Зачетно-экзаменационные сессии для студентов и все, что о них следует знать

Зачетно-экзаменационная сессия — это организационное мероприятие, которое позволяет тщательно проверить знания студентов. Сессии — неотъемлемая часть учебного процесса на любом курсе университета. Проводятся они и вне ВУЗов, как способ оценки знаний, усвоенных в процесс обучения в заведениях среднего профессионального образования.

Зачетно-экзаменационные сессии для студентов и все, что о них следует знать
Зачетно-экзаменационная сессия — это организационное мероприятие, которое позволяет тщательно проверить знания студентов. Сессии — неотъемлемая часть учебного процесса на любом курсе университета. Проводятся они и вне ВУЗов, как способ оценки знаний, усвоенных в процесс обучения в заведениях среднего профессионального образования.

Проведение сессий регламентируется уставом университета, другого учебного заведения. За образовательными заведениями закреплены широкие полномочия по самостоятельной организации сессий, проверки знаний студентов. Университеты, техникумы, колледжи и училища вольны сами выбирать:

  • Сколько времени продлится сессия (в рамках установленного диапазона).
  • Содержание зачетно-экзаменационного периода. Какие именно предметы и в каком порядке будут сдавать студенты.
  • График проведения испытаний, промежуточной аттестации обучающихся.

Сюда же относится порядок допуска к промежуточной аттестации, порядок пересдач экзаменов, зачетов для тех, кто не преуспел в первый раз, особенности «закрытия» сессии и многие другие формальные аспекты.

Какие зачетно-экзаменационные сессии бывают

Подразделить промежуточную аттестацию можно по нескольким критериям.

Сессии летние и зимние

Видов зачетно-экзаменационных сессий не так много. В зависимости от сезона, времени в течение учебного года, они делятся на две категории:

  • Зимние.
  • Летние.

Зимняя сессия проводится до начала новогодних праздников. Начинается с череды зачетов. На этом этапе многие студенты могут рассчитывать на проставление оценок, что называется, «автоматом», в зависимости от того, насколько активны были в течение семестра. Как правило, начальная фаза зимней сессии не представляет особых трудностей для тех, кто по крайней мере проявлял минимальную активность на семинарах, практических занятиях и систематически появлялся на лекциях.

Благодаря длинным новогодним праздникам у студентов появляется хорошая возможность подготовиться к дальнейшим испытаниям. На повторение, закрепление материала есть как минимум 10 дней. Этого вполне достаточно для качественной систематизации лекций, информации в памяти.

Зимняя сессия часто оказывается легче летней. Бывалые студенты знают, что в новогодние праздники и после них преподаватели спрашивают мягче и относятся к студентам более лояльно.

Летняя сессия начинается в конце мая и продолжается примерно до середины июня. Она более напряженная, поскольку в конце учебного года усталость берет верх. Это справедливо как по отношению к студентам, так и в отношении преподавателей.

Также нередко многие экзамены проходят именно в летнюю сессию. Особенно, если дисциплину преподают всего один курс. Следовательно, в летний период приходится сдавать больше экзаменов при равном или чуть меньшем количестве зачетов.

Сессии у очников и заочников

Считается, что очники получают весь необходимый материал в течение семестра и учебного года на лекциях. После окончания основного периода обучения студенты сразу же приступают к сдаче зачетов и экзаменов. Примерно такого же формата придерживаются и при обучении студентов вечернего (очно-заочного) отделения.

У заочников сессия проходит по другому. При организации учебного процесса в план, график обязательно включают т.н. установочную сессию. Она проводится на первом курсе. Речь идет о периоде в несколько недель, на протяжении которых заочники посещают стены ВУЗа или среднего учебного заведения, получают необходимый минимум организационной информации.

У установочной сессии есть несколько задач:

  • Решение методических, организационных вопросов. На установочной сессии студенты заочного отделения получают информацию о порядке прохождения промежуточной аттестации, особенностях организации сессии и прочих формальных, организационных моментах.
  • Знакомство с преподавателями. Немалую роль в успешной сдаче экзамена или зачета играет отношение с преподавателем. Заочники лишены ежедневного контакта с учителями. В период установочной сессии появляется возможность узнать больше о будущем экзаменаторе, понять, как он спрашивает, на что обращает внимание.

Установочная сессия проводится в начале учебного года. То есть в сентябре-октябре. После чего начинается период самостоятельного обучения, а в конце первого семестра — зачетно-экзаменационная сессия. Принципиальных отличий в дальнейшем нет. Разве что на «автоматы» заочникам рассчитывать не приходится, поскольку формат обучения принципиально иной.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Формы проверки знаний

Зачетно-экзаменационная сессия — это обобщенное название промежуточной аттестации студентов. Как и следует из названия, в течение сессии применяется два формата проверки знаний учащихся:

  • Зачет. Может проводиться в свободном формате (вопрос-ответ) или же по билетам. При сдаче зачета нюансы, небольшие неточности в ответах студентов не играют большой практической роли и мало сказываются на итоговом результате. Чтобы пройти испытание обучающемуся достаточно показать хотя бы умеренное знание предмета. По итогам проверки преподаватель выставляет «зачет» или «незачет».
  • Экзамен. В некоторых случаях его преподносят как дифференцированный зачет. Но суть от этого не меняется. Экзамен в отличие от зачета проводится с выставлением оценки. В России преимущественно используется пятибалльная шкала. Чаще всего проводится по билетам. В каждом билете от 2 до 3 вопросов. В структуру билета могут включать практические вопросы, задачи. Зависит от специальности, направления обучения.

На деле все бывает сложнее. Экзамен как форма проверки знаний может проводиться не только в билетной, но и в иных формах. Среди возможных вариантов:

  • Беседа или собеседование. Практикуется редко. Представляет собой разговор между преподавателем и обучающимся по конкретному вопросу или широкой теме. Формат довольно сложен, поскольку у студента нет времени на раздумья, возможности тщательно повторить весь материал в голове. Отвечать на вопросы экзаменатора нужно здесь и сейчас, немедленно. Однако этот способ оценки знаний выступает наиболее объективным, развивает творческое и логическое мышление обучающегося.
  • Тестирование. Активно используется на гуманитарных специальностях. Формат предполагает наличие серии вопросов и нескольких вариантов ответа на каждый. В чистом виде тестирование применяют редко, поскольку оно открывает широкие возможности для списывания, а также всегда есть вероятность банальной угадайки. Чтобы усложнить задачу, в тесты включают несколько частей: собственно вопросы с вариантами ответа и вопросы, которые предполагают расширенные письменный ответ. Формат позволяет сократить время на экзамен, поскольку опрашивать каждого учащегося в отдельности необходимости нет.
  • Программное тестирование. Похоже на предыдущий вариант, только вместо бумажного опросника используется цифровой формат.
  • Письменный экзамен. Нередко его сочетают с билетной формой. Требует развернутого ответа на один или несколько поставленных вопросов. Разве что излагает из обучающийся не устно, а на бумаге. Формат считается более объективным и точным, лучше пригодным для проверки знаний. Потому как требует от студента логического, развернутого рассуждения, аргументации, не позволяет лить воду, рассчитывая на невнимательность учителя. Также преподаватель в любой момент может вернуться к тексту и проверить работу еще раз.
  • Коллоквиум. Проводится в качестве варианта промежуточной аттестации или для ситуативной проверки знаний студентов. Представляет собой расширенное семинарское занятие, на котором происходит свободное общение преподавателя и обучающихся по предмету, конкретной теме. Часто на коллоквиум готовят доклады, которые выступают основой для обсуждения.

Формат проверки уровня студентов зависит от конкретного ВУЗа или колледжа. Большинство университетов, колледжей и техникумов работают по старой схеме, применяя зачеты и классические экзамены в качестве основного способа оценки. Далее все зависит от личной инициативы преподавателей, конкретного заведения.

Как сократить нагрузку на сессии

Зачетно-экзаменационная сессия — период непростой даже для трудолюбивых, прилежных студентов. Причина в количестве испытаний. Число экзаменов, зачетов в течение одной сессии жестко не регламентировано. Но в подавляющем большинстве случаев университеты и средние учебные заведения ориентируются на такие цифры:

  • Не более 6 экзаменов за одну сессию.
  • От 2 до 3 дней между каждый следующим экзаменом.
  • От 6 до 8 зачетов на протяжении сессии. Возможно больше, но сравнительно редко.

В любом случае, даже 8-12 испытаний на протяжении чуть более двух недель времени — это колоссальный труд. Но работу можно облегчить. Существует как минимум 4 способа сделать подготовку менее трудозатратной и более эффективной:

  • Контакт с преподавателем. Несмотря на неэтичность и прочие верные характеристики ситуации, главным на зачете и экзамене остается преподаватель. И он как любой человек может недолюбливать студента, быть уставшим, раздраженным. Не стоит забывать и о собственных «тараканах» каждого учителя. Результат зависит не только от знаний и качества подготовки, но и от личного отношения преподавателя к студенту. Поэтому наиболее разумный вариант поведения — заслужить уважение и лояльность преподавателя. Чаще всего для этого достаточно ходить на лекции и не пропускать материал мимо ушей.
  • Опыт старших коллег. Преподаватели спрашивают по разному. Информацию о том, как именно проводит экзамен или зачет конкретный учитель, получить на кафедре невозможно. Тут на помощь приходят старшие товарищи. Имеет смысл спросить у старшекурсников, выпускников (благо, под рукой есть интернет, соцсети и сообщества студентов, выпускников), к чему нужно готовиться. Информация из первых рук станет существенным подспорьем на испытании.
  • Автоматы. На очном отделении автомат может серьезно облегчить жизнь. Получить зачет автоматом можно при активной работе в течение учебного года. Некоторые особо щедрые преподаватели ставят автоматом еще и экзамены, но это явление куда более редкое. При хорошей успеваемости обучающийся может еще до начала сессии закрыть большую часть зачетов и один, а то и несколько экзаменов без сдачи. Это позволит получить больше времени на подготовку к остальным испытаниям, сохранить немало времени и нервов.
  • Подготовка в течение года. Как ни банально, но сдавать экзамены и зачеты легче, когда в голове имеется какая-никакая информация. Большая часть практических занятий, особенно в больших группах студентов, не имеет большого смысла. Часто программу, по которой строятся экзаменационные темы, пройти не успевают или проходят поверхностно. Освоение знаний, закрепление материала ложится на плечи самого обучающегося и пренебрегать необходимостью активной самостоятельной подготовки не стоит.

Сокращение нагрузки позволит больше времени посвятить экзаменам по профильным темам.

Продолжительность зачетно-экзаменационной сессии

Длительность, сроки проведения зачетно-экзаменационной сессии зависит от количества зачетов, экзаменов, курса, конкретного учебного заведения и прочих факторов. В среднем, продолжительность экзаменационной сессии составляет от 14 до 25 дней. Зимняя сессия по понятным причинам растягивается на более долгий срок, поскольку между зачетами и экзаменами лежит почти 10 нерабочих, праздничных дней. Хотя бывают исключения из правил, когда сессия проводится после праздников, а до нового года студенты учатся в обычном формате.

Конкретные сроки проведения зачетно-экзаменационной сессии определяются конкретным учебным заведением. Возможны такие варианты.

Для зимней сессии:

  • Конец декабря — середина января.
  • Начало-конец января. В случае, если и зачеты, и экзамены проводятся после праздников и длинных выходных.

В летний аттестационный период:

  • Конец мая — середина июня.
  • Середина июня-начало июля.

Летние сессии планируются так, чтобы у студентов осталось около месяца каникул после прохождения сессии и практики, если таковая предусмотрена учебным планом.

Допуск к сессии

Экзаменационная сессия проводится только для тех студентов, у которых нет текущей задолженности. Основания для допуска к зачету, экзамену, могут быть как общими (например, отсутствие большого количества пропусков), так и частными, которые зависят от конкретного предмета, преподавателя. Например:

  • Своевременная сдача рефератов, контрольных работ, своевременная сдача и защита курсовой работы. Особенно актуально для студентов заочного отделения, независимо от факультета и специальности.
  • Наличие оценок в течение года. Зависит от преподавателя. Некоторые учителя требуют, чтобы студенты работали в течение всего семестра, учебного года. Недопуском низкая активность заканчивается редко, но возможно и такое.
  • Отработка пропусков. В некоторых учебных заведениях любой пропуск, даже по уважительной причине, приравнивается к прогулу. Разве что без радикальных последствий для студента. Чтобы получить допуск к сессии потребуется закрыть все пропуски, отработав их в установленное время на кафедре.

Недопуск по одному или нескольким предметам, а также недопуск ко всей сессии по решению деканата, может стать причиной дальнейшего отчисления.

Последствия «завала» зачетов и экзаменов

Если в течение экзаменационной сессии студент не справился с одним или несколькими зачетами, экзаменами, говорят об образовании академической задолженности. В просторечье долги по испытаниям называются хвостами.

Академическая задолженность не влечет автоматического отчисления из учебного заведения, но создает дополнительные трудности. Закрыть хвосты можно в установленные сроки, в рамках пересдачи. Вторая пересдача (в некоторых университетах — третья) проводится с комиссией. Помимо основного экзаменатора в состав комиссии входят еще два преподавателя, для наиболее объективной оценки знаний студента. Если и комиссионная пересдача не приводит к положительному результате, у университета, колледжа или иного заведения появляется основание для отчисления.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!