Независимо от времени года и периода (прием документов или донабор, учебный процесс), каждый из выпускников школ и колледжей задумывается о дальнейшем жизненном «пути следования»: работать и/или учиться, где и как? Всем известно, что для хорошей должности и заработка необходимо иметь профессиональное образование, а чтобы быть получить документ об образовании, с соответствующей квалификацией – нужно поступить в колледж или вуз.
По статистике доля желающих обучаться в высших образовательных заведениях страны начинает сокращаться. Но независимо от того, куда абитуриент планирует поступать, важно грамотно и максимально объективно, адекватно оценить собственные шансы и повысить вероятность зачисления. Сегодня мы расскажем, как это сделать.
СОДЕРЖАНИЕ
Колледж или вуз?
Колоссальной разницы на начальном этапе профессионального становления нет. Что в колледже, что в высшем образовательном заведении первые 4 года студент осваивает программу бакалавриата. Единственное, в вузе учебный процесс может быть больше ориентирован на практику и соответствующие реальные рабочие навыки, а в колледже царит «базовая атмосфера».
Приемная кампания в ссузах и вузах страны приходит примерно по одной и той же схеме. Различия очевидны лишь в ходе «оценки» и формирования рейтинга абитуриентов. В любом случае поступающим придется принимать конкурсный отбор, который, по сути, представляет собой «естественный отбор в сфере образования» — победит и поступит только сильнейший участник.
Конкурсный отбор в колледже основан на среднем балле школьного аттестата, который рассчитывается, как среднее арифметическое оценок по всем предметам. Первые места принадлежат тем, у кого средний балл выше. Максимум – 5,0.
Конкурсный отбор в вузе основывается на суммарных значениях баллов, заработанных на ЕГЭ, а также результаты ДВИ (если они предусмотрены правилами приема). Здесь максимально допустимое число баллов на ЕГЭ – 100 (по каждой дисциплине).
Конечно, предопределить исход конкурсного отбора не в силах никто. Чтобы победить в нем, необходимо со школьной скамьи стараться и хорошо учиться, стремиться к новым вершинам, участвовать в олимпиадах и соревнованиях, зарабатывать репутацию, пополнять портфолио и пр.
Выбирать учебное заведение и будущую профессию целесообразно с учетом множества факторов: от совета друзей, родственников педагогов до личных желаний, предпочтений, возможностей.
Разбираемся в основных понятиях
Прежде всего, необходимо понять, как и что работает в приемной кампании. Здесь действует определенная терминология и последовательность действий.
- Пакет документов – это комплекс документов и файлов, который должен быть предоставлен каждым абитуриентом приемной комиссии одним из действующих способов: лично, дистанционно, по почте и пр. Здесь важно, чтобы весь список документов был собрано полностью, в противном случае претендент не сможет участвовать в борьбе за вакант. Уточнять пакет документов целесообразно в каждом учебном заведении, так как требования могут разниться.
- Количество вакантных мест – общее количество мест, доступных к освоению в текущем периоде. Они делятся на бюджетные – то есть бесплатное образование (его оплачивает государство, студент может получать стипендию) и коммерческих – то есть студент платит за свое обучение. Количество вакантов по каждому направлению подготовки определяется образовательным заведением самостоятельно.
- Минимальный проходной балл – это то количество баллов, которые позволяют абитуриенту участвовать в конкурсе, но при этом не гарантируют зачисления. Именно минимальный проходной балл указывается в правилах приема.
- Средний проходной балл – это статистический показатель, подчеркивающий среднее значение баллов поступивших в прошлых годах. На его основе можно оценить собственные шансы на поступление: есть ли смысл подавать документы в учреждение или нет. Если ваши баллы ниже средних, то скорее всего поступить на бюджет не удастся, но при этом занять коммерческое место вполне возможно.
- ДВИ (дополнительные вступительные испытания) – это дополнительный отборочный этап, действующих преимущественно по творческим, архитектурно-строительным направлениям подготовки. Они предполагают очное или заочное проведение экзаменов: рисунок, черчение, живопись, исполнение песни или танца и пр. Данный этап может приносить дополнительные баллы или выполнять доминирующую роль в конкурсе.
- Льготы и квоты – это своего рода привилегии и отдельные места для специальных категорий абитуриентов, которые могут подтвердить свое право участвовать в отборе на особых основаниях. Перечень льгот и квот следует уточнять в вузе.
- Конкурс – это формирование рейтинга поступающих по определенным критериям (убывание средних баллов). Побеждает сильнейший: чем больше набранных баллов, тем выше шансы на поступление.
Как оценить собственные шансы на поступление в колледже или вуз?
Выбирая профессию, будущее место ее освоения, важно сопоставить собственные желания и возможности, развиваемые профессиональные навыки и собственные способности, таланты, предрасположенности.
Далеко не каждое образовательное заведение и программа может оказаться «по зубам» новичку. Более того, состав образовательной программы и качество обучения могут разниться. Поэтому, чтобы определить наиболее подходящий вариант, поступающему следует оценить:
- Посильность программы.
Сравните учебный план и программу подготовки специалистов в разных образовательных заведениях. Наверняка более 50% предметов совпадут, но важно обратить внимание на следующие аспекты: соотношение теории и практики (будет лучше если акцент сделан на практической подготовке), научно-исследовательские и лабораторные проекты (сколько их предусмотрено по плану), количество экзаменов и зачетов.
Проанализируйте состав профильных дисциплин. по возможности можно проанализировать учебный план по каждому предмету. Вся информация есть на официальном сайте вуза.
- Преподавательский состав.
От подготовки педагогов зависит многое: умение грамотно, просто и понятно преподнести информацию, заинтересовать и замотивировать студентов, привлечь их к научно-исследовательской деятельности, развить в них определённые трудовые качества и навыки, подготовить к трудовым будням. Лучше всего отдавать предпочтение тем образовательным заведениям, где трубятся опытные педагоги, имеющие за плечами ученые степени и звания.
- Материально-техническая оснащенность учреждения.
Согласитесь, заниматься подготовкой будущих специалистов только в аудиториях невозможно. Важно, чтобы заведение обладало необходимым оборудованием, лабораториями, а также сотрудничало с партнерами для организации практики. Как правило, в структуре сильных и надежных образовательных центров присутствует как минимум лаборатории, мастерские и слесарные комнаты (для технических специализаций), компьютерные и мультимедийные классы, общежитие библиотека, спорткомплекс и пр.
На данном этапе выбора программы обучения и ссуза/вуза становится ясно: как и кто будет обучать студентов чему они научатся, что потребуется для развития и становления и пр.
Вторая группа факторов позволяет оценить непосредственно шансы на зачисление. Здесь необходимо изучить следующие моменты:
- Результаты приемной кампании за прошлые года: количество бюджетных/контрактных мест и количество зачисленных абитуриентов, средний балл поступивших, стоимость обучения, соотношение бюджетников и контрактников. Только учтите, что это субъективные данные: если ваши баллы находятся на уровне средних значений минувшего года, это еще не гарантирует зачисления!
- Правила приема текущего периода. В данном документе будут прописаны все актуальные сведения: количество доступных к покорению вакантов, требования к абитуриентам (минимальный проходной балл для участия в конкурсе), стоимость обучения. Здесь важно поговорить с родителями и опекунами, чтобы определить возможности: поступать исключительно на бюджет, возможность обучения на коммерческой основе (готова ли семья вкладывать средства на образование, есть ли такая возможность) и пр. также на данном этапе поступающий сможет понять, на какие факультеты он сможет подать документы с учетом выбранных ими ЕГЭ (комбинации).
- Учитывайте условия приема по городам и регионам. В филиалах условия могут быть лояльнее, чем в столичных или главных центрах.
Эти два этапа анализа целесообразно проводить как до сдачи единого госэкзамена, так и по мере уточнения полученных результатов. Поверьте, список вузов может в значительной степени сократиться или вовсе измениться после уточнения результатов ЕГЭ.
Эксперты отмечают, что шансы на поступление велики у следующих категорий абитуриентов:
- Призеров олимпиад и спортивных соревнований, относящихся ко льготной категории;
- Выпускников школ и ссузов, набравших на ЕГЭ 100 баллов;
- Абитуриентов, имеющих за плечами в среднем 4,5-5,0 баллов в рамках средней полной школы, от 65-75 баллов по ЕГЭ (но данные критерии могут разниться в зависимости от престижа, рейтинга вуза).
- Индивидов, которые приступили к довузовской подготовке заранее с помощью репетиторов, подготовительных курсов, самообучения и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Статисты смогли определить средний балл для поступления в зависимости от рейтинга и популярности образовательного центра (вуза):
- От 280 баллов – топовые вузы, любое учреждение страны;
- 200-270 – вузы со средним рейтингом и достойным качеством обучения. Чаще всего данные значения действуют по самым востребованным направлениям подготовки: лингвистика, экономика, менеджмент, юриспруденция, медицина, перевод филология (иностранный язык) и пр.
- 150-199 баллов – филиалы вузов, провинциальные учебные центры, мало востребованные профили;
- Менее 150 баллов – частные вузы или неаккредитованные профили, коммерческая основа в средних вузах, новые или непопулярные профессии.
Оценить шансы на поступление в колледж или вуз также можно при помощи интернет-технологий, а именно с помощью использования «калькулятора ЕГЭ». Подобная функция доступна на различных сервисах: поступи.онлайн, вузопедия и пр. Здесь достаточно указать выбранные дисциплины ЕГЭ, набранные результаты и нажать «поиск», после чего за считанные минуты программа сформирует список доступных программ и учебных центров.
Как увеличить шансы на успешное завершение конкурсного отбора и поступление?
После того, как была произведена оценка шансов на поступление и конкретизирован список образовательных заведений, важно максимально увеличить собственные шансы на зачисление. Притом приступать к реализации «данной миссии» целесообразно заблаговременно: как минимум за 1-2 года до поступления.
Этот этап предполагает усиленное изучение и выработка конкретных навыков в рамках дисциплин, необходимых для поступления, то есть тотальная подготовка к ЕГЭ и ДВИ.
Повысить вероятность зачисления в колледже или вуз могут тотальное изучение правил приема и дополнительных условий: предоставление портфолио (что больше ценится, какие достижения необходимы, как их подтвердить), преодоление ДВИ (как к ним подготовиться, что и где брать), использование имеющихся льгот, поступление по квотам (целевой прием и его возможности) и пр.
Используйте все шансы и варианты: отправляйте документы во все ссузы и вузы (с учетом действующих ограничений), документально подтверждайте наличие льгот и иных привилегий. Не бойтесь расстояния! Порой поступить за пределами домашнего региона в тот же вуз (его филиал) гораздо легче, так как условия (проходные баллы количество вакантов и пр.) могут разниться.
Если поступить на бюджетное место не удается, не стоит отчаиваться. На сегодняшний день существует масса способов обучения и освоения профессии по вполне посильным условиям: заочная или дистанционная подготовка, образовательный кредит и пр.
Таким образом, для повышения шансов на успешное завершение конкурсного отбора и зачисление, необходимо выполнить три условия: тотально ознакомиться с правилами приема, использовать все шансы (льготы, портфолио и индивидуальные достижения, ДВИ и пр.), избавиться предрассудков и страхов!
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
вроде и училась хорошо, но егэ сдала неважно. Поэтому скажу по личному опыту: моментально улучшить позиции (за день, два или месяц) не получится. Работайте над собой постоянно, не ленитесь. Как вариант – участвуйте в олимпиадах, занимайте призовые места. Тогда не Вы будете бороться за вуз, а вузы за вас.