Виды студенческих и научно-исследовательских работ по программам Профессионалитета и их особенности

Зарождение новой ступени образования в России породило немало вопросов и нюансов. С одной стороны, по своей сути и миссии профессионалитет является продолжением или совершенствованием системы среднего профессионального образования и «преобразованным» форматом подготовки, который когда-то действовал в училищах. Новая программа приблизила подготовку студентов к уровню бакалавриата, сохранив короткие сроки, а ее наименование привлекло внимание и актуализировано СПО. С другой стороны, такой ход позволил привлечь внимание работодателей к взаимовыгодному сотрудничеству с сузами и необходимости оказывать им поддержку для получения готового специалиста, соответствующего требованиям и ожиданиям. Обучение на базе профессионалитета проходит по классической очной траектории, а это значит, что студенты неминуемо будут выполнять различные письменные работы. Об их видах мы поговорим ниже.

Виды студенческих и научно-исследовательских работ по программам Профессионалитета и их особенности
Зарождение новой ступени образования в России породило немало вопросов и нюансов. С одной стороны, по своей сути и миссии профессионалитет является продолжением или совершенствованием системы среднего профессионального образования и «преобразованным» форматом подготовки, который когда-то действовал в училищах. Новая программа приблизила подготовку студентов к уровню бакалавриата, сохранив короткие сроки, а ее наименование привлекло внимание и актуализировано СПО.

С другой стороны, такой ход позволил привлечь внимание работодателей к взаимовыгодному сотрудничеству с сузами и необходимости оказывать им поддержку для получения готового специалиста, соответствующего требованиям и ожиданиям.

Обучение на базе профессионалитета проходит по классической очной траектории, а это значит, что студенты неминуемо будут выполнять различные письменные работы. Об их видах мы поговорим ниже.

Классификация студенческих работ на уровне профессионалитета

Несмотря на небольшой срок обучении (всего 2 года), студенты профессионалитета за это время успевают подготовить свыше десятка различных студенческих работ.

В зависимости от необходимости выполнения письменных проектов их можно разделить на две большие группы. Первая – обязательные студенческие исследования, проведение и написание которых неминуемо для каждого учащегося колледжа или вуза. К этой категории относят те работы, которые заявлены учебным планом, без которых у учащегося могут возникнуть проблемы с допуском к сессии или аттестации. Подобные проектов у учащихся профессионалитета всего пять: КСР, лабораторная работа, курсовая работа, отчет по практике и выпускная квалификационная работа.

Классификация студенческих работ по программам Профессионалитета
Классификация студенческих работ по программам Профессионалитета

Второй вид – добровольный или инициативный, предполагающий выполнение исследования и его оформление в письменном виде по инициативе. К данной нише относят рефераты и доклады.

Некоторые специалисты выделяюсь промежуточное звено между этими группами – добровольно-принудительные проекты, когда одна из работ инициативного плана плавно переходит в обязанность студента на фоне поручения педагога (то есть преподаватель сам раздел темы, отметил формат и вид работы, сроки ее выполнения и назначил ответственное за написание лицо).

Также распределить студенческие работы на уровне профессионалитета можно по характеру исследования: теоретические и прикладные. Теоретические работы предполагают обзорный или частично исследовательский характер, когда заявленная тема раскрывается сугубо с научной точки зрения: разъяснение терминов и понятий, описание действующих канонов и законов, правил, методик и пр. К этой категории можно смело отнести курсовые работы, контрольные и самостоятельные работы, рефераты и доклады.

Прикладные работы базируются на разъяснении действий и их реализации, то есть носят преимущественно экспериментальный характер. К данному виду относят лабораторные работы, отчеты по практике, частично курсовые (чаще всего преддипломную) и дипломные работы, то есть те исследования, где студент принимает непосредственное участие: проводит опыт, решает реальную проблему или анализирует ситуацию, работает с конкретным оборудованием и пр.

Также студенческие работы по программам профессионалитета можно разделить на общие и узкие. Общие констатируют классический или общий порядок дел. Они сопоставимы с теоретическими изысканиями. Узкие работы ориентированы на конкретный сегмент: определенная проблема, профессиональная область, подход или методика, оборудование или инструмент и пр. То есть выполнение узких студенческих работ нацелено на развитие точных и сугубо профессиональных умений и качеств.

Еще одна градация письменных проектов профессионалитетского уровня основывается на необходимости в прохождении плагиата. В данном случае существуют студенческие работы, подвергаемые обязательной проверке текста на оригинальность – курсовые и дипломные работы, а также непроверяемые проекты – рефераты, доклады, контрольные и лабораторные работы и т.д.

В целом классификация студенческих работ по программам профессионалитета стандартна и совпадает с исследованиями бакалавров.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности выполнения студенческих работ на уровне профессионалитета

Несмотря на то, что набор исследований среди учащихся профессионалитета относится к категории классических, каждый проект будет обладать определенными специфическими чертами, подчеркивающими принадлежность именно к данной ступени профессионального образования.

Самостоятельные и контрольные работы призваны проверить степень усвоения пройденного материала. Как правило, они посвящаются наиболее важным и сложным темам, затрагивающим правила, ключевые категории и понятия, общие теоретические моменты, являющиеся базой для дальнейшего погружения в специальность и развития практических навыков. Они могут реализовываться планово и внепланово. Притом именно плановые КСР будут обязательными для студента, но в случае пропуска по уважительной причине восполнять их не придется. Как правило, самостоятельные и контрольные работы учащиеся профессионалитета выполняют во время занятия (семинара), на них выделяется около 20-3 минут или вся пара.

Обратите внимание, что КСР выполняются только в рамках пройденных тем по профилю. Они свойственны предметам общеразвивающего и начального профессионального блока (введение в специальность). Также на проверку включают вопросы и задания, освещаемые в рамках самоизучения (задания для самостоятельного изучения тем студентами, список рекомендованной к прочтению литературы и пр.).

Специфические черты студенческих работ по программам Профессионалитета

Вид работы

Характер исследования

Условия проведения

Реферат Описательный, обзорный и учебный характер

Теоретическое исследование темы

Выполнение в домашних условиях, сдача или защита в ссузе
Доклад
Лабораторная работа Исследовательское и прикладное направление деятельности студентов Реализуется на базе лабораторий учебного заведения или потенциального работодателя
Отчет по практике Практическая работа студента Данные собираются по месту практики, оформляются в письменном виде и защищаются в ссузе
Курсовая работа Теоретический, исследовательский или прикладной характер Самостоятельное выполнение студентом, защита в ссузе
ВКР Комбинированный проект, призванный подтвердить уровень подготовки новоиспеченного специалиста Защита в ссузе

Лабораторные работы – это вид практического занятия, где учащиеся оттачивают исследовательские и профессиональные качества одновременно, изучая специфику работы конкретного оборудования и пр. В данном случае им необходимо провести ряд действий, выполнить описанное задание и описать полученные результаты в виде отчета о лабораторной работе. Акцент делается именно на практике: описывать теоретические аспекты, правила не нужно. Достаточно констатировать действие и результат, а затем оценить его с научной или профессиональной точки зрения.

Проведение лабораторных работ производится только после полного изучения темы и чаще всего затрагивает профессиональный модуль программы профессионалитета. То есть данный вид исследований напрямую связан с профессиональной деятельностью и содействует развитию точных прикладных навыков.

Самыми простейшими и описательными видами студенческих работ по программам профессионалитета по праву считаются рефераты и доклады. Притом студенты данной ступени выполняют классический реферат и устный или письменный доклад строго в рамках обозначенной темы. в этих проектах обозревается история развития или становления проблемы, особенности воздействия на нее с различных подходов, позиций и в разные эпохи. То есть миссия рефератов и докладов – расширить кругозор и понимание базовой темы в рамках конкретной отрасли.

В числе обязательных и сугубо профессиональных студенческих работ н уровне профессионалитета можно выделить курсовые и дипломные работы, отчеты по практике.

За весь период обучения студенты рассматриваемого уровня выполняют 2-3 курсовые работы, каждая из которых затрагивает преимущественно профессиональный модуль, разъясняя специфику и особенности работы, современные подходы и методики, тенденции и пр. Как минимум учащиеся профессионалитета сталкиваются с выполнением классической курсовой работы и преддипломной, которая впоследствии ложится в основу теоретического раздела дипломного проекта.

Не менее важным видом письменных работ на уровне профессионалитета является отчет по практике. «Профессионалитетщики» проходят как минимум три вида практики, но продолжительность данного мероприятия около 2 недель (в то время когда в вузе в среднем выделяют на практическую подготовку по 3 недели). В среднем студенты стажируются и оттачивают профессиональное мастерство три раза (то есть раз в семестр) в рамках ознакомительной, производственной и преддипломной практики.

Первый вид призван познакомить учащихся с условиями работы, действующим оборудованием, спецификой выбранной профессии. Второй – развивает базовые навыки по работе с конкретными агрегатами, инструментами, техникой, выполнение простейших заданий в рамках профессии и пр. Последний – оттачивает профессионализм, текст отчета по преддипломной практике кладут в основу практической части ВКР, где будут констатированы проблемы и особенности профессиональной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Все виды отчетов по практике будут сосредоточены сугубо вокруг непосредственной профессиональной деятельности и освещать ее с различных сторон: правила безопасности и инструкции, технические характеристики и возможности по работе со специальным оборудованием, решение проблем при реализации основных полномочий и пр.

Выпускная работа студента профессионалитета представляет собой емкое, сжатое, но сугубо прикладное исследование, подчеркивающее права и обязанности новоиспеченного специалиста, условия работы на территории потенциального работодателя и партнера учебного заведения, правила, действующие в отрасли и в конкретной организации, условия работы и пр.

В дипломной работе выпускнику профессионалитета предстоит кратко, емко, аргументированно изложить суть рассматриваемой темы с теоретической, частично исследовательской и практической точек зрения, продемонстрировав степень готовности к трудовым будням: понимание и владение правилами. регламентами, а также навыки по работе с узкоспециализированным оборудованием и умения оперативно принимать решения при возникновении «рабочих проблем».

Исследовательские качества проявляются именно в решении проблемных зон. Они заключаются в поиске подходящей методики или комбинации приемов, действий, которые помогут работнику справится с порученным заданием.

Специфика подготовки студенческих работ по программам профессионалитета

Студенческие работы несмотря на единый вид и совпадающие правила оформления на каждом уровне образования обладают конкретными специфическими чертами. Как правило, их можно отметить в виде принципов подготовки письменных проектов.

Принципы подготовки студенческих работ по направлениям Профессионалитета
Принципы подготовки студенческих работ по направлениям Профессионалитета

В рамках программ профессионалитета можно выделить следующие характерные черты студенческих исследований:

  • Узость. Данный канон проявляется в том что все исследования (будь то теоретические или практические) будут располагаться в рамках определенной отрасли и профессии подчеркивая все тонкости, нюансы и пр.;
  • Прикладной характер. Характер темы и вид исследования не играет существенной роли. Даже если проект призван предоставить обзор, разъяснение, то все эти моменты должны быть посвящены реалиям, действующим правилам и канонам, текущим условиям и пр. То есть в работе студент описывает то, чем и как будет пользоваться в профессиональной деятельности, обосновывая каждый шаг и действие;
  • Краткость и емкость. Все исследования и письменные работы студенты имеют качественные и количественные ограничения. Первый вид представлен в виде научного аппарата исследования, а второй – в виде технических характеристик проекта. Письменные работы профессионалитета и бакалавриата имеют немало сходств, но при этом в исследованиях по профессионалитетским программам допускается меньший объем (чем по программам бакалавриата). При этом весомость информационной и доказательной базы должна быть значительной. Поэтому важно предоставить информацию в понятной и емкой форме, чтобы учесть требования по общему объему проекта и соразмерности разделов;
  • Низкая глубина погружения в тему. Профессионалитету свойственно освоение лишь минимальных, базовых навыков, достаточных для выполнения рядовых обязанностей рабочего: действия с конкретным оборудованием, решение определенных задач и пр. Поэтому тема будет изучена в определенном ракурсе: описание наиболее важных канонов, инструкций и особенностей оборудования, правил работы с ним и пр. То есть к исследованиям профессионалитетского уровня достаточно описать лишь непосредственные обязанности и инструкции, основные правила, регламентирующие рабочий процесс.
  • Учебно-инструктивный характер. Данный момент предполагает, что в основу студенческих проектов будут положена преимущественно учебная литература, а также сведения реального плана, добытые с места практики: инструкции, технические характеристики оборудования, правила техники безопасности, должностная инструкция и пр.

Таким образом, студенческие работы на уровне профессионалитета будут более специализированными, узкими, практико ориентированными.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие научно-исследовательские работы выполняют студенты профессионалитета?

Профессионалитетские направления уникальны тем, что они нацелены на воспитание сугубо рабочих специалистов, для которых важно наличие конкретных умений. Научно-исследовательская составляющая в рамках данного уровня образования сведена к минимуму, но при этом призвана научить студентов подходить к решению возникающих проблем обоснованно, грамотно подбирать инструменты для работы и пр.

Научно-исследовательский компонент может быть включен при выполнении лабораторных работ, преддипломных курсовых проектов и выпускных аттестационных исследований. В данном случае важно располагать соответствующей материально-технической базой и ресурсами, специализированной литературой и иметь достаточный уровень подготовки для изучения новшеств и их применения в перспективе.

Данная часть выполнения студенческих проектов на базе профессионалитета позволяет актуализировать знания и представления учащихся по профессии: осветит современные тенденции в отрасли или на отдельном взятом предприятии (объекте исследования), современные средства и технологии, применяемые на практике, достижения НТП и пр. Научно-исследовательская составляющая чаще всего носит теоретический характер, то есть описательный, но при выполнении лабораторных работ может плавно перетечь в реальные действия при наличии соответствующих агрегатов, аппаратов и пр.

Таким образом, студенты, осваивающие программы Профессионалитета выполняют классические работы и изыскания в рамках отраслевой принадлежности с минимальным акцентом на НИР и максимальным доминантом на практику.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “Виды студенческих и научно-исследовательских работ по программам Профессионалитета и их особенности”

  • Уже исходя из описания программы Профессионалитета можно понять, что научно-исследовательской деятельностью там и не пахнет. Там готовят «рабочие руки» с узким мышлением и конкретными навыками, умениями. Не зря программа предельно короткая (всего до 2 лет обучения). А вот по поводу студенческих работ в целом все ясно: они будут по минимуму, но некоторые виды (например, контрольные. Самостоятельные) могут проводиться внепланово для оценки качества пройденного материала. сейчас знакомый учится по такой программе: у них больше практических занятий, теорию дома изучает.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *