Любая образовательная программа – это тщательно спланированная траектория. Притом ни для кого не секрет, что программы среднего общего образования корректируются преимущественно с учетом действующих ГОСТов, ФГОСов, программ ЕГЭ и ГИА. Притом коррективам подвергаются лишь содержание дисциплин, т.е. рабочие программы и календарно-тематические планы.
В системе профессионального образования вузы вносят коррективы в образовательные программы в среднем раз в 3-5 лет на фоне проявляющихся тенденций, правил и рекомендаций рынка труда. Но в основе обучения всегда лежит так называемый перспективный план.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие перспективного плана в образовательной среде
Исходя из непосредственного наименования ясно, что перспективный план – это четко сформированная траектория на перспективу, то есть длительный срок. В среднем перспективное планирование затрагивает 3-5 лет учебной деятельности: то есть на весь период обучения или полный цикл научной деятельности и развития исследователя.
Миссия перспективного планирования состоит в определении общей траектории развития учащихся и корректной постановке цели обучения, констатации конечных результатов обучения (знания, качества, умения и пр.).
Перспективное планирование в системе образования выполняет следующие функции:
- Формирование полноценного цикла и направления обучения, выделение специальности и соответствующий набор предметов, конечных результатов;
- Обеспечение непрерывного образования с заведомо известной программой погружения в профиль;
- Утверждение определенной последовательности погружения в программу с постепенным усложнением заданий, тем и пр.;
- Формирование бюджета и ресурсного обеспечения учащихся ресурсами для обучения, то есть определение политики ценообразования в образовательной среде с учетом минимальных требований и пр.;
- Распределение учебного, научного и практического материалов на весь планируемый период и пр.
Таким образом, перспективное планирование в образовательной нише играет существенную роль и предопределяет характер образовательных траекторий, их состав с учетом действующих правил и требований, внутренних и внешних факторов. Данный механизм позволяет задать общую стратегию развития учащихся и определить материально-технические, учебные и научные, а также прочие условия ее реализации.
Виды перспективных планов в системе образования
Зачастую перспективные планы ассоциируются сугубо с экономической или управленческой деятельностью. Но на самом деле данный вид построения стратегии успешно используется и в образовательной нише.
Перспективные планы действуют в каждом учебном заведении: начиная от школы и заканчивая колледжем или вузом. В системе образования можно выделить следующие разновидности перспективных планов, каждый из которых предопределяет специфику данного вида деятельности.
Первый вид перспективного планирования основан на разграничении траекторий обучения: классический (общий) и индивидуальный план. Общие планы обучения учитывают классические и базовые требования ФГОС и нацелены на развитие универсальных качеств учащегося. Индивидуальный перспективный план будет учитывать классические требования к подготовке индивида в рамках осваиваемой ступени образования, а также захватывать дополнительные моменты с акцентом на интересы, желания, способности и возможности.
Разработка классического перспективного плана базируется преимущественно на действующих правила ФГОС и возможностях учебного заведения, а проектирование и формирование индивидуального плана обучения на перспективу будет нацелено на решение конкретных проблем (коррекционные, инклюзивные, адаптированные программы) или углубленное изучение отдельной научной ниши (развитие одаренных личностей).
Второй вид перспективных планов в образовательной среде связан и уровнем постигаемой ниши. В этом случае целесообразно выделить перспективный план общего среднего образования, который в свою очередь разбивается на начальное и среднее. В данном случае целесообразно планировать деятельность начальной школы на весь ее период (4 года) и программу перспективного развития на базе средней школы (5-9 классы и 10-11 классы).
Здесь же принято выделять перспективный план профессионального образования, который будет иметь определенные сроки с учетом ступени: профессионалитет, бакалавриат, специалитет, магистратура и пр. В этом случае перспективное планирование призвано наметить общие представления о будущей специальности, обретаемых в ее рамках знаниях и навыках, возможностях выпускников и пр.
Третий вид перспективного планирования зависит от видов деятельности, включаемых в процесс развития индивида. В частности, в основе обучения будет лежать учебный план. В этом случае перспективный учебный план будет очерчивать общий перечень дисциплин, формат занятий, нагрузку на учащегося. В случае с планированием научного развития на перспективу акцент делается на определённых науках, выполнении соответствующих исследований и письменных работ. В рамках профессионального образования немаловажную роль в ходе подготовки дипломированного специалиста играет практическая часть, представленная в виде семинаров лабораторных работ, практикумов, прохождения практики и пр. В этом случае перспективный план предполагает планирование конкретных мероприятий и их общее описание, целеполагание (что должен узнать и развить студент) и пр.
Четвертая разновидность перспективного планирования в системе образования предполагает разбивку на попредметную и тематическую категории. Попредметный характер предполагает формирование комплекса дисциплин на весь период обучения, а тематическое – детализацию каждого предмета с учетом захватываемых тем и ряда дополнительных факторов (общий срок обучения, количество выделенных на предмет академических часов, формат занятий и пр.).
Указанная градация не единственная, но на практике считается наиболее популярной среде разработчиков.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Принципы перспективного планирования в образовательной среде
Формирование перспективного плана развития учащихся основывается на классических правилах, которые позволяют сформировать полноценную траекторию по подготовке качественных специалистов и изначально сделать ее понятной для целевой аудитории.
Принцип №1. Легальность. Этот канон предполагает тот факт, что перспективное планирование учебной и научной деятельности будет базироваться на действующих требованиях ФГОС, ГОСТ и законе «Об образовании», а также учитывать правила учебного заведения, где разрабатываемая траектория будет внедряться и реализовываться. Легальность перспективных планов означает, что они соответствуют действующим стандартам качества и позволяют воспитать всесторонне развитую личность и компетентного специалистов (в зависимости от уровня обучения).
Принцип №2. Логичность и последовательность. Это правило напрямую соприкасается с этапами обучения индивида и посильностью программы. Перспективное планирование будет учитывать текущий уровень подготовки учащегося и стремиться развивать его, то есть постепенно углублять познания, развивать новые более точные и пригодные на практике умения, которых достаточно для поступления или освоения вышестоящих, более сложных ступеней и работы в целом.
То есть перспективные планы обучения будут обладать конкретной логикой, «этапированностью», иметь четкую последовательность: что и когда будет изучать индивид, какие формы обучения пригодны на каждом этапе и пр. Именно данный канон обеспечивает реализацию следующего принципа.
Принцип №3. Посильность. Рассматриваемый канон напрямую соприкасается с вышеописанным принципом. На любом этапе изучения намеченная программа должна быть понятной и посильной для индивида, то есть опираться на имеющиеся знания и развивать их постепенно посредством усложнения и углубления тем, предметов, заданий и пр.
Именно принцип посильности позволяет успешно реализовывать любую образовательную программу на всех уровнях развития. Важно ориентироваться на базу учащегося и развивать ее. Поэтому в основе семейного, дистанционного обучения, репетиторских и тьюторских услуг лежит данный канон и предварительное тестирование подопечного с целью формирования перспективного индивидуального плана обучения.
Непосильный план – предварительный провал в обучении и развитии. Поэтому важно формировать понятые и доступные траектории и наборы предметов, заданий.
Принцип №4. Корректность, которая предполагает учет текущих тенденций и спрогнозированных вариаций развития отрасли, науки и пр. Корректность перспективных планов обучения основывается на формировании реалистичной программы на перспективу. Притом формирование такое траектории будет основываться на действующих в момент проектирования канонах, тенденциях и прогнозах. Активация рассматриваемого правила означает, что образовательная программа способна развить достаточные знания и навыки, учитывает текущее положение дел в науке и отрасли.
Принцип №5. Гибкость. Именно принцип гибкости позволяет при необходимости откорректировать перспективные и текущие планы обучения вс учетом появившихся факторов, новшеств, достижений НТП и пр. Все перспективные планы носят приблизительный или общий характер, задавая основной пути обучения и развития специалиста. По мере появления новых моментов они подвергаются совершенствованию или обновлению, или корректируются текущие и оперативные планы (планы на будущий учебный год, план-конспекты занятий календарно-тематическое планирование и пр.).
Принцип №6. Комплексность. Перспективные планы включают в себя различные виды деятельности и комплекс из общих, профессиональных и отдельно взятых дисциплин или модулей, которые в единой связке призваны подготовить «универсального солдата», способного покорять вышестоящие горизонты и пр.
Принцип №7. Универсальность. Перспективные планы разрабатываются и создают по единому шаблону и чаще всего учитывают универсальные правила требования, нормативы. Они могут применяться как в рамках конкретного учебного заведения, так и в отношении определенного вида деятельности, специальности или направления обучения и пр.
Соблюдение всех вышеупомянутых правил проектирования и перспективного планирования обучения позволяет составить качественную траекторию и воспитать высококвалифицированных специалистов с минимальными рисками и угрозами, описать общий ход обучения и специфику образовательной траектории, набора предметов и пр.
Этапы разработки перспективных планов обучения
Единого алгоритма по проектированию и формированию перспективных планов в образовательной среде нет. Каждый специалист самостоятельно определяет ориентиры, основу обучения и формирует общую траекторию развития учащихся.
Специалисты Дисхелп предлагают рассмотреть типичную схему по подготовке перспективных планов обучения, которая может быть адаптирована под любые потребности и особенности.
Первым шагом в разработке перспективных планов является выбор ступени образования и направления обучения. То есть в данном случае целесообразно отметить: уровень обучения (дошкольная/начальная, основная или профессиональная подготовка), а также характер обучения (общий, специальный, узкоспециализированный и пр.).
Все мы знаем, что каждая программа имеет свой уровень сложности и поступать в дальнейшем возможно только по мере освоения нижестоящего варианта., то есть важно иметь определенную базу знания и навыков для дальнейшего совершенствования. Перспективные планы также будут учитывать данный факт и полагаться либо на результаты диагностики учащегося, либо на классические универсальные требования к учащимся в рамках определенного уровня обучения (по классам, ступеням и пр.).
По результатам первого этапа по проектированию образовательной траектории на перспективу важно определить следующие моменты:
- Какая ступень образования будет покоряться учащимся;
- Сроки обучения;
- Направление обучения (уклон класса, специальность и пр.);
- Цели обучения (облегчить данный шаг позволит применение smart-методики).
Вторым шагом в рамках перспективного планирования станет изучение действующих редакций ФГОС, законодательных актов и норм, а также регламентов учебного заведения, на базе которого в дальнейшем намереваются реализовывать разрабатываемый путь. Важно изучать только последние редакции и учитывать надвигающиеся перемены, чтобы намечаемая траектория была как можно актуальнее и приближена к реалиям, требовала минимальных корректировок и пр.
Помимо этого на втором этапе целесообразно изучить современные тенденции на практике и рынке труда. Данная часть особо важна при проектировании профессиональных траекторий по подготовке специалистов по конкретной отрасли, науке и пр. В этом случае есть шанс приблизить траекторию обучения и развить у индивида общие, основные качества и навыки для будущей работы, сделать его более привлекательным и соответствующим обязательным параметрам, рекомендациям работодателей и требованиям рынка труда.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Третий шаг – определение общей траектории обучения на перспективу с учетом сроков реализации программы. Как правило, перспективные планы разрабатывают сроком более 1 года. Здесь целесообразно отметить, чему будут учить слушателей, для кого предназначается направление, его характер и набор соответствующих предметов: базовый, профессиональный, вариативный, который будет учитывать специфику ниши, отрасли и пр.
То есть данный этап перспективного планирования образовательной программы предполагает выделение следующих моментов:
- Специфика и характер направления обучения;
- Ключевые знания и навыки, компетенции;
- Набор предметов, позволяющих развить вышеупомянутые качества и умения;
- И т.д.
По результатам третьего этап разработчик получает общее описание программы, цель и задачи обучения на ближайшие годы (что и когда будет развито, в какой степени, для чего и пр.), стандартный или общий набор предметов по годам.
Четвертый этап перспективного планирования образовательной траектории предполагает конкретизацию общей схемы подготовки учащихся, то есть тематическое планирование в отношении всех заявленных предметов. В данном случае целесообразно выделить примерное количество часов, выделяемое на каждый предмет и формат занятий (теория, практика и пр.), а затем сформировать общий перечень тем с учетом принципов логичности, последовательности и пр.
В рамках каждой заявленной дисциплины будет выдвинут перечень обязательных и дополнительных тем для изучения. Данный процесс напоминает порядок формирования рабочих программ по предметам. Не менее важно отметить предназначение каждого освещаемого вопроса. Также допустимо предварительное описание задействованных первоисточников, списка литературы и пр.
Пятый этап – календарно-тематическое планирование на предстоящие годы. В этом случае важно опираться на общий объем обучения (сроки и академические часы по каждой дисциплине), набор предметов и тем. В данном случае не требуется производить детализацию по дням, достаточно классифицировать предметы и этапы погружения в них, темы и соотношение теоретических, практических и контрольных занятий в течение всего срока: по годам обучения, по семестрам или модулям, месяцам и пр. В данном случае «период» планирования выбирается разработчиком лично.
Шестой этап – оформление намеченного плана обучения на перспективу в виде официального документа, который в последующем послужит опорой при наборе новых учащихся, ляжет в основу текущего планирования и будет скорректирован с учетом новшеств в образовательной среде.
Структура и содержание перспективного образовательного плана или программы
Перспективный план обучения – это официальный документ, который ложится основу при подготовке учащихся. Он подлежит согласованию на уровне администрации образовательного заведения, а затем по мере необходимости может оптимизироваться на фоне воздействующих факторов: внутренних и внешних.
Перспективное планирование обучения предстает в виде особого документа, обладающего четкой структурой.
В составе перспективного плана или программы обучения будут присутствовать следующие разделы, описанные в таблице ниже.
Структурный элемент перспективной образовательной программы |
Описание, суть элемента |
Титульный лист | Сведения об организации, где планируется реализация намеченной траектории
Наименование плана/программы с констатацией направления обучения и целевой аудитории Сведения о разработчике Дата разработки плана/программы |
Оглавление | Перечень всех разделов программы или плана с их постраничным указанием |
Пояснительная записка или целевой раздел | Отражение основных нормативных и внутренних актов, регламентирующих процесс реализации программы
Цели и задачи плана/программы Ожидаемые результаты обучения Методы и форма обучения Особенности целевой аудитории и требования к базовой подготовке |
Содержательный раздел | Общее описание программы обучения: чему учит, что развивает, виды деятельности (учебная, научно-исследовательская, практическая, самообразование, воспитательное воздействие, культурное развитие и пр.)
Перечень дисциплин, которые предстоит освоить в ходе всей программы или всего периода обучения, тематическое планирование каждого предмета Перспективное календарно-тематическое планирование с распределением видов и форм занятий, тем по периодам (год/семестр/модуль/месяц) |
Организационный раздел | Условия реализации программы
Материально-техническая и ресурсная база, необходимая для реализации намеченной траектории Профессорско-преподавательский состав или рекомендации по самообразованию Описание заданий и письменных работ с отражением частоты их проведения (все делается приблизительно) Критерии оценки степени освоения намеченной траектории или плана, варианты проверок уровня подготовки учащихся |
Заключение | Выводы, ожидаемые результаты и рекомендации по реализации или совершенствованию |
Обратите внимание, что все перспективные планы носят приблизительный характер и перед началом их внедрения или реализации они будут переоцениваться, анализироваться и при необходимости корректироваться в соответствии с реальными тенденциями и требованиями.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!