Подготовка научно-исследовательских кадров и ученых начинается с аспирантуры. Притом на сегодняшний день данная ступень профессионального образования действует практически во всех университетах страны: государственных и негосударственных. Сегодня мы расскажем о специфике аспирантских программ при государственных и частных вузах.
СОДЕРЖАНИЕ
Базовые правила и возможности аспирантуры
Аспирантура – наивысшая ступень современного профессионального образования и начальная ступень научной карьеры. Она действует строго при вузах (институтах, академиях, университетах и пр.) И нацелена на становление и развитие исследовательских качеств с акцентом на изобретательство, инновации, ценность.
Независимо от того, в каком именно вузе реализуется аспирантская программа, поступить на нее можно при соблюдении общих требований:
- Абитуриент должен иметь за плечами образование не ниже магистратуры или специалитета. Выпускники бакалавриата не смогут покорить аспирантуру;
- Отбор желающих производится в рамках конкурса, который основывается на 3 (иногда 4) вступительных экзаменах: история и философия науки, иностранный язык, профильное испытание (заметили аналогию с кандидатским минимумом?);
- Абитуриенту предстоит выбрать конкретную научную специальность и отразить примерную формулировку темы кандидатской диссертации в заявлении о приеме;
- Немаловажно иметь несколько актуальных публикаций в рамках заявленной темы научной работы (копии или ссылки на них предоставляются по желанию поступающего или при наличии соответствующих публикаций) и пр.
В каждом университете могут действовать дополнительные требования к поступающим в аспирантуру, но вышеописанные требования – основные, работающие повсеместно.
В рамках освоения аспирантской программы индивид постигает глубокие научные горизонты по выбранной специальности, а затем по мере завершения обучения и проведения научного исследования защищает кандидатскую диссертацию (предварительно получив допуск к этой процедуре) и получает ученую степень «кандидат наук».
Аспирантура предоставляет учащемуся ряд возможностей:
- Пользоваться учебными и научными лабораториями при вузе для проведения научного исследования, написания научной работы;
- Консультироваться с научным консультантом или руководителем по вопросам подготовки кандидатской диссертации, публикации научных статей и ВАК-статей и пр.;
- Получить возможность стать исследователем и открыть для себя новые возможности в виде новых знаний и использования инноваций в трудовой или иной деятельности, раскрыть творческие и научные таланты (изобретения, разработки и пр.), закрепление за собой авторских прав лили патентов на новшества и пр.;
- Обрести статус ученого и авторитет в научных кругах, авторской среде;
- Получить отсрочку на период обучения по очной аспирантской программе от службы в армии, стипендии – при условии обучения на бюджетном месте;
- Возможности построения научной карьеры и поступления в докторантуру и пр.
Продолжительность обучения по аспирантским программам – от 3 лет.
Аспирантура – это узкоспециализированное развитие дипломированного, готового к практике и частично науке специалиста, призванное углубить его познания и навыки в выбранном направлении, подтолкнуть его к новшествам и реформам, креативному мышлению (инновациям, изобретениям), научить грамотно и четко обосновывать собственную позицию и идею, проверять каждую мелочь и шаг, результат.
Особенности обучения в аспирантуре при государственном вузе
Аспирантура в государственном вузе действует сугубо на законных основаниях и чаще всего предоставляет базу для освоения выбранной ниши: минимум теоретических занятий, максимум – научно-исследовательская деятельность и самообразование, проведение научных исследований, материально-техническая база и условия для организации научной деятельности, сопровождение и консультирование на протяжении всего периода пребывания в вузе и пр.
Все программы государственной аспирантуры соответствуют требованиям ФГОС. Ранее они подвергались обязательной аккредитации, нос недавних пор (примерно с 2022 года) данная необходимость и процедура была отменена, но требование по учету действующих нормативов при проектировании и планировании образовательной траектории сохранены.
Признаками аспирантуры при государственном университете выступают:
- Программа реализуется на базе государственного вуза со всеми сопутствующими документами;
- Аспирантам очного отделения предоставляется отсрочка от армии на весь период обучения;
- Чаще всего присутствует действующий Диссертационный совет, который уполномочен проводить итоговую аттестацию автором кандидатской диссертации в рамках действующих научных специальностей;
- Доминирующая часть профессорско-преподавательского состава – штатные научные работники университета, совместители приглашаются лишь для восполнения дефицита кадров и организации стабильного учебного процесса;
- Аспиранты могут обучаться как на бюджетных, так и на платных местах в зависимости от финансирования вуза и его возможностей по организации учебного процесса;
- По результатам освоения аспирантской программы выпускник после защиты кандидатской диссертации получает ученую степень «кандидат наук» и может продолжить заниматься научно-исследовательской деятельностью на базе докторантуры с перспективами освоения новых вершин в виде ступени «доктор наук», а затем ученых званий доцент и/или профессор при соблюдении соответствующих условий и пр.
Учебный процесс в государственных вузах строго регламентирован, продуман и утвержден. Как правило, он включает в себя определенную долю аудиторных (теоретических) занятий, но основной акцент делается на выполнении индивидуального учебного и научного плана аспиранта, предусматривающего поэтапное выполнение научной работы и защиту отчета о НИР, прохождение аспирантской практики и защиту отчета о научно-исследовательской практике, сдачу промежуточной сессии, прохождение кандидатского минимума, написание диссертации и ее защиту.
Каждая часть обучения (этап) строго регламентирована по времени и требует соблюдения соответствующих сроков. В противном случае у аспиранта может возникнуть академическая задолженность по ученому и индивидуальному плану подготовки, а вместе с этим возрастет риск отчисления.
Классические сроки реализации аспирантских программ при государственном университете стандартные: очники постигают исследовательские азы в течение 3 лет, заочники, вечерники и дистанционщики – 3,5 года.
Аспирантура при государственном вузе тщательно контролируется и регулируется государственными органами. Более того, именно с данным видом подготовки исследователей и кандидатов наук предпочитают сотрудничать ведущие научные центры страны, развивая совместные программы и проекты, стажировки и пр.
Специфика обучения в аспирантуре при негосударственном вузе
Аспирантские направления подготовки успешно реализуются на территории негосударственных университетов. Такая возможность на сегодняшний день присутствует практически у всех высших образовательных учреждений на фоне отмены обязанности по аккредитации образовательных программ аспирантуры.
Поступление в аспирантуру частного университета проходит по привычным канонам. Абитуриентам предстоит запастись базовым пакетом документов, преодолеть стандартные вступительные испытания по аналогии с кандидатским минимумом, предоставить портфолио. В заявлении о приеме важно указать конкретное научное направление, доступное на базе выбранного негосударственного вуза, а также отметить примерную тему научной работы. То есть в целом, в этом сегменте процедура приема остается неизменной: конкурсный отбор никто не отменял. Единственной особенностью в данном случае служит то, что бюджетных мест при частной аспирантуре не предусмотрено, но при этом проходные баллы для поступления немного ниже, чем в университетах государственного типа.
Траектория подготовки аспирантов в негосударственном вузе более гибкая, ориентированная на минимальные требования ФГОС. В данном случае соотношение форм занятий (теория/практика/наука) может отличаться. Теоретическая подготовка может быть отведена к минимуму или на долю самостоятельного изучения рекомендованной литературы, практическая подготовка (работа на базе лабораторий, выполнение научной работы, аспирантская или научно-исследовательская практика) может преобладать.
В частном вузе организация учебного процесса больше зависит от действующего профессорско-преподавательского состава, материально-технической базы и партнерских связей. Расписание занятий может быть плавающим, сроки выполнения отчетов и научно-исследовательских работ, диссертации могут быть более гибкими, но в любом случае ограничены общей продолжительностью формирования аспиранта-ученого (3-3,5 года).
В негосударственном университете редко действует Диссовет, поэтому аспирантам выпускникам зачастую приходится искать аттестационный орган на территории государственного или другого вуза, прикрепляться к нему для завершения обучения и присвоения степени «кандидат наук».
В целом, формально нет разницы, какой из университетов действовал научному развитию, становлению и присвоению ученой степени. «Кандидат наук» — он и в Африке «кандидат наук».
Сравнительная характеристика обучения в аспирантуре при государственном и негосударственном вузе
Подготовка аспирантов на базе государственного и частного образовательного заведения имеет массу сходств и отличий.
Среди совпадающих характеристик можно отметить следующие моменты. Во-первых, неважно в каком университете реализуется аспирантская программа, она в любом случае будет учитывать требования ФГОС.
Во-вторых, сроки подготовки будущих кандидатов наук идентичны для всех образовательных заведений. Формирование полноценного ученного на очном отделении аспирантуры займет 3 года, в остальных случаях чуть больше – 3,5 года.
В-третьих, платное отделение действует повсеместно, как в государственных, так и в частных вузах.
В-четвертых, для получения допуска к защите кандидатской диссертации важно не только подготовить научную работу (полностью завершить научное исследование и описать его с учетом действующих требований ГОСТ Р 7.0.11-2011), но и иметь при себе актуальные научные публикации по теме аттестационной работы, успешно преодолеть кандидатский минимум, иметь официальный статус аспиранта или соискателя.
В-пятых, для получения ученой степени «кандидат наук» в любом случае аспиранту предстоит защищать кандидатскую диссертацию. Без этого мероприятия стать полноценным и квалифицированным ученым невозможно.
В-шестых, в любом случае в становлении кандидата наук будет принимать специально подобранный и высококвалифицированный преподавательский состав, имеющий за плечами соответствующие компетенции, опыт, ученые степени и звания.
То есть в целом неважно, на базе какого университета происходит подготовка аспиранта, его «исследовательский статус», полномочия, основные действия по обретению ученой степени идентичны. Но в то же время, несмотря на массу сходств, важно выделить ряд отличий между учащимися аспирантуры государственного и частного университета.
Аспирантура при государственном вузе |
Аспирантура при негосударственном вузе |
Доступна только при вузе, который имеет статус государственного | Доступна на базе частных образовательных заведений в системе профессионального образования |
Профессорско-преподавательский состав чаще всего состоит из штатных сотрудников вуза, имеющих соответствующие ученые степени и звания, уровень подготовки | Профессорско-преподавательский состав состоит из штатных работников и совместителей, притом последние могут занимать доминирующую часть рабочего персонала вуза |
Доступны бюджетные и платные варианты подготовки | Бюджетные места могут отсутствовать |
В большинстве случаев при вузе действует Диссовет | При частном университете в 85% случаев отсутствует функционирующий диссертационный совет, аттестация аспирантов происходит на базе стороннего вуза |
Крупнейшие научные и промышленные центры предпочитают сотрудничать с государственными вузами, развивая совместные программы и стажировки | Партнерские связи частных вузов довольно скудные |
Поступить в вуз сложнее из-за высоких проходных баллов и требований к абитуриентам аспирантуры | Проходные баллы более лояльные |
Учебный процесс строго формализован, регламентирован | Учебный процесс более гибкий, адаптированный под нужды и возможности аспирантов, базовые правила ФГОС и возможности университета |
Действует отсрочка от армии для очников | Не предусмотрена (в исключительных случаях – для бюджетников-очников) |
Чаще всего статус и репутация негосударственного вуза ниже, чем у государственного, а спектр направлений аспирантской подготовки скуднее. Поэтому серьезные научные центры и производства предпочитают сотрудничать с надежными, авторитетными университетами страны, имеющими государственную лицензию, аккредитацию.
Поступить в государственный вуз (в том числе в аспирантуру) всегда сложнее, так как в них действуют более жесткие критерии отбора претендентов: высокие проходные баллы, строго ограниченные места, конкретные направления подготовки с учетом действующего профессорско-преподавательского состава и материально-технической базы. В негосударственных вузах ассортимент аспирантских программ чаще всего еще скуднее, но проходные баллы более доступные (низкие по сравнению с государственными институтами).
Подготовка будущих кандидатов наук на базе государственной аспирантуры происходит строго по регламенту: четкая нагрузка и расписание, притом в большинстве случаев у аспирантов-очников мало свободного времени и фактически отсутствует возможность совмещать науку, учебу и работу. В негосударственном вузе становление исследователей и ученых более гибкое, чаще всего – по соглашению или договоренности сторон, что позволяет регулировать общую нагрузку и грамотно расставлять приоритеты, совмещать несколько дел и успешно формировать кандидатскую диссертацию.
Несмотря на наличие отличий, в целом качество подготовки аспирантов совпадает, но условия пребывания и покорения обозначенной вершины немного разнятся. Поэтому важно тщательно оценить возможности и требования, чтобы выбрать посильный для себя вариант становления «кандидата наук».
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Достоинства и недостатки подготовки аспирантов в государственных и негосударственных университетах
Аспирантура в любом из рассматриваемых университетов обладают достоинствами и недостатками.
Рассмотрим существенные плюсы и минусы в подготовке будущих кандидатов наук при государственном вузе в таблице ниже.
Положительные черты обучения в аспирантуре при государственном вузе | Отрицательные черты обучения в аспирантуре при государственном вузе |
Программа точно и строго соответствует требованиям ФГОС, действующим регламентам | Низкая скорость обновления программ обучения |
Направлений подготовки при аспирантуре больше, ориентированы на возможности каждого подразделения и действующие направления подготовки, профессорско-преподавательский состав и пр. | Учебный процесс жестко регламентирован, требователен к качеству подготовки выпускников |
Наличие действующего Диссовета при вузе | Не всегда имеющиеся Диссоветы могут аттестовывать аспирантов, функционал и полномочия органа могут быть ограничены |
Наличие научного руководителя или консультанта и возможности получить консультацию у иных педагогов по необходимости | Научный руководитель может быть перегружен, поэтому не всегда способен оперативно отреагировать на обращение подопечного |
Обучение возможно на бюджетной и платной основе | Стоимость платной подготовки аспиранта высокая |
Степень доверия к государственным вузам выше | Высокие требований к качеству научной работы, утвержденные при вузе, усложняют ход выполнения кандидатской диссертации |
Отсрочка от службы в армии | Вечерникам, заочникам и Дистанционщикам не полагается отсрочка от армии |
Подготовка аспирантов при государственном вузе всегда считалась престижной, качественной. Но у каждой положительной черты есть свой антоним, что видно из таблицы ниже.
Подготовка аспирантов на базе негосударственного вуза также сопровождается сочетанием положительных и негативных черт.
Плюсы обучения в аспирантуре частного университета | Минусы обучения в аспирантуре частного университета |
Легкость поступления | Процедура стандартная, количество испытаний и общие правила стандартные |
Гибкость учебного процесса | В подготовке аспирантов чаще участвуют совместители, а не штатные сотрудники |
Высокая скорость обновления образовательных программ аспирантов | Ассортимент направлений подготовки при аспирантуре узкий, незначительный |
Низкая стоимость обучения (по сравнению с государственными вузами) | Отсутствие бюджетных мест (или их редкое и малое наличие) |
Программы учитывают требования ФГОС | Низкий уровень доверия к частным вузам и качеству подготовки аспирантов |
Согласитесь, что в каждом образовательном заведении есть свои достоинства и недостатки, которые следует учитывать при поступлении. В данном случае важно понимать разницу между государственными и негосударственными университетами, а также предоставляемыми ими возможностями подготовки на базе аспирантуры. Только после тщательного анализа всех действующих предложений, условий, достоинств и недостатков можно обоснованно и грамотно выбрать посильный и оптимальный вариант превращения из магистра или специалиста в кандидата наук.
В целом, статус аспиранта в государственных и негосударственных вузах идентичен и предоставляет одни и те же полномочия, возможности и перспективы.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
всегда думала, что аспирантура бывает только при государственных вузах. Спасибо за пояснение и прозрение!