Целевая квота и целевое обучение: одно и то же?

Вариантов для поступления в вуз или колледж немало, но в последнее время наметился рост спроса на целевые программы. Притом немногие знают и понимают категории «целевая квота» и «целевое обучение». Сегодня мы раскроем занавес в отношении каждого термина.

Целевая квота и целевое обучение: одно и то же?
Вариантов для поступления в вуз или колледж немало, но в последнее время наметился рост спроса на целевые программы. Притом немногие знают и понимают категории «целевая квота» и «целевое обучение». Сегодня мы раскроем занавес в отношении каждого термина.

Понятие и виды целевого обучения

Поступление в вуз проходит, как правило, в рамках трех сценариев: общий, льготный и квотный отбор. Притом на долю последней разновидности в среднем отводится около 120-15% от общего числа заявленных мест.

Целевое обучение реализуется на базе колледжей и вузов, но чаще всего абитуриенты направляются именно в институты и университеты.

Каким бывает целевое обучение в колледжах и вузах?
Каким бывает целевое обучение в колледжах и вузах?

Среди специфических черт целевых программ по подготовке дипломированных специалистов можно отметить следующие:

  • В образовательном процессе заинтересованы три стороны: абитуриент-студент, образовательное заведение и третье лицо – целенаправитель;
  • Поступление и обучение осуществляется на основе целевого направления и специального трехстороннего договора;
  • Обучение для студента становится бесплатным, но с определенными обязательствами, затрагивающими период отработки, определенный уровень успеваемости и пр.;
  • Необходимо наличие целе6вой квоты в вузе для реализации соответствующих программ;
  • Образовательные программы по целевым профилям адаптированы под нужды конкретного партнера-работодателя, отрасли и пр.

Целевое обучение – это особый вид образовательных услуг, призванный удовлетворить потребности рынка труда и предоставить возможность получить бесплатное профессиональное образование по определенным направлениям.

Целевая подготовка дипломантов реализуется в рамках двух форматов. Первый – целевая квота. В данном случае финансировать обучение будет государство с целью восполнения дефицита кадров, обеспечения бесперебойной работы ведомств, государственных структур и социальных учреждений и пр.

Второй – целевой набор в рамках частно-государственного партнерства, частных инвестиций. В этом случае обучение будет оплачиваться за счет работодателя, который готов ожидать полноценного специалиста и тратить средства на его подготовку, гарантированно предоставить ему рабочее место по специальности.

Таким образом, целевое обучение – это общий термин, характеризующий особенности поступления и обучения в рамках профессионального образования. Он позволяет абитуриенты выбрать подходящее ему направление подготовки и поступать в рамках узкого конкурса, бесплатно освоить профессию и гарантированно трудоустроиться для получения первичного опыта с возможностью построения карьеры (как профессиональной, так и научной).

Особенности обучения по целевой квоте

Целевая квота — это официальное разрешение и основание ля реализации целевых программ по определенным направлениям, которая подлежит утверждению на ежегодной основе до начала приемной кампании. Каждый суз или вуз самостоятельно определяет долю целевых мест и спектр программ, подведомственных соответствующей нише.

Специфика целевого обучения по квоте
Специфика целевого обучения по квоте

К специфическим чертам подготовки дипломантов по целевой квоте можно отнести:

  • Во-первых, каждое образовательное заведение определяет основные направления подготовки в рамках целевых программ. Спектр направлений может быть ограничен. Чаще всего он обусловлен потребностями партнеров вуза, ситуацией на местном или региональном рынке труда и пр.;
  • Во-вторых, количество мест для целевого обучения строго ограничено. В общей сложности оно не превосходит 10-15% от общего числа вакантов, притом по каждому направлению оно носит единичный характер. Целевики обучаются совместно с бюджетниками или контрактниками, отличия в подготовке могут крыться в вариативной части дисциплин, а также непосредственно в составе целевой программы и пр.;
  • В-третьих, подготовка специалистов производится на очном отделении;
  • В-четвертых, обучение по квоте финансируется за счет государства. В данном случае целенаправителем выступает конкретная государственная организация, структура или ведомство, которая испытывает нехватку специалистов определенного профиля и уровня;
  • В-пятых, целевая квота выделяется только государственным и аккредитованным университетам, колледжам. То есть государство доверяет целевую подготовку только надежным учреждениям.

Важно отметить, что поступление по целевой квоте происходит с учетом общих и дополнительных критериев. Общие заключаются в предоставлении основного пакета документов, прохождении всех вступительных испытаний. Дополнительные параметры затрагивают необходимость предоставления целевого направления от соответствующей структуры, партнера, а также участие в конкурсном отборе среди целевиков.

Поступление по целевой квоте нередко ограничивает абитуриента в части выбора образовательной программы. Зачастую целенаправитель отмечает необходимые направления подготовки при сузах и вузах или конкретизирует образовательное заведение, куда следует поступать.

Более того образовательная программа в рамках целевой квоты чаще всего стандартная, соответствующая нормам ФГОС, без четких ориентаций на нужды отдельно взятого предприятия. В данном случае восполняются нужды государства, то есть муниципальных, бюджетных структур на основе классической подготовки.

Обучение по целевой квоте не исключает возможности отчисления студента за неуспеваемость, снижения уровня выплат (стипендии) из-за успеваемости и пр. В данном случае правила образовательного заведения остаются едиными для всех.

Стипендии целевиков (по квоте) совпадают с рядовыми стипендиями бюджетников. О видах подобных выплат мы писали ранее.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

disshelp.ru

Особенности поступления и обучения в рамках целевого набора при вузе

Поступление по целевому набору, проводимого при вузе, предполагает обучение по специфическим специальностям, чаще всего адаптированным под нужды конкретной организации. Притом в качестве целенаправителя или потенциального работодателя выступает партнер учебного заведения, с которыми давно развеиваются совместные отношения: организуется практика студентов, развиваются совместные программы и курсы, мероприятия и пр.

Набор по частным целевым программам может проводиться в рамках общих и дополнительных правил. Общие предполагают учет действующих традиционных этапов: подача документов, прохождение вступительных испытаний и пр. Дополнительные моменты могут затрагивать введение дополнительного экзамена, необходимость предоставления специального документа (целевое направление, специальное соглашение или договор и пр.).

Особенности целевого обучения от частной организации
Особенности целевого обучения от частной организации

Обучение по целевым программам при вузе в рамках частного партнерства может проходить специфично. Во-первых, образовательная программа в данном случае носит адаптированный характер, то есть ориентирована под частные нужды: конкретное предприятие, определенный специалист, утвержденный уровень подготовки, набор предметов, практика и пр.

Во-вторых, в 90% случаев место для прохождения практики студентов предопределено заранее – на территории целенаправителя. В этом случае уже на этапе обучения учащихся сможет познакомиться с рабочими условиями, обязанностями, получить первый опыт и пр.

В-третьих, размер стипендий в рамках частных целевых программ может отличаться от классических выплат бюджетникам. В данном случае академическая стипендия гарантирована каждому целевику при условии положительно успеваемости. Притом целенаправитель имеет право указать дополнительные условия сотрудничества и утвердить конкретный размер стипендий, поощрений в случае улучшения или ухудшения успеваемости подопечного. Также могут быть предусмотрены дополнительные выплаты и награды, возмещения (транспортные расходы и пр.). Нередко студенты-целевики по программам для конкретных работодателей получают студенческую стипендию, а также стипендию от организации.

В-четвертых, целевые программы частного плана реализуются в любом образовательном заведении, с которым готов сотрудничать работодатель. В данном случае образовательное заведение изначально выбирается целенаправителем, а затем предоставляется на обозрение абитуриентам. В данном случае специальности могут реализовываться на базе государственных и частных сузов, вузов.

Таким образом, частная целевая программа призвана удовлетворить потребности в специалистах с определенной подготовкой, тотально подготовленных к рабочим будням на территории целенаправителя. в качестве инвестора в рабочую силу выступает определенная коммерческая организация, которая готова вкладываться в развитие персонала и предоставлять достойные условия труда по мере получения диплома об образовании.

Сравнительная характеристика целевой квоты и целевых программ при вузе

Таким образом, обучение в рамках целевых программ проходит по двум траекториям, которые предопределены условиями целенаправителя и соответствующими параметрами программы обучения.

Основание для сравнения

Целевая квота

Целевой набор при вузе, частная целевая программа

Инвестор, целенаправитель Финансирует государство Финансирует коммерческая организация
Правила разработки образовательной программы Базируется на требованиях ФГОС Учитывает параметры ФГОС и частные требования целенаправителя
Конкурсный отбор

Основывается на вступительных испытаниях, узкий конкурс (среди таких же целевиков)

Количество свободных мест

Крайне мало, около 10-15% от общего числа вакантов

Стипендии Академическая Академическая, возможны доплаты со стороны работодателя, дополнительные стипендии от целенаправителя
Сроки обучения

Стандартные, с акцентом на ступень образования

Сфера реализации целевых программ Государственный суз или вуз

Государственный и негосударственный суз или вуз

Учебный процесс

По условиям договора о целевом обучении

Отработка по итогам обучения

Согласно условиям договора, в среднем около 3-5 лет

Единственным и существенным различием между целевыми программами по квоте (государственного) и коммерческим вариантом является инвестор, то есть целенаправитель и все, что с ним связано.

При обучении по государственным целевым программам все обязательства по оплате обучения и выплате стипендий берет на себя государство. Размер стипендий чаще всего остается на академическом уровне, при отличной учебе – возможна повышенная стипендия и пр. Учебный процесс реализуется согласно классическим канонам, по этапам, согласно утвержденной траектории и срокам.

В ходе освоения частной целевой программы условия обучения могут отличаться. В частности, состав образовательной программы будет подстроен под условия и требования целенаправителя с помощью вариативного модуля или утверждения специальной программы. В данном случае готовят специалистов с определенными навыками, знаниями и пр. Чаще всего в целевой программе частного плана встречают узкоспециализированные предметы, подчеркивающие специфику отрасли и

Более того, разница в финансовом обеспечении студентов также очевидна. Целевики, сотрудничающие с частными организациями, чаще получают больше возможностей для развития: дополнительные выплаты, компенсации на проживание, проезд, обеспечение учебникам, гарантированное место практики и пр.

Также следует отметить, что государство не устанавливает суровых требований по отношению к успеваемости индивида. Но частные организации зачастую тщетно контролируют ход обучения подопечного, устанавливая дополнительные жесткие требования к успеваемости. По новым правилам, целенаправитель имеет право снижать стипендию или приостанавливать соответствующие выплаты при ухудшении успеваемости или при наличии отрицательных отметок и пр.

Среди сходств в подготовке дипломантов по целевой квоте и целевому набору можно выделить необходимость предоставления целевого направления, малое количество вакантных мест, необходимость в обязательном порядке отрабатывать определенный период времени в штате целенаправителя (притом заработная плана на первых порах может быть невысокой), а также гарантированное трудоустройство после получения диплома об образовании.

Помимо этого, абитуриентам и студентам предстоит заключать специальный трехсторонний договор, в котором будет присутствовать три стороны: абитуриент (студент), учебное заведение и целенаправитель.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Целевая квота и целевое обучение: одно и то же?”

  • Всегда думала, что в целом это одного и то же, так как фигурирует категория «целевое». Спасибо, что отметили разницу между этими понятиями. Видимо, нужно быть внимательнее и разборчивее.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *