Человеческий организм так устроен, что воспринимает все происходящие с ним и вокруг него события близко. Работа с большим потоком информации, частые перегрузки и переутомления, стресс и волнение непосредственным образом сказываются, как на качестве обучения, так и на самочувствии студента. Именно учащиеся колледжей и вузов в большинстве случаев на фоне чрезмерной активности и повышенных нагрузок сталкиваются с синдромом хронической усталости.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Согласитесь, что при большом потоке информации слишком сложно разобраться в сути, усвоить ее, запомнить и пр. На фоне высокой нагрузки студенты нередко сталкиваются с чувством постоянной усталости, не обращая при этом на него существенного внимания. А ведь это и есть первый звоночек, сигнал, который подает организм. Он говорит о синдроме хронической усталости.
Под данным термином понимают постоянную или стабильную, часто проявляющуюся слабость в организме, которая сопровождается снижением продуктивности в работе или учебе, бессилием, эмоциональным выгоранием. Но на самом деле у рассматриваемого понятия – более глубокие корни и серьезные последствия.
С медицинской точки зрения синдром хронической усталости (сокращенно СХУ) – самое настоящее и серьезное психофизическое заболевание! Притом с этим недугом сталкивается каждый человек не один раз в жизни, не обращая должного внимания сигналам, но в полной мере ощущая последствия. Несмотря на то, что ВОЗ до сих пор отказывается признавать СХУ в качестве заболевания, отечественные психологи неравнодушны к «этому зверю», который нападает внезапно и «косит наповал» даже сильнейших и наилучших.
Чаще всего страдают синдрома хронической усталости следующие категории лиц:
- Жители мегаполисов, обитающие в постоянной суете, спешке, повышенных требованиях и пр.;
- Работники, занимающие ответственные должности, где наблюдается высокий уровень материальной и иной ответственности, переработки, стрессы и пр.;
- Студенты, которым тяжело дается учеба или ведущие чрезмерно активный образ жизни: совмещающие обучение по нескольким направлениям или в нескольких учебных заведениях, комбинирующие работу и учебу, имеющие проблемы в учебном поприще на фоне академических задолженностей, прогулов и пр.
Как правило, в группу риска входят молодые люди в возрасте 25-45 лет, преследующие учебные и профессиональные цели без учета состояния здоровья, самочувствия, не уделяющие должного внимания своему организму и пренебрегающие полноценным отдыхом. На фоне банальной перегрузки их организм не может справиться с простейшими задачами и сталкивается с непосильной для него психофизической нагрузкой, вследствие чего терпит фиаско.
Признак СХУ |
Описание |
Симптоматика |
Продуктивность обучения | Снижение успеваемости (текущей, промежуточной аттестации) и качества подготовки студента | Появление прогулов и снижение посещаемости занятий, снижение активности на занятиях, ухудшение отметок за выполняемые заданий, появление долгов |
Память | Снижение темпов изучения материалов, плохое усвоение предметов, проблемы с запоминанием материалов | Снижение концентрации внимания на занятиях и при выполнении НИР, рассеянность, провалы в памяти |
Снижение интереса к учебе | Развитие лени, появление отвращения к учебе, неприязнь к предметам | Сложности в изучении дисциплин, напряженные отношения с педагогом на фоне слабой посещаемости занятий |
Психологический климат | Воздействие окружения на студента, приверженность к плохими примерами и пр. | Ухудшение взаимоотношений в группе, напряженные отношения с педагогами, завал на экзаменах |
Физическая усталость | Снижение физической активности и развитие пассивности, нежелание посещать вуз | Бессилие, вялость, лень, боли различного характера и генезиса (головные, мышечные и пр.) |
Явными признаками хронической усталости студента выступают следующие моменты. Во-первых, снижение продуктивности на занятиях на фоне появления рассеянности, забывчивости, невнимательности, снижается качество подготовки к предстоящим парам или испытаниям и ухудшается текущая успеваемость.
Во-вторых, страдает память, общая ориентация в информационном поле и скорость усвоения новой информации. В данном случае студенты с трудом разбираются в новых (но при этом ранее посильных для них) темах, материалах, хуже запоминают информацию или вовсе не запоминают ее, не могут воспроизвести или воспользоваться полученными знаниями в ближайшей перспективе.
В-третьих, очередным симптомом хронической усталости учащихся является отказ от учебы или откат в учебе. В данном случае организм испытывает явное истощение, отсутствие сил и энергии на покорение новых вершин, выполнение заданий и изучение материалов, возникает отчуждение и явный протес, проявляется то самое «не хочу и не буду». Притом данный признак чаще всего проявляется ближе к сессии или возникает в середине учебы даже у отличников, заядлых зубрильщиков на фоне перегрузки и монотонности работы.
В-четвертых, изменения в психологическом климате: появление агрессии или перевозбуждения, частых недовольств и депрессивных состояний, апатии, резкая смена настроения, чрезмерная раздражительность, проявления бессонницы и тревожности также свидетельствует о перегрузке организма событиями и проявлении СХУ.
В-пятых, частые заболевания вирусными инфекциями и сбои в работе иммунной системы также являются «красным флагом». Недаром врачи говорят, что все болезни появляются от нервов!
В-шестых, самым распространенным и ощутимым следствием наступления синдрома хронической усталости является упадок сил и энергии (когда просыпаешься уже уставшим, помятым), проявление головных болей, болей в мышцах и суставах.
Таким образом, синдром хронической усталости – самое распространенное «заболевание», с которым на протяжении всей жизни сталкивается каждый человек. В большинстве случаев от данного недуга страдают студенты и лица, нацеленные на карьерный, профессиональный, научный или доходный рост, пренебрегающие собственным здоровьем и самочувствием (то есть чрезмерно увлеченные делом). СХУ негативно воздействует на человеческий организм «по нарастающей» и требует незамедлительной реакции.
Причины возникновения и развития синдрома хронической усталости у студента
Основная задача студента – соблюдать правила учебного заведения и своевременно выполнять задания в рамках учебного плана. Но в 90% случаев как минимум к середине (а в идеале) под конец учебного года учащийся испытывает ряд трудностей с обучением, притом все они так или иначе связаны с развитием синдрома хронической усталости.
Первостепенной и очевидной причиной развития СХУ у студента является стабильное переутомление или истощение организма. Оно вызывается массой факторов: неравномерная нагрузка на организм, отсутствие или недостаточное количество свободного времени на восполнение сил и энергии, отдых, некорректный подход к подготовке в рамках учебного процесса (чаще всего наблюдается во время сессии, когда учащийся пытается за одну ночь вызубрить полугодичный материал) и пр. То есть очевидным основанием для развития синдрома хронической усталости у студента выступает перегрузка организма слишком большим объемом информации, отсутствие планирования и режима дня, предвзятое отношение к отдыху.
Вторым и не менее важным основанием для толчка к прогрессированию СХУ у учащегося колледжа или вуза является психологический климат в коллективе: отношения с одногруппниками, преподавателями, вузом или колледжем в целом. В данном случае СХУ развивается под воздействием психоэмоционального воздействия: негативные эмоции порождают отторжение материала или нежелание учиться, отказ от посещения университета, отказ от контактирования с конкретным преподавателем из-за частых замечаний, конфликтов и пр. Согласитесь, насильно мил не будешь. Порой именно на фоне постоянных или частых стычек в коллективе возникают проблемы с посещаемостью, успеваемостью и аттестацией.
Третьей причиной развития синдрома хронической усталости у студентов является обострение хронических заболеваний, провоцирующих снижение работоспособности индивида на фоне различных болей, снижения аппетита и насыщения организма полезными микроорганизмами и витаминами/минералами, ухудшением самочувствия и пр. Чаще всего студенты страдают от кишечных расстройств и проблем с ЖКТ из-за нерационального и несбалансированного питания, некорректных физических нагрузок и пр. В этом случае синдром хронической усталости неминуем, ведь энергия и силы на исходе, а впереди тот самый непочатый край: новые материалы и темы, задания, зачёты и сессия, защита курсовых или дипломных работ и пр. Когда уж здесь думать о питании?
Четвертой и не менее важной причиной развития синдрома хронической усталости является отсутствие или недостаточное количество отдыха, неправильный отдых. В данном случае речь идет, как о соотношении рабочего, учебного времени и сна, так и о качестве отдыха (развлечения, хобби, времяпровождение свободного от учебы и иных дел времени). О том, как сон влияет на продуктивность и студента в целом, мы писали в одной из наших статей. Именно во время сна организм восполняет затраченную энергию, регенерирует ткани, успокаивает нервную и мышечные системы и пр. Но это не означает, что кроме учебы и сна в жизни студента не должно быть ничего иного. Отдых может быть разным: прогулка на свежем воздухе, прослушивание музыки или аудиокниг, общение с друзьями и пр. Даже в рамках учебного процесса важно делать небольшие перерывы, чтобы разгрузить организм и дать ему немного передышки для усвоения новой информации и подготовки к «новой порции знаний».
Пятой и одной из распространенных причин развития синдрома хронической усталости среди студентов выступает перенесенные ОРВИ. Как правило, в период простудных заболеваний при инфицировании организм направляет основные силы на борьбу с возбудителем, инфекцией, что чаще всего сопровождается повышением температуры тела и ухудшением самочувствия: слабость, рассеянность, неполное или некорректное восприятие действительности и информации, сонливость, головные боли и пр. Но даже по мере выздоровления организм может испытывать вялость и хрупкость, что провоцирует усилением симптомов СХУ.
Отсутствие перемен, «перезагрузок», сна чревато переутомлением и перезагрузкой, что в 100% случаев вызовет СХУ. Притом первостепенными факторами-провокаторами являются: адаптация в вузе, неравномерная учебная нагрузка, совмещение работы и учебы, сессия, отношения в группе и с педагогами, стресс.
В целом, все причины развития рассматриваемого явления у студентов (и не только) так или иначе связаны с нервными расстройствами, которые приводят к физическим отклонениям в работе организма.
Виды и проявление синдрома хронической усталости у студентов
СХУ у студента – это не конкретное отклонение или заболевание, а целая система «повреждённых» элементов. Данная парадигма может выражаться на двух основных фронтах: психоэмоциональный фон и физическое состояние (здоровье).
На практике принято выделять два основных вида синдрома хронической усталости. Они зависят от симптоматики и проявления:
- Эмоциональное истощение или эмоциональное выгорание, сопровождающееся усилением раздражительности, появлением приступов агрессии, конфликтов, развитие тревожности, бессонницы, депрессии и стресса. Чаще всего возникает в период усиления учебной нагрузки, сессии, в осенне-зимний период (параллельно росту ОРВИ) и пр.;
- Физическое истощение, проявляющееся упадком сил или бессилием, снижением продуктивности в работе и учебе, возможно проявление суставных и мышечных болей, проблемы с памятью и концентрацией внимания, отказ от обучения и пр. В данном случае организм дает понять, что не может справиться с нагрузкой и подает резкие сигналы-отказы: не запоминает, не способен работать по плану или согласно привычному темпу и графику, засыпает на ходу и пр.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СХУ |
||
Вид СХУ |
Симптом СХУ |
Влияние на студента |
Эмоциональный синдром | Напряженная обстановка в коллективе, стресс у учащегося, апатия, развитие депрессии, волнение и тревога, бессонница | Нежелание учиться
Появление прогулов Снижение активности на занятиях Ухудшение отношений с коллективом |
Физический синдром | Быстрая утомляемость при привычном графике, сонливость, вялость, ухудшение памяти | Снижение активности
Появление болей различного характера и генезиса |
Гормональный синдром | Проблемы с весом (резкие скачки), изменения во внешнем виде, ухудшение самочувствия | Снижение концентрации внимания и памяти, физической активности при занятиях спортом |
Пищевой синдром | Изменение вкусовых предпочтений, желание употреблять вредную пищу или отдельных продуктов, изменения аппетита | Ухудшение самочувствия, изменения в памяти на фоне дисбаланса и иммунодефиците, рост ОРВИ, вялость |
Учебный синдром | Трудности с восприятием новых материалов и предметов, головные боли, снижение успеваемости | Слабая подготовка к занятиям, снижение качества знаний |
Эксперты также выделяют еще 3 дополнительных типа синдрома хронической усталости, каждый из которых проявляется на определенном фланге учебной или иной деятельности студента:
- Гормональная усталость. Первопричинами развития подобного недуга становится гормональный дисбаланс, вызванный стрессами, неправильным питанием, отсутствием распорядка дня и качественного соотношения работы и отдыха, частой сменой половых партнеров, у девушек – ПМС и в период активного действия менструального цикла, у парней – в период длительного полового воздержания и пр. Изменение гормонального фона напрямую сказывается на самочувствии, поведении, внешнем виде (похудение или набор веса, повышенное потоотделение), пищевом поведении, психоэмоциональном фоне;
- Пищевая усталость, которая проявляется в отказе от любимых, привычных и часто употребляемых продуктов питания, изменение вкусовых предпочтений под воздействием стресса или резких перемен в жизни студента и пр. Резкий отказ от здоровой пищи провоцирует иммунодефицит;
- Учебная усталость, которая предполагает ухудшение успеваемости при типичном подходе студента. В его жизни все стабильно, режим дня, расписание занятий, нагрузка, но результаты и качество подготовки снижается. Все это говорит о том, что организм устал от монотонности и серых будней, работы с информацией, взаимодействия с одними и теми же лицами и пр. Учебная усталость проявляется отказом от выполнения домашнего задания (с утверждением – и так все знаю), низким темпом изучения привычного объема и уровня сложности информации, слабым запоминанием и усвоением новых материалов, снижение успеваемости и репутации и пр.
Как правило, синдром хронической усталости у студента – явление комбинированное. Это означает, что он проявляется комплексно, затрагивая различные стороны его жизни: поведение, вкусовые предпочтения, успеваемость, отношения с коллективом и пр. Поэтому ему свойственно сочетание нескольких видов и симптомов с постепенным нарастанием силы воздействия, симптоматики и результативности.
Стадии развития синдрома хронической усталости у студента
Синдром хронической усталости – это не резкое изменение в состоянии учащегося (или любого другого человека). Данный процесс – постепенный, имеет свое начало и определенное (чаще всего классическое, но учитывающее специфику организма) течение.
Как правило, на первые признаки появления СХУ студент не реагирует, списывая их на адаптацию, новые предметы и новое окружение, условия и пр. Но именно пренебрежение «первыми флагами» чревато ухудшением ситуации и состояния учащегося.
Первой стадией развития синдрома хронической усталости у студента является появление стабильной перегрузки по учебе, провоцирующие слабость и переутомление. Сначала подобные явления и ощущения могут быть разовыми, но по мере учащения они перерастают в «привычный режим»: недосып, зубрежка материала, учеба по ночам провоцируют быструю утомляемость и снижение концентрации внимания на занятиях, волнение и тревожность. Уже это должно насторожить учащегося!
Вторая стадия – стабильная перегрузка организма, которая провоцирует появление х стабильной усталости, истощения, недомоганий. То есть в данном случае одноразовая перегрузка становится привычным явлением, но организм не успевает восстановиться после нее. Именно поэтому студент засыпает и просыпается уставшим, а если такое состояние наблюдается изо дня в день, то это грозит более серьезными последствиями, как в учебе, так и в плане здоровья. Чаще всего в рамках второй стадии происходит эмоциональное и физическое выгорание студента, влекущее за собой ухудшение успеваемости, конфликтность, нежелание продолжать обучение и пр. В данном случае возможно проявления безразличия к положению или ситуации, окружающей среде и требованиям и т.д.
Третья стадия – системное или хроническое «заболевание», сопровождающееся обострением имеющихся в организме патологий. Все это сопровождается колоссальным бессилием и усталостью по всем фронтам, невозможностью выполнять рядовые обязанности. Если вовремя не спохватиться, то студент может заработать академическую задолженность, провалиться на экзамене и как следствие (при недолжном подходе) попасть в ряды отчисленных. То есть третья стадия развития СХУ у учащегося предполагает провал и/или реабилитацию параллельно с «лечением» недуга.
Продолжительность течения синдрома хронической усталости индивидуальна и зависит от возможностей и способностей организма справляться с появляющимися преградами, сложностями, скоростью регенерации и восстановления, психоэмоциональной зрелостью и пр. у кого-то она длится несколько дней, а кто-то страдает месяцами. Но чем короче период развития и действия СХУ, тем лучше и проще для студента! Согласитесь, что распутывать клубок при первом «запутанном шаге» проще, чем искать концы в непонятной массе.
В природе нет единой скорости течения СХУ у студентов. Каждая стадия длится с учетом индивидуальных особенностей организма, его восприятия действительности и картины мира, текущей подготовки и личностных качеств, психологической зрелости и пр.
Как диагностируют синдром хронической усталости у студентов: что, кто, где, когда и как?
Определить развитие СХУ у студента могут разные категории лиц: начиная от самого учащегося, преподавателей учебного заведения, родителей и заканчивая квалифицированными медиками. Притом к последней категории студенты и их представители не спешат обращаться до последнего.
Студент, педагоги и родители могут заподозрить развитие СХУ по следующим симптомам:
- Жалобы на бессилие, утомляемость, усталость, вялость;
- Снижение качества подготовки и скорости восприятия информации: плохая ориентация в информационном поле, частые переспрашивания или необходимость дополнительно заниматься для вникания в тему, снижение интереса к предмету, усиление и учащение конфликтных ситуаций в группе или с отдельными педагогами (чаще всего более требовательными, реже – с теми, с кем изначально сложились доброжелательные отношения), изменения в поведении (прогулы, агрессия, срывы);
- Частые болезни (в большинстве случаев ОРВИ), учащение головных болей, кровотечений из носа. Признаки проявления внутричерепного давления, жалобы на боль или сухость глаз, снижение зрения и пр.;
- Ухудшение памяти и развитие рассеянности, невнимательности;
- Снижение физической активности: отказ от прогулок, хобби и пр.;
- Халатный подход к учебе, снижение интереса к освоению профессии или отдельных предметов и пр.
В данном случае важно переосмыслить каждый симптом и определить: при каких обстоятельствах он проявляется, что становится первопричиной или его провокатором-возбудителем, как на него можно воздействовать и наладить привычный темп и качество жизни и пр. Чаще всего справиться с СХУ студентам помогает простой отдых: сон, просмотр любимого фильма или телепередачи, игры, временный отказ или отвлечение от учебы и пр.
В каких случаях целесообразно обратиться к квалифицированным медикам:
- Если изменение распорядка дня, расстановки приоритетов и отдых не помогает восстановить баланс в организме студента: хроническая усталость продолжает одолевать, утомляемость повышается и ускоряется, страдает общее самочувствие и проявляется на внешнем виде (бледность кожи, круги и мешки под глазами, диспепсия, снижение или увеличение веса и пр.);
- Если в организме наблюдаются явные физиологические изменения: потоотделение, сбой гормонального плана, ухудшение самочувствия (частые и сильные головные боли, ком в горле, боли в животе и пр.);
- Соответствие имеющихся признаков и оснований СХУ определенной болезни: нарушения в работе поджелудочной или щитовидной железы, предрасположенность к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, диабету, неврологические расстройства и пр. В данном случае важен грамотный анамнез, история предыдущих болезней и жалоб, генетические предрасположенности и пр.
Важно отметить, что лечением синдрома хронической усталости будет заниматься не один врач, а целый консилиум, состав которого зависеть от симптоматики и воздействия на определенные органы. В любом случае важно проработать все нюансы со следующими специалистами:
- Психолог, который поможет установить причинно-следственные связи и определить «первооснование», провокатор развития СХУ у студента, определить траекторию «лечения» в рамках психологического воздействия, самовнушения и само реабилитации;
- Невролог, который поможет исключить неврологические заболевания и облегчить течение СХУ посредством приема медикаментов седативного, расслабляющего, успокоительного плана, а также проведет терапию по восстановлению тонуса мышц, сосудов и пр.;
- Терапевт, который направит на предварительные анализы для определения повреждений органов, изменений состояния крови и отдельных показателей иммунодефицита. На основе лабораторных исследований подбирается дальнейшая терапия и необходимость консультации с более узкими специалистами: гастроэнтеролог, гинеколог, эндокринолог и пр.
Как правило, сначала студент и его ближайшее окружение пытается понять, что с ним происходит посредством самоанализа, анализа окружающих условий и среды, текущих показателей успеваемости и пр. Притом для «налаживания режима дня» нередко учащиеся прибегают к использованию растительных средств успокоительного и седативного эффекта: глицин, валерианы экстракт, пустырник, прием витаминно-минеральных комплексов в увязке с полноценным сном, отдыхом, перерывами в учебе и пр. Но если данная терапия оказывается безуспешной, то лучше всего обратиться к врачам (что делается крайне редко).
Таким образом, диагностика СХУ у студента может проводиться посредством самоанализа, общения с близким окружением, а также в рамках медицинского учреждения путем прохождения всестороннего обследования: сбор анамнеза, лабораторные исследования крови и иных анализов, прохождение рентгенографии (КТ, МРТ и пр.) с консультацией соответствующих специалистов. Но наиболее важным и основным лекарем является качественный отдых и планирование дел!
Способы и особенности лечения синдрома хронической усталости у студентов
Самостоятельное лечение СХУ у студента сводится к нормированию нагрузки и тщательному планированию дел, установлению четкого и незыблемого (посильного, допустимого) режима. Притом намеченных ориентиров важно придерживаться постоянно с минимальными погрешностями.
Поэтому самолечение, как правило, сводится к следующим действиям:
- Грамотная расстановка приоритетов и тщательное планирование дел на ежедневной основе (с учетом корректировок, форс-мажоров и пр.);
обязательное выделение времени на перерывы и полноценный отдых: сон – не менее 8 часов в сутки, использование в обучении приемлемой техники по сочетанию работы и отдыха (например, техника Помидора); - Налаживание режима питания и рациона с акцентом ни клетчатку, белки, витаминно-минеральные составы. Допускается включение на ежедневной основе витамин Д, а в период простудных заболеваний – дополнение витаминами С и цинк, при отсутствии противопоказаний – йод (хорошо влияет на укрепление памяти);
- При проблемах со сном, тревожностью на первых порах отлично справляются препараты растительного происхождения (при условии правильной дозировки и без усердствований). Нор лучше всего расслабиться: прогулки перед сном на свежем воздухе, массаж, тренировки (фитнес, бассейн, йога), релаксация и пр. Главное – отвлечься от учебы и негативных эмоций, мыслей;
- Самовнушение или работа с психологом также отлично помогает справиться с СХУ без медикаментозной терапии. Она работает посредством осознания ошибок, переосмысливания информации, содействию в планировании дел и пр. То есть данный процесс упорядочивает действия и расставляет все на свои места в голове, откуда и подаются «команды» организму.
Если в течение нескольких недель улучшения не наступает, а студент продолжает испытывать разбитость, упадок сил, напряжение, снижение успеваемости, очевидны внешние изменения, то необходимо в срочном порядке обратиться к квалифицированному врачу. Начать можно с обращения к терапевту, который назначит базовый комплекс анализов и далее выдаст направления к узким специалистам (при необходимости).
КАК МОЖНО ВЫЛЕЧИТЬ СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ У СТУДЕНТА? |
|
Немедикаментозный способ |
Медикаментозный способ |
Проводится студентом самостоятельно | Проводится под контролем квалифицированных специалистов, медиков |
Основано на принципах тайм-менеджмента | Основывается на результатах лабораторных обследований, сбора анамнеза, консультации врача |
Базируется на корректировке питания и физической нагрузки | Базируется на корректном подборе медикаментов |
Важно грамотно чередовать работу (учебу) и отдых | Важно соблюдать назначение врача, при необходимости обращаться за консультацией и корректировкой лечения |
Требует самообладания, самоконтроля и самодисциплины | Требует совместной работы со специалистами, врачами |
Лечение СХУ у студентов под контролем квалифицированных медиков предполагает:
- Проведение лечебных процедур в виде всевозможных курсов массажа, лечебной физкультуры, УВЧ, магнитотерапии, электрофореза, снимков и пр.;
- Проведение лабораторных исследований с целью установления причины развития СХУ. В дальнейшем все обследования становятся основанием для назначения медикаментозного лечения при наличии отклонений. Притом прием лекарств будет контролироваться специалистом. Медикаментозная терапия подбирается только в индивидуальном порядке после сбора анамнеза и обследований!
Чаще всего медики назначают прием витаминно-минеральных комплексов с усиленным содержанием витамина Д, успокоительные средства и средства для нормализации сна, препараты для лечения хронических и обострившихся недугов.
Не стоит заниматься медикаментозным лечением самостоятельно! Принимать любые препараты и средства следует только по назначению врача.
Как говорит знаменитый мультгерой: «Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!». Преодолеть синдром хронической усталости поможет только отдых, душевное равновесие и грамотное распределение сил, нагрузки.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие осложнения могут возникнуть, если не реагировать на симптомы и течение СХУ у студента?
Чаще всего на проявление усталости, вялости студенты никак не реагируют. Лишь в единичных случаях одни пораньше ложатся спать, другие – отказываются выполнять домашнее задание, высвобождая себя от изнурительного чтения и решения задач, третьи – плывут по течению, ничего не меняя.
Отсутствие реакции на появление первых признаков синдрома хронической усталости у студента оказывает разрушительное воздействие. Организм не в силах справиться с нагрузкой, а истощение сил и энергии грозит следующими последствиями:
- Ухудшение отношений с окружающими на фоне частой смены настроения, раздражительности, стресса и депрессии;
- Снижение качества подготовки к занятиям и ухудшение успеваемости на фоне нарушений в памяти, концентрации внимания, уровне восприятия информации и пр.;
- Снижение физической активности на фоне бессилия, быстрой утомляемости;
- Обострение депрессивного состояния, снижение интереса к учебе, нежелание изучать предметы и осваивать профессию и пр.
То есть помимо того, что происходит явное ухудшение качества подготовки студента, в значительной степени страдает его организм. Притом постоянная усталость может подвигнуть учащегося к самым неблагоприятным событиям:
- Развитие невроза;
- Обострение и критическое течение хронических заболеваний, появление новых патологий, возможно развитие онкозаболеваний;
- Развитие психических расстройств и постановка на учет в специализированные клиники;
- Отчисление из вуза на фоне нарушения действующих правил, ухудшения успеваемости и появления академической задолженности;
- И пр.
Таким образом, пренебрежение симптомами СХУ чревато серьезными последствиями, которые могут напрямую влиять на качество и продолжительность жизни.
Меры профилактики синдрома хронической усталости у студента
Согласитесь, что лучше и легче всего не лечить уже развившееся заболевание, а предотвращать его возникновение.
В качестве успешных и зарекомендовавших себя способов по профилактике СХУ можно выделить:
- Ведение здорового образа жизни с акцентом на наличие распорядка дня, сбалансированное питание. Данный прием позволит минимизировать перегрузки и снизить утомляемость, чередовать работы и перерывы, повышая эффективность и результативность обучения;
- Грамотное распределение нагрузки, разгрузка по учебе (не бойтесь просить помощи);
- Умеренная ежедневная физическая нагрузка для смены вида деятельности, насыщения клеток организма кислородом и приливом крови, расслабления организма и поддержания мышц в «правильном» тонусе;
- Акцентировать внимание не только на учебе, но и иметь под рукой интересное увлечение, хобби, которое поможет дополнительно развиваться, абстрагироваться от проблем, качественно расслабляться;
- При проявлении первых признаков недомогания или развитии классических симптомов ОРВИ незамедлительно (оперативно) обращаться к врачу за получением грамотного назначения, контроля за ситуацией и пр.
Таким образом, профилактика СХУ сводится к соблюдению студентов определенных правил и планов, оптимизации нагрузки на организм и внимательному отношению к собственному здоровью, состоянию и самочувствию.
Синдром хронической усталости разрушительно сказывается на любом человеке, в том числе студенте. В первую очередь страдает здоровье и эмоциональный фон, которые далее влияют на качество работы и учебы, успехи, профессиональный, карьерный, доходный и научный путь развития.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!