Жизнь первокурсников меняется в одночасье, практически сразу же по мере обретения нового статуса и перехода на новый уровень образования – профессиональный. Перемены затрагивают все основные стороны жизни: от образовательного процесса до саморазвития, интересов, хобби, обязанностей, распорядка дня и пр. Сегодня мы предлагаем рассмотреть особенности обучения первокурсников в вузе, раскрыв самые распространенные форматы занятий.
СОДЕРЖАНИЕ
Общая и сравнительная характеристика обучения в школе и вузе
Образовательный процесс в рамках среднего полного образования и профессионального кардинально разнится. Среди очевидных отличительных черт можно отметить:
- Формат занятия: в школе проводят уроки, а в вузах и колледжах пары;
- Продолжительность одного занятия: в школе – 45 минут, в вузах – преимущественно 90 минут без перерыва;
- Характер обучения: в школе – общая подготовка с развитием основных навыков (чтение, письмо, грамота, счет, простейший анализ данных и пр.), профессиональная подготовка – узкоспециализированный характер с акцентом на конкретную профессию и набор дисциплин, развитие определённых навыков и качеств, углубление знаний, пригодных в конкретной области или должности;
- Учебный процесс: в школе вся программа разъясняется учителями, материал для размышления предоставляется готовым к слушанию и обозрению, в вузе же делается акцент на самообучения и самодисциплине;
- Ответственность и контроль: в школе учащиеся полностью подконтрольны педагогам и родителям, в вузе – посещаемость отмечается преподавателями, но ответственность за успех и качество подготовки лежит на студенте, доля контроля снижается;
- Учебная нагрузка: в школе утверждается расписание на полгода-год, в вузе же оно меняется (четное/нечетное) и дополняется аттестациями. Притом объем занятий и дисциплин в вузе разнообразнее и шире, нежели в школьной программе. Чтобы все успевать и схватывать «налету», разбираться в мелочах, выполнять все задания своевременно, студентам на помощь приходит тайм-менеджмент.
Если в школе все занятия проходят преимущественно в теоретической и частично практической форматах, то в вузе спектр и формат обучения кардинально разнится и становится более разнообразным.
Учебный процесс в вузе можно классифицировать на три основные группы занятия: аудиторная работа, практические занятия (научно-исследовательская работа), аттестация.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Аудиторные занятия в вузе
К аудиторной работе студентов относят те виды занятий, которые проходят во внутривузовском помещении с использованием инструментов, оборудования и прочего инвентаря, профессорско-преподавательского состава и пр.
На первом курсе применяют простейшие форматы обучения:
- Лекции. Данный вид носит сугубо теоретический, описательно-разъяснительный характер в рамках конкретной дисциплины. Основной участник – преподаватель, студенты выступают в качестве слушателей, которым предстоит фиксировать существенные моменты и мысли в форме конспекта. Лекция призвана заложить предметные основы у студентов, задать направление для научной мысли и развития определенных навыков/качеств. Студентам не нужно серьезно готовиться к лекции: достаточно захватить тетрадь, ручку и внимательно слушать педагога, вникая в тему.
- Семинар. Эта разновидность обучения в вузе призвана проверить степень понимания пройденного материала. Развить навыки самообучения и самоподготовки, развить определенные качества (сбор и обработка информации, решение задач, анализ ситуации с учетом конкретной методики, выдвижение гипотезы или обоснование личной позиции и пр.). Подготовка к семинару потребует разработки четкого плана: выполнение домашнего задания, поиск информации и ее обработка, оформление различных проектов.
- Практикум. Данный вариант зачастую приравнивается к семинару, но чаще всего студенты здесь занимаются проектной деятельностью или выполняют практические исследования (индивидуальные групповые). Здесь же нередко применяют такие схемы обучения, как лабораторные работы, деловые игры, консилиумы, метод мозгового штурма, научная дискуссия и пр.
- Занятия проверочного плана: самостоятельные и контрольные срезы, тестирования. Миссия этого вида аудиторных занятий – проверить качество усвоения пройденного материала, уровень подготовки студентов на конкретном этапе, при необходимости в перспективе педагог может скорректировать план занятий с учетом недоработок и пр.
Все указанные варианты организации учебного процесса первокурсников применимы на всех формах: очная, заочная и даже дистанционная. В онлайн-режиме все процессы производятся с использованием современных технологий: личный кабинет студента, видеосвязь, чат, онлайн-тестирования и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Научно-исследовательская подготовка первокурсников: виды занятий и проектов
Помимо теоретического становления в рамках выбранной профессии, обучение в вузе в обязательном порядке захватывает научно-исследовательские аспекты в целях изучения современных тенденций, актуальных методик, оснований и пр.
Научно-исследовательская программа первокурсников вуза может быть организована в рамках аудиторных занятий, домашнего задания, проектной деятельности или практикумов. Самыми распространенными видами НИР студентов первого курса можно назвать:
- Лабораторные работы. В рамках данного практического и одновременно с этим исследовательского (опытно-экспериментального жанра) формата учащиеся проверяют действие теорий, изучают явления и процессы в рамках науки/дисциплины, проводят эксперименты/опыты, занимаются личным и научным развитием.
- Подготовка рефератов и докладов. Выполнение этих проектов чаще всего относится к «домашнему заданию» учащихся. Их миссия – углубить познания в рамках изучаемой дисциплины и темы, усовершенствовать навыки по поиску и обработке информации, систематизации и оформлении данных с учетом заявлены требований (ГОСТов, рекомендаций и пр.).
- Стажировка и формирование отчета по практике. В рамках этого формата обучения студенты обретают профессиональные навыки, погружаясь в реалии, изучая реальные процессы и явления, тенденции, применяя полученные ранее знания на практике под кураторством опытного наставника. Отчет по практике будет включать в себя анализ объекта (предприятия, объекта практики), диагностику проблемных зон, в отдельных случаях возможна проработка сценария по решению проблем. Благодаря такому сочетанию отчет по практике и стажировка превращается в практический и исследовательский опыт.
- Курсовая работа. Данный вид изысканий также относится к НИР, но на первом курсе он больше склоняется к теоретическому аспектированию проблемы: изучению основных терминов и понятий, методик, нормативов, алгоритмов, проведению сравнительного анализа и пр.
- Научные статьи и конференции. Эта классификация реализуется только на добровольных началах, притом первокурсников привлекают к ней не всегда – только успешных студентов, сумевших заработать достойную репутацию в глазах педагога, разбирающихся в предмете или интересующихся определённой темой. Чаще всего к выполнению научных статей и участию в конференциях допускают студентов, преодолевших первую сессию.
Указанные варианты научно-исследовательской деятельности первокурсников вуза можно поделить между собой на два блока: обязательный – курсовая работа, отчет по практике, лабораторная работа. Без их защиты невозможно получить допуск к сессии (они прописываются в учебном плане), дополнительные – рефераты, доклады, научные статьи и пр.
Обратите внимание, что все проекты и задания выполняются в строго обозначенный временной период. Если своевременно не предоставить НИР педагогу, не защитить их, то возникнет академическая задолженность – одна из первопричин по отчислению из вуза.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Аттестационный блок занятий в обучении первокурсников вуза
Как правило, данная часть профессионального становления первокурсников выносится в отдельное расписание. Занятий в чистом виде здесь не предусмотрено. Основной формат взаимодействия вуза и студентов реализуется в рамках следующих схем:
- Консультация. Эта часть «подготовительной работы» заключается в проведении дополнительного занятия накануне аттестации (чаще всего экзамена). Продолжительность этого мероприятия не ограничена и определяется возможностями и загруженностью педагога, активностью студентов, количеством заданных вопросов и пр. Как правило, здесь происходит разбор наиболее сложных экзаменационных вопросов и заданий, констатируется порядок проведения аттестации (время, место, последовательность действий, продолжительность подготовки отвечающих, критерии оценивания ответов и пр.).
- Зачет. Эта разновидность «воспитательно-оценочного» занятия применяется по конкретному списку дисциплин (чаще всего вспомогательного характера) как минимум 1 раз в семестр (в конце семестра, по мере усвоения учебного плана). Продолжительность зачета не имеет суровых ограничений, но в среднем отнимает около 3-4 часов, педагог работает «до последнего студента».
- Экзамен. Текущий формат призван проверить качество подготовки первокурсника по 5-балльной шкале, притом результаты аттестации подлежат внесению во вкладыш к диплому об образовании. Средняя продолжительность экзамена достигает 3-5 часов, педагог также работает «до последнего студента».
Явка на консультацию носит добровольный характер. Каждый студент самостоятельно определяет: идти или нет. Опытные учащиеся рекомендуют не пренебрегать данным мероприятием особенно на первом курсе, так как там можно почерпнуть немало интересного и полезного.
Явка на зачет и экзамен обязательна (исключением может стать лишь уважительная причина, подтвержденная документально, которая только перенести сроки сдачи). В случае необоснованного пропуска студенту грозит отчисление.
Таким образом, подготовка студентов первого курса в вузе будет захватывать основные аспекты и носить комбинированный характер, способствуя всестороннему развитию специалиста: теоретическое, практическое, научное. Притом в целях оптимизации образовательного процесса и подготовки высококвалифицированных специалистов предусмотрена промежуточная аттестация. При желании первокурсники могут посещать дополнительные занятия при вузе (тематические секции, кружки и пр.).
Команда DissHelp готова помочь студентам всех вузов по всем направлениям подготовки в выполнении письменных проектов и НИР любого уровня сложности, гарантируя высокое качество услуг, конфиденциальность данных, индивидуальный подход.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!