В любом образовательном заведении независимо от формата обучения, условий подготовки подопечных учебный процесс включает в себя лекционные занятия. Далеко не каждый студент понимает специфику и важность этого вида обучения. Сегодня мы расскажем о существующих видах лекций и их предназначении.
СОДЕРЖАНИЕ
Сущность и роль лекционных занятий в колледжах и вузах
Образовательная программа в любом учебном заведении тщательно спланирована согласно действующим правилам и ГОСТам, ФГОСам. В ее составе будет присутствовать определённый комплекс предметов, различные виды занятий (теоретического и прикладного плана). Притом ни одно из направлений подготовки при любом формате (будь очное или заочное, дистанционное обучение) не обходится без лекций.
Лекция представляет собой часть учебного процесса, затрагивающая каждую дисциплину. Ее миссия – осветить основные или наиболее сложные моменты в рамках предмета, помочь студентам понять и разобраться в простейших или сложных моментах. Именно на этом занятии студенты обретают азы для дальнейшего совершенствования и погружения в предмет.
Обратите внимание, что лекция и семинары являются неотъемлемой частью любой образовательной программы, начиная со школьной скамьи. Например, в школе – часть занятия учитель разъясняет новую или ранее пройденную тему (чем это не лекция?), а вторая часть посвящается закреплению в виде выполнения практических занятий, проверки домашнего задания и пр. В колледжах и вузах лекция выделяется в отдельный, самостоятельный вид организации учебного процесса.
Лекционный формат выполняет несколько важных функций:
- Познавательная, которая позволяет расширить кругозор и повысить уровень эрудиции учащихся, предоставить им «пищу для ума», кратко излагая основные сведения в рамках заявленного предмета, конкретной темы и пр.;
- Стимулирующая. При грамотном построении пары или урока, изучении интересной темы у учащихся проявляется интерес к предмету, они начинают не только внимательно слушать преподавателя, но и интересоваться дополнительными моментами, самостоятельно изучать дополнительную литературу и пр., что, в свою очередь, приводит к повышению уровня компетентности, научному развитию и пр.;
- Воспитывающая. На лекциях студенты учатся слушать преподавателя-собеседника, воспринимать информацию на слух, концентрировать внимание на определённых моментах, конспектировать материал и пр.;
- Ориентирующую. В данном случае учащиеся получают определенные представления о предмете, способах работы, необходимости дополнительного изучения конкретной литературы, то есть им задается определенный ориентир для развития с конкретизацией вопросов для изучения и пр.
Лекция относится к теоретической форме подготовке, где студент постигает специальную и общую терминологию (в рамках осваиваемой специальности), правила, законы, современные методы работы (их описание разъяснение, определение способов применения и т.д.) и пр.
Обратите внимание, что несмотря на доминирование педагога на лекционном занятии, учащиеся также должны работать на нем: вникать, запоминать, усваивать информацию, конспектировать материал для дальнейшей проработки и детализации на семинарах, практикумах и пр.
Объем лекций зависит от ряда факторов:
- Специальность и состав образовательной программы: перечень предметов с выделением академических часов на каждый из них;
- Формат подготовки: наибольшее количество лекций наблюдается при очном обучении, где на этот способ погружения в профиль отводится до 20-30% от всего учебного процесса;
- Вид лекционного занятия: классический или интерактивный, обзорный или глубокий, первичный или повторный и пр.
Ниже мы расскажем о существующих подходах обучения и свойственных им видах лекций
Классификация лекционных занятий в учебном процессе
Порядок проведения лекций в рамках каждого учебного заведения регламентирована множеством правил и стандартов, но все же у педагога есть приоритетное право выбора вида лекции и способа взаимодействия с подопечными. В любом случае – преподаватель останется во главе занятия, будет разъяснять отдельные аспекты, «подталкивая» учащихся к постижению новых «предметных» вершин.
Самые простейшие классификации занятий выделяют следующие группы лекций:
- По цели занятия: вводная (для определения ключевых моментов занятия – что изучать, как изучать, для чего), обзорная (краткое описание ключевых моментов по теме), повторная (полное или частичное повторение ранее пройденного материала для закрепления и продолжения погружения по предмету);
- По форме занятия: проблемная (изучение темы на примере конкретной проблемной ситуации), визуализационная (наглядно подчёркивающей суть изучаемой темы с применением раздаточного материала, экскурсиями, интерактивными материалами и пр.), вопросно-ответная (когда занятие проходит в форме беседы, где лектор отвечает на вопросы студентов в рамках заявленной темы), консультация (проходит по принципу вопрос- ответ – дискуссия);
- По организации: традиционная или пассивная (классическая лекция, где единственным активным участником выступает педагог, разъясняющий на протяжении всей пары суть темы), активная (когда преподаватель вступает в диалог со студентами, рассказывая в рамках предмета (по теме), повышая их активность на занятии), интерактивная (когда разбор темы происходит на равных посредством тесного взаимодействия преподавателя и подопечных с использованием современных устройств, приемов, педагогических методов работы и пр.).
Указанные виды – далеко не единственные в своем роде. На практике выделяют свыше нескольких десятков вариаций проведения лекций в зависимости от возможностей учебного заведения, уровня подготовки и творческого подхода педагога к организации занятия, возможностей учащихся (уровня их текущего развития и пр.).
Далее подробнее мы остановимся на традиционных и интерактивных лекциях.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности классических лекционных занятий
Традиционная лекция представляет собой простейшее занятие, где доминирует педагог. Его преобладание проявляется в следующем:
- Студентам не требуется отвечать на занятиях, так как преподаватель будет тщательно разъяснять тему в рамках конкретного предмета/специальности с определённой глубиной погружения в нее;
- На протяжении всей пары лектор будет рассказывать об ключевых моментах, освоение которых необходимо для дальнейшего изучения предмета на иных видах занятий: лабораторные работы, семинары, практикумы, прохождение практики, выполнение НИР и иных исследований и пр.;
- Уровень взаимодействия преподавателей со студентами минимальный, так как педагог не побуждает слушателей к активности. Им достаточно лишь слушать и вникать, запоминать суть в рамках освещаемой темы/предмета.
В рамках классических лекций у студентов возникает необходимость (а иногда обязанность) по конспектированию материалов. Данная мера позволит быстро сориентироваться в ключевых моментах по теме, подобрать литературу для подготовки домашнего задания или к аттестации, получить допуск к зачету или экзамену (если требование по наличию всех конспектов является условием педагога) и пр.
Явка на классические лекции – обязательна, так как студенты обязаны посещать все виды занятий в рамках учебного процесса и утвержденного расписания занятий независимо от формата обучения. При этом просто присутствовать на занятии недостаточно: важно соблюдать дисциплину, внимательно слушать педагога и вникать в преподносимый им материал, соблюдать заявленные им условия и правила.
Традиционные лекции чаще всего проходят в форме монолога, где главный герой – преподаватель, а студенты – целевая аудитория, слушатели. Нередко учащиеся отмечают нудность данного формата обучения, в связи с чем может страдать качество подготовки.
Специфика интерактивных лекций в учебном процессе
Интерактивные лекции в современном учебном процессе не являются чем-то незаурядным. Данный формат занятий по-прежнему призван донести до учащихся в рамках осваиваемой ими программы ключевые аспекты по предмету/теме, привить им понимание терминологии, теоретических и иных подходов к решению профессиональных проблем, профессиональной ориентации в рабочей зоне, развить соответствующие навыки: мышление, диагностика проблемы, поиск эффективного и посильного решения и пр.
Под интерактивными лекциями в самом простом смысле слова понимают традиционные лекции с применением современных технологий: аудиозаписей, презентаций, интерактивных наглядных материалов. Отчасти, подход верный. Но на самом деле понятие и сущность интерактивных лекций в учебном процессе намного тоньше, глубже и интереснее.
Во-первых, интерактивные лекции предполагают не просто «выступление преподавателя с монологом» по теме осваиваемой дисциплины согласно учебному плану, методическим рекомендациям и ФГОСам. В рамках такого формата обучения студент и педагог становятся на равных, параллельно ведут занятие. Интерактивные лекции не отклоняются от общего плана обучения. Этот формат предполагает создание специальных условий, побуждающих студента к активности, участию в диалоге. Т есть первой и очевидной специфической чертой является сближение преподавателя и студентов, их общность в разборе темы.
Во-вторых, интерактивные лекции проходят всегда в активном режиме. Для этих целей лектор использует современные методы работы: деловые игры, виртуальные сеансы (квесты) по теме занятия, ситуационные задачи, работа в командах (когда группа разбивается на нескольких команд и соревнуется) и пр. Обратите внимание, что в этом случае не обязательно использование современных технологий компьютерных и мультимедийных средств. Порой можно организовать интерактивное занятие с помощью простейшего раздаточного материала или подготовки игры (планирование, введение ограничений и условий и пр.).
В-третьих, интерактивная лекция предполагает обязательный элемент – реализацию принципа «вопрос – ответ – дискуссия», притом для его проведения достаточно грамотно поставить проблему создать условия для ее анализа и решения и обсудить это со студентами в соответствующей форме. Притом сделать это можно в игровой форме: журналистское расследование, мозговой штурм, викторина и пр.
Ключевыми принципами реализации интерактивных лекций выступают:
- Взаимный диалог между студентами и преподавателями;
- Работа в команде или парах;
- Использование на занятии современных методов воздействия и применение обучающих игр, творческих заданий, кейс—приемов;
- Обязательное развитие аналитической и мыслительной активности с возможностью свободы выбора решения, его обоснования;
- Обязательный самоанализ для подведения итогов занятия и пр.
Важно отметить, что педагог будет готовиться к каждому занятию, тщательно планируя погружение в тему, ход занятий, но в случае с интерактивными лекциями подготовительная стадия будет более детальной, учитывать возможности студентов, их текущий уровень знаний, индивидуальные способности каждого. Поэтому рассматриваемый формат лекционных занятий чаще всего реализуется в середине семестра или на старших курсах при переходе к профильным дисциплинам, когда учащиеся хорошо знакомы с лектором, темы соприкасаются с профессиональными буднями специалиста и пр.
Фактически, интерактивная лекция представляет собой комплексное занятие, сочетающее в себе каноны традиционного обучения в тесном сплетении с современными технологиями и подходами, активность всех участников учебного процесса.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вопрос-Ответ: самые распространенные вопросы о лекциях
Вопрос №1. Нужно ли готовиться к лекциям? Безусловно, подготовка к занятию потребуется, как преподавателю, так и студенту. Педагог должен составить план лекции, выделить наиболее важные моменты, подлежащие освещению, привести примеры для убедительности и повышения ясности темы. Если планируется проведение интерактивной лекции, то подготовка лектора будет более тщетной: разработка условий и ситуации, подбор методов привлечения студентов к активному обсуждению, учет ограничений (количество участников, оснащенность аудитории, условия реализации намеченной программы и пр.).
Традиционная лекция |
Интерактивная лекция |
Активен только педагог | Активен как педагог, так и студенты – совместная работа на занятии |
Конспектирование | Игровая или мозговая активность + минимальные конспекты по теме |
Минимальная подготовка: традиционный план-конспект занятия, раздаточный материал | Тщательное планирование занятий с учетом привлечения современных мультимедийных и иных средств: подготовка игры, ситуационной задачи или кейса, работа с командами, творческие задания и пр. |
Больше теоретический характер | Сочетает теорию, практику, НИР, творческий подход |
Монолог | Диалог, дискуссия |
Подготовка студента будет более простой. В самом классическом виде – это наличие тетради и ручки для конспектирования, концентрация внимания и пр. При подготовке к интерактивному занятию возможно потребуется повторение ранее пройденного материала или изучение рекомендованной преподавателем литературы, подготовка доклада или реферата, использование дополнительного инвентаря и пр.
Вопрос №2. Обязательно ли конспектировать лекцию? Традиционные лекции рекомендовано конспектировать, чтобы в дальнейшем облегчить подготовку к семинарским занятиям, зачету или экзамену. Некоторые педагоги могут требовать предоставления конспекта всех лекций (по пройденным темам) для получения допуска к аттестации.
В целом непосредственной обязанности по конспектированию лекцию у студента нет, есть лишь рекомендации – записывать существенные моменты, сведения. Ранее мы писали о самых популярных и эффективных методиках конспектирования. Не обязательно дословно записывать каждое слово лектора, можно делать это схематически тезисно и пр.
Фиксировать интерактивные лекции бывает трудно, так как на них приходится активно работать во время пары: дискуссии и обсуждения, работа в команде и т.д. Но даже в этой ситуации записи будут вестись автоматически: выполнение заданий, обсуждение. Также можно фиксировать мысли и термины, основные моменты по ходу занятия.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вопрос №3. Можно ли пропускать лекции? Независимо от вида (традиционные, интерактивные и пр.), лекции являются обязательной частью учебного процесса. Каждый студент обязан посещать все занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием занятий. Если пара была пропущена, важно уточнить необходимость ее отработки (нужно ли отрабатывать, каким способом и пр.). Если студент не выполнит условия педагога или правила вуза пропустит лекцию без уважительной причины и не «отработает прогул», то у него могут возникнуть проблемы с допуском к сессии.
Вопрос №4. Можно ли заменить традиционную лекцию интерактивной и наоборот? Вид и формат лекционных занятий не играет существенной роли в погружении в профессию. В любом случае студент получит базис для дальнейшего изучения погружения разбора и оттачивания.
С педагогической точки зрения заменить интерактивную лекцию традиционной можно, притом существенных корректив не будет. Лектор просто перейдет к типичному монологу по теме предмета. Подобная замена производится, если изменились условия проведения занятия: смена аудитории, отсутствие необходимого инвентаря, низкая явка студентов (нехватка человек для проведения игры) и пр.
Подменить традиционную лекцию интерактивной трудно, так как перестроиться с типичного монолога под конкретную ситуацию с акцентом на активное сотрудничество невозможно без создания соответствующих условий: план занятия, задания, ограничения, дискуссия, ситуационные задачи и кейсы, инвентарь или мультимедийное сопровождение и пр.
Вопрос №5. Прописывается ли вид лекций документально? Данный нюанс не будет отмечен в расписании занятий или учебном плане. Педагог самостоятельно выбирает метод обучения студентов (с учетом собственной подготовки, опыта возможностей), планирует занятие. Единственным документом, где будет прописан формат и условия реализации интерактивной лекции – план-конспект занятия.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!