Дипломное проектирование: что это такое и кому пригодится?

Прежде чем приступить к написанию дипломной работы, каждый выпускник должен заранее предопределить траекторию исследования, согласовав существенные моменты с научным руководителем. Подготовительная стадия – не просто формальность. От ее качества зависит успех автора ВКР на защите, результат итоговой аттестации и возможность получить официальный допуск к трудовым будням, профессиональному плаванию. Немаловажную роль в выполнении аттестационного проекта играет дипломное проектирование. Об особенностях данного процесса мы расскажем в этой статье.

Дипломное проектирование: что это такое и кому пригодится?
Прежде чем приступить к написанию дипломной работы, каждый выпускник должен заранее предопределить траекторию исследования, согласовав существенные моменты с научным руководителем. Подготовительная стадия – не просто формальность. От ее качества зависит успех автора ВКР на защите, результат итоговой аттестации и возможность получить официальный допуск к трудовым будням, профессиональному плаванию.

Немаловажную роль в выполнении аттестационного проекта играет дипломное проектирование. Об особенностях данного процесса мы расскажем в этой статье.

Сущность, функции и роль дипломного проектирования в жизни студента

Выполнение любого студенческого проекта происходит поэтапно, начиная от выбора темы и установки основных ориентиров и заканчивая его защитой. Конкретизация авторского пути выполнения НИР включает в себя две основные схемы: проектирование и планирование, реализация и оформление. Первая стадия коротко называется дипломным проектированием.

Под дипломным проектированием следует понимать подготовительный этап выполнения ВКР, где автор уточняет существенные моменты исследования, разрабатывает план работы и формирует начальную информационную базу с учетом намеченных ориентиров (научного аппарата). Данная процедура сочетает в себе различные подходы:

  • Научно-исследовательский – изучение теоретических и научных азов в рамках конкретной темы;
  • Творческий – определение исследовательского пути с учетом возможностей и «видения» автора;
  • Прикладной или практический (профессиональный) для проверки выдвинутой гипотезы в реалиях, на практике, в рамках определенного объекта и пр.

Дипломное проектирование – это заключительный этап по подготовке квалифицированного специалиста в рамках профессионального образования. Он настигает каждого студента на последнем курсе. Столь уникальный процесс посилен лишь подготовленному учащемуся, освоившему учебную программу в полной мере.

Основные этапы дипломного проектирования
Основные этапы дипломного проектирования

Дипломное проектирование напрямую связано с дипломной работой, поэтому от качества его выполнения зависит успех новоиспеченного специалиста на защите. Основными целями дипломного проектирования являются:

  • Повторение, углубление и систематизация полученных знаний в рамках определенной специальности, применение теоретического багажа в научно-исследовательской и профессиональной жизни;
  • Развитие самостоятельности и профессиональных качеств при выполнении проекта, разрешении проблемы в профессиональной области;
  • Проверка качества подготовки выпускника и оценка уровня его компетентности, профессиональной ориентации и способностей оперативно реагировать на проблемы, планировать действия и решать все нюансы, внедрять инновации и обосновывать эффективность предлагаемых мероприятий.

Дипломное проектирование позволяет предопределить основные этапы ВКР и конкретизировать: что предстоит сделать автору (что изучить, что решить), выбрать подходящие методы и инструменты исследования, уточнить научный аппарат ВКР, а также учесть при планировании основные требования ГОСТ и рекомендации научного руководителя.

Масштабы этой «операции весомые»: от банального планирования и теоретического освещения темы, проблемы, до организации и реализации эксперимента (прикладных мероприятий) с выработкой рекомендации по совершенствованию ситуации, обоснованием предлагаемых актов.

К дипломному проектированию допускаются далеко не все студенты. Во-первых, допуск к нему получают только выпускники (бакалавры, магистры и аспиранты). Во-вторых, индивиды должны соответствовать конкретным требованиям: не иметь за плечами академической задолженности, как минимум проходить преддипломную практику или иметь защищенный отчет по преддипломной практике, успешно преодолевшие ГОСы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Дипломное проектирование охватывает следующие моменты:

  • Диагностика проблемы на примере конкретного объекта и ее решение посредством разработки нового научного аппарата;
  • Определение основных воздействующих факторов и смягчение отрицательных влияний;
  • Определение путей по решению проблемы с учетом возможностей объекта: посильность, затратность, эффективность, окупаемость, необходимость и пр.;
  • Внедрение инноваций в повседневный рабочий процесс с целью оптимизации работы объекта, решения проблемы, повышения эффективности и пр.;
  • Изобретение нового «рабочего» и научного пути по отношению к рассматриваемой теме, устранение действующих недостатков и пробелов, совершенствование текущих механизмов и алгоритмов, инструкций и пр.

Таким образом, дипломное проектирование позволяет студенту определиться с направлением аттестационного исследования с учетом действующих требований и собственных возможностей, наметить основные ориентиры НИР с учетом имеющихся познаний и умений. Оно затрагивает выпускников всех специальностей и уровней подготовки без исключений. Данный процесс позволяет адаптировать выполнение ВКР и сделать его посильным, интересным и эффективным.

Как подготовиться к дипломному проектированию?

Несмотря на то, что дипломное проектирование считается «подготовительной стадией» при выполнении ВКР, даже к этому этапу следует тщательно готовиться.

Что нужно для подготовки к дипломному проектированию?
Что нужно для подготовки к дипломному проектированию?

Чтобы понять, что потребуется для качественного дипломного проектирования, достаточно ответить на следующие вопросы:

  • Какую проблему и тему автору предстоит изучать? Здесь достаточно выбрать интересную или подходящую для выпускника тему с учетом уровня его познаний и начальной информационной базы – результатов практики (иначе собирать данные для аналитической главы придется с ноля);
  • Как исследовать тему/проблему ВКР на теоретическом и эмпирическом уровне: разработать научный аппарат исследований и утвердить четкую последовательность погружения в тему, какая информация/оборудование потребуется и где ее искать, посильно ли это для автора, какие методы позволят лаконичнее и аргументированнее раскрыть суть вопроса и явления;
  • Какие меры предпринимались исследователями и практиками по решению проблемы, оценка их эффективности с констатацией недостатков (именно они позволят выработать инновационный путь по решению и пр.);
  • В каком направлении целесообразно двигаться с учетом текущих факторов и обстоятельств, возможностей?

К началу дипломного проектирования выпускнику предстоит сначала полностью преодолеть учебную программу и сдать все зачеты, экзамены, обязательные письменные проекты (курсовые работы, НИР и пр.), пройти преддипломную практику (здесь важно учесть располагаемые данные и проблему объекта при выборе темы ВКР), успешно сдать государственный экзамен. Если хотя бы один из параметров не будет выполнен, то завершить дипломное проектирование не удастся. В этом случае выпускник подлежит отчислению с правом на восстановление. Перенести защиту дипломной работы возможно только при наличии документально подтверждённой и веской причины.

Чтобы дипломное проектирование прошло на высшем уровне, студенту рекомендуется определить проблему объекта и подобрать или самостоятельно сформулировать и утвердить тему ВКР, определить достаточность информации для анализа (диагностики) и выработки решения, найти недостающие сведения легальными и посильными способами, изучить методические рекомендации к дипломному проекту (для констатации существенных моментов: объем, глубина погружения, количество разделов и их содержание, правила оформления, требования к плагиату и пр.). От качества подготовки к дипломному проектированию зависит эффективность всего исследования и успех выпускника на защите.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Ключевые этапы дипломного проектирования и их описание

Сам по себе процесс дипломного проектирования начинается на третьем курсе или в начале выпускного курса освоения специальности. Данный механизм можно разбить на три основных этапа:

Первый этап. Предварительный. Его суть состоит в подготовке к выполнению дипломной работы. Начинается он задолго до непосредственного выполнения исследования – с выбора и утверждения темы ВКР. Делается это примерно за 2-3 месяца до прохождения преддипломной практики. Важно помнить, что закрепленная за студентом тема аттестационной работы – не обязательно должна быть в изначальном виде. В перспективе выпускник имеет право переформулировать и переутвердить тему ВКР с учетом результатов преддипломной практики: располагаемой им информации, диагностированной проблемы, ее соотношение со специальностью и пр.

На данном этапе лучше сначала изучить сведения о месте практики (уже здесь можно понять, с какими проблемами сталкивается объект), далее постараться подобрать соответствующую тему ВКР и согласовать ее с научным руководителем.

Примерная схема дипломного проектирования с учетом календарного плана выпускника
Примерная схема дипломного проектирования с учетом календарного плана выпускника

Второй этап. Установочный, исследовательский. В рамках этой ступени профессионального становления студент проходит практику на конкретном предприятии, формирует соответствующий отчет, в котором будут предоставлены основные данные для практического раздела ВКР: общая характеристика предприятия, анализ текущего положения дел, выполнение индивидуального задания (оно в 90% случаев соприкасается с целью ВКР и диагностирует проблему изыскания). Далее студенту останется лишь грамотно описать теоретические моменты (подобрав научную литературу по теме), а также по результатам «преддипломного анализа» сформировать план мероприятий по решению проблемы с четким обоснованием (важна эффективность механизма и его посильность для объекта).

Фактически второй этап предполагает непосредственное погружение в тему, проведение исследования и/или эксперимента, выработку решения и его письменное оформление в виде двух основных документов: отчет по преддипломной практике и дипломная работа. Здесь важно учесть действующие правила по изложению и оформлению информации (методические рекомендации, правила прохождения нормоконтроля и пр.).

Третий этап. Завершающая – аттестационная. Она заключается в своевременном предоставлении готового исследования на кафедру с целью проверки и материалов на нормоконтроль и получение допуска к защите. В случае наличия ошибок и погрешностей ВКР будет направлена на доработку, а после устранения всех замечаний опущена к защите. Далее выпускнику останется лишь подготовиться к финалу: написать и отрепетировать защитную речь, оформить презентацию или раздаточный материал. На этом дипломное проектирование заканчивается, а далее следует непосредственная защита аттестационной работы.

Дипломное проектирование – это конкретный и четко спланированный процесс, который должен учитывать определённые сроки: календарный план обучения и структура образовательной программы (до какого срока нужно закрыть академическую задолженность, сдать ГОСы, утвердить тему ВКР и пр.), сроки выполнения дипломной работы и индивидуального задания, прохождения преддипломной практики и защиты соответствующего отчета и пр., порядок оформления и сроки предоставления готового исследования на кафедру (получение допуска и пр.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства, недостатки и сложности дипломного проектирования

Под дипломным проектированием следует понимать самостоятельную работу выпускника, нацеленную на подтверждение полученных знаний и демонстрацию обретенных профессиональных качеств и навыков в конкретной отрасли (сфере деятельности).

Для чего нужно дипломное проектирование?
Для чего нужно дипломное проектирование?

Явными достоинствами данного этапа по подготовке студента к итоговой аттестации являются:

  • Предварительное погружение в профиль и определение существенных моментов будущей профессии: чем предстоит заниматься, достаточно ли знаний и навыков у студента для работы, аналитические и организаторские способности и пр.;
  • Определение основных направлений деятельности при выполнении ВКР: характер исследования (теоретический, практический, комбинированный), особенности информационной базы (что и где искать), констатация темпа выполнения НИР (сроки) и пр.;
  • Возможности по совершенствованию профессиональных качеств с помощью «двойного консультирования»: со стороны вуза и с места преддипломной практики;
  • Развитие реальных научно-исследовательских и практических навыков, самостоятельности по решению проблемы: развитие коммуникационных качеств, сбор и обработка необходимой информации, следование четким регламентам и пр.

Среди недостатков дипломного проектирования можно отметить следующие моменты:

  • Проблемы с информационной базой для качественного и тотального погружения в проблему: действующие предприятия неохотно делятся внутренними данными с практикантами и студентами, поэтому последним приходится довольствоваться тем, что сумели раздобыть и всеми возможными способами обосновывать и обыгрывать гипотезу;
  • Научные руководители не всегда могут оперативно проверять предоставленные фрагменты и материалы из-за высокой загруженности. Также немаловажную роль играет опыт наставника в курировании подобных проектов, личный практический опыт по профилю и пр.

В ходе дипломного проектирования выпускники чаще всего сталкиваются со следующими сложностями:

  • Необдуманное или неосознанное утверждение темы ВКР (по принципу авось) приводит к тому, что исследование оказывается непосильным или собрать доказательную базу нпо нему невозможно;
  • Неточное планирование или отступление от плана при реализации исследовательской части;
  • Студенты, несмотря на опыт в выполнении всевозможных НИР, не могут грамотно спланировать и провести аттестационное исследование из-за страха провала, опасаясь не раскрыть тему полностью, позабыть отдельные моменты и тонкости, замечания и рекомендации наставника и пр.;
  • Оформить результаты дипломного проектирования с точностью до точек и запятых порой оказывается «невыполнимой миссией» на фоне банальной невнимательности и усталости, спешки и пр.

Таким образом, дипломное проектирование при тотальном и грамотном, заблаговременном подходе позволяет в разы упростить написание дипломной работы и ее защиту. Облегчить данный процесс и его финал готовы высококвалифицированные специалисты Disshelp в лице дипломированных теоретиков и практиков, исследователей и ученых и пр.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Один комментарий к “Дипломное проектирование: что это такое и кому пригодится?”

  • получается проектирование работы – это то же самое, что планирование, когда автор определяет основные моменты и последовательность их описания, подбирается основания база источников и пр.? Сам процесс, когда называют проектированием, звучит более официально и ответственно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *