Вариантов для поступления в вуз или колледж немало, но в последнее время наметился рост спроса на целевые программы. Притом немногие знают и понимают категории «целевая квота» и «целевое обучение». Сегодня мы раскроем занавес в отношении каждого термина.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и виды целевого обучения
Поступление в вуз проходит, как правило, в рамках трех сценариев: общий, льготный и квотный отбор. Притом на долю последней разновидности в среднем отводится около 120-15% от общего числа заявленных мест.
Целевое обучение реализуется на базе колледжей и вузов, но чаще всего абитуриенты направляются именно в институты и университеты.
Среди специфических черт целевых программ по подготовке дипломированных специалистов можно отметить следующие:
- В образовательном процессе заинтересованы три стороны: абитуриент-студент, образовательное заведение и третье лицо – целенаправитель;
- Поступление и обучение осуществляется на основе целевого направления и специального трехстороннего договора;
- Обучение для студента становится бесплатным, но с определенными обязательствами, затрагивающими период отработки, определенный уровень успеваемости и пр.;
- Необходимо наличие целе6вой квоты в вузе для реализации соответствующих программ;
- Образовательные программы по целевым профилям адаптированы под нужды конкретного партнера-работодателя, отрасли и пр.
Целевое обучение – это особый вид образовательных услуг, призванный удовлетворить потребности рынка труда и предоставить возможность получить бесплатное профессиональное образование по определенным направлениям.
Целевая подготовка дипломантов реализуется в рамках двух форматов. Первый – целевая квота. В данном случае финансировать обучение будет государство с целью восполнения дефицита кадров, обеспечения бесперебойной работы ведомств, государственных структур и социальных учреждений и пр.
Второй – целевой набор в рамках частно-государственного партнерства, частных инвестиций. В этом случае обучение будет оплачиваться за счет работодателя, который готов ожидать полноценного специалиста и тратить средства на его подготовку, гарантированно предоставить ему рабочее место по специальности.
Таким образом, целевое обучение – это общий термин, характеризующий особенности поступления и обучения в рамках профессионального образования. Он позволяет абитуриенты выбрать подходящее ему направление подготовки и поступать в рамках узкого конкурса, бесплатно освоить профессию и гарантированно трудоустроиться для получения первичного опыта с возможностью построения карьеры (как профессиональной, так и научной).
Особенности обучения по целевой квоте
Целевая квота — это официальное разрешение и основание ля реализации целевых программ по определенным направлениям, которая подлежит утверждению на ежегодной основе до начала приемной кампании. Каждый суз или вуз самостоятельно определяет долю целевых мест и спектр программ, подведомственных соответствующей нише.
К специфическим чертам подготовки дипломантов по целевой квоте можно отнести:
- Во-первых, каждое образовательное заведение определяет основные направления подготовки в рамках целевых программ. Спектр направлений может быть ограничен. Чаще всего он обусловлен потребностями партнеров вуза, ситуацией на местном или региональном рынке труда и пр.;
- Во-вторых, количество мест для целевого обучения строго ограничено. В общей сложности оно не превосходит 10-15% от общего числа вакантов, притом по каждому направлению оно носит единичный характер. Целевики обучаются совместно с бюджетниками или контрактниками, отличия в подготовке могут крыться в вариативной части дисциплин, а также непосредственно в составе целевой программы и пр.;
- В-третьих, подготовка специалистов производится на очном отделении;
- В-четвертых, обучение по квоте финансируется за счет государства. В данном случае целенаправителем выступает конкретная государственная организация, структура или ведомство, которая испытывает нехватку специалистов определенного профиля и уровня;
- В-пятых, целевая квота выделяется только государственным и аккредитованным университетам, колледжам. То есть государство доверяет целевую подготовку только надежным учреждениям.
Важно отметить, что поступление по целевой квоте происходит с учетом общих и дополнительных критериев. Общие заключаются в предоставлении основного пакета документов, прохождении всех вступительных испытаний. Дополнительные параметры затрагивают необходимость предоставления целевого направления от соответствующей структуры, партнера, а также участие в конкурсном отборе среди целевиков.
Поступление по целевой квоте нередко ограничивает абитуриента в части выбора образовательной программы. Зачастую целенаправитель отмечает необходимые направления подготовки при сузах и вузах или конкретизирует образовательное заведение, куда следует поступать.
Более того образовательная программа в рамках целевой квоты чаще всего стандартная, соответствующая нормам ФГОС, без четких ориентаций на нужды отдельно взятого предприятия. В данном случае восполняются нужды государства, то есть муниципальных, бюджетных структур на основе классической подготовки.
Обучение по целевой квоте не исключает возможности отчисления студента за неуспеваемость, снижения уровня выплат (стипендии) из-за успеваемости и пр. В данном случае правила образовательного заведения остаются едиными для всех.
Стипендии целевиков (по квоте) совпадают с рядовыми стипендиями бюджетников. О видах подобных выплат мы писали ранее.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности поступления и обучения в рамках целевого набора при вузе
Поступление по целевому набору, проводимого при вузе, предполагает обучение по специфическим специальностям, чаще всего адаптированным под нужды конкретной организации. Притом в качестве целенаправителя или потенциального работодателя выступает партнер учебного заведения, с которыми давно развеиваются совместные отношения: организуется практика студентов, развиваются совместные программы и курсы, мероприятия и пр.
Набор по частным целевым программам может проводиться в рамках общих и дополнительных правил. Общие предполагают учет действующих традиционных этапов: подача документов, прохождение вступительных испытаний и пр. Дополнительные моменты могут затрагивать введение дополнительного экзамена, необходимость предоставления специального документа (целевое направление, специальное соглашение или договор и пр.).
Обучение по целевым программам при вузе в рамках частного партнерства может проходить специфично. Во-первых, образовательная программа в данном случае носит адаптированный характер, то есть ориентирована под частные нужды: конкретное предприятие, определенный специалист, утвержденный уровень подготовки, набор предметов, практика и пр.
Во-вторых, в 90% случаев место для прохождения практики студентов предопределено заранее – на территории целенаправителя. В этом случае уже на этапе обучения учащихся сможет познакомиться с рабочими условиями, обязанностями, получить первый опыт и пр.
В-третьих, размер стипендий в рамках частных целевых программ может отличаться от классических выплат бюджетникам. В данном случае академическая стипендия гарантирована каждому целевику при условии положительно успеваемости. Притом целенаправитель имеет право указать дополнительные условия сотрудничества и утвердить конкретный размер стипендий, поощрений в случае улучшения или ухудшения успеваемости подопечного. Также могут быть предусмотрены дополнительные выплаты и награды, возмещения (транспортные расходы и пр.). Нередко студенты-целевики по программам для конкретных работодателей получают студенческую стипендию, а также стипендию от организации.
В-четвертых, целевые программы частного плана реализуются в любом образовательном заведении, с которым готов сотрудничать работодатель. В данном случае образовательное заведение изначально выбирается целенаправителем, а затем предоставляется на обозрение абитуриентам. В данном случае специальности могут реализовываться на базе государственных и частных сузов, вузов.
Таким образом, частная целевая программа призвана удовлетворить потребности в специалистах с определенной подготовкой, тотально подготовленных к рабочим будням на территории целенаправителя. в качестве инвестора в рабочую силу выступает определенная коммерческая организация, которая готова вкладываться в развитие персонала и предоставлять достойные условия труда по мере получения диплома об образовании.
Сравнительная характеристика целевой квоты и целевых программ при вузе
Таким образом, обучение в рамках целевых программ проходит по двум траекториям, которые предопределены условиями целенаправителя и соответствующими параметрами программы обучения.
Основание для сравнения |
Целевая квота |
Целевой набор при вузе, частная целевая программа |
Инвестор, целенаправитель | Финансирует государство | Финансирует коммерческая организация |
Правила разработки образовательной программы | Базируется на требованиях ФГОС | Учитывает параметры ФГОС и частные требования целенаправителя |
Конкурсный отбор |
Основывается на вступительных испытаниях, узкий конкурс (среди таких же целевиков) |
|
Количество свободных мест |
Крайне мало, около 10-15% от общего числа вакантов |
|
Стипендии | Академическая | Академическая, возможны доплаты со стороны работодателя, дополнительные стипендии от целенаправителя |
Сроки обучения |
Стандартные, с акцентом на ступень образования |
|
Сфера реализации целевых программ | Государственный суз или вуз |
Государственный и негосударственный суз или вуз |
Учебный процесс |
По условиям договора о целевом обучении |
|
Отработка по итогам обучения |
Согласно условиям договора, в среднем около 3-5 лет |
Единственным и существенным различием между целевыми программами по квоте (государственного) и коммерческим вариантом является инвестор, то есть целенаправитель и все, что с ним связано.
При обучении по государственным целевым программам все обязательства по оплате обучения и выплате стипендий берет на себя государство. Размер стипендий чаще всего остается на академическом уровне, при отличной учебе – возможна повышенная стипендия и пр. Учебный процесс реализуется согласно классическим канонам, по этапам, согласно утвержденной траектории и срокам.
В ходе освоения частной целевой программы условия обучения могут отличаться. В частности, состав образовательной программы будет подстроен под условия и требования целенаправителя с помощью вариативного модуля или утверждения специальной программы. В данном случае готовят специалистов с определенными навыками, знаниями и пр. Чаще всего в целевой программе частного плана встречают узкоспециализированные предметы, подчеркивающие специфику отрасли и
Более того, разница в финансовом обеспечении студентов также очевидна. Целевики, сотрудничающие с частными организациями, чаще получают больше возможностей для развития: дополнительные выплаты, компенсации на проживание, проезд, обеспечение учебникам, гарантированное место практики и пр.
Также следует отметить, что государство не устанавливает суровых требований по отношению к успеваемости индивида. Но частные организации зачастую тщетно контролируют ход обучения подопечного, устанавливая дополнительные жесткие требования к успеваемости. По новым правилам, целенаправитель имеет право снижать стипендию или приостанавливать соответствующие выплаты при ухудшении успеваемости или при наличии отрицательных отметок и пр.
Среди сходств в подготовке дипломантов по целевой квоте и целевому набору можно выделить необходимость предоставления целевого направления, малое количество вакантных мест, необходимость в обязательном порядке отрабатывать определенный период времени в штате целенаправителя (притом заработная плана на первых порах может быть невысокой), а также гарантированное трудоустройство после получения диплома об образовании.
Помимо этого, абитуриентам и студентам предстоит заключать специальный трехсторонний договор, в котором будет присутствовать три стороны: абитуриент (студент), учебное заведение и целенаправитель.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Всегда думала, что в целом это одного и то же, так как фигурирует категория «целевое». Спасибо, что отметили разницу между этими понятиями. Видимо, нужно быть внимательнее и разборчивее.
спасибо за пояснение. Не думала, что категории настолько разные.