Абитуриентом становятся разными путями: кто-то рвется в бой за бюджетное или платное место сразу по окончании школы, а кто-то меняет статус студента, выпускника профессионального заведения на очередную роль поступающего.
Обучение в школе является обязательным процессом развития и становления каждого гражданина РФ. При этом сроки и уровень подготовки может разниться. Выпуститься из школьных стен можно после 9 и 11 класса. Сегодня мы расскажем о возможностях поступления в обоих случаях.
СОДЕРЖАНИЕ
Перспективы выпускников 9 класса
Итак, первый и официальный документ, подтверждающий факт освоения неполной основной программы является аттестат о среднем неполном образовании. Он вручается всем школьникам, успешно завершившим девятилетний учебный путь.
В конце учебного года выпускникам предстоит преодолеть государственную итоговую аттестацию в рамках выбранных ими предметов. Важно отметить, что результаты ОГЭ ни на что не влияют и важны преимущественно для статистики и репутации образовательного заведения. Главное в данном деле – преодолеть минимальный котируемый порог, не получить «неуд». На отметки в аттестате результаты экзаменов не оказывают воздействия. Более того, они не котируются при поступлении в заведения профессионального образования.
Представим картину: выпускник 9 класса получил на руки заветный документ об образовании. Что дальше?
Траектория девятиклассника: поступать или остаться?
Итак, у уже образованного индивида есть как минимум два пути.
Первый – продолжить обучение на базе школы до 11 класса. В данном случае можно остаться в стенах родного заведения, продолжив освоение основной программы для доведения ее до полного уровня.
Также допустим переход в другую школу, где формируется специализированный класс, имеется определенный и более глубокий уклон на ряд дисциплин и пр. В данном случае важно убедиться в наличии свободных месс, условии приема, оперативно предоставить администрации документы и дождаться зачисления и пр.
То есть в данном случае фактически не будет поступления, не потребуется сдавать всевозможные испытания и ДВИ. Единственной загвоздкой на данном этапе может стать прохождение тестирования на определение общего уровня подготовки при переходе в новую школу.
Действие |
Обучение в школе |
Поступление в суз |
Уровень образования | Среднее неполное | профессиональное |
Продолжение обучения | Остаться в родной школе или перейти в другую | Выбрать конкретное заведение, программу и подать документы для участия в конкурсном отборе: училище, колледж, техникум |
Сроки обучения | До 11 класса (2 года) | По программам профессионалитета – 1,5-2 года, по программам бакалавриата – 4 года |
Документ об образовании | Аттестат | Диплом |
Перспективы | Продолжение обучения или трудоустройство в качестве неквалифицированного работника | Трудоустройство по освоенной специальности или поступление в вуз |
Второй путь – поступление в среднее профессиональное учреждение на программы профессионалитета или бакалавриата. В данном случае происходит уход из школы на кардинально новый уровень – профессиональный. В данном случае выпускник должен выбрать конкретную профессию и соответствующую ею образовательную программу, подобрать заведение для поступления и преодолеть конкурсный отбор.
Поступление после 9 класса возможно только в учреждения среднего профессионального заведения, притом строго на очное отделение. В рамках этого сценария важно подготовиться к конкурсу на основе среднего балла аттестата, а в отношении некоторых профилей может действовать требование по прохождению дополнительного вступительного экзамена.
После успешного прохождения отборочной программы абитуриент превращается в студента. О специфике данного статуса мы писали ранее.
Таким образом, перед выпускником 9 класса стоит важный выбор относительно дальнейшего обучения, без которого ему просто не обойтись. Он может остаться в школьных стенах или покорять училища, колледжи и техникумы. В первом случае он не освоит профессию, а лишь станет более подкованным и готовым для серьезного обучения, а во втором – превратится в квалифицированную рабочую силу, которая может продолжить обучение или приступить к работе.
Когда стоит уходить после 9 класса?
Образование девятиклассника – минимально допустимое, но достаточное для освоения простой рабочей специальности на базе суза. Но далеко не каждый новоиспеченный выпускник средней неполной школы готов покинуть «родные пенаты» или променять их на другие.
Поступать в заведения профессионального образования на базе 9 классов допустимо и возможно при соблюдении следующих условий:
- Выпускник имеет четкие представления о будущей профессии, выбрал наиболее подходящие его интересам и уровню подготовки специальности, программы и учебные заведения;
- Владелец аттестата о среднем неполном образовании планирует начать трудовую активность раньше сверстников, предварительно получив прикладные навыки. На базе 9 классов обучения доступны преимущественно рабочие специальности с рядовыми должностями и полномочиями («рабочие руки»), где преобладает практика, развитие конкретных минимальных профессиональных полномочий;
- Выпускник не хочет испытывать стресс от экзаменов и ЕГЭ в перспективе, намерен участвовать в более простом конкурсном отборе на основе конкурса аттестатов;
- Обладатель документа о среднем неполном образовании имеет высокий средний балл, который повышает шансы на поступление на бюджетное место или зачисление в колледж на выбранную специальность и пр.;
- Школьная программа кажется слишком простой, не дает учащемуся «развернуться» и раскрыть свой потенциал в полной мере. Также может наблюдаться обратная ситуация, когда девятилетняя программа слишком сложна, в связи с чем есть риск не сдать ЕГЭ и не поступить в перспективе в вуз. Тогда лучше всего поступать в сузы на базе 9 классов.
Обратите внимание, что подготовка бакалавров на базе сузов обходится дешевле, чем в университетах. Притом перспективы развития у них будут аналогичными.
Если у новоиспеченного девятиклассника нет явных предпочтений в профессиональном поле, он не имеет представлений «кем стать?», растерян, морально не готов покинуть школьные стены, то лучше остаться и продолжить обучение вплоть до 11 класса. Но уже на этом этапе необходимо выбрать ряд предметов, которые пригодятся для сдачи ЕГЭ и поступлении в перспективе, чтобы начать усиленно заниматься по ним самостоятельно или с помощью сторонних экспертов.
Особенности поступления после 11 классов
Программа 11 классов считается полной. По мере ее постижения для получения аттестата о среднем полном образовании учащемуся предстоит преодолеть целую череду испытаний в виде ЕГЭ.
Комбинация итоговых экзаменов выбирается выпускником лично и заблаговременно, чаще всего опираясь на необходимые предметы для поступления в выбранные учреждения или на желаемую профессию и программу.
Выпускник 11 классов школы имеет более широкий ассортимент возможностей для дальнейшего развития.
Во-первых, ему доступно поступление, как в высшие учебные заведения, так и колледжи и техникумы. Притом в сузах отбор проводится по старым добрым правилам — на основе конкурса аттестата, а в вузах – строго по результатам ЕГЭ. Притом за красный аттестат или золотую/серебряную медаль можно получить дополнительный балл к рейтингу в качестве индивидуальных достижений.
Основание для сравнения |
Поступление в суз после 11 класса |
Поступление в вуз |
Вступительные испытания | Конкурс аттестатов | ЕГЭ |
Уровень образования | Бакалавриат, реже профессионалитет | Бакалавриат или специалитет |
Формат обучения | Получение первого профессионального образования – только очно, в остальных случаях – любой доступный вариант | |
Продолжительность обучения | Бакалавриат – 4 года, профессионалитет – 1,5-2 года | Бакалавриат – 4 года, специалитет – около 5-6 лет |
Стоимость обучения | Ниже чем в вузах | Выше, строго по уровню вузов |
Отбор поступающих |
Действующие виды: общий, льготный, квотный, целевой и пр. |
|
Карьерный рост | Минимален, практически отсутствует | Присутствует |
Поступление на вышестоящие уровни подготовки |
возможно |
|
Образовательные заведения для поступления | Колледжи и техникумы, реже училища | Институты, университеты, академии |
Документ об образовании | Диплом о среднем профессиональном образовании | Диплом о высшем профессиональном образовании |
Во-вторых, уровень подготовки у одиннадцатиклассника серьезнее, чем у выпускника 9-летней программы. Поэтому ему будет гораздо легче учиться в сузе. Притом он может с легкостью поступить в колледж или техникум сразу на второй курс! Более того, база знаний выпускника средней полной школы больше подходит для обучения в вузе, где программы бакалавриата или специалитета — более глубокие и захватывают частично научно-исследовательскую часть подготовки.
В-третьих, обучение по программе бакалавриата в вузе открывает для новоиспеченного выпускника новые перспективы: трудоустройство с минимальным карьерным ростом, продолжение обучения на базе специалитета или магистратуры с возможностью в дальнейшем занимать руководящие должности и пр., поступление в аспирантуру открывает путь к построению научной карьеры и пр.
Притом выпускники бакалаврских движений при сузе также имеют право поступления в вуз на вышестоящие уровни! Притом им для поступления не придется сдавать ЕГЭ – достаточно пройти внутреннее испытание при вузе (чаще всего в виде междисциплинарного экзамена в рамках выбранной образовательной программы).
В-четвертых, выпускники 11 классов – более «закаленные» и морально подготовленные к испытаниям и сложностям в освоении профессии. Чего только стоит подготовка и преодоление пресловутых ЕГЭ? Более ого, в силу развитости и возраста школьники средней полной траектории более осознанно и осмысленно подходя т к выбору профессии, специальности и походящего заведения, в связи с чем шансы на поступление увеличиваются в разы.
В-пятых, за 2 года обучения в рамках средней полной программы школьник может пополнить портфолио явными и важными достижениями, которые помогут ему поступать на льготных основаниях или вне конкурса, получить дополнительные баллы к конкурсному рейтингу и пр.
Таким образом, освоение программы полного среднего образования в целом не вызовет серьезных проблем у учащегося. Главное – не лениться и стремиться к знаниям, работать над собой. Но выпускники 11 классов сталкиваются с ярким противником и обязанностью: необходимость сдавать ЕГЭ у них неизбежна (даже если индивид не планирует поступать в вуз) независимо от планов по поступлению.
Кому следует учиться 11 лет в школе?
Продолжить обучение в среднем общеобразовательном заведении, продлить «школьное детство» до 11 лет может каждый желающий. Чаще всего основанием для принятия такого решения становятся следующие моменты:
- Моральная, психологическая неготовность к уходу в новый коллектив, заведение и пр.;
- Отсутствие четких представлений относительно будущей профессии и вида деятельности. За 2 дополнительных года обучения в школе школьник сможет понаблюдать за рынком труда, собственными интересами и таланами, подготовкой и выбрать посильную, доступную и привлекательную нишу для профессионального развития;
- Отсутствие мотивации и интересов поступать в суз, низкая привлекательность или отсутствие перспектив карьерного рост;
- Индивид изначально планировал поступать в вуз, поэтому намерен учиться 11 лет в школе для успешной и легкой сдачи ЕГЭ;
- Большой ассортимент учебных заведений: поступать можно как в суз, так и в вуз. Проиграть в этой борьбе практически невозможно;
- И пр.
Обратите внимание, что нередко бытует миф о том, что заядлому троечнику нечего делать в 10-11 классах, он не сможет сдать ЕГЭ и поступить в дальнейшем в университет и пр. На самом деле право продолжения обучения на базе общеобразовательной организации есть у каждого человека. Притом это образование будет бесплатным!
Более того, не стоит ставить крест на школьнике. Успеваемость, конечно важна, но она не является основной характеристикой учащегося. Не исключено, что за 2 года пребывания в школе он сумеет наверстать недоосмысленное и неусвоенное ранее, добиться успехов и хорошо подготовиться к ЕГЭ и поступлению в желаемое учреждение.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Сравнение образовательных траекторий поступления и обучения на базе 9 и 11 классов школы
Следует сразу же отметить, что схема приема в сузы и вузы независимо от уровня подготовки абитуриента будет идентична. Сначала важно подготовить пакет документов с учетом правил приема конкретного учреждения, затем преодолеть вступительные испытания (если они заявлены), далее следить за ходом конкурсного отбора и решением приемной комиссии о зачислении.
Прием документов в колледжи и вузы происходит примерно в одно и то же время. То есть процесс поступления регламентирован на федеральном уровне и един для всех поступающих. Пограничные даты поступления утверждаются ежегодно, поэтому важно отслеживать все изменения и преобразования, следить за сроками приема документов в выбранном образовательном заведении.
Поступление на базе 9 классов возможно только в сузы. В данном случае выбор не велик: колледжи, техникумы, училища с действующими программами бакалавриата или профессионалитета.
Учебный процесс студентов, имеющих за плечами 9 лет школьной подготовки, специфичен. В данном случае первый год обучения посвящается постижению основной школьной программы (то есть то, что будут проходить школьники в 10-11 классах), допустимо внедрение общеразвивающих дисциплин с акцентом на выбранную специальность. Начиная со второго курса обучения на бакалавриате, заявлена «вводная подготовка» по специальности с освоением общих профессиональных правил, концепций, подходов и прохождением учебной практики. Далее на 3-4 курсах студенты осваивают базовые части программы с акцентом на прикладную сторону и развитие минимально допустимых рабочих навыков, достаточных для трудоустройства и выполнения рядовых профессиональных задач.
Если выпускник 9 классов поступил на программы профессионалитета, то в данном общеобразовательный блок опускается. Студенты сразу начинают изучать базовые предметы по профилю, введение в специальность и практиковаться на базе ученых лабораторий и территории предприятия-партнера.
То есть девятиклассникам доступны только заведения СПО и самые простейшие образовательные программы прикладного или рабочего вида.
Сравнительная характеристика перспектив выпускников 9 и 11 классов | ||
Основание для сравнения | 9 классов | 11 классов |
Доступные для поступления заведения | Училище, колледж, техникум | Колледж, техникум, институт, университет, академия |
Вступительные испытания | Конкурс аттестатов | Конкурс аттестатов – для сузов
ЕГЭ – для вузов |
Уровень образования | Профессионалитет, бакалавриат | Бакалавриат, специалитет |
Сроки обучения | Профессионалитет – 2 года, бакалавриат — 4 года | Бакалавриат – 4 года, специалитет – 5-6 лет |
Варианты обучения | Бюджет и контракт | Бюджет и контракт |
Формат подготовки при первичном освоении профессии | Только очно | Только очно |
Учебный процесс | Полный | Полный или сокращенный (без общеобразовательной части) |
Письменные работы | Базовые, прикладные, теоретические | Научно-исследовательские |
Практика | Есть | Есть |
Государственная аттестация и защита дипломной работы | Есть | Есть |
Перевод студента | Возможен внутри суза или между сузами | Возможен внутри вуза или между вузами |
Отчисление | Возможно при наличии оснований |
Поступление на основе аттестата за 11 классов более многогранно. В этом случае выбор учебных заведений для освоения профессии фактически не ограничен: можно поступать как в суз, так и в вуз на любую доступную по закону программу: профессионалитет, бакалавриат или специалитет.
Более того, новоиспеченный 11-классник может поступать как на полные, так и на сокращенные программы. Полное обучение заявлено при поступлении в вуз, так как в данном случае он осваивает профессию впервые. Сокращенная подготовка возможна при поступлении в колледж (в этом случае индивид поступает сразу на 2 курс).
Притом выпускник средней полной школы имеет на горизонте наибольший выбор образовательных программ, чем девятиклассник (ведь ему доступно любое заведение и пр.).
Способы обучения в обоих случаях идентичны:
- Получение первого профессионального образования возможно только на очном отделении, при наличии профессии – можно поступать на любое направление ив любом доступном при выбранном заведении формате – очно, заочно, вечернее обучение, дистант и пр.;
- Бюджетное или платное в зависимости от возможностей, предоставляемых учебным заведением и пр.
Учтите, что поступив в колледже невозможно перевестись в вуз. Перевод с целью смены специальности или учреждения возможен только на одном и том же уровне образования: в стенах одного и того же учебного центра или только между однородными заведениями (только между сузами или только между вузами) в рамках одной и той же ступени образования! Поэтому не стоит грезить мечтой: поступлю в колледж и после первой сессии переведусь в вуз на бюджет. Такой вариант – лишь утопия. В реальности его попросту не существует.
Обучение выпускника 11 классов в сузе начинается моментальность погружения в базовые моменты по профилю. Общеразвивающая часть и соответствующие ей предметы опускаются. Обучение в вузе же не исключает в составе образовательной программы общеразвивающего модуля с целью «введения в специальность и профессию».
Притом в любом случае новоиспеченных студентов ожидает как минимум 1 раз в семестр выполнение курсовой работы и отчета по практике, а в рамках каждого предмета могут присутствовать иные письменные и научно-исследовательские проекты: лабораторные работы, КСР, НИР и пр. Притом для завершения обучения и получения заветного диплома об образовании придется преодолеть государственный экзамен и защитить дипломную работу.
Таким образом, у каждого выпускника школы (будь то 9-классник или 11-классник) есть как минимум два пути. Девятиклассниками могут продолжить обучение в школе или поступить в суз, а 11-классники – выбирать между сузом и вузом, сделав осознанный выбор профессии и соответствующей программы.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
здесь вопрос сугубо индивидуальный. Нужно смотреть не только на успеваемость и результаты обучения ребенка, но и его желание, цели, возможности. После девятого класса дорога одна – в колледж, а после 11 – в любое профессиональное заведение. Еще кардинальная разница в аттестационных экзаменах. От ОГЭ фактически зависит только возможность получения аттестата, а от ЕГЭ – судьба абитуриента, притом сдать ЕГЭ гораздо сложнее, чем ОГЭ. Здесь важно взвешивать все за и против, совместно (родителям и выпускнику) решать куда, на кого и пр.
здравствуйте, Марина! Благодарим за ваш отзыв. Разумеется в вопросе выбора поступления каждый решает сугубо индивидуально. У каждого выпускника школы (будь то 9-классник или 11-классник) есть как минимум два пути. Девятиклассниками могут продолжить обучение в школе или поступить в суз, а 11-классники – выбирать между сузом и вузом, сделав осознанный выбор профессии и соответствующей программы. Важно взвешивать все за и против, совместно (родителям и выпускнику) выбирая в какое учебное заведение поступать и на какую специальность. Советуем также прочитать статью по схожей теме: https://disshelp.ru/blog/tselevoj-nabor-v-vuzy-i-suzy-chto-eto-i-kak-rabotaet/