Современное образование нацелено на развитие практических навыков студентов в рамках осваиваемой ими профессии. Несмотря на наличие практических занятий, стажировок и иных видов практической деятельности в учебном процессе, большинство работодателей отмечает доминирование «теоретического подхода» к подготовке дипломантов. В целях развития реальных профессиональных качеств в учебный процесс внедряются ситуационные или ситуативные задачи.
СОДЕРЖАНИЕ
Что это такое?
Образовательная программа в любой сфере включает в себя аудиторную работу, которая делится на сугубо теоретическую часть и практические виды подготовки. Ко второй группе чаще всего относят семинарские занятия, практикумы, выполнение лабораторных работ и пр. В целях развития определенных общих и профессиональных компетенций в учебном процессе используется специальный прием или метод – решение ситуативных (ситуационных) задач.
Под данной категорией понимают особый вид заданий, нацеленный на развитие аналитических качеств и развитие навыков по применению полученных теоретических знаний на практике.
Ситуационная задача – это прежде всего задание с определенными условиями. В ее основе будет лежать не просто числовые данные (дано), но и описание существенных процессов, условий и пр. То есть в рамках данного вида материалов будут присутствовать как качественные, так и количественные показатели.
Среди очевидных специфических черт ситуативных упражнений можно отметить:
- В условиях задания будет содержаться описание конкретной ситуации, затрагивающей деятельность определенного специалиста;
- Все параметры и описания будут уложены в определенную научную область, дисциплину или специальность в целом. Также они должны учитывать текущий уровень подготовки студента;
- Характер задачи зависит от осваиваемой профессии, при этом важно обосновать полученное решение с профессиональной точки зрения: как автор пришел к выводу, какое решение получил и почему и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Выполнение ситуационных задач позволяет студентам развивать общие, профессиональные и междисциплинарные знания и навыки. Среди функций данного метода подготовки учащихся можно отметить:
- Развитие навыков по работе с информацией: умение отбирать и сортировать данные по видам, ориентироваться в соответствующих разделах науки или профессии, подбирать схему решения и обосновывать полученные выводы/позицию и пр.;
- Развитие аналитических способностей и умения выделять первостепенные и второстепенные факты, отслеживать логику событий и устанавливать причинно-следственные связи, разрабатывать план решения;
- Обосновывать полученный результат и/или искать альтернативные пути по решению задачи/проблемы.
Нередко ситуационные задачи напоминают «деловые игры», так как в ее условиях может быть задействовано несколько участников, каждый из которых выполняет определенную миссию.
Решение ситуативных заданий нацелено на всестороннее развитие студента, как будущего специалиста. При решении подобных упражнений учащиеся закрепляют освоенный материал и развивают предметные и метапредметные знания, а также совершенствуют личностные характеристики (самостоятельность или командную работу, лидерство и авторитет и пр.).
Решение ситуационных задач позволяет студентам обрести навыки по применению теоретического багажа на практике, позволяют развить коммуникационные и организаторские, аналитические навыки и сформировать навыки по констатации экспертного мнения.
Решение ситуационных задач фактически заставляет студентов «пережить» описанные обстоятельства и оценить их с профессиональной точки зрения, определить возможное решение и обосновать его эффективность, актуальность и целесообразность.
Более того, работа с подобным материалом отлично формирует навыки исследовательской деятельности, а порой содействует развитию инноваций в профессиональной и научной среде.
Виды ситуационных задач в студенческой практике
Ситуативные задачи – это не просто описание процесса или явления с констатацией фактов, изменений, проблематики. Данный комплекс заданий – особая каста в системе профессионального образования.
В рамках подготовки студентов принято выделять следующие виды ситуационных задач.
- В зависимости от осваиваемой специальности или дисциплины принято выделять экономические, юридические, педагогические, психологические, технические, физические, естественнонаучные, лингвистические и иные варианты. В данном случае специфика упражнения кроется именно в той области, которую осваивает студент, то есть ему необходимо будет воспользоваться узкоспециализированными знаниями, навыками, относящимися к конкретной дисциплине или деятельности;
- В зависимости от цели осваиваемого предмета или темы можно выделить ситуационные задачи на закрепление пройдённого материала, развитие сугубо аналитических качеств, а также профессионально ориентированные (работа с конкретными научными и отраслевыми канонами: формулы методики, документы и пр.);
- По характеру и месту в учебном процессе используют учебные — то есть нацеленные на более глубокое понимание предмета (умение классифицировать данные по видам, значимости, возможностям применения и пр.), практические – основанные на описание реальной ситуации и требующие всестороннего анализа условий и выработки научного и практического решения, плана действий с учетом особенностей изложенных условий/тенденций/качественных и количественных факторов, научно-исследовательские – нацелены на самостоятельное углубление знаний, получение новых представлений и опыта, развитию минимальных исследовательских качеств.
Чаще всего в подготовке студентов используют последнюю классификацию. Учебные задачи нацелены на закрепление пройденного материала, практические – на выработку умений по использованию теоретического багажа на практике, а исследовательские – на углубление и саморазвитие специалиста.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности решения ситуационных задач
Решение ситуативных задач – особое искусство, требующее определенных знаний в рамках предметной или профессиональной области.
Классическая схема по выполнению ситуационных заданий представлена ниже:
- Шаг 1. Изучение условий задачи, предполагающее внимательное прочтение. На данном этапе важно понять какие процессы происходят, какие роли выполняют «участники задачи», какие данные предоставлены и что требуется решить (то есть какой результат должен быть получен).
- Шаг №2. Анализ условий задачи. В данном случае важно определить описанные тенденции, стороны, числовые данные (показатели или иные точные сведения). Не помешает соотнести заявленные сведения с теоретическими канонами и определить: какие формулы допустимы, какие правила применимы в данном ситуации или случае, нормы и пр.
- Шаг №3. Сортировка данных и построение логики решения. На данном этапе важно классифицировать сведения и установить их связь с определёнными научными, учебными и иными критериями, подобрать наиболее подходящие условия формулы алгоритмы, методики, правила и пр.
- Шаг №4. Определение точной последовательности действий. В данном случае важно определить достаточность данных для решения задачи, необходимость и способы получения дополнительной или недостающей информации для выработки решения. По результатам четвертого шага студент должен определить точную последовательность действий и описать ее в виде решения по этапам, обосновав каждый момент.
В частности, при первичном изучении условий ситуативного кейса важно выписать: ключевые параметры и точные данные, действия и пр. Сделать это можно в любой удобной форме. Далее студенту предстоит грамотно соотнести условие задачи с наиболее подходящими научными канонами и правилами, определить «конечную формулу» для решения проблемы, определив при этом недостающие «звенья» или параметры. Далее восполнив все пробелы важно найти ответ на поставленный вопрос и предоставить точный ответ.
- Шаг №5. Оформление ситуационной задачи. Данный вариант зависит от условий ее реализации: на семинаре достаточно устно озвучить решение и обосновать его, в виде письменного задания – представить в соответствующем виде (кратко, емко и обоснованно изложив ход мыслей и решения, результат).
В решении ситуационных задач важна внимательность студента, так как ему предстоит не просто выделить формальные данные – отдельные показатели числа, но и обратить внимание на описанные условия их реализации: текущие процессы и действия, их связь с научными канонами и правилами, возможность увязать в определенную формулу или тенденцию и пр.
Особенности выполнения ситуационных задач |
||
Действие |
Условия |
Результат |
Изучение условий задачи, дано | Анализ описанной ситуации | Получение первичного представления о ситуации |
Сортировка | Распределение информации по видам: качественная/количественная, полезная/бесполезная, первичная/вторичная | Определение достаточности данных для решения, поиск недостающих аргументов и параметров, восполнение дефицита информации |
Анализ | Выработка решения | Определение последовательности действий и получение конечного результата |
Оформление | Описание хода решения задачи | Получение конечного ответа, результата и его констатация |
У каждой ситуационной задачи есть свое наименование. Если оно представлено. От обязательно обратите на него внимание, так как итогам можно уследить цель и проблему (то есть что требуется сделать, что решить),
Несмотря на специфичность, ситуативная задача – это прежде всего задача, то есть конкретное задание, требующей предприимчивость, выработку определенных действий и получение конечного результата.
В числе основополагающих принципов по работе с ситуационной задачей можно выделить следующие каноны:
- Целенаправленность. Все ситуационные задачи призваны разить общие или сугубо профессиональные компетенции в рамках осваиваемой специальности, поэтому они будут полагаться преимущественно на профильные дисциплины. Важно владеть теоретической базой по предмету и теме/модулю, чтобы понимать суть задания и найти оптимальное решение на поставленный вопрос.
- Междисциплинарность. Данный подход предполагает, что при решении ситуативных заданий можно полагаться не только на правила текущего предмета, но и пользоваться подходящими методами из иных научных областей. Главное – чтобы они были уместными, допустимыми и корректными.
- Логичность. Решение ситуационной задачи основывается на определённой последовательности действий. Поэтапному раскрытию проблемы и ее решение: сначала нужно собрать всю информацию и затем на ее основе выработать конкретный план с учетом научных положений и пр.
- Обоснованность. Решение ситуационной задачи основывается на анализе описанной ситуации. Выдвигаемое решение или последовательность действий (что получает автор, зачем, как и для чего) важно обосновать, показав необходимость и важность действия и результата. Обоснование носит научный характер, то есть опирается на конкретные правила, методики, научные факты и пр.
- Точность. Решение задачи должно быть целенаправленным и конкретным. Даже если там не требуется что-то рассчитать и предоставить точный (числовой) ответ, важно сделать решение предельно понятным, емким и обоснованным по принципу «проблема-решение».
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Достоинства и недостатки использования ситуационных задач в учебном процессе
Использование данного приема в образовательном процессе позволяет достичь определённых успехов. Они проявляются в достоинствах подхода:
- Побуждение интереса студента к предмету и рост мотивации по его изучению;
- Развитие творческих и профессиональных компетенций одновременно, то есть совпадение науки и реальности в рамках выполнения конкретного задания с перенесением полученного опыта в реалии;
- Повышение уровня самостоятельности в процессе обучения, проведения исследований и пр.;
- Развитие аналитических способностей с акцентом на критическое мышление, логичность и последовательность действий, обоснованность суждений и результатов;
- Всестороннее развитие индивида с акцентом на особенности отрасли или научной области по профилю, а также обретение общих полномочий и навыков, пригодных как в профессиональной так и повседневной жизни;
- Развитие навыков по применению полученных предметных знаний в рамках учебной деятельности, а также за ее пределами с учетом подходящих условий, ситуаций и обстоятельств;
- Более глубокое понимание научных канонов и умение определять их уместность в реалиях.
То есть ситуационные задачи позволяют адаптировать знания студентов под реальные нужды и обстоятельства, пользоваться ими во благо не только в рамках определенной отрасли, но и в рядовых отношениях для получения выгоды и пользы.
Среди минусов ситуационных кейсов можно отметить такие моменты, как:
- Требуют дополнительной и тщательной проработки с учетом текущего уровня подготовки студента, тематической нацеленности и пр. В ситуационных заданиях описывают реальную и правдоподобную ситуацию, которая должна укладываться в научные границы и программу обучения студента;
- Уровень сложности кейса может быть индивидуальным и зависеть от текущей подготовки учащегося: для одного студента задача покажется «плевой», а для другого – сверхсложной;
- Ситуационные задачи чаще всего объемы в изложении и решении. Несмотря на некую громоздкость они должны быть включены в учебный план в состав ФОС или КОС;
- Междисциплинарный подход может усложнять восприятие условия задачи и ход его решения, поэтому комбинация параметров, действий и условий должна быть оптимальной;
- И пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации экспертов Дисхелп по решению ситуационных задач
Решение ситуационной задачи – миссия непростая, требующая серьезной подготовки. Как минимум студенту предстоит внимательно изучить условия задачи, если есть сомнительные ил неизвестные ему моменты (термины, фразы, формулы и пр.), то придется их оперативно ликвидировать. Поэтому для работы с данным видом практических заданий важна хорошая подготовка и знание дисциплины. Понимать одну конкретную тему из всего модуля или курса недостаточно.
Определение пути по решению ситуативной задачи предполагает тщательный анализ данных и распределение имеющейся информации на ряд параметров: качественная (описательный характер: действия, изменения, тенденции) и количественный (определённые числовые показатели и пр.), полезная (важная для формирования решения, отмечающая отдельные особенности явления/процесса/объекта) и бесполезная/второстепенная (носит вводный характер (например отмечает время года, пол участнике и пр.)). Притом в ходе создания решения студенту предстоит учесть все нюансы, чтобы выдвигаемое решение было оптимальным, корректным и эффективным в одном лице.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!