Для подтверждения обретенных компетенций каждый выпускник колледжа или вуза обязан подготовить дипломную работу и защитить ее перед аттестационной комиссией. Только после успешного прохождения итоговой аттестации он сможет получить заветный диплом об образовании.
О правилах подготовки ВКР, этапах ее выполнения ранее мы уже писали. Сегодня мы расскажем обо всех нюансах и тонкостях, с которыми сталкиваются авторы в процессе разработки этого документа.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и особенности разработки дипломной работы
Разработка выпускной квалификационной работы – это не просто проектирование и планирование исследования. Данная процедура носит более глубокий характер и включает в себя дополнительные итерации, влияющие на логику и ход изучения темы и решения проблемы в целом.
Разработка дипломного проекта проявляется не только на подготовительном этапе. Она происходит на протяжении всего изыскания, на каждом этапе выполнения «следствия» с учетом возможностей автора.
Рассматриваемый механизм базируется на следующих элементах:
- Тематические нюансы, связанные с выбором или формулировкой темы аттестационной работы;
- Особенности осмысления автором выбранной темы, ее понимание и восприятие, отношение к ней, выделение проблемы и гипотезы, авторской позиции;
- Проектирование и планирование хода выполнения ВКР с учетом собственного видения (мнения) и сочетания требований ГОСТ, затрагивающих структурирование информации, особенности ее изложения и оформления;
- Работа с информационной базой с акцентом на намеченную цель, задачи и границы исследования;
- Оформление результатов исследовательской мысли и полученных результатов, достижений, предложений и их обоснование.
На каждом из указанных этапов автор сталкивается с определёнными проблемами и нюансами, которые могут не просто повлиять на качество результатов НИР, но и изменить ход, логику исследования, отразиться на конечных результатах, технических характеристиках проекта и пр. Ниже мы расскажем, с чем может столкнуться студент при выполнении дипломной работы и как преодолеть возникающие преграды для успешного преодоления защиты.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Разработка темы дипломного проекта
Первым шагом на пути к выполнению любого изыскания является выбор или самостоятельная формулировка заглавия, то есть констатация и утверждение темы исследования. В данном случае разработка проявляется в одном из вариантов:
- Самостоятельное создание наименования проекта с учетом действующих правил краткости, емкости, точности, ясности и простоты;
- Выбор темы из утвержденного на кафедре списка.
В первом случае миссия автора усложняется, так как ему предстоит самостоятельно подготовить наименование исследования, учитывая массу факторов: особенности образовательной программы и освоенной специальности (то есть тема исследования должен затрагивать основные и компетенции выпускника, демонстрировать их наличие и умение пользоваться полученным багажом знаний и навыков), собственные интересы (сугубо в профессиональном ракурсе) и актуальную проблему по профилю, свое мнение по отношению к ней и пр. Согласитесь, что увязать массу факторов в одном небольшом предложении, подчёркивающем суть исследования, непросто.
Второй вариант считается простым, но даже там у студента возникают сложности. Во-первых, далеко не всегда в списке тем оказывается наиболее интересная и подходящая, посильная для выпускника тема. Чаще всего дипломант выбирает тему «методом тыка» или опираясь на знакомые и наиболее понятные фразы.
После формулировки или выбора темы следует не менее важная процедура – утверждение. Данное действие лучше всего совершать после согласования темы с научным руководителем, которого студент также должен выбрать из числа преподавателей вуза (на практике распределение педагогов по выпускникам может происходить «автоматически»). Утверждение темы предполагает ее официальное и документальное закрепление за выпускником в приказном порядке (то есть официальном внутреннем документе вуза).
Особенности тематической разработки ВКР |
|
Этапы |
Миссия |
Выбор |
Из утвержденного на профильной кафедре списка, то есть выбор готовой (уже сформулированной) классической темы по специализации Совпадение специальности и интересов автора |
Формулировка темы |
Студент самостоятельно формулирует заголовке ВКР с учетом совпадения специализации и проблематики Важно учитывать требования ГОСТ по созданию заголовков |
Принципы работы с темой исследования |
При самостоятельной формулировке: актуальность, краткость, емкость, точность, соответствие профилю В ходе выбора готовой темы: актуальность, ценность, новизна, разработанность Соответствие темы и специальности (программы) |
Тема дипломной работы должна учитывать следующие факторы:
- Сочетаться со специальностью и основными компетенциями, полномочиями дипломанта;
- Быть актуальной и подчеркивать наличие реальной проблемы, подчеркивать наличие потенциального решения или необходимость его разработки;
- Умеренная разработанность проблемы, то есть по ней должно быть достаточно информации в открытом доступе, чтобы автор мог спроектировать новое, более актуальное и оптимизированное решение, выдвинуть конкретную позицию и обосновать ее;
- Подчеркивать проблематику, цель исследования.
Таким образом, рассматриваемые выше тонкости при выполнении дипломной работы чаще всего связаны с выбором и пониманием темы, а также взаимодействие с научным руководителем и иными структурами вуза (в ходе утверждения темы и кандидатуры куратора проекта). В большинстве случаев все сложности носят бюрократический характер.
Осмысление, понимание и видение темы и логики дипломной работы
Разработка дипломной работы немыслима без понимания, осмысления, восприятия и собственного видения закрепленной за автором темы. Давайте разберемся в указанных понятиях и определим тонкости работы с ними в процессе подготовительного этапа.
Понимание наименования аттестационной работы предполагает ее первичное восприятие, то есть данная категория носит приблизительный характер и базируется сугубо на имеющихся у автора познания ми, опыте в данном ракурсе. То есть это то, как студент понимает тему, исходя из текущей формулировки: какую проблему он заметил, какие «ключевые слова» выделил, какие труды и авторы ему пришли на ум и пр. Здесь важно понять, насколько интересна, привлекательная и значима тема дипломной работы для исследователя и целевой аудитории, уместна в рамках освоенной им специальности и текущего уровня подготовки. Если автор не вникал в суть, то исследовательский путь в разы усложнится.
Осмысление темы предполагает выделение основных моментов, которые автор планирует освещать в ходе изыскания. В данном случае лучше всего ознакомиться как минимум с учебой литературой и современными трудами исследователей по заданной теме, чтобы определить: неясные моменты, фразы, правила, текущее положение дел в отрасли/науке и симптомы проблемы, ее роль и пр. Осмысление темы должно не просто подчеркнуть ее актуальность, но и подтолкнуть автора к определенной позиции, ракурсу ее изучения и описания, выделить особенности будущей НИР.
Видение темы будет базироваться на сочетании двух вышеописанных моментов – понимание и осмысление. На данном этапе выпускнику предстоит подчеркнуть свое отношение к теме, проблеме, по возможности – выдвинуть гипотезу и утвердить цель изыскания.
Разработка дипломной работы на данном этапе сочетается с такими нюансами, как:
- Посильность темы с учетом текущего уровня подготовки дипломанта;
- Общее восприятие темы и ее индивидуальное восприятие автором: то есть выделение существующих подходов и конкретного мнения автора, нестыковок и пр.;
- Выделение и понимание проблемы, что необходимо изучать, примерная последовательность действий и пр. Чаще всего сложности возникают именно на данном этапе, так как важно кратко и емко подчеркнуть проблему, суть исследования, выдвинуть гипотезу и далее по ходу исследования проверить ее действие, возможности применения и пр.;
- Определение границ исследования (объем, глубина погружения в тему, предварительная обоснованность авторской позиции и пр.) и разработка научного аппарата.
Обратите внимание, что понимание, осмысление и восприятие темы — сугубо индивидуальное действие автора, зависящее только от него. Далее, обретенная им позиция, будет согласовываться и регулироваться во взаимодействии с научным руководителем при утверждении плана ВКР, графика его выполнения и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Проектирование и планирование дипломного исследования
Разработка дипломной работы на данной стадии предполагает сочетание действующих требований ГОСТ по написанию и оформлению исследования с авторской позицией мнением и текущим уровнем подготовки. Об особенностях проектирования и планирования исследований мы же писали в одной из наших статей, поэтому дублировать информацию не имеет смысла. Далее выделим особенности указанных действий при выполнении дипломной работы:
- важно определить логику дипломной работы и последовательность действий: что и за чем изучать, раскрывать, с чем увязывать, как выделить проблему и подчеркнуть ее, решить и пр.;
- собственное восприятие темы нужно адаптировать под классическую структуру аттестационной работы, а для этого следует ознакомиться с действующими методическими рекомендациями и ГОСТами, выписать «кастет» и распределить «собственную позицию и схему» в ее рамках, грамотно назвав разделы;
- не менее важно корректно определить границы исследования с учетом технических, информационных, этических правил. Особое внимание следует уделить таким категориям, как общий общем ВКР, соразмерность разделов, достаточность доказательной базы, оригинальность исследования и результатов, новизна и ценность;
- подготовка общего и детального плана исследования с детализацией глав, подпунктов, предназначения каждого из них и пр.
В ходе проектирования дипломной работы важно определить основные мероприятия, нацеленные на изучение, освещение темы и решение конкретной проблемы. Планирование ВКР должно упорядочить указанные махинации в сочетании с авторской позицией и гипотезой, полученным решением, специальностью в целом. То есть проектирование и планирование ВКР должны сочетать формальные требования и индивидуальность выпускника, как компетентного специалиста.
Особенности проектирования и планирования дипломной работы как части разработки исследования |
|
Проектирование дипломной работы |
Планирование дипломной работы |
Выделение проблемы с учетом специфики темы |
Выдвижение гипотезы |
Определение формальных границ исследования |
Разработка научного аппарата проекта |
Определение тезисов и мнения автора, его отношения к теме и проблеме |
Разработка информационной базы и обоснование авторской позиции |
Определение этапов исследования согласно ГОСТ |
Построение логики исследования и выделение основных мероприятий |
Самым сложным в рамках данного этапа является именно формирование плана исследования и его увязка с формальными требованиями, авторской позицией, выделенной проблематикой, современным положением дел, особенностями объекта исследования и утвержденными границами изыскания (формальными и индивидуальными): разработка глав и подпунктов, их корректного наименования и грамотного тезисного наполнения.
Работа с информационной основой по теме дипломной работы
Разработка дипломной работы немыслима без грамотного подхода к подбору и обработке информационной основы, призванной всесторонне раскрыть тему на основе выделения и писания терминологии, существующих канонов и подходов к решению проблемы, а также индивидуализировать изыскание с учетом особенностей изучаемого объекта и авторской позиции по теме.
О правилах подбора и работы с информацией при подготовке ВКР мы писали ранее. Грамотная разработка дипломной работы фактически равносильно корректной разработке информационной основы, которая заключается в следующем:
- Подбор надежной, проверенной, достоверной и качественной информации по теме исследования для каждого из разделов с учетом его характера и специфики: для теоретической главы целесообразно использовать научную литературу, разбавляя ее справочными и учебными материалами. Практическая глава должна базироваться на оригинальной, точной и достоверной информации в рамках конкретного объекта исследования. Первоисточники практического раздела должны быть достаточными для постановки и констатации (подтверждения) проблемы, ее диагностики и разработки оптимального и эффективного решения.
- Грамотный подбор методов исследования с акцентом на имеющиеся информационные ресурсы, доказательную базу: общенаучные, специальные и пр. В дипломной работе важно полагаться на методы «добычи» информации, а также способы ее подачи в тексте (свертывания/развертывания, анализ/описание и пр.) с выделением наиболее важных моментов, фактов, тенденций и пр.
Работа с информационной базой дипломного исследования сочетается с такими нюансами, как:
- Тематическое совпадение, то есть важно, чтобы подобранные ресурсы раскрывали тему полностью, подчеркивали наличие проблемы, классические подходы и методы к ее решению и пр.;
- Индивидуальность автора. В данном ракурсе не менее важно, чтобы информация, подобранная по теме ВКР, подчеркивала мнение и позицию автора в общем контексте, а также с «проблемной зоны», позволяла обосновать выдвигаемое решение;
- Информационная база должна соответствовать критериям качества;
- Все подобранные первоисточники должны быть корректно систематизированы с учетом утверждённого плана исследования, а также грамотно распределены внутри каждого намеченного раздела и подпункта с учетом принципов логики, последовательности, ясности изложения, смысловой нагрузки каждого фрагмента и его роли в ВКР в целом. То есть применение каждого первоисточника должно быть взвешенным. Обоснованным и уместным. Поэтому автору предстоит не просто собрать максимум материалов по теме ВКР, но и выделить основные первоисточники, распределить их согласно намеченной структуре и логике НИР, а также корректно переработать и изложить, упомянуть и оформить (цитирование, заимствование и пр.);
- В тексте должны присутствовать не просто труды иных исследователе ученых, но и личный опыт автора (описание его концепции и предложений по решению проблемы, результаты эксперимента, прогнозы и пр.), а также выводы исследователя, подчеркивающие: что он узнал, чему научился, что предпринял, какие результаты получил, насколько они эффективны и полезны и пр. То важно сочетать информацию и авторское мнение, позицию, реальные доказательства по теме исследования.
Работа с информационной основой в ходе разработки дипломного проекта сводится к классической триаде: поиск – обработка и систематизация – оформление. Но в каждом из указанных этапов должна присутствовать «изюминка», отражающая актуальность и значимость темы, позицию автора и его гипотезу, эффективность предлагаемого решения (его оригинальность, инновацию, уместность, реалистичность и необходимость). В тексте ВКР выпускнику предстоит придерживаться уже существующей «научной позиции» и развивать/совершенствовать ее или же выбрать оригинальный путь, ранее не проверенный, увязав каждый шаг с конкретными аргументами и фактами.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности разработки дипломной работы на этапе оформления
Казалось бы, разработка ВКР кроется в формировании сугубо основной части, но на самом деле собрать и изложить информацию еще недостаточно. В процессе оформления исследования согласно действующим требованиям ГОСТ важно не утратить собственное мнение и позицию, отношение к проблеме и даже с учетом формальных, бюрократических неурядиц, сохранить эту оригинальность в тексте исследования.
Во время оформления дипломной работы (если рассматривать данный этап именно как часть разработки проекта) автор может быть вынужден вносить некоторые коррективы:
- Для соответствия научному стилю: изменение формулировок, методов использования первоисточников (заимствование, копирование, перефразирование, цитирование и пр.);
- Для соответствия общим визуальным параметрам (техническим): шрифт, настройка параметры страницы, нумерация, оформление отдельных боков (текст, списки, таблицы, графические материалы и пр.);
- Для оптимизации структуры и объема исследования: сокращение или дополнение отдельных моментов с учетом их роли в проекте, выделение авторской позиции и выводов, исключение второстепенной информации или ее добавление и пр.;
- Для достижения необходимого уровня уникальности текста: изменением приемов по задействованию материалов (сокращение цитат, увеличение доли легального заимствования и пр.), переработка текста и новая подача информации, преобразование текста в таблицы и графические материалы, корректное оформление цитат и пр.
Таким образом, разработка дипломной работы начинается с выбора темы и заканчивается сдачей материала на защиту – в проверенном, подшитом виде, одобренном научным руководителем, нормоконтролерами и профильной кафедрой.
Особенности разработки дипломной работы
Разработка дипломной работы – процесс осознанный, тщательно продуманный, учитывающий массу факторов: начиная от авторского мнения и заканчивая формальными критериями и ГОСТами.
Реализация столь важной миссии может сопровождаться следующими особенностями:
- Введение. Несмотря на то, что данный раздел находится перед основной частью, его выполнение производится только после проведения всего исследования. Самой главной ошибкой выпускника является то, что он начинает ВКР с написания вводной части, что априори неверно. В данном разделе целесообразно констатировать ход изыскания, а полученные результаты (их эффективность, ценность, новизну, возможности применения) описать в заключении;
- Выводы. При разработке дипломной работы важно обратить внимание на выводы: они должны вписывать в общий контекст и структуру раздела, проекта в целом, а также отражать авторскую позицию, мнение по теме/проблеме, обосновывать каждый этап и его результаты, подталкивать к дальнейшим действиям;
- Взаимодействие с научным руководителем. В данном случае важно уметь как отстаивать свою точку зрения в рамках исследуемой темы, так и уметь находить компромиссы, учитывать замечания и советы куратора;
- Объем дипломной работы. Автору предстоит раскрыть тему исследования с учетом качественных и количественных ограничений: важно уложить в рекомендуемые объемы, в противном случае могут возникнуть проблемы с допуском к итоговой аттестации или дополнительные вопросы на защите, замечания и пр.;
- Презентация. Подготовка сопутствующих материалов на защиту также является частью разработки ВКР. При выполнении презентации важно выделить самые важные моменты по результатам изыскания и вынести их преимущественно в графической или табличной форме. На визуальное восприятие выносятся факты и тенденции которые точно будут освещены в ходе доклада и защиты ВКР. Как правильно подготовить презентацию, читайте в нашем блоге в соответствующей статье.
- Защитная речь. Данный шаг (после допуска дипломной работы к защите) является завершающим в разработке аттестационного проекта. Здесь важно учесть такие моменты, как: проблематика и доказательная база, тенденции и авторская позиция, результаты (их эффективность и возможности применения), сочетание итогов и цели проекта, а также совпадение защитной речи с презентацией (или раздаточным материалом).
Таким образом, разработка дипломной работы начинается с этапа выбора темы и заканчивая итоговой аттестацией выпускника. Она немыслима без проектирования и планирования, оперативных корректировок и доработок, грамотного подхода к оформлению и защите. Необходимость изменения хода исследования, информационной базы и способов интерпретации могут возникнуть на любом этапе выполнения проекта. Притом разработка ВКР должна привести к определенному результату – успешной защите и обретению дипломантом соответствующей квалификации.
Трудности с учебой?
Требуется поддержка?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!