Только за последние 2-3 года в России произошло немало перемен, которые затронули систему высшего профессионального образования. Но, несмотря на все новшества и потенциальные реформы, спрос на вузовские услуги не падает. Предлагаем вам разобраться в особенностях современного обучения на базе вузов.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и признаки высшего образования
Под высшим образованием понимают глубокую комплексную подготовку квалифицированных специалистов. Она захватывает теоретические аспекты, исследовательскую деятельность практику. Фактически, обучение на базе вузов в обязательном порядке сочетает три указанных элемента, но их соотношение может разниться.
Так, если доминирует теоретическая и исследовательская подготовка, то речь идет об академических программах. Чаще всего их выпускники успешно строят научную карьеру.
Если же отмечается преобладание кейсов, практических занятий и практики, то речь идет о прикладных формах подготовки. Им свойственны больше технические специализации. Притом построение научной карьеры здесь также не воспрещается, а только приветствуется, но путь ее формирования будет более кропотливым и сложным.
Высшее образование – это предельно допустимый и возможный уровень подготовки дипломированных специалистов. Он реализуется только на базе специально подготовленных учреждений – вузов.
Суть высшего образования состоит в становлении высококвалифицированных специалистов для всех сфер деятельности, способных справиться с любой задачей и проблемой в рамках их компетенции.
К признакам высшего образования можно отнести:
- Доступность. На законодательном уровне в целом нет запретов по поступлению в вуз. В частности, учиться в университете может как выпускник школы, так и пенсионер. Главное – соответствие действующим правилам и параметрам.
- Диверсификация. Высшее образование предлагаем к покорению массу направлений подготовки. Притом способ обучения, сроки и формы подготовки могут быть самыми разными. То есть освоение профессии происходит системно, при сочетании традиционных и новейших приемов, материалов, инструментов.
- Интернационализация. Государственные дипломы ценятся не только в стране, но и за ее пределами, позволяя строить карьеру и продолжать обучение за пределами родины.
Таким образом, высшее образование призвано подготовить опытных и узкоспециализированных специалистов, способных успешно развивать и внедрять инновации, решать практические задачи и проводить исследования. Для его освоения достаточно следовать общим правилам приема и учитывать ряд формальных ограничений: по возрасту, уровню подготовки и пр.
Суть высшего образования состоит не том, чтобы предоставить только узкие знания и навыки, но и научить действовать рационально и неординарно одновременно, не бояться перемен и быть готовым к реформам, смело принимать их и пользоваться инновациями. Столь глубоко подготовленным и закаленным дипломантам легче трудоустроиться, начать профессиональную карьеру и устанавливать новые контакты, продолжать развитие и пр.
Зачем нужно высшее образование? (роль и функции)
Казалось бы, бакалавриат можно освоить и на базе колледжей, а получить новые или более глубокие знания в рамках дополнительного профессионального образования. Но почему-то работодатели требуют именно наличие высшего образования.
Все дело в том, что именно обучение при вузах позволяет получить более полные, прочные знания и развить необходимые компетенции, достаточные, чтобы по мере получения диплома приступить к выполнению рабочих обязанностей. Такой результат достигается благодаря грамотной комбинации теория + проектная деятельность + практика + аттестация.
Теория – расширяет спектр знаний в выбранной плоскости, помогает разобраться во всех нюансах, подходах и правилах. Проектная деятельность (написание курсовых работ, научных статей, докладов и рефератов, дипломных проектов и пр.) развивает самостоятельность и мотивирует к самообразованию, частично научной деятельности. Практика – преобразует полученные представления в конкретные умения, действия и решения. Аттестация же призвана оценить прогресс студента и уровень его текущей подготовки.
Среди функций высшего образования можно выделить:
- Подготовительная (квалификационная), призванная подготовить специалистов для каждой отрасли с соответствующим набором компетенций (как общих, так и узких);
- Научно-исследовательская, призванная развить у студентов навыки по проведению исследований, разработке инноваций, их обоснованию и внедрению, грамотному описанию и распространению;
- Социальная и коммуникационная, призванная повысить уровень социального взаимодействия и благополучия обмена данными и опытом, культурой и ценностями, духовными и иными благами;
- Развивающая. В данном случае обучение в университетах позволяет индивидам расширять эрудиционный спектр, восполнять пробелы и продвигаться в перед в выбранном направлении.
- Проектная. Она помогает универсантам не только умело пользоваться полученными знаниями, но и развивать навыки делопроизводства, умение следовать ГОСТам и регламентам, унификации. Именно на базе университетов наблюдается активная проектная деятельность вузовцев. Притом студенческие работы не только подлежат банальной аттестации, но и направляются на конкурсы, гранты и пр.
Таким образом, высшее образование помогает индивиду умело пользоваться новейшим и традиционным инструментарием в рамках осваиваемой профессии, решать практические и научные проблемы, контролировать и координировать действия, эффективно управлять процессами и принимать обоснованные решения. Освоение профессии на базе вузов позволяет стать узко ориентированным экспертом в определенной отрасли. Только индивид с дипломом университета может быстро построить профессиональную и научную карьеру, быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда.
Каким должно быть высшее образование? Ответ очевиден: актуальным, прогрессивным, эффективным.
Виды высшего образования
Высшее образование – это лишь конкретная ступень по профессиональной подготовке. Исходя из ее наименования, можно понять, что глубина погружения в профессию будет максимальной или более глубокой (по сравнению с колледжами).
Какие есть высшие образования? Не стоит думать, что поступил в вуз – на этом все, специальная подготовка в кармане. На практике выделяют массу видов и типов обучения на базе университетов. Притом каждый из них обладает определенными специфическими чертами.
Отличительный признак |
Краткая характеристика |
Особенности |
По ценовому аспекту | Платное | Студент самостоятельно платит за обучение |
Бюджетное | Государство оплачивает подготовку учащегося в вузе | |
По форме подготовке | Очное | Требует посещения занятий при вузе, тесный контакт с педагогами, групповое обучение |
Заочное | Основная часть программы изучается самостоятельно, посещение вуза требуется в период сессии, основа подготовки – самообразование и проектная деятельность | |
Дистанционное | Освоение профессии с использованием интернет-технологий, посещение вуза – по требованию | |
По характеру поступления | Общее | Индивид поступад на общих основаниях |
Льготное | Абитуриент предоставил дополнительный пакет документов на льготу, поступил на бюджетное место | |
Квотное | Поступающий предоставил дополнительный пакет документов и квоту, поступил на бюджетное место или платное (но оплачиваемое работодателем и пр.) | |
По уровень подготовки | Бакалавриат, специалитет | Базовая подготовка специалистов преимущественно рабочего типа, захватывает элементы исследовательской деятельности |
Магистратура, ординатура, ассистентура | Исследовательская подготовка кадров | |
Аспирантура и адъюнктура | Подготовка ученых, исследователей |
Итак, давайте подробнее рассмотрим, какие есть высшие образования сегодня?
Первая ступень в системе вузовской подготовки – бакалавриат или специалитет. Данная ниша считается базовой. Она предполагает предоставление минимального набора знаний и навыков, достаточных для простой работы в качестве специалиста в определенном направлении. В случае специалитета – здесь доля исследовательской деятельности более широкая. Продолжительность обучения варьируется от 4 до 6 лет в зависимости от специальности, характера программы.
Каким должно быть высшее образование на бакалавриате? В данном случае важна определенная база – минимум знаний и навыков, который позволяет начать строить карьеру, но при этом требует углубления для продвижения по должностной лестнице. То есть в основе бакалаврской программы лежит теоретический и практический минимализм с элементами проектной деятельности.
Притом с 2023-2024 годов доля специалитета будет расширяться за счет магистратуры.
Вторая ступень профессионального становления на базе университетов – специализированное обучение. Оно включает в себя магистратуру, ординатуру и ассистентуру. Здесь студенты получают более сегментированные познания и навыки. Погружение в профиль – целенаправленный и узкий, с целью освоения современных инструментов методик. Для их осознания и дальнейшего применения нужна базовая подготовка.
Каким должно быть высшее образование в магистратуре? В данном случае акцент делается на исследовательской деятельности, углублении знаний с упором на инновации, достижения НТП и перспективы из развития, восполнения текущих пробелов и пр. выпускники получают более глубокие познания и компетенции, не свойственные и непосильные для бакалавров. Притом в процессе подготовки ориентир – более узкий профессиональный сегмент.
Третья ступень – аспирантура и адъюнктура. Здесь заявлена подготовка современных исследователей и ученых, инноваторов. Ее цель – усовершенствовать опытных специалистов и помочь им в развитии инноваций, оптимизации отрасли, профессии и пр. Именно они содействуют развитию НТП.
Каким должно быть высшее образование для аспирантов? Здесь сочетается научный подход, правила и законы с творческим и свободным стилем. Суть – усовершенствовать текущие инструменты, теории, приемы и повысить эффективность их применения.
Обратите внимание, что освоение каждого уровня профподготовки возможно только постепенно, поэтапно. Для поступления на вышестоящую ступень нужно иметь за плечами диплом, подтверждающий присвоение квалификации (предшествующей). Например, в магистратуру поступить может только дипломированный бакалавр или специалист. Без образования получить статус магистранта невозможно.
Помимо этого, можно выделить платное и бесплатное обучение при университетах (и не только). В данном случае качество подготовки будет идентичным, он разница состоит в том, кто платит за обучение. В случае с бюджетным вариантом – государство финансирует подготовку будущего дипломанта, а в рамках платного формата – студент платит «из своего кармана». В остальном кардинальных отличий нет.
Какие есть высшие образования еще? В зависимости от основы поступления, выделяют общее, льготное и квотное становление специалистов. Общее предполагает, что индивид поступал в рамках общего конкурса исключительно по результатам ЕГЭ и ДВИ. Льготное обучение предполагает наличие у студента определенных привилегий на фоне социального статуса, имущественного положения и пр. Квотное обучение основано на потребностях государства и работодателя. Для такого формата свойственны квоты – ограничения по зачислению на конкретный профиль. Для поступления по нему нужно предоставить соответствующее основание-документ (например, целевое направление, договор с государственным органом и пр.).
Каждый студент может покорять выбранный профиль и ступень посильными и доступными способами: очно, заочно или дистанционно. Главное – изначально указать подходящую траекторию, узнать все тонкости и особенности. О них мы писали в нашем блоге ранее.
Основные параметры высшего образования
Подготовка на базе университетов и институтов – это не просто чтение книг, решение задач, выполнение домашнего задания. Здесь погружение в профессию и нишу происходит с учетом конкретных правил, ФГОСов.
Каким должно быть высшее образование? Среди специфических параметров высшего образования можно отметить следующие:
- Соответствие конкретным требованиям. Для поступления в вуз на определенную ступень, нужно иметь за плечами соответствующий уровень подготовки. Чтобы стать бакалаврам или специалистом – можно быть выпускником школы или СУЗа, предоставить соответствующий документ об образовании. Для зачисления в магистратуру важно иметь диплом бакалавра или специалиста и пр. То есть каждый следующий уровень профессиональной подготовки доступен только по мере освоения предыдущего. Притом документальное подтверждение имеющейся квалификации – обязательно. В данном случае вузы адаптируют действующие программы согласно ФГОС и требованиям работодателей.
- Ограниченность. Программа подготовки на каждой ступени имеет определенные сроки для ее освоения с учетом формата подготовки, характера и узости специализации и пр. Так, бакалаврам и специалистам предстоит учиться 4-6 лет, магистрам – 2-4 года, аспирантам – 3 года. Но некоторые специальности порой требуют продолжительного и непрерывного образования (например, медики учатся вплоть до 8-10 лет с повышением или подтверждением квалификации раз в 5 лет).
- Узость или профессиональная ориентация. Вузовское обучение предполагает погружение (в определенном формате и с определенной глубиной) в конкретную профессию, специальность. Здесь важно развитие конкретных личностных качеств и практических навыков, свойственных специалисту.
- Поэтапность и последовательность. Данный принцип предполагает, что существует четкая градация в развитии квалифицированных кадров: для углубления знаний нужна определенная база.
- Качество. Данный параметр – весьма спорный и субъективный. Для вузовцев он означает, что полученные ими знания, умения должны соответствовать реалиям и позволять решать конкретные вопросы и проблемы, выполнять порученные задания с максимальной эффективностью.
Сочетание указанных критериев в рамках вузовской подготовки приводит к определенному результату – подготовке квалифицированного специалиста с определенным набором знаний, навыков и качеств. Главное в дальнейшем грамотно и правильно пользоваться полученным багажом, не останавливаться на достигнутом и продолжать самообразование и самопродвижение. Недаром говорят: «Век живи – век учись».
То есть суть высшего образования состоит не только в воспитании и подготовке экспертов, но и их мотивации к саморазвитию и росту (как профессиональному, так и личностному, физическому и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Перспективы высшего образования: каким должно быть и что ожидать?
Современная система профессиональной подготовки на базе вузов претерпевает колоссальные перемены. После того, как Россия вышла из Болонского соглашения, в стране наметилась «грандиозная перестройка».
С 2022 года началось проектирование национальной системы высшего образования. Его суть состоит в том, чтобы сделать подготовку кадров адаптированной под отечественные реалии с возможностью использовать европейские и иные инструменты, опыт, методики и пр. Предполагается, что с 2024-2025 годов начнется обновление программ и схемы получения высшего профессионального образования.
Согласно намеченной траектории обновления, специалитет будет возвращен и расширен, доля магистратуры может сократиться. То есть программы подготовки будут обновлены. Экспериментальная часть реформ начнется в этом учебном году на базе нескольких университетов.
Каким должно быть высшее образование? Ответ на этот вопрос очевиден. Обучение при вузах должно давать студентам качественные и современные знания, развивать у них не только теоретические и научные представления, но и прикладные компетенции, личностные качества профессионала-лидера.
Что ожидать от вузовской подготовки в перспективе? Не исключено, что состав образовательных программ будет изменен, дополнен новыми предметами, связанными с ИИ, нейросетевыми парадигмами, It-инструментарием и новейшими методами в рамках каждой профессии. Более того, не исключается изменение сроков обучения.
Уже сейчас идет постепенное снижение доли магистерских программ в пользу специалитета, расширение программ бакалавриата с акцентом на практику и проектную деятельность. Притом без новых направлений подготовки также не обойтись. Ведь НТП не стоит на месте.
Согласно предлагаемым новшествам, заниматься подготовкой дипломантов смогут не только институты и университеты, академии и высшие школы, но и научные центры. Таким образом, они будут восполнять дефицит рабочих и научных кадров с учетом потребностей партнеров.
Суть высшего образования – подготовить продвинутых экспертов, способных эффективно справляться с возложенными на них обязанностями, разрабатывать и внедрять инновации.
Обратите внимание, что учебный процесс в целом практически не меняется. Коррективам подвергается лишь состав образовательных программ и частично сроки их освоения, соотношение теории и практики, обновление учебных материалов и ресурсов, тематический акцент в проектной деятельности. Но в любом случае он ориентирован на воспитание квалифицированных современных профессионалов.
Таким образом, современное высшее образование ориентировано на потребности рынка труда и достижения НТП. Сегодня оно претерпевает серьезные изменения, призванные повысить качество подготовки дипломантов, сделать их конкурентоспособными и ориентированными на саморазвитие, стремление к инновациям.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
не всегда вышка дает нужные знания. Зачастую выпускникам приходится проходить дополнительные курсы для освоения профессиональных программ, повышать квалификацию или проходить стажировку. Подготовка также остается теоретической и не всегда оперативной, актуальной, практики не хватает.