Затянувшаяся с 2019 года коронавирусная пандемия кардинально изменила жизнь всего земного шара и студентов, привнеся в нее ряд сложностей и новшеств, показав умение всех систем адаптироваться к любым условиям и готовность эффективно решать возникающие на пути проблемы. Одной из первых сфер деятельности, которая лицом к лицу столкнулась с необходимостью внедрять инновации стало образование.
В 2024 году система итоговой аттестации дипломантов стала прежней, доковидной, но при этом она также сопровождалась рядом сложностей для выпускников и учебных заведений.
СОДЕРЖАНИЕ
С какими нюансами пришлось справляться образовательным заведениям?
Фактически повсеместное распространение злосчастной инфекции с 2019 года парализовало работу всех ведомств. Поэтому каждое государство и структура в оперативном порядке разрабатывало четкую стратегию и тактику по выходу из столь непростой ситуации. Так, в России было принято решение о внедрении IT- технологий в образовательной среде – повсеместный и вынужденный переход на дистанционное обучение от школ до колледжей и вузов. Все заведения в кратчайшие сроки должны были оборудовать помещения, «переобучить» педагогов «на новый лад» взаимодействия, пересмотреть стандарты и программы обучения (изменить план-конспект занятий, пересмотреть задания и прочие нюансы).
Как показывает статистика, успешно внедрить дистант на моментальной основе удалось лишь топовым и материально-технически оборудованным колледжам и вузам, где уже начинали практиковать дистанционное обучение на коммерческой основе. Среди таких оказалось около трети образовательных центров в системе профессионального образования, а школы оказались не готовы к такому повороту событий.
За период «карантин» власти сумели помочь всем заведениям и оперативно провести интернет-связь, предоставить соответствующие устройства для проведения занятий и пр. Фактически первой сложностью в системе обучения школьников и студентов – стало повсеместное внедрение онлайн-формата обучения.
Но в 2024 году в подготовке студентов и дипломантов встречались и иные сложности, связанные с использованием онлайн-технологий. Не все образовательные центры имеют стабильную платформу и интернет-соединение, могут нормально функционировать даже на фоне большой нагрузки на сеть. В связи с этим универсанты отмечали частые недочеты: невозможность зайти в личный кабинет из-за плохого соединения, долгая загрузка документов и пр.
Более того, педагоги на фоне высокой нагрузки не всегда могли оперативно проверять работы онлайн, отвечать на обращения учащихся.
Более того, изначально при внедрении дистанта многие преподаватели не имели соответсвующих представлений и навыков работы с современным оборудованием, пересмотром программ и учебных планов в новое русло. Также и студенты: не все хорошо владели ПК и приложениями, программами.
Вторым нюансом – пересмотр структуры и содержания образовательных программ, переход на дистанционный формат и обратно в связи с выходом из Болонского соглашения и пересмотра ступеней образования, стандартов ФГОС и качества. Расписание занятий в целом не изменилось, но педагогам пришлось дополнять план обучения новыми инструментами: пересматривать лекционный материал, преподнося лишь наиболее важную и «расшифровывая» наиболее сложную информацию в нем, дополнять задания для самоизучения и проверочных заданий, расширять спектр письменных заданий и работ, изменять формат аттестации (вместо типичного устного экзамена – проведение онлайн-экзамена по видеосвязи или онлайн-тестирования и т.п.), заменять традиционную защиту ВКР и диссертаций на онлайн-формат с дополнительными требованиями к технике, интернет-подключениями и условиями проведения итоговой аттестации.
В 2024 году вернулся классический вариант итоговой аттестации: письменные и устные ГОСы, очная защита дипломных работ. Сложности возникали лишь на фоне использования современных техзнологий при подготовке к этим процессам: необходимость создания электронных буклетов или презентаций, ужесточение требований к качеству диплома и его оформлению и пр.
Более того, по новейшим специальностям методистам и администрации ссузов/вузов пришлось полностью пересматривать систему обучения, разрабатывать новые образовательные программы ФГОС для дистанционного обучения и пересматривать стандарты и регламенты ля классического образования в связи с переутверждением градации ступеней подготовки, выведением аспирантуры в отдельное звено профессионального образования.
В 2024 году в университетах вновь возрождается и увеличивается доля специалитета, прикладного бакалавриата, а в СУЗах продолжает развиваться ниша профессионалитета и базового прикладного бакалавриата.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Но все усилия не прошли даром:
- Во-первых, все внедренные новшества сохранились и продолжают успешно функционировать, а возможности ссузов и вузов расширились – появилась отельная и самостоятельная ветвь подготовки – дистанционное отделение;
- Во-вторых, получение среднего и профессионального образования стало непрерывным и посильным для учащихся независимо от внешних факторов;
- В-третьих, школьники и студенты сумели повысить уровень IT-грамотности и овладеть новыми программами, приемами для освоения учебных планов, повысить уровень собственной эрудиции, готовности к переменам и пр.;
- В-четвертых, повысилась роль и ценность самообразования, самообучения, самодисциплины в образовательной среде, что непременно сказалось на качестве подготовки выпускников: учащиеся поняли, что качество образования зависит не только от педагогов, но и их вовлеченности в учебный процесс, их заинтересованности предметом и готовности дополнительного обучения.
С какими сложностями столкнулись выпускники колледжей и вузов?
Сложнее всех пришлось студентам старших и выпускных курсов, которым предстояло сдавать итоговые государственные экзамены и защищать дипломную работу. В данной среде произошли тотальные перемены, потребовавшие сноровки, психологический готовности к новым условиям и переменам, овладения новыми техниками и приемами взаимодействия и пр.
С одной стороны, на фоне пандемии в России власти предусмотрели часть послаблений в 2019-2020 учебном году:
- ЕГЭ проводили в жестких условиях (неоднократно переносили сроки проведения экзаменов, ужесточали порядок проведения – лица с ОРВИ не допускались до аттестации и пр.), а ОГЭ и вовсе отменили;
- Топовые вузы отказались от проведения ГОСов, но защита ВКР осталась обязательной для выпускников и реализовывалась в дистанционном формате.
В 2020-2021 учебном году после адаптации и усовершенствования системы образования в целом механизм подготовки дипломированных специалистов приобрел более пригодный для реалий вид:
- Колледжи и вузы обзавелись специальным оборудованием для проверки состояния здоровья и самочувствия студентов: термометрия, социальная дистанция, кварцевые лампы и рецеркуляторы воздуха, антисептики, обязательная обработка помещений с конкретным временным интервалом, сокращение групп (разбиение больших коллективов на более мелкие группы) и пересмотр расписания занятий, частичный перенос занятий на онлайн-формат и т.д.
- Пересмотрен состав образовательной программы: на долю самообучения отведено больше времени и занятий, заданий, предусмотрено прохождение практики (на условиях предприятия-партнера), часть занятий возвращена в традиционный формат при соблюдении требований СанПина и пр.;
- При необходимости колледж и вузы имели право перейти на онлайн-обучение: если в группе наблюдалось повышение числа лиц с признаками ОРВИ или были выявлены случаи заболевания ковидом (карантин и выход на дистант с самоизоляцией контактных лиц);
- Итоговая аттестация проводилась в удобном формате в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе и непосредственно в ссузе/вузе, ГОСы – возвращены в письменной или дистанционной форме.
На фоне этих послаблений студенты и школьники немного «расслабились». Нередко они прибегали к списыванию и иным хитростям на защите проекта. Но в 2024 году вернулся очный формат аттестации – более требовательный, контролируемый. Выпускники отметили, что аттестационная комиссия развивала довольно обширную дискуссию в рамках темы дипломных работ, задавая массу вопросов для оценки качества подготовки автора.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности обучения студентов и защиты выпускников в 2024-2025 учебном году
2023-2024 учебный год сумел собрать и активировать опыт предшествующих лет, поэтому жизнь студентов практически вернулась в привычное русло: школы, колледжи и вузы практикуют очную подготовку с вынужденным или добровольным (но согласованным) переходом на диктант (в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе и конкретно в учебном заведении, личных обстоятельств учащегося и пр.).
Студентов практически перестали привлекать к вакцинации от ковида: в частности, для очного обучения и заселения в общежитие в период 2019-2021 годы при образовательном заведении требовалось предоставить сертификат вакцинации, в противном случае студент будет осваивать программу дистанционно. Сейчас данное условие сошло на нет. Обязательного правила по представлению сертификата ковид и иных документов по ковид-иммунизации нет.
На сегодняшний день выпускники колледжей и вузов, которым предстоит защищать дипломные работы в 2024-2025 году, столкнулись со следующими нюансами при выполнении, оформлении и подготовке аттестационных работ к защите:
- Неопределенность в части формата проведения защита. Ситуация может измениться в любой момент, но колледжи и вузы отмечают – защите быть! Избежать ее не удастся ни одному выпускнику. Формат проведения итоговой аттестации выпускников будет напрямую зависеть от эпидемиологической ситуации в каждом конкретном городе, уровне заболеваемости в учреждении и группе. Пока что намечается проведение ГОСов и защиты ВКР в традиционном – очном режиме, но при ухудшении ситуации (из-за любых внешних или иных факторов) возможен переход на дистанционный сценарий с использованием специальных платформ_ Zoom, Skype, видеосвязь и пр.
- Сложности во взаимодействии с куратором дипломного проекта, научным руководителем. От заболевания и заражения коронавирусом не застрахован никто: как привитые, так и непривитые люди болеют ОРВИ. В связи с этим студенты отмечают, что зачастую не могут очно проконсультироваться с наставником: то нужный педагог перегружен работой, то он находится на больничном, то сам студент на занятиях или болеет и пр. Дистанционное взаимодействие в целом налажено, но педагог также не в силах оперативно отвечать на поступающие запросы и сообщения: ему требуется время на проверку материала, выделение замечаний в тексте ВКР (и по возможности их расшифровке в виде «примечаний» или в отдельном файле – что не так, почему было выделен фрагмент и пр.). Данная проблема в целом была всегда и осталась нерешенной.
- Сложности с проверкой дипломных работ на плагиат. Обучаясь очно или заочно, студенты сдавали работы на кафедру, чтобы пройти проверку в рамках требуемых правил по системе Антиплагиат.ВУЗ (с выделением конкретных параметров и модулей). Уже тогда отмечались некоторые задержки (живая очередь проектов), но с внедрением онлайн-аттестации ситуация усложнилась. Скорость проверки материалов замедлилась. Более того, студенты не всегда могут увидеть точные результаты проверки: какие фрагменты требуют тотальной переработки, что можно оставить неизменным. Итоги нормоконтроля предстают перед ними в общем виде: уровень уникальности текста, доля заимствований и цитирований, необходимость исправления ошибок в оформлении (указанием раздела проекта или отдельного элемента (номер страницы + абзац, конкретный графический или табличный материал, радел или список и пр.)).
- Требования к проведению защиты и расписание ГОСов, защиты ВКР. Данный этап полностью зависит от эпидемиологического порога в регионе и вузе, рекомендаций МинПросвещения и Рособрнадзора, СЭС, Минздрава и прочих инстанций. Пока что планируется очное проведение всех этапов аттестации выпускников: очный формат ГОСов (письменно или устно – утверждается непосредственно руководством образовательного центра), очная защита дипломных проектов. В случае повышения порога заболеваемости ОРВИ и коронавирусом каждое учреждение имеет право перехода на дистанционную защиту. В данном случае выпускники заранее получат подробную инструкцию по реализации онлайн-аттестации: требования к технике и программам (что нужно установить, как проверить, интернет-соединение, как выйти на связь, в какой день будет проходить защита и пр.). Список вопросов к ГОСам в целом будет стандартен – около 3-5 профильных дисциплин, средний объем вопросов – 120-200 (они также будут доступны к изучению заранее), формат проведения – письменный, тестирование и пр.
В настоящее время основной проблемой для выпускников колледжей и вузов остается неопределенность: как будут проходить ГОСы и защита ВКР, каким будет расписание итоговой аттестации, какие условия необходимо учесть и пр. Но в любом случае подготовиться к выступлению, дискуссии, презентации проекта придется каждому.
Как подготовиться к государственным экзаменам и защите дипломной работы в 2024-2025 году?
Несмотря на развитость всех систем, успешное внедрение инноваций в учебный процесс, каждый выпускник все же задается вопросов: как будут проходить итоговые аттестационные рубежи и как к ним подготовиться? Специалисты Disshelp подготовили рекомендации, которые помогут успешно преодолеть финальную стадию профессионального становления.
Рекомендация №1. Независимо от формата ГОСов и защиты ВКР – готовьтесь к аттестации заранее. Согласитесь, что аттестация неизбежна в любом случае, а ее формат не играет существенной роли, ведь выпускнику предстоит продемонстрировать уровень своей подготовки, развитость профессиональных навыков и качеств, эрудицию очно или дистанционно. Поэтому важно взять все необходимые материалы и рекомендации по подготовке к ГОСам и защите ВКР заранее. Сейчас все учатся традиционно (по изначально выбранной траектории), поэтому можно обратиться за списком вопросов к ГОСам на кафедру или научному руководителю по ВКР, найти их через личный кабинет студента на официальном сайте вуза и пр. Если утверждённого перечня пока нет, то можно уточнить спи сок дисциплин, выдвигаемых на ГОСы, и начинать повторять пройдённый курс по ним (поднять лекции, семинары и пр.).
Аналогичная тенденция вполне уместна и в отношении подготовки и защиты ВКР: тщательно изучите методические рекомендации по написанию дипломной работы, не откладывайте ее написание и оформление в долгий ящик (с каждым днем защита все ближе, а вед проект потребует еще и поэтапной проверки по системе «научный руководитель – нормоконтроль – кафедра»). Поэтому приступайте к выполнению и оформлению материалов уже сейчас, учитывая предварительные сроки проведения ГОСов, сдачи ВКР на кафедру и примерную дату защиты.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендация №2. Учитывайте опыт защиты выпускников прошлых лет: особенности проведения, требования экзаменаторов, требования к технике и программам, условиям проведения. Данный момент важно обсудить со всех ракурсов: с научным руководителем (он сможет описать особенности аттестации, с какими проблемами столкнулись его «подопечные», какие вопросы задавали члены аттестационной комиссии на ГОСах и защите и пр.), с выпускниками прошлых лет (по возможности, если поддерживаете связь с кем-либо из них), с работниками кафедры (они смогут уточнить требования к месту проведения онлайн-защиты, требования к технике – программное обеспечение, настройки, интернет-соединение, как проверить связь, как и когда нужно зайти в приложение или личный кабинет, тишина, освещение и пр.).
Общение, уточнение результатов и правил проведения ГОСов и защиты ВКР в предшествующих годах поможет избежать ошибок, которые были допущены студентами, учесть их недочеты и опыт, советы по подготовке и непосредственной реализации финального рубежа.
Рекомендации №3. Будьте готовы обеспечить достойные условия для защиты: как минимум –интернет-соединение и тишина, освещение. Онлайн-защита потребует дополнительной подготовки выпускника. Если при очном формате все условия предоставляет вуз, то дистанционная аттестация возложит ряд обязанностей на «экзаменуемое лицо»: регистрация и своевременный выход на связь с членами аттестационной комиссии в рамках утвержденного алгоритма (специальная программа (уточняем непосредственно в вузе), расписание защиты и пр.), выбор светлого и хорошо освещаемого помещения, отсутствие запрещенных предметов-подсказок, тишина и четкая речь дипломанта и пр.
Рекомендация №4. Подготовка защитной речи презентация, репетиция и отработка нюансов. Независимо от формата проведения защиты ВКР студенту предстоит заранее подготовить, выучить и отрепетировать защитную речь с учетом выделенного на защиту время (в среднем до 10-15 минут на «все про все» — выступление, вопросы). Заранее отработайте выступление с использованием презентации, а также изучите возможности применения презентации в онлайн-режиме (как вывести на экран и пр.).
Рекомендация №5. Мобильность и адаптивность выпускников, настрой. Конечно же, любые трансформации и перемены способны поставить человека в ступор и повергнуть в шок, парализовать ход выполнения исследования или подготовки к предстоящим испытаниям. Важно адекватно реагировать на любые новшества и не бояться их. Настраивайтесь на лучшее. Самовнушение и мотивация порой вторят чудеса, а самоконтроль и самообладание – спасают индивида от провала.
Если вы узнали о реформах, внимательно ознакомьтесь с новыми требованиями и правилами, тонкостями. Миновать их исполнения не удастся. Учтите все нюансы.
Специалисты Дисхелп готовы помочь в выполнении дипломных работ, подготовке защитной речи и презентации к аттестации в любом формате. Наши эксперты поделятся советами, помогут в качественной подготовке и успешном прохождении финального рубежа, предоставив гарантии качества всех материалов и работ, индивидуальный поход к каждому клиенту.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!