10 шагов к понятию сути написания курсовой работы

Выполнение курсовой работы – неизбежная участь и обязанность каждого студента. Данный вид изысканий в обязательном порядке содержится в рабочей программе или учебном плане, календарно-тематическом плане, поэтому избежать или пропустить его не удастся. Сегодня мы попытаемся раскрыть суть написания курсовой работы, отметив ее роль и особенности.

10 шагов к понятию сути написания курсовой работы
Выполнение курсовой работы – неизбежная участь и обязанность каждого студента. Данный вид изысканий в обязательном порядке содержится в рабочей программе или учебном плане, календарно-тематическом плане, поэтому избежать или пропустить его не удастся. Сегодня мы попытаемся раскрыть суть написания курсовой работы, отметив ее роль и особенности.

Кто выполняет курсовые работы?

Сам по себе вопрос пожалуй, риторический. Уже из первых предложений нашей статьи ясно, что данный вид письменной работы свойственен только студентам. Притом уровень постигаемой ступени неважен. Выполнение курсовых работ предусмотрено на всех стадиях профессионального образования: начиная от профессионалитета и бакалавриата и заканчивая магистратурой.

Частота написания рассматриваемого вида студенческих проектов – в среднем один раз в семестр. Притом в первом семестре новичкам редко поручают столь серьезное задание.

Кому присуще выполнение курсовых работ?
Кому присуще выполнение курсовых работ?

Курсовая работа предусмотрена в рамках любого направления подготовки и является обязательным к выполнению заданием. Если данный вид исследований предусмотрен учебным планом и рабочей программой, то без нее студенту не удастся:

  • Обрести достаточные знания и навыки в рамках изучаемого предмета, наиболее важных тем (затрагивающих именно специфику выбранной профессии) а также полноценно освоить образовательную программу. Все мы помним и знаем что все комбинации предметов в рамках специальности взаимосвязаны и при наличии пробелов по одному из них постижение каждого последующего становится более тяжелым;
  • Развить определенные общие и/или узкие навыки на основе погружения в конкретную тему и пр.;
  • Развить набор личностных и профессиональных качеств: например, самостоятельность, ответственность избирательность и пр.;
  • Преодолеть промежуточную и/или итоговую аттестацию. Без сдачи курсовой работы получить допуск к сессии (экзаменам) не удастся, а это значит что повышается риск возникновения академической задолженности и дальнейшего отчисления из учебного заведения;
  • Получить допуск к предзащите и защите дипломной работы. Данному этапу в обязательном порядке предшествует сдача двух видов проектов: преддипломная курсовая работа и отчет по преддипломной практике;
  • И пр.

Таким образом, суть подготовки курсовой работы состоит в поэтапном и предельно емком становлении будущего специалиста с акцентом на определенные профессиональные черты: терминология, методика, инструментарий, эксперимент и пр.

Курсовая работа: желание или обязанность студента?

На практике можно выделить два подхода к выполнению курсовой работы. Первый — написание курсового проекта, как прямая и неоспариваемая обязанность студента. В данном случае рассматриваемый материал выступает в качестве одного из учебных инструментов по подготовке квалифицированных специалистов.

С данной точки зрения подготовка курсовой работы является частью учебной программы, которая именно учит: понимать и осознавать правила, терминологию, методологию. Помимо этого, выполнение этого проекта призвано углубить познания, важные именно в профессиональной среде, то есть развить «профессиональную ориентацию» эксперта. В этом проявляется её исследовательский и практический акцент: развитие аналитических, математических, учётных и прочих навыков

Курсовая работа как обязанность студента
Курсовая работа как обязанность студента

Второй подход — инициативный. Он предполагает не самоизъявление желания подготовить дополнительно вторую, третьи или иную курсовую работу. Данный вариант нацелен на отношение студента к работе и его желание выполнить его, интерес к теме или предмету. Согласитесь, что выполнять исследование по актуальной и именно интересной для автора теме проще, интереснее, а результат — качественнее. Столь яркий итог достигается грамотной мотивацией, «исследовательским энтузиазмом» студента.

Таким образом, выполнение курсовой работы, конечно же — обязанность каждого бакалавра или магистранта, специалиста. Но к реализации данного обязательства можно подойти формально (вынужденно) и инициативно, притом последний ракурс упростит и даже ускорит процесс подготовки материалов, повысит качество результатов.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Курсовая работа — это не просто учебная работа. Она также относится, к категории научно-исследовательских, так как затрагивает актуальную тему и проблемы, занимаясь её всесторонним изучением, определением и поиском оптимального решения.

Студент обязан подготовить курсовую работу до сессии, но в то же время в отношении этого вида проектов имеет массу прав, облегчающих процесс написания: смена темы, использование различных и посильных методов, включение в состав учебной и научной литературы, получение консультации от научного руководителя и пр.

Что даёт подготовка курсовой работы (каждый этап или раздел)?

Обратите внимание, что развивает студента и разрабатывает определённые профессиональные черты и качества не просто общий процесс выполнения курсовой работы. Каждый её структурный элемент позволяет обрести новшества и закрепить их. Сейчас мы расскажем о роли каждого этапа по подготовке курсового проекта в жизни автора.

Тематическое погружение позволяет развить навыки по самоопределению и выработать собственную тактику исследования и решения изучаемой проблемы.

Если рассматривать первый этап по выполнению курсовой работы (выбор темы и научного руководителя) с данной точки зрения, то можно понять следующее. Во-первых, студент самостоятельно выбирает тему изыскания. В данном случае он совмещает свою учебную обязанность с собственными интересами. Во-вторых, выбор научного руководителя утверждает определённый контроль за ходом исследования, возможности по координации исследовательской деятельности. Более того, наличие куратора «подстегивает» автора к ответственности и вырабатывает чувство субординации (как, когда и кому обращаться при решении проблем и пр.).

Что получает студент на каждом этапе подготовки курсовой работы?

Этап

Действия

  1. Выбор темы и выбор научного руководителя
Выбор темы сопровождается самоопределением, когда формальные требования сочетаются с интересами и уровнем подготовки студента

Выбор научного руководителя позволяет студенту установить прочные дружеские отношения с педагогом, заручиться его поддержкой

  1. Проектирование и планирование исследования
Общее представление по теме и выявление пробелов

Формирование логики исследования: разработка плана, конкретизация основных моментов каждого шага, определение авторской позиции и исследовательской траектории

  1. Сбор и обработка информационной базы
Получение навыков по писку информации в «узких пределах» (тема и предмет)

Развитие навыков по скорочтению, сортировке информации и ее обработке

  1. Систематизация материалов
Выбор способа подачи информации с учетом принципа краткости и емкости, обоснованности, достоверности

Определение места и объема каждого первоисточника в исследовании

Преобразование информации: текст в графический вид и наоборот

  1. Оформление курсовой работы
Изучение ГОСТ и освоение классических правил оформления студенческих работ

Изучение текстового редактора и настройка общих параметров

Приведение индивидуальной исследовательской траектории в унифицированный вид

Следование инструкциям

  1. Проверка исследования на плагиат
Определение объёма самостоятельно подготовленного текста

Соблюдение правил авторской этики и культуры

Качество обработки первоисточников и общее качество материалов

  1. Подготовка сопутствующих документов
Развитие творческого потенциала при подготовке презентации, а также параллельный учет требований к ней (четкость, ясность, лаконичность)

Выделение ключевых моментов и фактов исследования, обоснование авторской позиции и выводов (результатов)

  1. Контроль ограничений курсовой работы
Учет формальных требований: плагиат, общий объем курсовой работы и соразмерность разделов, научный аппарат, тема и пр.

Следование четко намеченной траектории и границам, масштабам

  1. Самоанализ курсовой работы
Самостоятельность в проверке материалов на качество и соблюдение заявленных требований
  1. Защита
Ораторские способности, готовность к диалогу и отстаиванию авторской позиции, результатов исследования

Планирование исследования, как залог навыков по организации работы. Разработка плана курсовой работы также придерживается двух подходов. Первый — развитие творческого и тематического потенциала, фантазии одновременно. В данном случае автор вырабатывает собственную траекторию исследовательского пути: что он должен изучать, в какой последовательности, какие моменты освещать и пр.

Второй — соблюдение обязательных требований по отношению к структуре исследования: обязательные разделы и параграфы, порядок их распределения, логика исследования и пр.

Обратите внимание, что в начале производится проектирование работы в рамках осваиваемой дисциплины и специальности. То есть автор отмечает общие черты и позиции, которые призваны раскрыть тему проекта. На стадии планирования происходит конкретизация логики исследования и формируются, заголовки каждого из элементов (с учётом требований ГОСТ).

Второй этап учится определять направления и этапы исследования, организовывать работу над курсовым материалом.

Сбор и обработка информационной базы. Данный момент отражает умение автора подбирать литературу согласно заявленной теме, мыслить глобально и узко.

Работа с информацией при выполнении курсовой работы позволяет расширить кругозор, углубить знания как по теме так и по предмету, развить аналитические способности и навыки по обработке информации (как описать, изложить, преподнести факт или аргумент, доказать или опровергнуть и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Систематизация данных согласно плану курсовой работы. Данный момент позволяет студенту научиться, выделять первостепенное и второстепенное, полезное и бесполезное, достоверное от недостоверного и пр. То есть систематизация данных позволяет подбирать качественные первоисточники, находить им применение в проекте и подбирать соответствующий способ подачи, регулировать объемно-планировочных раздела и проекта в целом.

Систематизация данных также будет основываться, на авторской позиции (что студент намерен выделить, отметить, раскрыть и пр.), умении кратко и ёмко преподнести суть вопроса или раздела и пр.

Обратите внимание, что систематизация собранных первоисточников происходит на базе утвержденного плана курсовой работы: распределение ресурсов в соответствии с их местом в главе и подпункте, учёт принципа соразмерности разделов и грамотное применение методов свёртывания и развёртывания информации, обоснование авторской позиции и формирование доказательной базы и пр.

Также систематизация данных предполагает определение вариантов подачи. Автор учится, преобразовывать текст в графики, таблицы, анализировать графические материалы, корректно включая их в текст исследования и пр.
Рассматриваемый этап выполнения студенческого проекта позволяет развить практические общие и профессиональные навыки: учит пользоваться, изученными теориями, инструкциями, терминами и пр. в реалиях.

Принципы выполнения курсовой работы
Принципы выполнения курсовой работы

Оформление курсовой работы. Данный этап сводится к корректному и грамотному оформлению всех задействованных в раскрытии темы элементов: текст, графические материалы и пр. Он позволяет воспитать в студенте внимательность и развить универсальные навыки по оформлению студенческих работ: использование текстового и графического редактора, настройка параметров страницы, оформление списков, разделов и пр.

Оформление курсовой работы регламентировано ГОСТами. Поэтому автору требуется внимательно изучить всё регламенты и соблюсти их в проекте.

Плагиат. Каждая курсовая работа проходит проверку на уникальность. Данное требование обязательно к исполнению каждым студентом. В вузе утверждается минимальный порог, при прохождении которого студент получает допуск к защите.

Соблюдение норм плагиата развивает в студенте авторскую культуру и этику: умение грамотно пользоваться имеющимися, фактами, корректно и легально использовать чужие труды, выполнять действующие ограничения по уникальности и пр.

Более того, оценка курсовой работы на оригинальность позволяет выявить объем курсовой работы, который был подготовлен студентом самостоятельно (эта часть будет уникальной), подчеркнуть качество обработки задействованных первоисточников, общее качество информации (минимум воды, ключевые слова сделают проект более обоснованным, узким и пр.).

Подготовка сопутствующих материалов. Данный шаг относится к организационной части, является дополнительным и обязательным моментом для упрощения: визуальное представление информации с помощью презентации упростит восприятие идеи автора и облегчит его выступление (ведь на слайды будут вынесены самые важные моменты).

Подготовка раздаточного материала или презентации требует творческого подхода, но в разумных пределах. К данным видам ресурсов также предъявляют некоторые требования: чёткость, ясность, лаконичность, аргументированность и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Контроль ограничений курсовой работы. Курсовая работа всегда имеет ряд параметров, сужающих её ракурс и подчеркивающих её ценность. В числе ключевых ограничений можно отметить: тема, план, уникальность, объем и пр. Обратите внимание, что выходить за действующие масштабы исследования недопустимо. Несоблюдение установленных ограничений чревато доработками, недопуском к защите, снижением итоговой отметки и пр.

Соблюдение заявленных границ позволяет автору работать в конкретных условиях, действовать строго «по ситуации и необходимости», изучать тему целенаправленно и последовательно, отметить начало и конец исследования.
Контроль границ повышает тематическую приверженность автора, позволяя раскрыть её детальнее, обоснованнее, с определённой позиции.

Выполнение данного постулата позволяет отметить индивидуальность студента при выполнении курсовой работы, а также навыки по соблюдению установленных ограничений (адаптация материалов и пр.).

Самоанализ курсовой работы. Данный шаг ориентирован на повторение ранее изученного материала и оценку качества его подачи. Реализация этой функции позволяет студенту перепроверить тест изыскания на ошибки, соблюдение обязательных требований, а также выделить ключевые моменты для освещения на защите.

Самоанализ курсовой работы развивает в авторе проекта навыки самопроверки, самокритики, внимательности, более тщательной подготовки к аттестации.

Защита курсовой работы. Данный шаг призван подчеркнуть умение студента отстаивать авторскую позицию и грамотно преподносить информацию в рамках соответствующей темы.

Притом к аттестации проекта студенту также предстоит подготовиться: написать и выучить защитную речь, продумать внешний вид, морально и эмоционально завалиться и пр.

Защита курсовой работы помогает студенту подготовиться к более важным учебным и профессиональным испытаниям: навыкам дискуссии или переговоров, обоснованию и отстаиванию точки зрения, закалка характера, подготовка к защите дипломной работы или презентации серьёзного проекта.

Суть курсовой работы в учебном процессе

В чем же заключается суть курсового проекта? Каждый студенческий проект выполняется, в пределах осваиваемой дисциплины.

Основная миссия курсовой работы в жизни студента состоит в углублении знаний и расширении кругозора, оттаивании практических навыков по работе с любым типом информации. Помимо традиционных исследовательских качеств студент также развивает личностные качества: самостоятельность, внимательность, следование стандартам и инструкциям, избирательность и пр.

Для чего необходимо выполнение курсовых работ?
Для чего необходимо выполнение курсовых работ?

С профессиональной точки зрения выполнение курсовой работы воспитывает специалиста с организационной точки зрения: учит проектировать мероприятия и формировать чёткий план действий, объективно взвешивать ситуацию и делать обоснованные выводы, грамотно отстаивать собственную позицию, презентовать проект и пр.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: написание курсовой работы всесторонне развивает студента и будущего специалиста, прививая ему классические практические навыки (анализ, диагностика, решение проблемы) и расширяя теоретические границы (эрудиция). При выполнении курсовых работ происходит восполнение пробелов и закрепление ранее пройденного материала, углубление знание и совершенствование практических навыков по применению полученных знаний.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

2 комментариев к “10 шагов к понятию сути написания курсовой работы”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам *