Все тонкости разработки дипломной работы от А до Я

Для подтверждения обретенных компетенций каждый выпускник колледжа или вуза обязан подготовить дипломную работу и защитить ее перед аттестационной комиссией. Только после успешного прохождения итоговой аттестации он сможет получить заветный диплом об образовании. О правилах подготовки ВКР, этапах ее выполнения ранее мы уже писали. Сегодня мы расскажем обо всех нюансах и тонкостях, с которыми сталкиваются авторы в процессе разработки этого документа.

Все тонкости разработки дипломной работы от А до Я
Для подтверждения обретенных компетенций каждый выпускник колледжа или вуза обязан подготовить дипломную работу и защитить ее перед аттестационной комиссией. Только после успешного прохождения итоговой аттестации он сможет получить заветный диплом об образовании.

О правилах подготовки ВКР, этапах ее выполнения ранее мы уже писали. Сегодня мы расскажем обо всех нюансах и тонкостях, с которыми сталкиваются авторы в процессе разработки этого документа.

Понятие и особенности разработки дипломной работы

Разработка выпускной квалификационной работы – это не просто проектирование и планирование исследования. Данная процедура носит более глубокий характер и включает в себя дополнительные итерации, влияющие на логику и ход изучения темы и решения проблемы в целом.

Разработка дипломного проекта проявляется не только на подготовительном этапе. Она происходит на протяжении всего изыскания, на каждом этапе выполнения «следствия» с учетом возможностей автора.

Из чего складывается разработка дипломной работы?
Из чего складывается разработка дипломной работы?

Рассматриваемый механизм базируется на следующих элементах:

  • Тематические нюансы, связанные с выбором или формулировкой темы аттестационной работы;
  • Особенности осмысления автором выбранной темы, ее понимание и восприятие, отношение к ней, выделение проблемы и гипотезы, авторской позиции;
  • Проектирование и планирование хода выполнения ВКР с учетом собственного видения (мнения) и сочетания требований ГОСТ, затрагивающих структурирование информации, особенности ее изложения и оформления;
  • Работа с информационной базой с акцентом на намеченную цель, задачи и границы исследования;
  • Оформление результатов исследовательской мысли и полученных результатов, достижений, предложений и их обоснование.

На каждом из указанных этапов автор сталкивается с определёнными проблемами и нюансами, которые могут не просто повлиять на качество результатов НИР, но и изменить ход, логику исследования, отразиться на конечных результатах, технических характеристиках проекта и пр. Ниже мы расскажем, с чем может столкнуться студент при выполнении дипломной работы и как преодолеть возникающие преграды для успешного преодоления защиты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Разработка темы дипломного проекта

Первым шагом на пути к выполнению любого изыскания является выбор или самостоятельная формулировка заглавия, то есть констатация и утверждение темы исследования. В данном случае разработка проявляется в одном из вариантов:

  • Самостоятельное создание наименования проекта с учетом действующих правил краткости, емкости, точности, ясности и простоты;
  • Выбор темы из утвержденного на кафедре списка.

В первом случае миссия автора усложняется, так как ему предстоит самостоятельно подготовить наименование исследования, учитывая массу факторов: особенности образовательной программы и освоенной специальности (то есть тема исследования должен затрагивать основные и компетенции выпускника, демонстрировать их наличие и умение пользоваться полученным багажом знаний и навыков), собственные интересы (сугубо в профессиональном ракурсе) и актуальную проблему по профилю, свое мнение по отношению к ней и пр. Согласитесь, что увязать массу факторов в одном небольшом предложении, подчёркивающем суть исследования, непросто.

Второй вариант считается простым, но даже там у студента возникают сложности. Во-первых, далеко не всегда в списке тем оказывается наиболее интересная и подходящая, посильная для выпускника тема. Чаще всего дипломант выбирает тему «методом тыка» или опираясь на знакомые и наиболее понятные фразы.

После формулировки или выбора темы следует не менее важная процедура – утверждение. Данное действие лучше всего совершать после согласования темы с научным руководителем, которого студент также должен выбрать из числа преподавателей вуза (на практике распределение педагогов по выпускникам может происходить «автоматически»). Утверждение темы предполагает ее официальное и документальное закрепление за выпускником в приказном порядке (то есть официальном внутреннем документе вуза).

Особенности тематической разработки ВКР

Этапы

Миссия

Выбор

Из утвержденного на профильной кафедре списка, то есть выбор готовой (уже сформулированной) классической темы по специализации

Совпадение специальности и интересов автора

Формулировка темы

Студент самостоятельно формулирует заголовке ВКР с учетом совпадения специализации и проблематики

Важно учитывать требования ГОСТ по созданию заголовков

Принципы работы с темой исследования

При самостоятельной формулировке: актуальность, краткость, емкость, точность, соответствие профилю

В ходе выбора готовой темы: актуальность, ценность, новизна, разработанность

Соответствие темы и специальности (программы)

Тема дипломной работы должна учитывать следующие факторы:

  • Сочетаться со специальностью и основными компетенциями, полномочиями дипломанта;
  • Быть актуальной и подчеркивать наличие реальной проблемы, подчеркивать наличие потенциального решения или необходимость его разработки;
  • Умеренная разработанность проблемы, то есть по ней должно быть достаточно информации в открытом доступе, чтобы автор мог спроектировать новое, более актуальное и оптимизированное решение, выдвинуть конкретную позицию и обосновать ее;
  • Подчеркивать проблематику, цель исследования.

Таким образом, рассматриваемые выше тонкости при выполнении дипломной работы чаще всего связаны с выбором и пониманием темы, а также взаимодействие с научным руководителем и иными структурами вуза (в ходе утверждения темы и кандидатуры куратора проекта). В большинстве случаев все сложности носят бюрократический характер.

Осмысление, понимание и видение темы и логики дипломной работы

Разработка дипломной работы немыслима без понимания, осмысления, восприятия и собственного видения закрепленной за автором темы. Давайте разберемся в указанных понятиях и определим тонкости работы с ними в процессе подготовительного этапа.

Понимание наименования аттестационной работы предполагает ее первичное восприятие, то есть данная категория носит приблизительный характер и базируется сугубо на имеющихся у автора познания ми, опыте в данном ракурсе. То есть это то, как студент понимает тему, исходя из текущей формулировки: какую проблему он заметил, какие «ключевые слова» выделил, какие труды и авторы ему пришли на ум и пр. Здесь важно понять, насколько интересна, привлекательная и значима тема дипломной работы для исследователя и целевой аудитории, уместна в рамках освоенной им специальности и текущего уровня подготовки. Если автор не вникал в суть, то исследовательский путь в разы усложнится.

Этапы разработка дипломной работы
Этапы разработка дипломной работы

Осмысление темы предполагает выделение основных моментов, которые автор планирует освещать в ходе изыскания. В данном случае лучше всего ознакомиться как минимум с учебой литературой и современными трудами исследователей по заданной теме, чтобы определить: неясные моменты, фразы, правила, текущее положение дел в отрасли/науке и симптомы проблемы, ее роль и пр. Осмысление темы должно не просто подчеркнуть ее актуальность, но и подтолкнуть автора к определенной позиции, ракурсу ее изучения и описания, выделить особенности будущей НИР.

Видение темы будет базироваться на сочетании двух вышеописанных моментов – понимание и осмысление. На данном этапе выпускнику предстоит подчеркнуть свое отношение к теме, проблеме, по возможности – выдвинуть гипотезу и утвердить цель изыскания.

Разработка дипломной работы на данном этапе сочетается с такими нюансами, как:

  • Посильность темы с учетом текущего уровня подготовки дипломанта;
  • Общее восприятие темы и ее индивидуальное восприятие автором: то есть выделение существующих подходов и конкретного мнения автора, нестыковок и пр.;
  • Выделение и понимание проблемы, что необходимо изучать, примерная последовательность действий и пр. Чаще всего сложности возникают именно на данном этапе, так как важно кратко и емко подчеркнуть проблему, суть исследования, выдвинуть гипотезу и далее по ходу исследования проверить ее действие, возможности применения и пр.;
  • Определение границ исследования (объем, глубина погружения в тему, предварительная обоснованность авторской позиции и пр.) и разработка научного аппарата.

Обратите внимание, что понимание, осмысление и восприятие темы — сугубо индивидуальное действие автора, зависящее только от него. Далее, обретенная им позиция, будет согласовываться и регулироваться во взаимодействии с научным руководителем при утверждении плана ВКР, графика его выполнения и пр.

 

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Проектирование и планирование дипломного исследования

Разработка дипломной работы на данной стадии предполагает сочетание действующих требований ГОСТ по написанию и оформлению исследования с авторской позицией мнением и текущим уровнем подготовки. Об особенностях проектирования и планирования исследований мы же писали в одной из наших статей, поэтому дублировать информацию не имеет смысла. Далее выделим особенности указанных действий при выполнении дипломной работы:

  • важно определить логику дипломной работы и последовательность действий: что и за чем изучать, раскрывать, с чем увязывать, как выделить проблему и подчеркнуть ее, решить и пр.;
  • собственное восприятие темы нужно адаптировать под классическую структуру аттестационной работы, а для этого следует ознакомиться с действующими методическими рекомендациями и ГОСТами, выписать «кастет» и распределить «собственную позицию и схему» в ее рамках, грамотно назвав разделы;
  • не менее важно корректно определить границы исследования с учетом технических, информационных, этических правил. Особое внимание следует уделить таким категориям, как общий общем ВКР, соразмерность разделов, достаточность доказательной базы, оригинальность исследования и результатов, новизна и ценность;
  • подготовка общего и детального плана исследования с детализацией глав, подпунктов, предназначения каждого из них и пр.

В ходе проектирования дипломной работы важно определить основные мероприятия, нацеленные на изучение, освещение темы и решение конкретной проблемы. Планирование ВКР должно упорядочить указанные махинации в сочетании с авторской позицией и гипотезой, полученным решением, специальностью в целом. То есть проектирование и планирование ВКР должны сочетать формальные требования и индивидуальность выпускника, как компетентного специалиста.

Особенности проектирования и планирования дипломной работы как части разработки исследования

Проектирование дипломной работы

Планирование дипломной работы

Выделение проблемы с учетом специфики темы

Выдвижение гипотезы

Определение формальных границ исследования

Разработка научного аппарата проекта

Определение тезисов и мнения автора, его отношения к теме и проблеме

Разработка информационной базы и обоснование авторской позиции

Определение этапов исследования согласно ГОСТ

Построение логики исследования и выделение основных мероприятий

Самым сложным в рамках данного этапа является именно формирование плана исследования и его увязка с формальными требованиями, авторской позицией, выделенной проблематикой, современным положением дел, особенностями объекта исследования и утвержденными границами изыскания (формальными и индивидуальными): разработка глав и подпунктов, их корректного наименования и грамотного тезисного наполнения.

Работа с информационной основой по теме дипломной работы

Разработка дипломной работы немыслима без грамотного подхода к подбору и обработке информационной основы, призванной всесторонне раскрыть тему на основе выделения и писания терминологии, существующих канонов и подходов к решению проблемы, а также индивидуализировать изыскание с учетом особенностей изучаемого объекта и авторской позиции по теме.

О правилах подбора и работы с информацией при подготовке ВКР мы писали ранее. Грамотная разработка дипломной работы фактически равносильно корректной разработке информационной основы, которая заключается в следующем:

  • Подбор надежной, проверенной, достоверной и качественной информации по теме исследования для каждого из разделов с учетом его характера и специфики: для теоретической главы целесообразно использовать научную литературу, разбавляя ее справочными и учебными материалами. Практическая глава должна базироваться на оригинальной, точной и достоверной информации в рамках конкретного объекта исследования. Первоисточники практического раздела должны быть достаточными для постановки и констатации (подтверждения) проблемы, ее диагностики и разработки оптимального и эффективного решения.
  • Грамотный подбор методов исследования с акцентом на имеющиеся информационные ресурсы, доказательную базу: общенаучные, специальные и пр. В дипломной работе важно полагаться на методы «добычи» информации, а также способы ее подачи в тексте (свертывания/развертывания, анализ/описание и пр.) с выделением наиболее важных моментов, фактов, тенденций и пр.
Классическая схема разработки дипломной работы
Классическая схема разработки дипломной работы

Работа с информационной базой дипломного исследования сочетается с такими нюансами, как:

  • Тематическое совпадение, то есть важно, чтобы подобранные ресурсы раскрывали тему полностью, подчеркивали наличие проблемы, классические подходы и методы к ее решению и пр.;
  • Индивидуальность автора. В данном ракурсе не менее важно, чтобы информация, подобранная по теме ВКР, подчеркивала мнение и позицию автора в общем контексте, а также с «проблемной зоны», позволяла обосновать выдвигаемое решение;
  • Информационная база должна соответствовать критериям качества;
  • Все подобранные первоисточники должны быть корректно систематизированы с учетом утверждённого плана исследования, а также грамотно распределены внутри каждого намеченного раздела и подпункта с учетом принципов логики, последовательности, ясности изложения, смысловой нагрузки каждого фрагмента и его роли в ВКР в целом. То есть применение каждого первоисточника должно быть взвешенным. Обоснованным и уместным. Поэтому автору предстоит не просто собрать максимум материалов по теме ВКР, но и выделить основные первоисточники, распределить их согласно намеченной структуре и логике НИР, а также корректно переработать и изложить, упомянуть и оформить (цитирование, заимствование и пр.);
  • В тексте должны присутствовать не просто труды иных исследователе ученых, но и личный опыт автора (описание его концепции и предложений по решению проблемы, результаты эксперимента, прогнозы и пр.), а также выводы исследователя, подчеркивающие: что он узнал, чему научился, что предпринял, какие результаты получил, насколько они эффективны и полезны и пр. То важно сочетать информацию и авторское мнение, позицию, реальные доказательства по теме исследования.

Работа с информационной основой в ходе разработки дипломного проекта сводится к классической триаде: поиск – обработка и систематизация – оформление. Но в каждом из указанных этапов должна присутствовать «изюминка», отражающая актуальность и значимость темы, позицию автора и его гипотезу, эффективность предлагаемого решения (его оригинальность, инновацию, уместность, реалистичность и необходимость). В тексте ВКР выпускнику предстоит придерживаться уже существующей «научной позиции» и развивать/совершенствовать ее или же выбрать оригинальный путь, ранее не проверенный, увязав каждый шаг с конкретными аргументами и фактами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности разработки дипломной работы на этапе оформления

Казалось бы, разработка ВКР кроется в формировании сугубо основной части, но на самом деле собрать и изложить информацию еще недостаточно. В процессе оформления исследования согласно действующим требованиям ГОСТ важно не утратить собственное мнение и позицию, отношение к проблеме и даже с учетом формальных, бюрократических неурядиц, сохранить эту оригинальность в тексте исследования.

Варианты подачи информации в дипломной работе
Варианты подачи информации в дипломной работе

Во время оформления дипломной работы (если рассматривать данный этап именно как часть разработки проекта) автор может быть вынужден вносить некоторые коррективы:

  • Для соответствия научному стилю: изменение формулировок, методов использования первоисточников (заимствование, копирование, перефразирование, цитирование и пр.);
  • Для соответствия общим визуальным параметрам (техническим): шрифт, настройка параметры страницы, нумерация, оформление отдельных боков (текст, списки, таблицы, графические материалы и пр.);
  • Для оптимизации структуры и объема исследования: сокращение или дополнение отдельных моментов с учетом их роли в проекте, выделение авторской позиции и выводов, исключение второстепенной информации или ее добавление и пр.;
  • Для достижения необходимого уровня уникальности текста: изменением приемов по задействованию материалов (сокращение цитат, увеличение доли легального заимствования и пр.), переработка текста и новая подача информации, преобразование текста в таблицы и графические материалы, корректное оформление цитат и пр.

Таким образом, разработка дипломной работы начинается с выбора темы и заканчивается сдачей материала на защиту – в проверенном, подшитом виде, одобренном научным руководителем, нормоконтролерами и профильной кафедрой.

Особенности разработки дипломной работы

Разработка дипломной работы – процесс осознанный, тщательно продуманный, учитывающий массу факторов: начиная от авторского мнения и заканчивая формальными критериями и ГОСТами.

Реализация столь важной миссии может сопровождаться следующими особенностями:

  • Введение. Несмотря на то, что данный раздел находится перед основной частью, его выполнение производится только после проведения всего исследования. Самой главной ошибкой выпускника является то, что он начинает ВКР с написания вводной части, что априори неверно. В данном разделе целесообразно констатировать ход изыскания, а полученные результаты (их эффективность, ценность, новизну, возможности применения) описать в заключении;
  • Выводы. При разработке дипломной работы важно обратить внимание на выводы: они должны вписывать в общий контекст и структуру раздела, проекта в целом, а также отражать авторскую позицию, мнение по теме/проблеме, обосновывать каждый этап и его результаты, подталкивать к дальнейшим действиям;
  • Взаимодействие с научным руководителем. В данном случае важно уметь как отстаивать свою точку зрения в рамках исследуемой темы, так и уметь находить компромиссы, учитывать замечания и советы куратора;
  • Объем дипломной работы. Автору предстоит раскрыть тему исследования с учетом качественных и количественных ограничений: важно уложить в рекомендуемые объемы, в противном случае могут возникнуть проблемы с допуском к итоговой аттестации или дополнительные вопросы на защите, замечания и пр.;
  • Презентация. Подготовка сопутствующих материалов на защиту также является частью разработки ВКР. При выполнении презентации важно выделить самые важные моменты по результатам изыскания и вынести их преимущественно в графической или табличной форме. На визуальное восприятие выносятся факты и тенденции которые точно будут освещены в ходе доклада и защиты ВКР. Как правильно подготовить презентацию, читайте в нашем блоге в соответствующей статье.
  • Защитная речь. Данный шаг (после допуска дипломной работы к защите) является завершающим в разработке аттестационного проекта. Здесь важно учесть такие моменты, как: проблематика и доказательная база, тенденции и авторская позиция, результаты (их эффективность и возможности применения), сочетание итогов и цели проекта, а также совпадение защитной речи с презентацией (или раздаточным материалом).

Таким образом, разработка дипломной работы начинается с этапа выбора темы и заканчивая итоговой аттестацией выпускника. Она немыслима без проектирования и планирования, оперативных корректировок и доработок, грамотного подхода к оформлению и защите. Необходимость изменения хода исследования, информационной базы и способов интерпретации могут возникнуть на любом этапе выполнения проекта. Притом разработка ВКР должна привести к определенному результату – успешной защите и обретению дипломантом соответствующей квалификации.


Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!