Обучение в вузе независимо от выбранной студентом профессии и осваиваемой ступени образования происходит по заранее утвержденному плану – образовательной программы. Сегодня мы расскажем о последней составляющей обучения и особенностях ее планирования и реализации.
СОДЕРЖАНИЕ
Из чего состоит образовательная программа в вузе?
Итак, каждая специальность в колледже или университете представляет собой комплекс тщательно подобранных дисциплин, нацеленных на развитие конкретных профессиональных навыков и качеств, обретение более узких и пригодных на практике знаний. В составе образовательной программы принято выделять две основные части – базовая (основная или инвариативная) и вариативная.
Базовый сегмент представляет собой классический набор предметов с акцентом на профиль. Его миссия состоит в погружении студентов в азы профессии и развитие ими обязательных, существенных для трудовой деятельности теоретических и практических знаний, умений. Это самый стабильный блок, осваиваемый студентами одной профессии в равных условиях и долях.
Вариативная часть образовательной программы представлена в виде небольшого списка предметов, которые учащиеся в определенный момент обучения выбирают самостоятельно. Данный перечень также утверждается администрацией вуза самостоятельно с учетом подготовки профессорско-преподавательского состава, наличия соответствующей материально-технической базы и соответствия предметов специализации, реальным потребности рынка труда и пр.
Обратите внимание, что базовая и вариативная части образовательной программы будут тесным образом пересекаться. Освоение вариативных предметов будет опираться на уже имеющиеся познания по основной (обязательной) программе. Вместе они образуют единое целое и позволяют воспитать современных и высококвалифицированных специалистов.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сущность и функции вариативной части обучения в вузе
Вариативная часть образовательной программы в колледже или вузе представляет собой перечень дисциплин, предоставляемых студентов на изучение на выбор. Это означает, что каждый учащийся имеет право индивидуализировать свой путь, выбрав доступные для него предметы с учетом предрасположенностей, интереса к ним или просто от безысходности (ведь выбор придется делать в любом случае, даже если ни одна из дисциплин не привлекла его).
Функции вариативного блока образовательной программы при вузе многогранны:
- Разнообразить стандартное обучение при вузе и внести в состав программы новые предметы (чаще всего из смежных профессиональных областей);
- Расширить спектр полномочий студентов и дипломантов, их кругозор и набор обретаемых знаний, навыков и качеств с четом их способностей, предрасположенностей и пр.;
- Предоставить право выбора в профессиональном становлении и развить конкретные качества (в более узком сегменте), обрести более глубокие знания в рамках выбранной специальности (в определенном сегменте или конкретном профессиональном поле);
- Индивидуализировать обучение посредством построения отличной от общей траектории обучения;
- Расширить направление подготовки и предоставить право для саморазвития индивида с акцентом на профессиональные, смежные, дополнительные (общеразвивающие и пр.) предметы.
Несмотря на оригинальность и внешнее отличие вариативного блока от инвариативного, они будут сочетаться и содействовать именно профессиональному развитию студентов.
Порядок проектирования и планирования вариативной части обучения в вузе
Дополнительный блок образовательной программы «по выбору студента» — это не просто выбор интересующих его дисциплин независимо от осваиваемой им профессии и пр. В данном случае выбор будет ограничен предложениями вуза. То есть вариативная часть любой специальности также (как и вся образовательная программа в целом) подлежит тотальному проектированию и планированию.
Проектирование вариативной части сводится к определению набора дисциплин, которые вуз может предложить учащиеся на выбор. Здесь подборка предметов будет зависеть от множества факторов. Наиболее существенными из них считаются:
- Анализ старых программ в рамках данной специальности и определение недостающих для наиболее полной профессиональной подготовки предметных зон;
- Анализ рекомендаций работодателей и предприятий-партнеров, требований рынка труда к качеству подготовки дипломантов и выявление предметов, способствующих развитию необходимых навыков и качеств, освещению актуальных тенденций в рамках «рабочего поля». Развития новых качество с учетом достижений НТП и развития отрасли и пр.;
- Акцент на профессиональных предметах старшекурсников с выделением более узких сегментов (становление узких специалистов с различными возможностями: у одних будут более развиты аналитические качества, у других – творческий или креативный подход к делу, у третьих – расширение общего кругозора по профилю и пр.);
- Анализ возможностей университета: наличие материально-технической базы для проведения занятий по вариативным предметам, наличие подготовленного педагогического состава, возможности по совмещению обязательного и вариативного блока, подготовка дополнительного расписания занятий и пр.
Планирование вариативной части образовательной программы предполагает выделение конкретного списка дисциплин и их распределение согласно этапам погружения в профессию. Как правило, внедрение и реализация данного блока обучения начинается не ранее 2-3 курса (чаще всего на старших курсах по мере постижения узких предметов).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Планирование вариативной части образовательной программы сводится к констатации следующих моментов:
- Определение корректного соотношения обязательной и вариативной части. Как правило, на долю предметов по выбору приходится не более трети от всей образовательной программы;
- Распределение списка предметов на выбор по семестрам или модулям (чаще всего реализуется в рамках модульного обучения в вузе);
- Определение оптимального количества часов для изучения вариативных предметов для минимального освоения соответствующих границ, знаний и навыков: определение общего количества часов на изучение предмета, его равномерное распределение в течение периода изучения и пр. Притом самообразование никто не отменял;
- Формирование расписания занятий в отношении каждой дисциплины с учетом загруженностей педагога-предметника и возможности совмещения расписания занятий студента (с обязательным боком);
- Включение вариативной части обучения в аттестационный этап (зачетную неделю или сессию).
Таким образом, на этапе проектирования вариативной части происходит анализ действующих образовательных программ, опыта других университетов, потребностей рынка труда и индивидуальных потребностей студента с целью определения наиболее интересных и пригодных (совмещаемых со специальностью) дисциплин.
Для констатации потребностей и желания студента в освоении вариативных предметов проводят социологические опросы или маркетинговые исследования. Результаты подобных изысканий позволяют понять интересы и мотивы учащихся, их желание постигать конкретные границы и пр.
Планирование вариативного модуля призвано конкретизировать намеченный список предметов в части преподавания (как говорили в одной из известных рекламных акций: «Говорите точно, сколько вешать граммов?»). В данном случае происходит уточнение, как, сколько и что будет изучать студент в рамках вариативного блока программы обучения.
Обратите внимание, что в 80% случаев вариативный модуль так или иначе соприкасается с базовой часть обучения, содействуя углублению текущих знаний в попредметном списке. В вариативный модуль выносятся основные профильные предметы (реже смежные или вовсе отличные от основного направления), но с акцентом на конкретный вид деятельности, развитие более утонченных навыков и умений. То есть данная часть профессионального развития студентов учитывает общее направление подготовки и научную/практикую область становления дипломанта и призвана развить те качества, которые студенту необходимы для работы и/или будут наиболее интересными.
Конечно же, вузам трудно предугадать характер, направление и общий ракурс дисциплин с учетом способностей и желаний студента. Каждый из них уникален и обладает конкретным набором качеств, уровнем текущей подготовки. Поэтому вузы предлагают на выбор от 1 до 3 (реже 5) предметов различного характера.
Таким образом проектирование и планирование вариативной части учитывает современные тенденции на рынке труда, пожелания работодателей и общие мотивы студентов.
Структура и содержание вариативной части
Как мы уже отметили выше, рассматриваемый блок обучения студентов при вузе будет ориентирован на общее направление подготовки (отрасль, науки) и содействовать всестороннему и более глубокому развитию молодого специалиста.
Структура вариативной части напрямую зависит от хода внедрения дополнительных дисциплин и текущей подготовки студентов. Здесь также будут учтены принципы последовательного погружения в предмет, его увязки с основной программой, необходимостью и целесообразностью включения в учебный процесс.
Состав вариативного модуля определяется заранее с учетом этапов погружения в профиль и набора обязательной части с выделением возможных направлений для саморазвития, углубленного профессионального или творческого становления эксперта. В среднем в рамках каждого семестра (за исключением первых двух) присутствует до 3 предметов на выбор, но все они так или иначе будут связаны именно с осваиваемой специальностью, ее отдельными и самое главное – актуальными сторонами.
Пример состава образовательной программы в сочетании базовой и вариативной части представлен в таблице ниже.
Образовательная программа «Экономика предприятий и организаций» |
||
Базовая часть обучения (основные предметы) |
Вариативная часть подготовки |
Миссия вариативной части |
Макро- и микроэкономика | История экономических учений, культурология, экология | Расширение кругозора, общее развитие студента |
Бухгалтерский учет, анализ и аудит | Финансовые рынки | |
Анализ финансового состояния предприятия | ||
Экономика предприятий и организаций | Экономическая география | Углубление знаний с акцентом на особенности развития экономики, бизнеса по регионам/странам |
Менеджмент | Логистика, операционный менеджмент, адаптивные коммуникации и социально-психологический практикум | Углубление знаний в части общего управления бизнесом |
Бизнес-планирование, операционно-финансовое планирование | Современные подходы к бизнес-проектированию и бизнес-планированию | Изучение актуальных и точных методик бизнес-планирования в рамках отечественных и международных стандартов |
Управление бизнесом | Деловой иностранный язык | Расширение навыков по управлению бизнеса с целью развития международной сети, выхода на новые рынки, сотрудничества и иностранными партнерами |
Финансовый менеджмент | Рынок ценных бумаг | Развитие навыков по инвестированию |
Налоги и налогообложение | ||
Маркетинг, цены и ценообразование | ||
Эконометрика | ||
Бизнес-информатика, экономическая информатика, инфосистемы в экономике | ||
Правовая среда бизнеса | Политология | Изучение общих правовых и политических моментов в части развития бизнеса |
Управленческий учет |
Соотношение обязательного и вариативного модуля не будет превышать 30%. Это означает, что доминировать будет классическая (обязательная для всех студентов) программа, а на выбор учащихся отводится минимальный набор дисциплин с учетом требований ФГОС.
Содержание каждого вариативного предмета будет ориентировано на текущие познания студентов. То есть проходить одну и ту же тему (в рамках одной и той же глубины или ширины) учащиеся не будут. Поэтому набор тем, заданий будет учитывать уже освоенные азы и нацелен на тотальное погружение в профиль с ракурса конкретной науки или дисциплины.
Вариативная часть образовательной программы будет основываться на следующих видах деятельности студентов:
- Аудиторная работа: разбор предмета в рамках лекционных и семинарских занятий;
- Практическая и научно-исследовательская деятельность: решение задач, выполнение письменных заданий и работ, написание контрольных и курсовых проектов;
- Творческая деятельность, предполагающая привлечение студентов к активной внеучебной деятельности в рамках дисциплины – участие в научных конференциях, межвузовских конкурсах и соревнованиях и пр.;
- Аттестация в форме зачета или экзамена.
Таким образом, учебный процесс в рамках вариативной части по становлению дипломантов будет общим (с обязательным модулем), классическим.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Порядок реализации вариативного блока образовательной программы в вузе
Набор предметов по выбору студента незаметно вписывается в общую образовательную программу в рамках выбранной им специальности, направления деятельности. Поэтому его реализации в целом не вызывает трудностей: весь ход обучения тщательно планируется на предварительной основе (формируется общая программа по специальности, учебный календарный план, расписание занятий с распределением нагрузки по дням и часам, видам занятий и пр.).
Особенностями реализации вариативной части программы выступают следующие моменты:
- Модульная система предполагает выделение вариативных дисциплин в отдельный набор с учетом особенностей и этапа погружения в профиль предмета. То есть вариативная часть будет учитывать основные знания и компетенции, обретаемые студентами в рамках базового блока. Притом погружение в соответствующие общие или профессиональные азы будет либо постепенным (после обретения минимальных знаний по профилю), либо параллельным;
- Вариативная часть подготовки дипломанта занимает минимальный объем времени на освоение дополнительных дисциплин, притом задания и вопросы для самоизучения не исключены;
- В рамках вариативной части студенты чаще всего выполняют простейшие исследования: КСР, лабораторные работы, курсовые работы. НИР и ОКР отводится сугубо на профильные предметы, требующие тотальной разборчивости и погружения в тему/предмет;
- Вариативная часть не зависит от формата обучения студентов и присутствует практически повсеместно: в рамках очных, заочных и дистанционных программ, бюджетного и коммерческого обучения, в рамках каждой образовательной программы. Притом выбор есть у всех: как у бакалавров, специалистов, так и у магистрантов. Именно данный блок позволяет создать индивидуальную траекторию воспитания и сделать подготовку учащихся отличной, повысив их конкурентоспособность, расширив полномочия в определенном сегменте или нише.
Сегодня трудно найти специальность при вузе, где бы отсутствовал данный метод и блок подготовки квалифицированных специалистов. Вариативный модуль в составе образовательной программы предполагает предоставление студенту права выбора в рамках выбранной им профессиональной ступени и ниши, но этот выбор будет строго ограниченным.
Таким образом, вариативная часть образовательной программы позволяет развить дополнительные навыки и качества новоиспеченного специалиста, углубив познания в рамках отдельных научных областей и расширив спектр его полномочий и индивидуализировав траекторию профессионального становления.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Спасибо за разъяснение. Выбор получается только формальный. Лично мне не доводилось в свое время ничего выбирать. Фактически программа утверждена заранее, а вариативная часть предполагает лишь выбор 1-2 предметов из определенного списка.
Здравствуйте. Могу ли я изменить дисциплину в рамках вариативного модуля, если уже приступил к ее изучению?
Добрый день, Олег! Данный вопрос целесообразно задать на профильной кафедре или в деканате вашего учебного заведения. Подобные вопросы чаще всего решаются на местном (внутривузовском) уровне с помощью компромисса сторон. Но если решение о смене вариативного предмета было принято, когда он был изучен более чем на 50-60%, то вероятность положительного решения крайне низкая.
Лично не сталкивался. Хотя «на бумаге» данный блок в программе обучения в вузе был. Но видимо выбор был сделан за нас. Может есть тут, кому посчастливилось самому выбрать дисциплину для изучения из предложенного списка?
Добрый день, StudentMaks. Отвечая на ваш вопрос набор предметов по выбору студента незаметно вписывается в общую образовательную программу в рамках выбранной им специальности, направления деятельности. Поэтому его реализации в целом не вызывает трудностей: весь ход обучения тщательно планируется на предварительной основе (формируется общая программа по специальности, учебный календарный план, расписание занятий с распределением нагрузки по дням и часам, видам занятий и пр.).
У меня был вариативный модуль и вариативная часть. Первый предполагал проведение исследований и подготовку НИР по выбранной мной теме (в рамках определенной дисциплины). Вариативная часть предполагает выбор 2 дисциплин для дополнительного изучения по профилю, но выбор был довольно скудным: предложили 4 предмета из одной ниши (информатик, графика), объем часов маленький. Существенной пользы от такого модуля не увидела.
Добрый день, Ксения! Благодарим за ваш отзыв. Вариативный модуль в составе образовательной программы предполагает предоставление студенту права выбора в рамках выбранной им профессиональной ступени и ниши, но этот выбор будет строго ограниченным. Такой вариант программы позволяет развить дополнительные навыки и качества новоиспеченного специалиста, углубив познания в рамках отдельных научных областей и расширив спектр его полномочий и индивидуализировав траекторию профессионального становления.