Влияет ли формат на качество обучение: выбираем очное, заочное и вечернее образование?

На сегодняшний день у абитуриентов есть масса вариантов для освоения желаемой профессии. Притом каждый поступающий сможет подобрать для себя посильный и подходящий вариант. В числе традиционных форматов подготовки дипломантов выделяют очное, заочное, вечернее и дистанционное обучение. Если изначально считалось, что самым качественным считается очное обучение, то сейчас видение и восприятие обучения при колледже и вузе изменилось. Давайте же разбираться: зависит ли качество подготовки выпускника от формата?

Влияет ли формат на качество обучение: выбираем очное, заочное и вечернее образование?
На сегодняшний день у абитуриентов есть масса вариантов для освоения желаемой профессии. Притом каждый поступающий сможет подобрать для себя посильный и подходящий вариант. В числе традиционных форматов подготовки дипломантов выделяют очное, заочное, вечернее и дистанционное обучение.

Если изначально считалось, что самым качественным считается очное обучение, то сейчас видение и восприятие обучения при колледже и вузе изменилось. Давайте же разбираться: зависит ли качество подготовки выпускника от формата?

Особенности, плюсы и минусы очного обучения

Очный формат подготовки дипломированных специалистов – один из самых первых вариантов обучения при вузах России, который сохранился по сей день и считается «классическим образованием». Именно данный формат спонсируется государством.

Среди очевидных достоинств очного становления специалистов можно выделить следующие черты:

  • Более 75% мест при вузах относятся к очному формату;
  • Бюджетные места на сегодняшний день доступны только в рамках очного обучения;
  • Основная программа готовится в развернутом виде: все предметы изучаются по плану с предоставлением основных материалов, заданий, консультаций, педагоги консультируют студентов на любой стадии обучения;
  • Тесный тандем педагогов и студентов позволяет подготовить более понимающих и разбирающихся во всех профессиональных нюансах специалистов. Пребывание в вузе позволяет оперативно решать возникающие проблемы и неясности;
  • Учебная программа предполагает сплетение и/или параллельное постижение теории, практики, выполнения НИР, самообразования и пр.;
  • Требования к подготовке очников считаются самыми жесткими и высокими. Ему предстоит активно работать в течение семестра, вовремя сдавать письменные работы, чтобы получить допуск к экзамену или зачету, при этом на самой аттестации также важно показать полученные навыки и знания;
  • Даже заядлые троечники-очники освоят программу по минимуму, но качество их знаний будет соответствовать общепринятым нормам;
  • Только студентам очного отделения (но строго по аккредитованным программам) предоставляется отсрочка от армии;
  • Только очники, осваивающие программу на бюджетной основе, имеют право получать стипендию. Притом нередко именно она становится основной мотивацией для лучшего освоения программы: чем выше успеваемость, тем больше шансов получать повышенную плату;
  • На период обучения учащиеся имеют право проживать в общежитии при вузе;
  • Программы академической мобильности при вузе доступны только очникам.
Достоинства и недостатки очной подготовки студентов
Достоинства и недостатки очной подготовки студентов

Среди минусов данного формата подготовки дипломантов отмечают трату основного времени на внутривузовское обучение: то есть основная часть обучения проходит внутри университета, а за его пределами студенту нужно успеть подготовить домашнее задание, разобраться с практическими заданиями, пройти практику и отчитаться за данный этап перед куратором. То есть в вузе происходит контролируемое погружение в профессию, а за его пределами – свободное время посвящается все той же подготовке, только без жесткого контроля педагога. Фактически, все свободное время студент посвящает учебе.

Изначально, считалось, что качество подготовки очника – самое высокое и лучшее. Во-первых, вся программа буквально «разжевывалась» и преподносилась на блюдечке с голубой каемочкой каждому студенту, а домашнее задание было призвано закрепить пройденный материал. Во-вторых, именно очные программы в первую очередь обновляются и подвергаются коррективам с учетом внедряемых в отрасль новшеств, рекомендаций работодателей и предприятий-партнеров и пр.

Таким образом, очное обучение в вузе – это классическое высшее образование, позволяющее в средних темпах подготовить высококвалифицированного специалиста без особых проблем и преград.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Заочное обучение в вузе: понятие, специфика, достоинства и недостатки

Заочный формат подготовки дипломированных специалистов при вузе – это вторая разновидность обучения, появившаяся вслед за очным вариантом. Ее особенность проявляется в том, что здесь не требуется постоянного пребывания в вузе. Освоение профессии происходит планомерно с акцентом на самообучение, а проверка качества подготовки студента предусмотрена в специально отведенный период – сессию, где он уже обязан прибыть в институт.

Среди специфических черт заочного обучения можно отметить:

  • Программа обучения по составу совпадает с очными направлениями, но ее освоение приходится на самостоятельно работу студента, самообразование;
  • Продолжительность обучения немного больше, чем по очным направлениям, благодаря чему у студента есть время для самообразования, решения возникающих проблем с помощью педагогов, кураторов и наставников;
  • В составе программы заочного обучения присутствует теоретическая подготовка на базе самоизучения предметов (согласно учебному плану, заданиям и пр.), практическая подготовка внутри и вне вуза, исследовательская подготовка (выполнение курсовых, контрольных работ. НИР и отчетов и пр.);
  • Изначально набор и характер образовательных программ заочного отделения на 80-90% совпадал с возможностями очников;
  • Ранее на заочном отделении также выделялись бюджетные места, но в гораздо меньших объемах, а размер стипендии зависел от успеваемости учащегося;
  • Заочники могут успешно совмещать работу и учебу без ущерба личной жизни и пр.

На сегодняшний день система заочного обучения при вузе претерпела немало грандиозных перемен. Во-первых, бюджетные места из данной ниши практически исчезли. Освоение заочных программ стало возможным только платно, но при этом стоимость образовательных услуг в разы ниже, чем у очников. Во-вторых, с 2022-2023 года часть специальностей не будет преподаваться заочно в рамках первого высшего образования.

Специфика заочного обучения в вузе
Специфика заочного обучения в вузе

Более того, изначально для приема на заочные программы достаточно было пройти внутренние испытания при вузе. Сейчас же без ЕГЭ – дорога к профессии нет.

Среди очевидных минусов обучения на заочном факультете следует выделить:

  • Получить отсрочку от армии молодым людям не удастся. Им предстоит сделать выбор: учеба или армия, академический отпуск или отчисление и пр.;
  • Слабый контроль со стороны преподавателей порождает лень студентов. Они изучают предметы непосредственно перед или во время сессии, поэтому усвоение материала носит поверхностный характер, ему свойственно забываться без активного использования;
  • Заочникам не выделяют место при общежитии;
  • На заочном отделении невозможно освоить ряд специальностей: медицинские, частично – технические, инженерные, творческие и пр. Некоторые программы недоступны, так как требуют больше практики, оттачивания мастерства под кураторством опытных наставников (чтобы умения были грамотными, корректными и пр.).;
  • Подготовка на заочном отделении считается поверхностной, так как каждый студент изучает предмет в меру своей подготовки, понимания. Даже наличие учебного плана не позволяет достичь равномерной подготовки учащихся в одной группе: кто-то изучит больше, кто-то меньше и пр.

Дистанционное обучение в вузе: сущность, особенности, плюсы и минусы

Дистанционная подготовка дипломантов – это одна из новейших и современных форматов обучения, действующая в России преимущественно при вузах. Активно использоваться она начала в период пандемии, но продемонстрировав свою состоятельность сумела закрепиться в рамках самостоятельного отделения наравне с очным и заочным обучением.

Дистанционная подготовка при вузе основывается на использовании онлайн-технологий, интернета, специальных приложений и техники. Особенностью этого формата является то, что у студента не от прямой обязанности и необходимость посещать вуз. Все взаимодействие строится в виртуальном режиме: чаты, видео-уроки, онлайн-консультации, письменные работы и пр.

Особенности дистанционного обучения в вузе
Особенности дистанционного обучения в вузе

В числе достоинств нового варианта обучения дипломантов можно отметить:

  • Возможность получать высшее профессиональное образование из любо точки мира, в любом вузе (где действует соответствующий вариант, программа, специальность);
  • Стоимость обучения гораздо ниже, чем у очников и заочников;
  • Программа дистанционного обучения акцентирована на самообразовании, но план профиля (набор предметов, задания и пр.) совпадает с очными и заочными форматами;
  • На период сессии студенту достаточно своевременно выполнять задания, выходить на связь с педагогами без очного визита в вуз, но в некоторых случаях может потребоваться посещение учебного заведения (если это предусмотрено договором, условиями обучения).

Среди недостатков онлайн-образования при вузе можно отметить действие образовательных программ сугубо на платной основе. Бюджетные места в данном случае отсутствуют. Отсюда вытекает очередной недостаток – отсутствие стипендий и поощрений. Еще одним минусом дистанционного обучения выступает акцент на теоретической подготовке, научно-исследовательская ниша – слабая, а практика фактически отсутствует в явном проявлении. Также очевидным камнем преткновения является получение льгот и отсрочек: на дистанционном отделении это невозможно.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Вечернее образование – есть ли оно сегодня?

К данной категории относят специфический формат подготовки студентов – очно-заочный, где становление будущих специалистов происходит по вечерам. То есть это скрещивание очной и заочной подготовки, когда студент посещает университет ежедневно в рамках утвержденного графика обучения, расписания занятий, но все занятия проходят в нерабочее время.

Данный вариант подготовки успешно действовал до 2008-2010 годов. С момента проведения «образовательной реформы» данный формат постепенно ушел на второй план, но в отдельных вузах по некоторым специальностям он действует по сей день.

Характерные черты вечернего обучения в вузе
Характерные черты вечернего обучения в вузе

Вечернее обучение при вузе идеально подходит работающей молодежи или лицам, имеющим за плечами профессиональное образование, которые стремятся повысить уровень собственной подготовки (ради карьерного, доходного, научного, личностного или иного роста).

Сегодня данная ниша действует преимущественно на базе магистратуры. Притом доступна она сугубо на коммерческой основе. Конечно, учиться после тяжелого рабочего дня – «удовольствие» не для слабаков, притом желание прогулять возникает часто, но побеждает его грамотное целеполагание, осознание, мотивация, смена обстановки (где ты не подчиненный или руководитель, а ведомый студент со стремлением к инновациям!)

В настоящее время в магистратуре при реализации вечерней формы подготовки нередко используют новый подход – частичное применение дистанционных технологий. Чаще всего он отводится на обзорные лекции, простейшие семинарские занятия. Но на их долю отводится до 10-15% от всего учебного процесса.

Среди плюсов вечерних образовательных программ при вузе можно отметить следующие моменты:

  • Обучение в тесном тандеме с преподавателями подобно очным вариантам, но строго в вечернее время (примерно с 19.00 до 22.00);
  • Программа разбита на модули, семестры, с поэтапным погружением в специальность;
  • Акцент на живом общении, лекциях, разъяснении нюансов, сложные моменты и практические задания отводятся преимущественно на «домашний разбор»;
  • Практическая и научно-исследовательская подготовка соприкасаются и чаще всего проходят на базе «рабочего места».

Недостатки вечернего образования в значительной степени отразились на его действии. К данным параметрам относят жесткую нагрузку (физическую, эмоциональную, интеллектуальную и пр.), требовательность педагогов была высокой (в этом есть и плюс – качество образования соответствовало нормам и требованиям рынка труда) несмотря на усталость, состояние здоровья и пр. С финансовой стороны вечерняя формат обучения находится на меже между очниками и заочниками, но больше близка к первому варианту. Также следует учесть, что никаких выплат студентам (стипендии и пр.) студентам не производится.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Качество образования на очном, заочном, вечернем и дистанционном обучении при вузе

Разнообразие вариантов обучения порождает немало споров и дискуссий относительно глубины погружения в профессию, развития соответствующих навыков и качеств. Нередко возникают споры относительно уровня подготовки дипломантов и качества образования в целом. Давайте разбираться, так ли существенна форма подготовки специалистов и оказывает ли она влияние на результат обучения и компетентность выпускника.

Посудите сами. При любом режиме погружения в профессию студенту предстоит изучать определенный набор предметов, выполнять конкретные задания (решать задачи, кейсы, проводить лабораторные работы, НИР и пр.), то есть теоретическое и научно-исследовательское развитие будет максимальным в любом случае. Практическая подготовка действует практически везде, но в различных объемах (чаще всего минимальна).

Очное обучение Заочное обучение Вечернее обучение Дистанционное обучение
Посещение занятий Ежедневно в вузе В период сессии в вузе Ежедневно вечером в вузе Не требует (в исключительных случаях – в период сессии)
Сессия Есть Есть Есть Есть
Практика Есть Есть Нет или на рабочем месте Нет или на рабочем месте
Стоимость обучения Высокая Средняя Средняя Относительно иных форматов низкая
Продолжительность обучения Бакалавриат 4 года

Магистратура 2 года

Бакалавриат 4,5 года

Магистратура 2,5 года

Бакалавриат 4,5 года

Магистратура 2,5 года

Бакалавриат 4,5 года

Магистратура 2,5 года

Траектория обучения Классическая и индивидуальная Классическая Классическая и индивидуальная Классическая и индивидуальная
Специальности Все, любые Есть исключения Есть исключения Есть исключения
Занятия В вузе Самообразование, частично в вузе В вузе + самообразование Самообразование
Возможности по смене профессии Есть

Более того, все образовательные программы делятся на две категории: аккредитованные и неаккредитованные. Поэтому в рамках первого варианта выдают диплом государственного образца, а во втором – частного. Именно от этого зависел вид документа об образовании. Притом обратите внимание, что в нем не фигурирует формат подготовки!

Отсюда следует что в целом формат подготовки не оказывает существенного влияния на качество подготовки дипломанта. Уровень его компетентности, теоретической и практической подготовки напрямую зависит от его целей, стремлений, убеждений, мотивации и выполнения всех поручений, заданий и пр.

На качество образования непосредственное воздействие будут оказывать следующие факторы:

  • Личная заинтересованность и стремление индивида к постижению новых горизонтов, навыков, а также его способности и предрасположенности;
  • Состав и характер, скорость обновления образовательной программы: набор профильных дисциплин, набор практических заданий (что они развивают, для чего, как и пр.);
  • Подготовка педагогического состава и научных руководителей: опыт консультирования, преподавания, качество знаний (актуальность и пр.).

Таким образом, качество образования – категория немного абстрактная, которая чаще всего предстает в глазах абитуриентов, студентов и работодателей в виде комплекса знаний, навыков, которыми может пользоваться дипломант в профессиональной и повседневной жизни. Тот самый «заветный набор» зависит только от учащегося.

Сегодня все больший акцент при обучении в вузе делается на самообразовании с параллельной поддержкой педагогов, консультантов. Вуз в данном случае выступает «путеводной звездой», помогающей правильно подобрать курс, программу, набор предметов и пр.

Поэтому можно сделать вывод: все в ваших руках. Выбирайте посильный и комфортный для вас формат подготовки, достойный вуз и подходящую специальность ( с учетом ваших способностей, базовой подготовки, знаний, навыков, желаний). Обучение в вузе проходит сугубо на добровольных началах, по собственному желанию, а от степени погружения в каждый предмет, задание будет зависеть конечный результат.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Влияет ли формат на качество обучение: выбираем очное, заочное и вечернее образование?”

  • Сужу по личному опыту: формат существенно нее влияет на качество обучения, подготовки студента. Качество зависит от настроя и желания учащегося. Единственное, что отметил бы: чем больше свободного времени, тем меньше желания заниматься (даже если выбрал интересную, любимую профессию и пр.). появляется больше искушений и соблазнов. Поэтому важно правильно организовывать свое время и досуг, уделяя внимание и учебе, и отдыху. Тогда качество будет на высоте.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *