Каждый человек по мере своего развития стремится завоевать вышестоящий пьедестал. Столь динамичный плодотворный процесс прозвали карьерой. На практике выделяют свыше десятка разновидностей такого роста, но сегодня мы решили подробнее остановиться на научной карьере.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Впервые с научными исследованиями студенты сталкиваются в ходе обучения при вузе преимущественно на старших курсах. Так, войдя во вкус, более трети юных исследователей принимают решение о развитии не только в профессиональном, но и научном плане, то есть параллельном построении основной (трудовой) и научной карьеры.
Под научной карьерой понимают развитие исследовательских и инноваторских навыков и качеств, развитию научных представлений и отрасли, научно-технического прогресса и пр. Данный путь – не просто постижение нового, а самое настоящее обучение и апробация новоразработанных подходов и методов.
Решение о развитии научной карьеры принимается индивидуально, без давления со стороны. Притом успешное развитие ученого – осознанный процесс.
Чаще всего к развитию научно-исследовательского пути и обретению статуса «исследователь», ученой степени приходят студенты с аналитическим складом ума и философскими навыками, которые лично столкнулись с профессиональной проблемой. Интерес к науке пробуждается в ходе реализации традиционной образовательной программы при выполнении курсовых проектов, дипломных работ, участии в научных конференциях и иных научных секциях.
Развивать научную карьеру студенты начинают под воздействием собственных достижений, чувства роста (интеллектуального социального, культурного и научного). Инициативу чаще проявляют те учащиеся, которые сумели добиться положительных результатов без серьезных усилий и преград, которым пришелся «по вкусу» исследовательский процесс.
Виды научной карьеры и ученых
Научная карьера строится на основе конкретной цели. Чаще всего выделяют три основных ориентира, служащих первопричиной для соответствующего развития дипломанта.
Обратите внимание, что научный путь доступен только дипломированным специалистам! Поэтому большинство изысканий ориентировано на решение реальных прикладных задач и нюансов.
В зависимости от цели развития научной карьеры можно выделить следующие соответствующие им статусы.
Первая цель – бескорыстное развитие науки с целью внесения вклада в развитие инноваций в любых масштабах. В данном случае исследователь занимается наукой по призванию, не стремится к известности или обретению финансовой выгоды. Цель ученого при таком раскладе – принести пользу социуму и облегчить жизнь человечества. К сожалению, реализация рассматриваемой цели весьма проблематично без финансирования, а отсутствие признания постепенно снижает мотивацию и результативность.
Вторая цель развития научной карьеры – обретение ученой степени. Рассматриваемая модель считается самой распространенной. В данном случае исследователь может рассчитывать на государственное или частное финансирование его деятельности, обретение соответствующего исследовательского статуса и признания окружения, повышение конкурентоспособности на рынке труда. Самой распространенной траекторией развития научной карьеры в рамках этого сценария является обучение на базе вуза.
Среди очевидных неурядиц в рамках второго варианта можно выделить: слабая собственная идеология, минимум пользы для общества/отрасли и преследование одной миссии – обретение статуса ученого.
Третья цель научного развития индивида – совмещение вышеуказанных ориентиров, то есть развитие науки, инноваций с параллельным захватом мира и обретением достойной репутации в научных кругах, регалиях и пр.
Исходя из описанных ориентиров, можно выделить следующие виды научной карьеры:
- Осознанная и продуманная, позволяющая совместить приятное с полезным и получить ученую степень, привилегии параллельно принесению пользы социуму, отрасли и науке;
- Инициативная, предполагающая интерес к теме, но полное отсутствие представлений о действиях, правилах проведения изысканий, глубине погружения в тему, сборе доказательной базы, организации и реализации научной мысли. Чаще всего такой научный путь отягощен дополнительными проработками. Около 10% соискателей сдается в начале научной карьеры.
- Принудительная. В данном случае научный рост является условием для сотрудничества с конкретной (ведущей или серьезной) компанией, предоставляющая возможность повышения по карьерной лестнице, увеличения дохода с одновременным получением возможности регистрации изобретения (патента) и пр.
- Теоретическая или прикладная. В данном случае научная карьера зависит от характера исследования и инноваций: разработка теорий, правил или инструментов, техники и пр.
В рамках каждого вида действия исследователей будут разниться, что скажется на темпе работы и качестве исследования, продуктивности и эффективности инноваций.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы научной карьеры
О последовательности покорения научного пьедестала мы писали в одной из наших статей, поэтому отметим лишь существенные моменты.
Научная карьера предназначена для дипломированных специалистов вне зависимости от наличия практического опыта по освоенной профессии. Осваивать новую нишу возможно только при вузе: в качестве аспиранта или соискателя. Здесь претенденту на ученую степень важно учесть определенные требования, предъявляемые к кандидатуре: образование, возраст, научная специальность и тема диссертации и пр.
В рамках научной карьеры принято выделять следующие стадии:
- Донаучная (подготовительная) – магистратура (также допустим специалитет). Для ее покорения студенту предстоит написать и защитить магистерскую диссертацию.
- Первая научная ступень – кандидат наук на базе аспирантуры. Для ее покорения необходимо пройти кандидатский минимум, подготовить ВАК-статьи и написать, защитить кандидатскую диссертацию.
- Вторая научная ступень – докторантура. Действует при вузах, но не требует дополнительного обучения. Достаточно выполнить и оформить глубокое исследование в рамках научной специальности и утвержденной темы докторской диссертации.
Указанная градация считается основой для развития научной карьеры, но на этом она не прекращается. Далее обладатель степени «доктор наук» имеет право претендовать на более высокие регалии в виде ученых званий, подчеркивающих продолжение его активности в определенном русле. Здесь важно подготовить новые научные работы и статьи, иметь при себе опыт работы на базе научной организации, подготовить автореферат, тезисный доклад или научный доклад и защитить его. После чего будет присуждено звание «доцент», а следом возможно покорить «профессорскую ступень».
На освоение каждой научной ступени отводится ограниченный период времени и требуется соблюдение конкретных условий: наличие актуальных ВАК-статей по теме диссертации, опыт работы в определенной должности при научной организации и пр.
Обратите внимание, что построение научной карьеры в различных отраслях народного хозяйства может отличаться. В частности, для специалистов в сфере искусства предусмотрено обучение на базе ассистентуры, для выпускников правоохранительных профессий – адъюнктура и пр. Но несмотря на разницу в подобных ступенях, для развития инноваций, их освещения и защиты требуется подготовить письменный труд – диссертацию.
Особенности научной карьеры
Построение научной карьеры воспринимается как классический образовательный процесс, посильный выпускникам вуза. Но на самом деле развитие данной градации предусматривает наличие определенных особенностей.
Особенность №1. Конкуренция. Данная специфическая черта проявляется еще на этапе поступления в аспирантуру или на этапе прикрепления к вузу в качестве соискателя ученой степени. Количество мест на бюджетное обучение аспирантов ограничено, но даже на платное место поступит сильнейший (по результатам вступительных испытаний и финансовым возможностям).
Далее конкуренция продолжается на «научном поле»: инновационная идея, оригинальность текста, доказательная база, ценность и значимость диссертации и пр. При этом соревнований1 по типу «кто быстрее» здесь нет, а вот кто сильнее (то есть обоснованнее, надежнее провереннее) – есть!
Особенность №2. Репутация. Подготовка диссертации немыслима без выработки новых идей, инноваций, разработок, а это значит, что остаться без внимания со стороны экспертов, предшественников, общества, отрасли не удастся. Отсюда вытекает, что любая научная работа после ее обнародования будет оценена по достоинству, автор заработает конкретную репутацию и авторитет в соответствующих кругах: на работе – как практик-исследователь, реформатор, в науке – как специалист и ученый и пр. Притом репутация будет зависеть от качества исследования: при успешном завершении научной работы и защиты – положительная, в случае огрех, сомнительных моментов, критики – отрицательная.
Особенность №3. Возможности. Если посмотреть со стороны, то для того, чтобы заниматься научными исследованиями не обязательно поступать в аспирантуру/докторантуру, дополнительно обучаться и пр. Казалось бы, исследуй в свое удовольствие, саморазвивайся, внедряй полученные знания и новшества на практике (в повседневной или трудовой жизни и пр.). Но на самом деле построение научной карьеры открывает больше возможностей обладателю ученых степеней. Лицо без научной регалии занимает «низшие» должности при научных организациях – младший помощник, ассистент, получая при этом небольшую зарплату. Индивид-исследователь с соответствующими документами может претендовать на повышение по должности (руководящий пост в научной организации).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Самые популярные вопросы о научной карьере
Специалисты Дисхелп сделали подборку наиболее популярных среди дипломантов и практиков вопросов относительно ученых степеней, диссертаций и научной карьеры в целом.
Вопрос №1. Когда лучше всего начинать научную карьеру? Чтобы начать исследовательский путь, важно иметь определенную базу знаний, то есть уже важно иметь начальное профессиональное образование – бакалавриат. Стартом научной карьеры считается поступление на специалитет или в магистратуру, где учащиеся постигают азы научных изысканий. Если здесь все проходит успешно, студент справляется со всеми заданиями, педагоги отмечают у него наличие прочной базы и творческий подход к делу – следует задуматься о дальнейшем построении академической карьеры.
Таким образом, начинать строить научную карьеру следует не ранее магистратуры.
Вопрос №2. Сложно ли строить научную карьеру? Ответ на данный вопрос индивидуален и учитывает уровень подготовки, способности, мотивация дипломанта, наличие у него наработок, его потребности (материальные и иные траты на проведение исследования). При наличии правильной мотивации, таланта и целеустремленности покорение научных ступеней будет легким. При этом не стоит пугаться и отступать при возникновении малейших неурядиц – выход есть всегда, нужно лишь присмотреться, проявить инициативу и креатив.
Вопрос №3. Где лучше всего строить научную карьеру: в России или за рубежом? В целом существенной роли не играет, в какой стране, регионе исследователь разрабатывает свою инновацию, выполняет диссертацию, исследует тему и проблему. На практике чаще всего ученый – локализованная единица, которая действует в определенной лаборатории. С конкретным оборудованием, изучает проблему в конкретных масштабах и разницах и пр. Но на самом деле «география» неважна. Наоборот, делокализация принесет больше пользы: изучить проблему с разных ракурсов, позиций, оценить правила и подходы к проблеме в разных странах лучше и интереснее, позволит учесть опыт иных экспертов и пр.
Если вопрос затрагивает построение научной карьеры при вузе в РФ или за рубежом, то здесь также нет колоссальной разницы. Практически все отечественные ученые степени котируются по всему миру. Некоторые научные специальности и регалии потребуют «переаттестации» или прохождения процедуры эквивалентности, но это несложно – процесс больше бюрократический.
Поэтому нет никакой разницы, в какой стране исследователь строит научную карьеру. Освоенная им ступень будет действовать повсеместно.
Вопрос №4. Высоко ли оплачивается труд ученого, построившего научную карьеру? Ответ на данный вопрос также индивидуален и больше зависит от возможностей исследователя, организации (где он трудится), качества труда и характера его изобретения (запатентирован ли труд или нет). Если ученый будет с умом пользоваться полученными знаниями и навыками, собственными инновациями, то он точно сможет добиться хорошего заработка, достойной репутации, карьерного роста. Если организация заинтересована в реформах и повышении эффективности, то она тоже не будет скупиться на наличие в собственном штате ученых, экспертов-инноваторов и пр.
На практике нередко труд ученых оказывается маловостребованным (в частном порядке), недооцененным или низкооплачиваемым. Поэтому без грамотного продвижения, развития в этом деле никак. Просто так получать высокий доход невозможно.
Вопрос №5. На какие льготы и привилегии может претендовать исследовать при построении научной карьеры? Освоение ученых степеней и званий всегда поощрялась со стороны государства, ведь порой вклад молодых исследователей оказывался неоценимым, весомым. Но государственная поддержка предназначается преимущественно для молодых ученых:
- Аспиранты очного отделения получают стипендию и могут рассчитывать на дополнительную материальную помощь, предназначенную на покупку учебных пособий и канцтоваров;
- Аспиранты-очники имеют право проживать в общежитии при вузе на «студенческих» условиях на период обучения или аттестации;
- Соискатели имеют право пользоваться необходимым оборудованием, инструментарием при вузе в целях проведения научного исследования.
На этом основные и общедоступные привилегии, пожалуй, заканчиваются. Резкого карьерного или доходного роста (особенно в начале научного пути), выделения отдельной жилплощади за государственный счет ожидать не стоит. Но в случае серьезных продвижений, разработки инновационных продуктов, решения проблем возможны серьезные поощрения и выплаты.
Вопрос №6. Какими качествами должен обладать исследователь, ученый? Построение научной карьеры немыслимо без сочетания таких качеств, как воображение, творчество, оригинальность и научная база. Не менее важно располагать целеполаганием, планированием и уметь следовать намеченному пути с учетом логики, посильности. В развитии научной мысли автору пригодятся аналитические способности, критическое мышление, настойчивость.
Таким образом, среди очевидных плюсов построения научной карьеры можно отметить тотальную подготовку эксперта и его способность оперативно реагировать на возникающие преграды без опаски, стремление к совершенствованию и инновациям, привлекательность для работодателей. Среди минусов – исследовательский путь тернист и непрост, порой требует колоссальных затрат времени, сил и финансов. Но подготовленный и целеустремленный ученый сумеет побороть любые преграды и страхи, добиться успеха.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
А влияет ли научная карьера на профессиональную? Если посмотреть на требования работодателей, то для них просто важно наличие вышки и минимальный опыт по профилю. Далее карьерный рост – дело техники, активности и инициативности индивида. Не вижу толка от научной карьеры – если только для саморазвития.
Здравствуйте, Elena72! Научная карьера может оказать влияние на карьерный рост, если человек работает в научной организации, промышленной компании или иной структуре, которая занимается развитием инноваций, изобретениями, совершенствованием своей деятельности. Нередко руководство выдвигает условие: повышение по должности при наличии соответствующего образования или ученой степени. В этом случае научная карьера содействует карьерному развитию. При этом влияние научного развития на карьеру — не обязательное явление. На практике масса случаев, когда кандидаты и доктора наук трудятся рядовыми сотрудниками, не занимая и не стремясь к руководящей должности. В данном случае, повлияет ли научная карьера на профессиональную – дело индивидуальное, зависит от стремления индивида, его возможностей. Поэтому однозначного ответа на Ваш вопрос нет.