Самым первым шагом в научно-исследовательской жизни студента или аспиранта является выбор подходящей для него темы курсовой, дипломной или научной работы. Именно этот шаг – первый на пути к развитию и обретению исследовательских качеств. От правильности и корректности действий на этапе выбора темы и проектирования НИР зависит успех автора.
СОДЕРЖАНИЕ
Классификация тем: какие бывают темы студенческих и научно-исследовательских работ?
Тема курсовой, дипломной или научной работы представляет собой краткое отражение основной идеи автора и постановку актуальной проблемы, которая будет изучаться и решаться на протяжении всего проекта. Фактически, это краткое описание исследования: траектории изыскания для автора и краткий обзор проблематики для целевой аудитории.
На практике выделяют несколько видов тем студенческих и научно-исследовательских работ. По способу утверждения тема изыскания может быть заранее разработанной и утвержденной (то есть ранее сформулированная и предоставленная автору на выбор) или же саморазработанной (когда исследователь самостоятельно составил название проекта). Как правило, первый вариант чаще всего используется студентами вузов. В этом случае учащийся выбирает наиболее интересную или подходящую для него тему на кафедре из действующего списка. Второй вариант больше подходит более опытным авторам и исследователям, способным кратко и емко отразить суть НИР в нескольких словах (теме).
По масштабам и объему информационной базы можно выделить узкие и широкие темы. Под узкой тематикой студенческой или научно-исследовательской работы понимают малоизученные направления, по которым произведено небольшое количество исследований, многие аспекты остаются неизвестными (на уровне предположений и без четкой доказательной основы). Под широкой (или популярной) темой НИР понимают те исследования, которые имеют большой объем первоисточников: изыскания проводились многими авторами и учеными, проекты неоднократно подвергались обсуждениям и критике, оценке, проблема решалась частично или претерпевает различные изменения и трансформации на фоне внутренних/внешних факторов и пр.
В большинстве случаев студенты выбирают популярные темы исследования, так как проводить изыскания в слишком узком направлении им крайне трудно: дефицит информации порождает еще больше вопросов, требуется специфическое оборудование или условия для получения четкой и обоснованной информационной базы, глубина погружения должна быть максимальной, а исследовательские навыки – тотальные. Малоизученные направления свойственны преимущественно аспирантам и ученым, способным развивать научные мысли на базе текущей (серьезной!) подготовки и имеющихся при них фактах.
Выбор темы исследования – прямая обязанность каждого автора, который ориентируется не только на уровень собственной подготовки и имеющиеся интересы, но и актуальность, инновации и значимость, потребность в решении проблемы для конкретного объекта и пр.
Сделать правильный выбор относительно направления НИР, изучаемой проблемы непросто. Поэтому опытные студенты и авторы рекомендуют советоваться с научным руководителем, выбирать лишь те направления, по которым имеются хотя бы минимальные представления (исследователь понимает, что и о чем ему предстоит изучать/писать) и пр. Притом сложности и нюансы могут возникнуть при исследовании любого тип тем.
Особенности и основные трудности при работе широкой (популярной) темы студенческого или научно-исследовательского проекта
Первой и ключевой специфической чертой «широкоформатных» тем НИР выступает большое количество работ и исследований, ранее реализованных, защищенных, оформленных и опубликованных по ним, на фоне чего наблюдается не просто большой объем первоисточников (которые могут быть, как достоверными и надежными, так и поверхностными и сомнительными), а самый настоящий избыток данных.
Второй особенностью исследований по популярным темам выступает наличие множества недостатков в ранее выдвинутых гипотезах или пробелов (нерешенных моментов и аспектов, провоцируемых действием проблемы). В данном случае автору трудно выбрать тот самый «узкий сегмент» или момент, который необходимо оперативно разрешить для упрощения ситуации или смягчения воздействия проблемы на объект. Выбрать ракурс, способ решения или инструментарий может быть трудно, что уж говорить о разработке инновационного подхода или решения.
Третья отличительная черта кроется в многозадачности исследования. Да, цель изыскания в любом случае будет одна и притом нацеленная на решение конкретной проблемы, но этапы по ее достижению могут быть практически бесконечными и множественными (вплоть до десятка вместо привычных 3-5). Такой подход обоснован необходимостью всестороннего изучения последних достижений по теме и в отрасли/науке, констатации проблемы и недостатков и действиях предшественников, выработке точной тактики и стратегии действий и пр. Поэтому автору предстоит сначала всецело изучить актуальные работы, определить наиболее подходящий для него ракурс и траекторию, а затем спроектировать каждый этап собственной НИР: что, как и когда он намерен предпринимать и пр. Данная черта призвана уточнить не просто характер проблематики, но и конкретный ее сегмент (симптоматика, проявление, воздействие, особенности и пр.).
Четвертая особенность и сложность студенческой работы с широкой темой кроется в поиске решения. Автору любого НИР важно предоставить не просто «классическое решение в действии», а разработать, доказать и показать «эффективную, оптимальную инновацию». Совершить прорыв или выработать новшество, а порой даже усовершенствовать простейший традиционный механизм бывает трудно, ведь каждый предшественник занимался этим же и мог выдвинуть аналогичную гипотезу. Найти «собственное решение» среди массы подобных исследований крайне трудно, а доказать его состоятельность – еще сложнее.
Еще одной специфической чертой широких тем НИР выступает их подверженность обсуждениям и критике. Популярные темы всегда находятся на слуху и остаются актуальными практически постоянно (ведь проблема остается полностью нерешенной и проявляет себя, так или иначе). Поэтому каждый новый шаг в рамках известного «животрепещущего» направления сразу же полежит «экспертной оценке»: практики апробируют новый механизм и отражают свои отзывы, критики сравнивают выдвинутые постулаты с ранее проверенными теориями и гипотезами (в поисках недостатков) и пр. Притом одна и та же комбинация может иметь «две медали»: одни ученые отметили ее эффективность, а другие раскритиковали (отметив новые факторы или недостатки). Поэтому разобраться в популярной теме и найти «оптимальное решение» бывает слишком сложно.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как работать с популярной темой студенческой или научно-исследовательской работы?
Выбирая полномасштабную и известную тематику, неопытные исследователи полагают, что им достается самый простой путь – проблема достаточно изучена, схем по ее решению масса и нужно лишь подобрать наиболее подходящий вариант. Но, не тут-то было!
Самой большой и очевидной преградой при выполнении исследования в рамках широкой темы у студентов является подбор и обработка информационной базы, которую бывает невозможно уложить в намеченные границы НИР с учетом объема и уникальности, предмета или объекта и пр. Сегодня специалисты Disshelp расскажут, как это сделать качественно и эффективно.
Популярная тема НИР – это, прежде всего, огромный поток информации, в котором автору предстоит не просто разобраться, а усовершенствовать или «инноватизировать» механизм и разрешить проблему. Притом «разрешить» означает либо смягчить ее воздействие на объект, либо полностью ликвидировать. Поэтому работа в рамках распространенной и известной темы сводится к тотальной переработке первоисточников, поисков новейших тенденций и возможностей и их обоснованию.
Для начала студенту или исследователю предстоит изучить актуальные работы за последние 3-5 лет, чтоб понять текущее положение дел в науке/отрасли, какие меры предпринимались и на основе чего они были выдвинуты, к чему ни привели. Данный подход позволит определить сильные и слабые стороны предшественников, выяснить уместность их суждений и мероприятий в настоящее время, определить сходства и отличия разработок и констатировать «узкую проблему» (которую можно смело решать, ведь именно эта часть осталась незадействованной ранее!). На данном этапе предстоит много читать, анализировать, сопоставлять и пр. Фактически здесь студент или автор НИР будет заниматься расширением кругозора и подбором общей информационной основы, всесторонне погружаясь в тему, а сравнение материалов позволит сразу же отсеивать сомнительные сведения и выбирать качественную информацию (основу).
Не менее важным этапом при выполнении исследования в рамках широкоформатной темы выступает конкретизация основных первоисточников (фундамент НИР), к числу которых обычно относят до 3-5 работ, а также вспомогательные сведения для «разбавления» мыслей автора дополнительными фактами, тенденциями, правилами и пр. Самое сложное при изучении популярной проблемы – обосновать и выбрать основу. Лучше всего отдавать предпочтение приоритетным изданиям, престижным или опытным авторам с положительной репутацией в научном сообществе, доказательным базам данных и пр. В качестве дополнительной ниши при написании курсовой и дипломной работы можно задействовать учебные и справочные пособия, статистические данные, в научных проектах – архивные материалы, результаты экспериментов, критический анализ фактов и данных и пр.
Для утверждения и констатации «научного фундамента» при выполнении НИР в рамках распространенной темы следует обратиться за консультацией к научному руководителю, проанализировать аналогичные исследования за последние года и обратить внимание на их информационно-доказательную основу. Притом в ходе выбора и обоснования первоисточников, включаемых в проект, важно ориентироваться именно на узкий проблемный сегмент (ту часть проблемы, которая не решена и негативно сказывается на объекте).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как облегчить выполнение исследования в рамках популярной темы?
Упростить выполнение изыскания в рамках широкой тематики можно следующими способами:
- Переформулировать наименование проекта своими словами, акцентировав внимание на нерешенном моменте и особенностях рассматриваемого объекта. Главное, сделать это корректно, грамотно, просто и емко (в нескольких словах);
- Учесть требования к источникам информации. Нередко в методических рекомендациях приводится перечень требований к первоисточникам с просьбой минимизировать долю готовых студенческих работ, учебников и энциклопедий и пр. Поэтому постарайтесь отсеять указанные виды информации при выполнении исследования и опирайтесь только на научные исследования и доказанные, проверенные факты (общенаучные, экспериментальные и пр.);
- Тщательно выбирайте материалы, чтобы они соответствовали не только общей теме и подчеркивали ее популярность, но и по конкретной проблеме изучаемой Вами, Вашей идее и авторской позиции. Чем уже траектория или проблемный сегмент (то есть важно понимать, что именно предстоит решать, тем проще подобрать первоисточники – изучайте проблему не всецело, а только в рамках «острой фазы»), тем проще выполнять исследование даже по популярной теме, ведь автор знает, что ему нужно решать ив каком направлении действовать, что не предпринималось ранее и пр.
- Адаптируйте исследование в отношении объекта. Проблема может решаться в различных масштабах: глобальный или частный. Чаще всего студенты выполняют НИР по отдельным предприятиям или их отделам. Исследователи же решают более масштабные нюансы, но с учетом симптоматики и эффективности ранее предпринятых мер. Изучите проблему и ее воздействие именно в рамках утвержденного объекта НИР. Поверьте, уже здесь вы заметите «сужение» темы и ее специфику. Притом выработка решения будет основываться не только на основе ранее проверенных гипотез и инструкций, но и с учетом специфики и возможностей объекта.
- Учитывайте действующие ограничения в отношении исследования, затрагивающие конкретные (точные) показатели: объем и соразмерность разделов/подпунктов, уникальность текста, структура проекта, достоверность сведений для практической части НИР и пр. Для того чтобы «уложить» всю привлеченную информацию в конкретные границы и пределы, придется тщательно отбирать и перерабатывать ее, неоднократно подвергая коррективам и переформулировкам, но с обязательным сохранением изначального смысла и сути, доказательности. Повторная переработка первоисточников положительно скажется на уникальности изложения и качестве НИР в целом, показав уровень подготовки и компетентность автора.
Работать с популярной темой – только кажется легким занятием. В данном случае возникают преграды и нюансы с поиском именно достоверной и обоснованной базы, определением «узкой» части проблемы и адаптацией существующих механизмов и правил под потребности конкретного объекта. Для выполнения исследования с популярной тематикой потребуется масса времени на сбор и перепроверку первоисточников, их обработку и систематизацию с учетом обязательных требований.
Облегчить участь автора вы подготовке и выполнению всех видов студенческих работ и НИР с широкой темой готовы специалисты ОЦ Disshelp, которым посильна любая задача и любая дисциплина (научная область), программа благодаря высокому профессионализму и большому опыту.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!