Перемены и реформы, попадание в новые условия – неотъемлемая часть жизни для каждого человека. С необходимостью адаптации к новым факторам, обстоятельствам и правилам сталкиваются все: от мала до велика, начиная с детского сада и заканчивая трудоустройством, командировками и иными продвижениями. В данный период приходится несладко. Сегодня мы отметим все особенности адаптации первокурсников.
СОДЕРЖАНИЕ
Как и когда начинается адаптация студентов первого курса университета?
Несмотря на риторический характер вопроса, ответ на него будет неоднозначным. В общем контексте адаптационный период (согласно логике) начинается с первых дней обучения и пребывания в новом ученом заведении. Согласитесь, что разница между вузом и школой кардинальная, а между сузом и вузом – небольшая. Но в любом случае новичку предстоит разобраться во всех вопросах, начиная от «что такое хорошо и что такое плохо», к кому и как обращаться, как и что делать, чем руководствоваться и пр.
В общем плане адаптация первокурсника настигает с первых дней обучения, когда перед новоиспеченным студентом открываются новые правила и требования, с которыми он знакомится. Но сам процесс «привыкания, усвоения и соблюдения» новой траектории может занять длительное время: в среднем от месяца и вплоть до конца второго курса.
Скорость адаптации зависит от уровня подготовки учащегося: его коммуникационных навыков, психологического типа и портрета, социализации, умения ориентироваться в новом пространстве и правилах, культуре и этике, базовой подготовке (от которой зависит скорость усвоения новой информации и пр.).
Адаптация студентов первого курса университета – процесс многогранный и довольно сложный. В первую очередь он связан с новшествами, которые резко настигают новоиспеченного учащегося института:
- Новые преподавательский состав и новое отношение к студентам, как к союзникам, полноправным членам общества, осознанным индивидам, которые добровольно поступили в вуз и выбрали специальность;
- Новые материально-технические условия: необходимость посещать занятия в определенных зданиях, просторных аудиториях, перемещаться между различными корпусами и подразделениями, работать со специальным оборудованием и инструментарием и пр.;
- Новый формат занятий: вместо простых уроков – пары вместо лекции, семинары, практикумы, зачетная неделя и сессии и пр.;
- Новый коллектив: вместо класса – группа и поток, который будет вместе идти по учебному пути: посещать лекции и семинары, принимать участие во внеурочной и научно-исследовательской деятельности и пр.;
- Новая «глубина погружения в предмет» и характер поручаемых заданий, требования к качеству подготовки студентов;
- И пр.
Важно отметить, что с адаптацией сталкиваются все первокурсники независимо от уровня их подготовки, психологической зрелости и пр. осознать, усвоить и соблюдать новые правила предстоит всем учащимся без исключений и независимо от курса, возраста и пр. Но лишь первым курсам приходится тяжелее всех, ведь «закон одинаков для всех» и его незнание не освобождает от ответственности.
Адаптация – процесс сугубо индивидуальный. Он может протекать как в течение короткого промежутка времени, так и на протяжении всего периода обучения. Главное, чтобы он не сказывался на качестве подготовки студента и не вызывал дополнительных проблем.
В основе адаптационного периода лежит умелое сочетание интересов, желаний и потребностей новоиспеченных учащихся и условий, критериев, правил учебного заведения. Притом важно, чтобы это совмещение было обоюдным, правомерным и взаимовыгодным.
Виды адаптации у студентов первого курса университета
Адаптация – это лишь общее название «процесса привыкания» к новым или образовавшимся условиям, обстоятельствам, критериям. На самом деле данный механизм многогранен и разнообразен. Среди наиболее популярных разновидностей адаптации студентов-первокурсников можно отметить ниже представленные в таблице варианты.
Вид адаптации |
Признаки |
Примеры |
Организационная адаптация | Проявляется в неумелой организации учебного процесса, распределении времени и сил, нагрузки (учебной, физической, общей) | Привыкание к новому расписанию и формату занятий (сложно долго усидеть на месте и в течение 90 минут вникать в преподносимый материал), распределение дел в течение дня, установление нового режима, сложности в подготовке к занятиям и пр. |
Деятельностная адаптация | Протекает параллельно с вышеупомянутым видом
Предполагает постижение новых, ранее неведомых или слабо знакомых видов деятельности, предметов, умений |
Постижение различных предметов и методов работы (от аудиторной до лабораторной работы и пр.), развитие навыков по быстрому переключению с одной науки на другую, с одного задания на новое
Знакомство с новыми предметами и видами деятельности, подходами в обучении, привыкание к новым правилам и дресс-коду |
Профессиональная | Настигает студентов старших курсов и проявляется в виде тотального изучения профильного модуля, прохождения практики вне вуза (на территории предприятия, объекта) | Студенту предстоит научиться пользоваться полученным багажом знаний на практике, в трудовых реалиях, изучить предприятие изнутри и принять участие в его жизнедеятельности в рамках осваиваемой профессии
Адаптация проявляется, как в смене условий пребывания, так и характере работы |
Социально-психологическая | Проявляется в эмоциональном фоне студента и его психологической готовности к новому формату обучения | Проявляется в умении ориентироваться в новых правилах, помещении и пр., умении устанавливать контакты и соблюдать субординацию, культуру и этику общения, реакция на новые вопросы и условия, задания |
Чаще всего студентов настигает одновременно практически все указанные виды адаптации, так как новые условия действуют сразу же по мере поступления в учреждение и напрямую затрагивают судьбу, образовательную и иную деятельность новоиспечённого учащегося. Именно на фоне такого смешанного воздействия появляются трудности в преодолении адаптационного периода: студент просто не знает, за что взяться первым, как действовать и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие факторы влияют на адаптацию первокурсников?
Адаптация студентов первого курса университета зависит от массы факторов. В общем контексте их принято делить на внутренние и внешние.
К первой категории относят индивидуальные особенности юного организма, который пришел в новый коллектив и условия. В данном случае речь идет о личном восприятии и отношении к ситуации: умении ориентироваться в информации и новом обществе, коммуникационные навыки, характер и общее восприятие новшеств (в позитивном или негативном ракурсе, готовность соблюдать их или решительное стремление пренебрегать непонравившимися правилами).
На практике выделяют две основные группы факторов, воздействующих на адаптационный процесс первокурсников. Они будут представлены в таблице ниже.
Социологические факторы |
Педагогические факторы |
Возраст студента Практика показывает, что с возрастом люди становятся терпимее, ответственнее, легче воспринимают новые требования и правила и быстрее к ним адаптируются на фоне имеющегося опыта. Именно поэтому старшекурсникам легче адаптироваться к новым правилам и требованиям, так как они частично изменяют уже привычный ритм и условияСтуденты – поколение молодое, экспрессивное, воспринимающее замечания и новые требования чаще всего в штыки |
Методы преподавания и отношения с профессорско-преподавательским составом
Каждый педагог предъявляет определенные требования к своему предмету, выполнению заданий и прочим нюансам. При этом порой характер складывающихся отношений влияет и на качество обучения: напряженные отношения усложняют учебу и процесс адаптации, вызывая отвращение к предмету, нежелание посещать занятия |
Социальное положение студента
В одной группе могут оказаться как индивиды из простых или бедных семей, так и из богатых, разных вероисповеданий, культур и пр. В период адаптации учащиеся группы или потока «притираются друг к другу», прощупывают почву, устанавливают новые контакты, но порой и не обходится без конфликтов на фоне социального или иного положения, которые лишь усложнят адаптационный период |
Мотивация и инструменты повышения интереса к предмету, используемые педагогом
Чтобы облегчить процесс привыкания к новым параметрам, важно создать подходящие условия. Самым наилучшим методом повышения заинтересованности является мотивация или стимулирование студентов. Притом погружение в дисциплину облегчает адаптационный период, позволяет укрепить командный дух группы, установить более доверительные и дружелюбные отношения с педагогом и пр. |
Уровень образования или текущей подготовки
Если студент имеет за плечами хорошую «базу знаний», то постигать новые предметы, уровни ему будет легче, а адаптация пройдет в простой форме, так как ему не придется предпринимать колоссальных усилий для освоения намеченной программы и можно посвятить время решению других проблем |
Кураторство учебной группы
За первокурсниками в обязательном порядке закрепляется наставник – куратор, который помогает им узнать общие и обязательные правила и требования учебного заведения, погружает их в мир студенчества, освещает внеурочные виды деятельности и ближайшие мероприятия внутри вуза и пр. Именно он является посредником между вузом и новичками, «проводником» в новую жизнь |
К числу внешних факторов относят внутривузовские правила и требования, вышеупомянутые в таблице моменты, а также «вневузовские» параметры: законодательные перемены, финансовые аспекты и пр. Подобные аспекты могут затронуть, как сугубо студента (как гражданина страны), так и образовательное заведение в целом и студента заодно.
Обратите внимание, что факторы – это определенные критерии, обстоятельства, методы и инструменты, которые способы как замедлить и усложнить, так и ускорить и облегчить процесс знакомства, осознания и привыкания к новым условиям.
Этапы адаптации студентов-первокурсников
Адаптация – это процесс, который находится в постоянном движении и вызывающий изменение тех или иных событий, результатов и пр. Данное явление протекает согласно классической градации.
Первый этап – это поступление в вуз и знакомство с его правилами. Реализация данного шага предполагает формальное и неформальное изучение действующих в учебном заведении канонов. Формальный метод предполагает самостоятельное изучение официальных документов вуза: устав, правила для студентов, методические рекомендации, договор об оказании образовательных услуг (где прописываются права и обязанности, ответственность) и пр. Неформальный способ предполагает изучение правил с чьих-либо слов: требования педагога, слухи или пересказ старшекурсников об условиях допуска и пр.
Учтите, что формальный подход к изучению правил университета – самый надежный и проверенный, но порой неформальный прием способен облегчить восприятие новшеств, сделать их более понятными и ясными для индивида.
На постижение азов достаточно 1-2 недель, а остальные требования первокурсники постигают по ходу обучения.
Второй этап адаптации первокурсников – осознание новшеств. Этот шаг предполагает, что студент сделал для себя определённые выводы, выделил основные моменты, которых обязан и намерен придерживаться, учитывать и пр. Осознание означает понимание заявленных требований и условий и определение дальнейшей траектории: как их соблюдать, чем руководствоваться, как избежать и пр.
Стадия осознания облегчает адаптационный процесс, так как фактически проясняет ум и разум новоиспеченного с студента и предостерегает его от грубых ошибок, минимизирует риск отчисления и пр.
На осознание правил требуется определенное время, в среднем – от нескольких дней до нескольких недель.
Третий этап – терпимость. Согласитесь, что новшества не всегда радуют социум. Студенческие ряды – не исключение из правил. Далеко не все правила и требования могут оказаться по душе учащегося. Нередко первокурсникам приходится смириться с заявленными постулатами и соблюдать их через силу, переборов собственное недовольство. Именно данный шаг позволяет студентам научиться признанию прав и обязанностей, смирению и ответственному исполнению заявленных критериев.
Важно отметить, что стадия терпимости действует не только по отношениям к вузу, педагогам, но и новым друзьям. В новом коллективе далеко не всегда отношения складываются должным образом: без неурядиц, недопониманий, слухов и стычек не обходится. Важно проявить ту самую терпимость и урегулировать все проблемы.
Реализация этого шага – самая непредсказуемая. Она зависит от массы факторов: индивидуальных характеристик каждого студента и поведения группы, воздействующих факторов и пр.
Четвертый этап – аккомодация или принятие заявленных параметров и условий. Рассматриваемая стадия фактически предшествует завершению адаптационного процесса. Она предполагает, сто студент изучил, осознал и запомнил соответствующие правила, требования и принял их, то есть готов исполнять, следовать и руководствоваться ими.
Принятие постулатов вуза в значительной степени облегчает учебный процесс. Во-первых, студент осознает важность соблюдения основных канонов (посещаемость, работа на занятиях, субординация и отношения в коллективе и пр.), что минимизирует риск возникновения академической задолженности и проблем с получением допуска к зачетам и сессии. Во-вторых, принятие правил позволяет избежать ошибок в учебной деятельности и фактически выступает профилактической мерой.
То есть стадия принятия — это осознание, запоминание правил для их дальнейшего применения.
Пятый этап – ассимиляция, которая означает применение соответствующих требований, условий, факторов и привыкание к ним. Данный шаг завершает адаптационный процесс. Но на самом деле адаптация – явление непрерывное, так как даже с течением времени правила могут изменяться, требования – дополняться, условия – модифицироваться и пр. Важно лишь своевременно их распознавать и привыкнуть, приспособиться к ним.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности адаптации студентов первого курса вуза
Как показывает практика, именно первокурсникам приходится сложнее всего. Все трудности и неурядицы вызваны классическим набором проблем:
- Новый формат обучения и новая нагрузка требуют тщательного пересмотра распорядка дни и грамотной расстановки приоритетов. Если раньше учащиеся были полностью подконтрольны родителями, то студенты становятся более свободными личностями, которые сами отвечают за свои поступки;
- Новые предметы могут вызвать сложности в освоении, особенно если база знаний новоиспеченного студента «хромает». Важно посещать все занятия, установить дружественные отношения с педагогом, разбираться во всех нюансах и мелочах, оперативно устранять пробелы и пр.;
- Дефицит свободного времени на фоне новой нагрузки. В данном случае проблемы легко решается, если первокурсник освоит и начнет руководствоваться азами тайм-менеджмента;
- Финансовые проблемы носят сугубо индивидуальный характер, но вполне решаемы. Например, при закупке канцелярии для обучения можно выбирать более дешевые товары, а вопросы с оплатой обучения можно урегулировать в деканате (например, попросить рассрочку или отсрочку платежа, прибегнуть к использованию образовательного кредита и т.п.).
Адаптация студентов-первокурсников – процесс сам по себе уникальный, так как его преодоление будет носить одновременно индивидуальный и групповой характер.
Важно отметить, что правила и требования вуза – незыблемые части, которые действуют не только в отношении новичков, студентов первого курса, но и в отношении всех учащихся учреждения, а также затрагивая деятельность профессорско-преподавательского состава. Поэтому условия образовательного заведения остается узнать, осознать и принять, как должное и незыблемое.
Ускорить адаптационный процесс позволит любопытство и активность новоиспеченного студента. Облегчить привыкание к новым условиям поможет не только погружение в учебу, но и привлечение учащихся к иным видам деятельности при университете: участие в спортивных и творческих секциях, соревнованиях, научных конференциях и деятельности, стажировках, волонтерстве, КВНе или Студенческом союзе, студенческих отрядах и пр. Всестороннее знакомство с организацией поможет учащимся больше узнать о возможностях развития.
Сложности адаптации способны напрямую сказаться на репутации и качестве подготовки студента. Например, конфликты и стрессы на фоне принятия новых правил, формата обучения способны сказаться на скорости освоения учебных материалов, концентрации внимания и памяти и пр. Нерациональный режим дня и отсутствие четкой траектории обучения, целеполагания, плана действий способно упустить из виду важные моменты: необходимость подготовки и сдачи к определенному сроку письменных работ, отработки пропущенных занятий и пр. Поэтому адаптации в последнее время уделяется все больше времени и внимания, а вузы заинтересованы в облегчении ее течения.
Преодоление адаптационного периода превращает неопытного новичка в осознанного индивида, который учится на собственных ошибках и стремится к их недопущению в будущем. Как правило, уже во втором семестре первокурсники (по результатам сессии, когда все трудности преодолены и осознаны) становятся боле ответственными, сплоченными и целенаправленными.
Таким образом, адаптация первокурсников – самый острый период в профессиональном воспитании и становлении будущего дипломанта, требующий тщательного подхода, как физически, так и психологически. О способах облегчения течения этого явления мы писали ранее.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!