения их значимости, новизны, оригинальности и пр.
Общенаучные методы также помогают грамотно переработать и объединить данные по конкретному признаку и выделить соответствующие тенденции, результаты, отметить перспективы их применения. В частности, индукция помогает расширить спектр применения знаний и предложений, то есть помогает автору перенести частный результат на общую массу. Дедукция – наоборот, сужает ход исследования и подчеркивает конкретный результат на примере (исследование проводится по аналогии с более масштабным). Автор учитывает признанные правила и адаптирует их под конкретную ситуацию. Еще одним общенаучным приемом выступает синтез. Который предполагает объединение данных в одну картину, где автор плавно и грамотно обосновывает результаты на основе располагаемых первоисточников, тесным образом переплета теорию и практику.
Но самым распространённым и эффективным приемом обобщения служит комбинация. Она предполагает умелое сочетание нескольких способов интерпретации с целью сжатия материала и выделения ключевых результатов, выводов. Данный подход используется на протяжении всего исследования и написания курсовой работы, дипломного проекта, диссертации и пр. С его помощью автор грамотно группирует информацию, выделяя соответствующим образом существенные тенденции и аспекты. Такой ход позволяет не только сделать правильный акцент, но и отрегулировать объем документа, повысить уникальность текста и пр.
Обратите внимание, что сфера применения каждого из отмеченных приемов разнится. Некоторые из них уместны преимущественно в расчётной части, другие – при написании теоретического раздела проекта или для обоснования полуденных результатов с научной точки зрения и пр. Главное – учесть специфику способа и адаптировать его под конкретную ситуацию, информацию.
Таким образом, каждая из вышеописанных техник обобщения уместна в научно-исследовательской и проектной деятельности. Все они основаны на анализе и группировке, структурировании информации, ее преобразовании и описании с акцентом на существенные моменты: проблема, идея, результат и пр.
Ошибки и сложности в обобщении данных при написании академических трудов
Далеко не каждый студент и даже опытный исследователь умеет правильно обобщать информацию. Казалось бы, дело – нехитрое. Но на самом деле нередко оно сопровождается массой нюансов.
Первая ошибка – использование общих правил обобщения и отказ от изучения тонкостей конкретного приема. Объединить данные можно по-разному. Но чтобы сделать правильный вывод, акцент, важно понять, как это сделать и какой из способов больше подходит. Порой на фоне слабой осведомленности пользователь старается внедрить неуместный подход, который не в силах выделить достоинства и пр.
Вторая ошибка кроется в том, что исследователь пытается увязать несвязное по принципу «невозможное возможно». Воссоединение разных точек, итогов возможно только при наличии между ними четких связей, логики. Самая грубая оплошность исследователя состоит в том, что он не пытается показать эту связь между описываемыми элементами. Простое перечисление здесь неуместно. Важна их качественная обработка и умелая подача с конкретной целью.
Третья огреха – размытость и отсутствие обоснования. Обобщение предполагает выделение результатов исследования. Но важно не просто описать, что получил автор, но и показать состоятельность и обоснованность, точность и достоверность. Обобщение – это не просто описание, но и емкое аргументирование.
Еще одна ошибка при обобщении данных состоит в некорректном описании материалов или ключевых элементов. Автору важно не просто понять, о чем писать, но и как это делать. То есть важно подобрать оптимальные способы интерпретации, группировки, оформления и емкого анализа. Согласитесь, что не всегда можно уместить интересуемые параметры в рамки одной таблицы, не все показатели можно отметить графически и пр. Поэтому автору нужно умело маневрировать между соответствующими вариациями. Притом важно не просто подобрать, но и правильно исполнить соответствующее отображение (правильно составить график, заполнить таблицу и пр.).
Таким образом, процесс обобщения результатов научного исследования довольно требовательный. При слабой подготовке и недостаточно развитых навыках систематизации данных, их интерпретации могут возникнуть ошибки в тексте.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по обобщению результатов исследования
Чтобы грамотно и эффектно обобщить материалы, нужно понимать их суть и роль в составе проекта, выделить связь между ними и постараться логически объединить соответствующие моменты. Логика и аргументация – залог качественного обобщения результатов.
Сгруппируйте материалы по общим признакам и приступайте к их анализу. Только так можно получить достоверный вывод и обоснование в рамках каждого этапа исследования.
Обобщение материалов в рамках проектной деятельности должно показывать не только то, что получено и достигнуто, но и перспективы применения соответствующих результатов. То есть с помощью рассматриваемого приема важно отметить общую картину, а также ценность и возможности использования идеи, итогов, предоставив соответствующие рекомендации. Именно такие выводы служат связующими элементами между этапами НИР и разделами, плавно подводя и подчеркивая точность и особенности конечного результата.
При обобщении важно использовать простые и понятные формулировки, учитывать их суть и роль в проекте. Автору предстоит показать достижения и показать степень достижения цели исследования, особенности и пр.
Таким образом, обобщать данные и результаты исследования нужно качественно, грамотно и логично, опираясь на результаты НИР, располагаемые факты и тематические границы-параметры. Старайтесь преподносить свои достижения четко и понятно, подчеркивая возможности их применения.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
всегда думал, что нужно просто объединить важные моменты или результаты и все. оказывается есть и способы разные. но в целом, суть от этого не поменялась, все они основаны на «синтезе» и их грамотном описании в том или ином формате. подборка весьма необычная, интересная подача.